§ 1. ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (553-603 гг.)
Территория Тюркского каганата. Сформировавшийся в начальный
средневековый период в Евразии Тюркский каганат занимал огромную территорию,
начиная с востока Алтая и заканчивая западным побережьем Каспийского моря (см.
карту). Господство каганата распространялось на обширнейшие просторы с
юго-восточной границы с Китаем до юго-западной границы с Персией (Ираном). На
этой территории и возникло одно из первых феодальных государств - Тюркский
каганат.
Этнический состав населения. Основное население каганата
представляли тюркоязычные племена. Подавляющее большинство составляли племена
теле (тирек) (общее название многих тюркских племен). Судя по китайским
летописным источникам, от названия «теле» впоследствии произошло название
«тюрк». Поэтому названия «теле» и «тюрк» имеют одинаковые смысл и значение. Среди
тюркоязычных племен в состав населения Тюркского каганата входили более 30
племен теле, в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны и др.
Борьба тюрков за свою независимость. Политическое положение.
Об этом в древних
летописях говорится: «В 545 году к тюркскому - правителю прибыл посланник китайского
императора». Целью визита было установление отношений между двумя правителями.
В это время тюркские племена вели борьбу против господства жужаней (авар).
Тюркский каган (титул правителя у древних тюркских народов) Бумынъ стремился освободиться
от власти Жужанского ханства во главе с каганом Анагуем.
Постепенно
усиливаясь, в середине VI века тюркские племена, заключив союз с китайцами, искали
повод для войны с Жужанским каганатом. С этой це-
лью каган Бумынь
послал своих людей к кагану Анагую с предложением: выдать дочь за него. Узнав
о такой дерзости Бумыня, каган Анагуй вышел из себя и начал унижать его, заявив, как, мол,
осмелился его «плавильный невольник» сделать такое предложение. (Племена,
зависимые от Жужанского каганата, платили ему дань железом.)
Этого
отказа и ждал тюркский ка- ган. Посчитав себя обиженным, он объявил войну
жужанскому кагану, чтобы освободить тюрков от былого подчинения жужаням. В 552
году тюркский каган Бумынь совершил поход против врага и наголову разбил его
войска. Опозоренный поражением, каган Анагуй покончил жизнь самоубийством.
I Госле этой крупной победы Бумыню был
присвоен титул «елхан» - «всенародный хан». Однако в конце 552 года Бумынь
умер, и его место занял его сын Кара-Еске, который также вскоре скончался при
невыясненных обстоятельствах.
Несмотря на поражение, Жужанский
каганат неоднократно организовывал походы против тюрков. Но все они
оканчивались безрезультатно. А при тюркском кагане Мукане осенью 553 года
жужани потерпели еще одно сокрушительное поражение, после чего Жужанский
каганат сильно ослаб и пришел в упадок. С этих пор тюрки стали единоличными
властителями восточной части Великой степи. Затем на севере они покорили земли
кочевых племен, простиравшиеся до Саянских гор, а на востоке - вплоть до китай
ской реки Хуанхэ, подчинив себе
племена кайев (татабов), киданей, огуз-татар и др.
В
это время правители Северного Китая, раздробленного из-за междоусобиц на два
государства - Северное Ци и Северное Чжоу, стали платить дань кагану Мукану,
чтобы вызвать к себе его расположение и милость. Так, например, только одна
часть разделенного Китая ежегодно преподносила кагану 100 тюков шелковой
ткани. Поэтому и после смерти Мукана наследовавший его власть каган Тобо с
обоими северокитайскими государствами поддерживал тесные взаимосвязи. Это
свидетельствует о том, насколько сильно было политическое влияние Тюркского
каганата на востоке в 570-580-е годы.
После покорения соседних племен на
востоке тюрки стали совершать завоевательные походы на запад. Младший брат
кагана Бумыня Иштеми
возглавил военный поход 10 тюркских туменов, которыми командовали 10
военачальников, на запад Великой степи. С этими силами он покорил согдийцев, а
затем племена, жившие у северных подножий Алтая.
Таким образом, тюрки уже к 555 году
захватили земли до Аральского моря, не встретив какого-нибудь сильного сопротивления.
За короткое время они завоевали огромную территорию от Китая до Амударьи, весь
Присырдарьинский регион. В Средней Азии эфталиты (оседлые племена Средней Азии,
жившие на землях от Каспийского моря до Северного Индостана и Восточного
Туркестана) оказали тюркам упорное сопротивление, из-за чего тюрки, чтобы
восстановить силы, временно отказались от дальнейших походов. Тюрки полностью
смогли их покорить лишь спустя десять лет - в 563-567 годах.
В 70-е годы VI века
Тюркский каганат расширил свои владения до Северного Кавказа и северного
побережья Черного моря. Таким образом, господство Тюркского каганата во второй
половине VI века в Центральной Азии и Евразии распространилось на огромную
территорию Азиатского континента. И Тюркский каганат не только стал в ряд
таких крупных государств, как Китай, Иран и Византия, но и превратился в
могущественную державу по своему политическому положению.
Хозяйство. Основным видом хозяйства населения
Тюркского каганата было полукочевое и кочевое скотоводство. Зимовки обычно
размещались в пойменных лугах таких крупных рек, как Или, Чу, Талас, Иртыш и
Сырдарья, а также в маловетреных ущельях у
подножий гор. В этих местах обычно находились обильные водные источники, и
тюрки имели благоприятные условия для проведения зимовки и сохранения
поголовья скота в морозные зимние дни. Традиционно выращивалось четыре вида
скота. Животноводческая продукция использовалась для изготовления одежды
(шерсть, шкуры) и в пищу (мясо, масло, молоко). В историческом памятнике
«Письмена Культегина» встречаются сведения и о городских поселениях. Это
доказательство того, что с момента вторжения в Жетысу (Семиречье) и Среднюю
Азию тюрки узнали о городах и постоянных поселениях и часть из них стала
переходить к оседлой жизни. Кроме того, тюркские племена на землях своих
зимовок вдоль берегов крупных рек постепенно стали заниматься земледелием.
Свидетельством этому являются найденные при археологических раскопках в Жетысу
и Южном Казахстане остатки постоянных жилищ. Особенно много месторасположений
зимовок - кентов, в которых жили тюрки, обнаружено на территории близ
современного города Тараз.
Культура. Культура любого народа тесно связана
со спецификой его хозяйства. Не случайно, что кочевой образ жизни и хозяйство
тюрков, связанные со скотоводством, обусловили необходимость создания юрты,
приспособленной к кочевому образу жизни. Ибо такое переносное жилище было
удобным для быстрой сборки или разборки. В зимнее время тюрки на зимовках жили
в землянках, жилищах, выстроенных из камня или камыша.
Основным средством передвижения у тюрков
была лошадь. Поэтому они особое внимание уделяли качественному и практичному
изготовлению конского снаряжения, куда входят сбруя, седло, узда, треножник,
подковы, стремена, разновидности подпорок, подхвостник, нагрудник и др. В
скотоводческом хозяйстве они использовали аркан, коген, жели (виды привязи),
буйда (веревка для вождения верблюда), шылбыр (длинные поводья для привязи
лошади), курук (длинный шест с петлей для ловли лошадей). Такие хозяйственные
принадлежности имелись и у других кочевых народов, занимавшихся скотоводством с
древнейших времен. Все это подтверждается и многочисленными находками,
найденными при археологических раскопках, во время которых в тюркских захоронениях
были обнаружены вышеперечисленные принадлежности кон- екого снаряжения.
Археологические раскопки показали, что
тюрки в V-VII
веках тела умерших
сжигали, а золу, оставшуюся после сжигания трупов, захоранивали, позднее, с
VIII века,.умерших уже начали хоронить в погребениях. Однако в обоих видах
захоронений в места погребения укладывали вещи и предметы, которыми при жизни
пользовались умершие.
Научно доказано, что погребение
умершего путем сожжения было связано с культом поклонения огню. Тюрки верили,
что очищение души человека происходит через огонь. А погребение вещей,
предметов вместе с умершим было связано с верой о потребности их использования
в загробном мире. С другой стороны, это являлось данью уважения к умершим и
поклонением духам предков. О распространенном у тюрков культе поклонения огню
свидетельствует такой исторический факт: когда в Тюркский каганат с
дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его, прежде чем
повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что являлось
обрядом очищения силой огня, так как по тюркским верованиям человек с помощью
очищающей силы огня избавлялся от всяких болезней, злых духов, недобрых
мыслей. Огонь играл важную роль и в целительных обрядах.
Распад Тюркского каганата. Занимавший
огромную территорию, Тюркский каганат не смог превратиться в единое централизованное
государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за
власть внутри династии самого кагана. Воспользовавшись этим, ранее покоренные
тюрками народы поднимались на освободительную борьбу. Однако и среди них не
было ни политического, ни экономического единства. Им также была присуща
раздробленность. По этой причине в 581 году в каганате начались междоусобные
войны. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай и другие
соседние государства совершали частые походы против тюрков. Не сумев
объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные
улусы - владения. В 603 году он разделился на две части - Западт нотюркский и
Восточнотюркский каганаты.
1.
Покажите на карте территорию Тюркского каганата.
2. Как был создан
Тюркский каганат?
3. Каким был этнический
состав каганата?
4. С кем вели войны
тюрки в западном и восточном направлениях?
5. Расскажите о
хозяйстве каганата.
7. Как развивалась
культура в каганате?
8. Каковы причины
распада Тюркского каганата?
Вопросы для самопроверки
1. Когда был образован
Тюркский каганат?
A.
в
542 году D. в
553 году
B.
в 552
году Е. в 563 году
C. в 545 году
2. При каком тюркском
кагане окончательно потерпел поражение Жужанский каганат?
A.
при
Бумыне D. при Мукане
B.
при Анагуе
Е. при Иштеми
C. при Кара-Еске
3. В каком году распался
Тюркский каганат?
A.
в
552 году D. в
581 году
B.
в
545 году Е. в 603 году
C. в 563 году