Глава III. КАЗАХСТАН В ЭПОХУ ЖЕЛЕЗА
ИСТОКИ КАЗАХСКОГО НАРОДА. КУЛЬТУРА САКСКО-
САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН. ЭТНИЧЕСКАЯ АТРИБУЦИЯ
По антропологическим
данным установлено, что в Средней Азии и Казахстане в V в. до н. э. (к этому
времени относятся персепольские рельефы) основная масса населения имела резко
выраженные европеоидные черты. Исключение составляют отдельные племена,
населявшие контактные территории, близко расположенные к основному ареалу
господства монголоидной расы, и Центральной Азии. Такими районами были Северная
Киргизия и юг Казахстана, именно здесь в результате расового смещения
происходила ранняя монголоизация населения. Вероятно, на персепольском рельефе
изображены жители этих регионов. А судя по форме головного убора, в этническом
отношении они могли принадлежать к сакам-тиграхауда или к сакам-пара- дарайя.
Мы считаем, что на рельефе дворца Ксержа в Персеполе изображены саки-тиграхауда
— древние обитатели юга Казахстана, Северной Киргизии и Алтая.
По антропологическому
определению О. И. Исмагулова, захороненный в кургане Иссык имеет характерный
для семиреченских саков европеоидный облик с примесью монголоидных черт.
Возраст его 16—18 лет.
Форма головного убора и
типы предметов украшения на нем дали дополнительные и серьезные аргументы в
пользу локализации саков-тиграхауда.
Акишев К.А. Курган Иссык. Алма-Ата, 1978. С. 67.
ОТРЫВКИ ИЗ "ЭТЕТОМЫ СОЧИНЕНИЯ” ПОМПЕЯ ТРОГА О
КИРЕ И ЦАРИЦЕ ТОМИРИС
Подчинив себе Азию и своей власти весь
Восток, Кир отправился войной в страну саков. В те времена царицей
саков была Томирис. При
набеге врага любая женщина испугалась бы, но только не она.
У Томирис была
возможность не дать врагу переплыть через Окс, но она посчитала так: дать
возможность проникнуть врагу в глубь страны, тогда легче будет их победить и в
случае поражения им будет трудно обратно переправиться через реку.
Кир переплыл со своим
войском реку и, проникнув в глубь сакских земель, развел шатер. На второй день,
сделав вид, что перепугался, бросил шатер и недалеко от шатра приготовил
обильное угощение как для праздника, много вина, а сам ушел. Когда это известие
дошло до царицы, она отправила своего молодого сына, выделив ему одну третью
часть своего войска. Молодой царевич, еще не испытанный в военном деле, дойдя
до шатра Кира, забыл о войне и что враг рядом, и не мог запретить своему войску
не пить вина. Таким образом, саки, не знавшие поражения от оружия, были
побеждены спиртным. Узнав об этом, Кир, вернувшись ночью, убил всех спавших
саков, в том числе и сына царицы. Томирис, потерявшая свое войско и своего
единственного сына, не стала обливаться горькими слезами, решила отомстить за
них врагу. Этому нашелся выход. Она сделала вид что не доверяет своему войску
после поражения и убегает от сражения, затем окружила догонявшего ее Кира с его
войском в ущелье горы, перебила всех персов. Здесь саки перебили около 200
тысяч персов с их царем и не оставили в живых ни одного перса, который бы донес
эту страшную весть на свою родину. Царица положила отрубленную голову Кира в
сосуд, наполненный кровью и со злостью произнесла: "Ты всегда жаждал крови, а теперь
вдоволь напейся ее”. Так она обвинила жестокость царя.
1.
Кир —
персидский царь из династии Ахеменидов, умер в 530 г. до н. э. на притоке
Узбой, где река Амударья впадает в Каспий. В древности по разветвлениям Узбоя
воды Амударьи впадали в Каспийское море.
2.
Томирис
— сакская царица; по источникам она из рода Массагетов сакских племен, которые
сражались с персами. Вначале Кир сватался за нее, чтобы добиться власти над
массагетами, но Томирис отказала ему. Царевича, умершего от руки Кира, звали
Спаргапис. Геродот пишет о нем: "Спаргапис, после того как попал в плен,
умертвил себя”. По его рассказам, эта война была самой жестокой и беспощадной,
в которой участвовали кочевники. Битва длилась до ночи, в конце концов персы
были побеждены.
3.
Окс —
это река, впадающая в Амударью. В те времена Сырдарью называли Яксарт, а позже
Амударью — Жейхун, а Сырдарью — Сейхун.
Юстин. Этетома сочинения Помпея Трога // Вопросы древней истории. 1954.
С. 2—4; 1955. С. 1.
ОТРЫВОК ИЗ "ИСТОРИИ” ГЕРОДОТА
...Кир задумал подчинить
массагетов. Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут
они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Аражом (Сырдарьей),
напротив исседонов.
Царицей массагетов была
супруга покойного царя. Звали ее Томирис. К ней Кир отправил послов под
предлогом сватовства, желая будто бы сделать ее своей женой. Однако Томирис
поняла, что Кир сватается не к ней, а домогается царства массагетов, и отказала
ему. Тогда Кир, так как ему не удалось хитростью добиться цели, открыто пошел войной
на массагетов. Для переправы войска царь приказал построить понтонные мосты
через реку (Аракс), а на судах, из которых состояли мосты, воздвигнуть башни.
Пока войско Кира было
занято этими работами, Томирис велела через глашатая сказать Киру вот это: "Царь
мидян! Отступись от своего намерения. Ведь ты не можешь знать заранее, пойдет
ли тебе на благо или нет сооружение этих мостов. Оставь это, царствуй над своей
державой и не завидуй тому, что мы властвуем над нашей. Но ты, конечно, не
захочешь последовать этому совету, а предпочтешь действовать как угодно, но не
сохранять мир.” Если же ты страстно желаешь напасть на массагетов, то прекрати
работы по строительству моста через реку. Переходи спокойно в нашу страну, так
как мы отойдем от реки на расстояние трехдневного пути. А если ты предпочитаешь
допустить нас в свою землю, то поступи так же. После этого Кир призвал к себе
персидских вельмож на совещание, изложил им дело и спросил совета, как ему
поступить. Все единогласно сошлись на том, что следует ожидать Томирис с ее
войсками здесь на этой земле.
Присутствующий на
совещании лидиец Крез не одобрил это решение, он высказал свое возражение в
таких словах: "Царь! Если ты допустишь врагов в нашу собственную землю, то вот
какая грозит нам опасность: потерпев поражение, ты погубишь всю свою державу.
Ведь совершенно ясно, что, одолев тебя, массагеты не побегут в свою страну, но
вторгнутся в твои владения. В случае же победы над врагом твой успех, думаю,
будет вовсе не так велик, как если бы ты победил массагетов в их стране и не
стал преследовать бегущих. Я хочу сравнить твои преимущества и их: ведь,
разбив неприятеля, ты сможешь прямым путем вторгнуться во владения Томирис. Да
и, кроме того, Киру, сыну Камбиса, было бы постыдно и нестерпимо подчиниться
женщине и позволить ей вторгнуться в твою страну. Так вот, по-моему, нам
следует перейти реку и затем проникнуть в глубь страны, насколько враги
отступят, а затем попытаться одолеть их, поступив вот как. Как я узнал,
массагетам совершенно не знакома роскошь персидского образа жизни и недоступны
ее великие наслаждения. Поэтому-то нужно, думается мне, устроить в нашем стане
обильное угощение для этих людей, зарезав множество баранов, и сверх того
выставить огромное количество сосудов цельного вина и всевозможных яств.
Приготовить все это, с остальным войском, кроме самой ничтожной части, снова
отступить к реке. Ведь если я не обманываюсь, то враги при виде такого обилия
яств набросятся на них и нам представится возможность совершить великие
подвиги.”
В эту сеть попал сын
Томирис Спаргапис со своим войском. Спаргапис, когда вышел хмель у него из
головы, понял свое бедственное положение и попросил Кира освободить его от
оков. Лишь только царевич был освобожден и мог владеть своими руками, он
умертвил себя. Так он скончался.
Томирис же, узнав об
этом, со всем своим войском напала на персов. Эта битва, как я считаю, была
самой жестокой из всех битв между варварами. О ходе ее я узнал, между прочим,
вот что. Сначала, как передают, противники, стоя друг против друга, издали
стреляли из луков. Затем, исчерпав запас стрел, они бросились в рукопашную с
кинжалами и копьями. Долго бились противники, и никто не желал отступать.
Наконец массагеты одолели. Почти все персидское войско пало на поле битвы,
погиб и сам Кир. Томирис приказала найти его тело. Когда тело было найдено,
Томирис наполнила винный мех человеческой кровью, а отрубленную голову Кира
всунула в мех. Затем, издеваясь над покойником, она стала приговаривать так:
"Ты все же погубил меня, хотя я осталась в живых и одолела тебя в битве, так
как хитростью захватил моего сына. Поэтому-то вот теперь я, как и грозила
тебе, напою тебя кровью.” Из многих рассказов о кончине Кира этот мне кажется
наиболее достоверным.
... Массагеты носят
одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях
и в пешем строю. Есть у них обычно также луки, копья и боевые секторы. Из
золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых
секир они изготавливают из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают
золотом. Так же коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же,
удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в
обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и
меди там в изобилии.
...Хлеба массагеты не
сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей ( в реке Аракс чрезвычайное обилие
рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, — это
Солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения
в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо
на свете.
Геродот. История в девяти томах.
Перевод и примечание Г. И. Стратановского.
Л., 1972.
Кн. 1. С. 201, 206, 207, 211, 213, 215.
ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК
Научное историко-культурное
значение иссыкского комплекса находок трудно переоценить.
В результате раскопок
кургана Иссык получена ценная информация для разных направлений гуманитарных
наук: древней истории, истории материальной и духовной культуры, истории
прикладного изобразительного искусства, истории письменности и языка древнего
населения Казахстана. Анализ и обобщение этой информации изменяет некоторые
традиционные взгляды и гипотезы и позволяет по-новому оценить уровень развития
социально-экономических отношений, культуру и искусство древнего общества.
Иссыкские находки по
сохранности захоронения, позволившие воспроизвести с возможной полнотой картину
погребального обряда, реконструировать относительно точно форму народного
головного убора, одежды и обуви и систему расположения их многочисленных
украшений, по высокой технике изготовления предметов искусства и по количеству
найденных золотых изделий являются уникальными.
Особое место среди
находок занимает серебряная чаша с надписью —древнейший памятник письменности
на территории Казахстана. Ныне с гораздо большим основанием, чем прежде, в
науке может быть поставлен вопрос о том, что сакские племена Казахстана еще
более 2400 лет назад знали письменность, хотя еще преждевременны выводы о ее
языковой атрибуции.
Произведения
изобразительного искусства из кургана Иссык являются одной из ярких страниц во
всемирной истории искусств.
...Эти шедевры древней
торевтики были созданы руками мастеров-художников, выходцев из среды сакских
племен Семиречья. По крайней мере у нас нет никаких данных считать их
привезенными, местное происхождение не вызывает сомнения.
Однако семиреченское
происхождение иссыкских и иссык- кульских (барскаунских) находок не снимает
вопроса о мощном влиянии искусства Передней Азии, в частности ахеменидского
Ирана. Влияние это в найденных произведениях искусства, особено в иссыкских,
прослеживается очень четко и неоспоримо.
Иссыкско-сакское
искусство "звериного” стиля — это синкретическое искусство, сплав двух
компонентов: самобытного и заимствованного. Однако в нем, как и во многих
древних искусствах других народов, трудно провести резкую грань между
компонентами, настолько они тесно переплетены и слиты воедино. Иссыкское
искусство создает впечатление давно оформившегося, целостного и, в отличие от
скифского, менее эклектичного.
Вклад евразийских племен
в развитие искусства "звериного” стиля VII—V вв. до н. э. чрезвычайно велик.
Евразия — родина искусства скифо-сибирского стиля VII—V вв. до н. э.
1. До сих пор не была
прочитана надпись на серебряной чаше. Относительно этой надписи среди
исследователей существует двоякое мнение: то ли она написана на древнетюркском
языке, то ли на иранском.
Акишев Н.А. Курган Иссык. М., 1978. С. 85—89.
...Надпись вырезана
острым предметом на внешней стороне серебряной чаши и состоит из 26
руноподобных знаков, расположенных в две горизонтальные строки.
Эти знаки обнаруживают
сходство как со знаками ранних алфавитных письменностей Средиземноморья, так и
с древнетюркскими рунами.
Руноподобная надпись на
серебряной чаше сакского времени является тюркоязычной и читается справа налево
следующим образом: "Старший брат, тебе (этот) очаг! Чужой, опустись на колени!
(Да будет) у поколения пища!”
Эта древнетюркская
надпись сакской эпохи свидетельствует, во-первых, о древнем поминальном
ритуале, связанном с представлением о загробной жизни; во-вторых, о стремлении
народа победить внешних врагов; в-третьих, о их желании жить в достатке.
Ценность этой надписи в том, что она еще раз доказывает, что язык сакских
племен, населявших территорию Казахстана в древности, был древнетюркским и
позволяет пересмотреть традиционное представление об отсутствии алфавитной
письменности у ранних кочевников. Рассмотренная надпись вновь свидетельствует
о том, что тюркский рунический алфавит имеет длительную историю развития, что
еще 2500 лет назад тюркоязычные племена знали его и широко использовали в своей
жизни.
...И наконец, не вызывает
никакого сомнения, что древнетюркская руническая письменность — это та письменность,
которой пользовались наши предки в течение 1500 лет. Имеющиеся в данное время
на руках источники свидетельствуют и убеждают нас в довольно длительном (с
середины I тысячелетия до н. э. и до конца I тысячелетия н. э.) применении
этого алфавита.
Аманжолов А. История тюркской филологии и письменности. Алматы, 1996.
С. 42—43.
КУРГАНЫ "С УСАМИ”
Обширную территорию
Центрального Казахстана в эпоху раннего железа населяли племена, оставившие
удивительно однообразные и устойчивые по форме погребальные сооружения.
На западе и востоке,
севере и юге Сары-Арки, в открытых степях, горных и речных долинах
распространены курганы и насыпи из камня, земли и камня или земли и монументальные
сооружения, получившие в научной литературе не совсем удачное название курганов
"с усами”. В отличие от других памятников Центрального Казахстана оба типа
курганов не составляют больших могильников. В одном могильнике их бывает не
больше 10—15. Соотношение первого и второго типов курганов в могильниках может
быть выражено как один к пяти или десяти, иными словами, на каждый могильник,
состоящий из 3—10 обычных курганов, приходится один курган с каменными грядами.
Такая пропорция соблюдается не во всех районах Центрального Казахстана.
Больше могильников с
курганами второго типа в Улытауском, Шетском, Актогайском и Каркаралинском
уездах Карагандинской области, т.е. в центральных районах Казахского мелкосопчника.
В других, периферийных по отношению к ним районах количество их постепенно
убывает. Вообще ареал курганов с каменными грядами вполне определен и
охватывает на западе район Улытауских гор и верховья р.Ишим, на севере—южные
районы Кокчетавской области, до Щучинска и озера Борового, на востоке — зону
плоских увалов и низкого мелкосопочника Павлодарской области, до районов
Чингизского хребта и его обрамлений. Южная граница доходит до северных районов
Прибалхашья и Бетпак-Далы.
Само собой разумеется,
что рассматриваемая территория является лишь областью наибольшей концентрации
памятников данного типа, но не исключена возможность нахождения отдельных
курганов за ее пределами. Известен, например, случай открытия подобного кургана
в Поволжье. В Южном Казахстане и Семиречье также обнаружено несколько таких
курганов. Этот весьма своеобразный тип погребальных сооружений— один из
основных отличительных признаков тасмолинской культуры, выделяющих ее из
других культур скифского времени как сопредельных, так и более отдаленных
территорий. Чем же он примечателен и каковы его особенности?
В настоящее время можно
считать доказанным, что курганы "с усами” представляют собой сложный погребальный
комплекс каменных сооружений, встречающийся в нескольких вариантах. Он состоит
из основного кургана большого размера и примыкающего к нему с восточной стороны
или расположенного на значительном расстоянии малого кургана небольшой высоты и
отходящих от него на восток двух каменных гряд шириной 1,5—2 м и длиной от 20
до 200 м и более. Каменные гряды имеют форму полудуг и часто в начале и конце
ограничены круглыми каменными сооружениями курганного типа. Таким образом, в
понятие курганов "с усами” входят три составные части, или элементы
искусственных сооружений: большой курган с погребением человека, малый с
захоронением коня и глиняным сосудом и каменные гряды. Рассмотрение в
отдельности какой-либо составной части в конечном счете приводит к
неправильному пониманию всего комплекса в целом. Именно в этом и состоит
основная ошибка исследователей, определявших курганы "с усами” как памятники
только ритуального назначения.
1. Тасмолинская культура
— это своеобразная культура, созданная скифо-сакской этнической группой. Такая
культура была широко распространена в степных областях Казахстана. Курганы в
основном построены из камней и возникли, вероятно, с формированием единых
родов, племен. В курганах ценные вещи встречаются очень редко. В основном в
них находятся конский скелет или его отдельные кости (череп, кости ног), или
конские атрибуты: узда, различные струйные пряжки и т.д. В малых курганах
обнаружены место очага, зола обгоревшего дерева. Направленность каменных
курганов на восток и их овальный вид привели к возникновению различных гипотез
среди ученых. Курганы "с усами”, часто встречающиеся в Центральном Казахстане,
неполностью раскрыли свои тайны.
Кадырбаев М.К. Памятники тасмолинской
культуры.
Древняя культура Центрального Казахстана.
Алма-Ата, 1966.
С. 307—309.
ОТРЫВОК ИЗ "ИСТОРИИ” ГЕРОДОТА ОБ АМАЗОНКАХ —
ЖЕНЩИНАХ-ВОИТЕЛЬНИЦАХ
Согласно легенде эллины
вели войну с амазонками. После победоносного сражения при Фермодонте эллины возвращались
домой на трех кораблях, ведя с собой амазонок, сколько им удалось захватить
живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили мужчин. Однако
амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем,
парусами и веслами.
... Они носились по
волнам и, гонимые ветром, пристали наконец к Кремнам на озере Меотида. Кремны
же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег
и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили
его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.
...Наконец скифы поняли,
что им не победить амазонок и, посоветовавшись между собой, послали к ним
приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. Амазонки,
воссоединившись со скифами, переправились через Танаис (Дон) и образовали свою
страну, которая позже стала называться "Страной савроматов.” Савроматские
женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они
верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.
Савроматы говорят
по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык.
Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока
не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что
не в состоянии выполнить обычай.
1.
Саероматы — народность, родственная сако-скифским
племенам, населявшая Западный Казахстан и берега Волги. В курганах, построенных
ими, было найдено очень много оружия. Легенда об амазонках, связанная с
савроматами, наводит на интересные мысли.
2.
Эллины — это древние греки. Они в легенде могли
оказаться случайно. Греческие писатели скифских богатырей называют Гераклом, а
Всевышнего — Зевсом.
Геродот. История в девяти томах. М., 1972.
Гл. 4-я. С. 110—117.