§ 8. АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО (VI-IX вв.)
Архитектура. Это слово по-латыни означает
«строительное
искусство». А оно подразумевает строительство высотных красивых
сооружений, построенных по сложному проекту. Значение слова «искусство»
всеобъемлюще, потому что у искусства много направлений: искусство слова,
музыкальное искусство, военное искусство и др. А в области архитектуры широко
применяется понятие «зодчество». Помимо этого такие виды искусства, как живопись,
скульптура и прикладное искусство органично развиваются вместе с архитектурой.
Эти виды искусства применяются для красочной отделки и украшения архитектурных
сооружений.
В результате археологических раскопок
средневековых городов Тараз, Кызылозен, Куйрыктобе, Баба-Ата и Костобе обнаружены
остатки каменных фундаментов жилых домов, которые дают ясное представление о
достаточно высоком уровне архитектуры и строительства в то время.
В Жамбылской области
сохранился фундамент сооружения Акыр-
тас,
строившегося в VII-YIII
веках и
не законченного до конца. Памятник был возведен из прямоугольных каменных
блоков. Его середина была задумана как ясли (выемка для корма скота), сложена
из мелких камней и глины. Поэтому местные жители назвали памятник Акыртас
(Каменная кормушка).
Как считает академик К. М. Байпаков,
исследовавший этот памятник, он был сооружен в эпоху Карлукского каганата, примерно
в 766-893 годы, и так и не был завершен. Площадь сооружения 180x205 м. Система строения состоит из
четырех частей и множества помещений. Ширина внешнего ограждения 5 м, внутреннего
- 3-3,5 м.
Сардоба
Якка. |
Как повествует одна народная легенда,
влюбленный в прекрас- ную девушку джигит по имени Алан-Хазар в знак взаимной
беспредельной любви решил возвести из камня величественное сооружение. Чтобы
облагородить скудную растениями землю вокруг сооружения, он прорыл канал от
реки Талас. Однако по неизвестной причине возведение сооружения Алан-Хазаром
не было завершено. Несмотря на незаконченность Акыртаса, это сооружение
является образцом смелого архитектурно-строительного решения для своего
времени.
Несколько меньшим Акыртаса по размерам
выглядит архитектурное сооружение Билеули, которое находится на границе между
Казахстаном и Каракалпакией.
Вдоль караванных путей и
скотоводческих кочевий хорошо сохранились купольные полуподземные сооружения
над колодцами, построенные для путников и скотоводов. Такое сооружение по-персидски
называется «сардоба»,
что означает надстройку над колодцем. Наиболее известны, например, две таких
сардобы: однокупольная и многокупольная Мырзарабапг, многокупольная Якка. Купола вплотную
смыкаются друг с другом. Обе купольные сардобы спроектированы наподобие юрты.
Они находятся вдоль древнего Мырзашольского караванного пути. Сардоба Якка была
построена близ постоянных стоянок скотоводов. Это сооружение предназначалось
для хозяйственных нужд. Купольные завершения таких сардоб нашли широкое
распространение по всей территории Казахстана.
|
Религиозное
зодчество. Одним
из направлений развивавшегося архитектурного искусства и строительства в
Казахстане в VI— IX веках были сооружения, связанные с религиозными верованиями.
Памятники в стиле дын
- это разновидность зодчества доисламского периода. Строения в стиле дын
напоминали юрту, стены которой были выложены из камня. Преимущественно они
возводились в VIII веке в период существования Кимакского и Карлук- ского
каганатов. Такие архитектурные памятники в основном сохранились в Центральном
Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Ман- гистау. Обычно дыны сооружали на месте
захоронения людей. При археологических раскопках из захоронений извлечены
останки умерших, кости скота, орудия труда и оружие.
На месте городов Акбешим и Суяб
найдены остатки буддийских храмов. Предположительно, они были построены в
конце VII и начале VIII веков. Размер Акбешимского храма 76x22 м. Храмы были очень удобны для
молящихся. Стены украшены изображениями Будды. Также в стенах были сделаны
специальные ниши для скульптур Будды. Найдены два обломка статуи. Длина головы
с туловищем, вместе взятых, составляла 2,5-3,0 метра, что свидетельствует о
том, какое значение придавали верующие религиозным обрядам и как глубоко
поклонялись Будде.
Руины храмов и других религиозных
верований были обнаружены в Таразе. Наличие таких архитектурных сооружений,
относящихся к различным религиозным направлениям, объясняется пролеганием
через территорию Казахстана Великого Шелкового пути.
Судя по археологическим раскопкам,
исламские мечети стали строиться со второй половины IX века. Доказательством
этого являются остатки мечети на кургане Баба-Ата близ
одноименного села в Сузакском районе Южно-Казахстанской области, на северных
склонах Каратау. Здание пятикупольное. Снаружи оно красиво выложено кирпичом.
Как по своему проекту, так и по отдел-. ке, оно отличается от других архитектурных
сооружений религиозного назначения. Это говорит о том, что на юге Казахстана и
в
Дынский мазар
(надгробный памятник). |
|
Жетысу развитие религиозных
верований привело к формированию своего характерного стиля строительства
исламских религиозных сооружений.
Изобразительное искусство. Развитие этого вида искусства находится
в прямой зависимости от развития архитектуры и строительства. Однако
изобразительное искусство появилось гораздо раньше, чем архитектура. Древние
представители этого вида искусства разукрашивали изображениями и различными
знаками предметы обихода еще в эпоху бронзы. Например, украшали гончарные
изделия. С развитием архитектуры орнаменты и узоры стали наносить на
строительные материалы. Об этом свидетельствуют орнаменты и узоры, нанесенные
на строительные материалы дворцового комплекса города Костобе. Самым
распространенным видом архитектурного украшения являлась художественная
отделка способом углубления в толстом слое глиняной штукатурки. Стены
помещений украшались различными орнаментами в виде растений или геометрических
фигур.
При раскопках города Куйрыктобе близ
Отрара были обнаружены резные орнаменты по дереву. На досках, украшавших арки
зала для торжеств, и потолках были изображения богов разных религий. Все они
были посвящены сюжетам религиозного и мифологического содержания.
|
|
|
Другое
направление изобразительного искусства на территории Казахстана - это наскальные
изображения (петроглифы) древних тюрков. По своему содержанию они делятся на
две группы: первая - сцены с изображениями всадников, облавных охот на зверей,
перекочевок и поединков; вторая - изображения диких зверей.
Изображение образов
воинов-всадников со знаменами отражает военно-политический характер тюркских
каганатов. Словом, наскальные образы воинов символизируют их героический дух,
показывают далекую, полную военными событиями и воинской доблести эпоху
средневековья.
Скульптура. В тюркскую эпоху в Казахстане широко
развивалось и искусство скульптуры. В древнетюркских письменах каменные
скульптуры называли «балбал»,
а в орхонской письменности - «балбык».
Позднее их стали называть «кемпиртас»
(«каменная старуха») или «таскелиншек»
(«каменная молодуха»). Эти каменные изваяния имеют важное
историко-познавательное значение. В тюркскую эпоху они заключали в себе особое
идейное содержание, которое до сих пор полностью еще не раскрыто. Поэтому
пока считается, что слово «балбал» в тюркских надписях означает «каменная скульптура».
Такие каменные скульптуры часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу.
«Балбалы» устанавливались на месте захоронений знатных людей и военачальников.
Автор письменного памятника «Письмена Культегина» Йолыг- тегин об установлении
скульптуры Бильге-кагану писал: «Отцу - кагану я возвел балбык». Из этого
видно, что скульптуры каменных изваяний в Казахстане появились гораздо раньше,
чем во многих европейских странах.
Найденные на месте жетысуйских городов
средневековья скульптуры Будды были вылеплены из глины, затем они обжигались,
лицо выкрашивалось красным цветом, а глаза и брови - черным. Развитие
скульптурного искусства у тюрков передает их мировоззрение и внутреннее
мировосприятие, характерные для эпохи их существования.
Прикладное искусство. Еще одна композиционная часть архитектуры
- это прикладное искусство. Городские и степные мастера-ремесленники в своих
изделиях широко использовали этот вид. искусства. Особенно были распространены
искусство терракоты
(производство керамики из обожженной цветной глины), художественная
керамика, мелкая пластика. Очень разнообразны были разновидности
орнаментов. Некоторые из них носили религиозномагический характер. Подобные
орнаменты использовались для художественной отделки и внутреннего и внешнего
украшения архитектурных сооружений. Если художественной керамикой украшались
обычно стены, то мелкая пластика, терракота приклеивались в качестве украшений
в разных местах архитектурных сооружений.
Терракота представлена образами людей
с характерными типами лиц, причесок и одежды. Большинство из них принадлежали
тюркам и согдийцам. Встречаются изображения и Будды. Характерной особенностью
является то, что на крышках оссуариев (сосудов из глины или камня, в которых
хранятся кости умерших) ручки делались в виде человеческих голов.
Прикладное искусство использовали при
изготовлении своих изделий и полукочевые, и полуоседлые народы. Особенно
широкое применение оно нашло в украшении и отделке одежды, ремней и поясов.
Такие изображения ремней и поясов часто встречаются на каменных изваяниях тюрков.
Они являлись не только предметами одежды, но и образцами художественной
культуры. Обычно во всю длину эти пояса и ремни украшались орнаментами, которые
своей изящностью и красотой производили неизгладимое впечатление.
Таким образом, тюрки в своем искусстве широко
использовали достижения оседлой культуры Средней Азии. Они переняли у согдий-
цев образцы растениевидных орнаментов и развили их дальше. А на согдийцев также
оказала свое влияние культура тюрков.
1.
Что
такое архитектура?
2. Раскройте смысл понятия «искусство».
3. В каких городах были возведены наиболее значительные архитектурные сооружения?
4. Что за сооружение
Акыртас?
5. С какой целью были
построены сардобы Мырзарабат и Якка?
6. Что можно отнести к
сооружениям религиозного назначения?
7. Что относится к
изобразительному искусству?
8. Расскажите о
памятниках скульптурного искусства.
9. Что вы узнали о
прикладном искусстве?
Вопросы для
самопроверки
1. Назовите
архитектурное сооружение, которое находится в 40 км от г. Тараз:
A.
Акыртас
D. Якка
B.
Билеули
Е. Сардоба
C. Мырзарабат
2. Что такое «сардоба»?
A. жилое помещение для
стражников
B. место проведения
обрядов
C. надстройка над
колодцем
D. купольное сооружение
E. стойло для лошадей
Составьте таблицу
по пройденному параграфу, согласно предложенных в таблице вопросов.
|