Глава I. КАЗАХСТАН В КАМЕННОМ ВЕКЕ
ДРЕВНИЙ КАЗАХСТАН
Жизнь людей в эпоху
палеолита. Памятники нижнего палеолита хребта Каратау в Южном Казахстане имеют
огромное значение для понимания той древнейшей стадии развития человеческого
общества, которая последовала за выделением человека из сообщества наиболее
развитых приматов.
В своем развитии
первобытнообщинный строй на территории Казахстана, как и в других странах,
прошел ряд закономерных исторических эпох, о чем свидетельствуют многочисленные
каменные комплексы, которые сохранились до наших дней в виде отдельных
местонахождений и стоянок. Эти открытия доказывают, что история Казахстана,
подобно истории более южных районов Старого Света, уходит своими истоками в
древнейшее прошлое человечества. Время их существования на территории нашей
республики совпадает с шелльско-ашельской эпохой нижнего палеолита, хотя
обозначить четкие абсолютные хронологические рамки этой эпохи в Казахстане в
настоящий момент довольно трудно, учитывая особенности залегания
палеолитического материала. Памятниками этого времени являются местонахождения
Борикказган, Акколь, Келсер I, Танирказган и Шабакты.
Важное значение имеет
исследование таких ашельско- мустьерских местонахождений, как Токалы,
Кзылрысбек, Дегерез и др. Каменные изделия последних местонахождений наряду с
архаичными чертами обнаруживают и новые, обусловленные технологическими
чертами, леваллуазско- мустьерские формы орудий.
На основании результатов
исследований орудий нижнего палеолита Южного Казахстана Х. А. Алпысбаев склонен
считать ошибочным мнение Г. Мортилье о том, что ручное рубило было
первоначальным универсальным орудием. Таким было скорее каменное рубящее
орудие. При помощи отбивки люди научились создавать первые каменные рубящие
орудия, подобные тем, которые иногда встречаются в природе. Сначала это были
односторонние (унифасные), а затем двусторонние (бифасные) рубящие орудия.
Позднее из двусторонних (бифасных) рубящих орудий изготавливали грубые ручные
рубила с зигзагообразным рабочим краем. Подобная эволюция приемов обработки
орудий отмечается не только в Южном Казахстане, но и в Индии, Бирме, Восточной
Африке. Своими корнями она глубоко уходит в так называемый олдувайский период
нижнего палеолита, когда указанные орудия существовали наряду с двусторонними
рубящими орудиями и проторубилами, обработанными с двух сторон, т.е.
существовали две традиции нижнего палеолита. Таково и новое местонахождение
Кэхэ в Китае.
Акколь. Это
местонахождение, открытое в 1961 г., расположено в 170 км к северо-западу от
г. Тараза (Джамбула) и в 13 км к западу от с. Акколь ("Белое озеро”), на
поверхности широкой куэстовой возвышенности, протянувшейся на 5 — 10 км с
юго-востока на северо-запад, в 8 км к югу от одноименного озера. Высота
возвышенности — 473—500 м над уровнем моря, ее западные оконечности, более
крутые, поднимаются над окружающей местностью на 80—100 м; восточные склоны
пологие, постепенно снижаются до окружающих куэсты аллювиальных отложений.
Группирующиеся скопления
каменных орудий были открыты на отдельной плоской седлообразной вершине. На
площади 20 х 10 м собрано 117 изделий древнего человека, среди которых
преобладают крупные отщепы (длина их иногда превышает 20 см). На поверхности
всех предметов наблюдаются глубокие следы выветренности и глубокая палево-серая
или темно-желтая патина, некоторые предметы имеют особенно интенсивную
патинизацию. Около 43,5% предметов, собранных на Акколе, сохранили желвачную
корку. Отходов производства здесь сравнительно немного, что говорит об отборе
материала древним человеком. Преобладают орудия из галек и неправильные отщепы.
Древние поселения
Каратау. На территории Казахстана не были найдены останки древнего человека.
Однако палеогеографическое положение на юге Казахстана было очень благоприятным
для существования древних людей. Доказательствами того являются каменные орудия
самой древней эпохи, найденные в Южном Казахстане (похожие на памятники,
найденные в Юго-Восточной Азии и Африке), и останки древнего человека и кости
зверей, найденные в пещере Чжоу-коу-дянь в Китае.
Район Каратау был
благоприятным местом для проживания древних людей. Ледниковый период не дошел
до Каратау. Ранее в этом регионе обитали различные виды животных и было много
плодоносящих растений. На северовосточных склонах Малого Каратау чаще
встречаются поселения людей, особенно в тех местах, где есть рудники кремния.
Кремний известен как сырье из чего изготавливались орудия в древнюю эпоху. В
радиусе 5—10 км были найдены 12 поселений палеолита и 5 тысяч с лишним орудий
из кремния. Памятники древнего палеолита встречаются в Шабакты, Танирказгане,
Борикказгане, Акколе, Казангапе.
Около 700 тыс. лет назад
поселения людей были густо расположены и в Центральном Казахстане. Множество
каменных орудий этой эпохи было найдено в верховьях реки Есиль и в местности
Батпак, что в северном направлении от Караганды.
Алпысбаев Х.А. Памятники нижнего палеолита Южного Казахстана. Алма-Ата,
1979. С. 27, 30, 32, 188, 189.
ЭВОЛЮЦИЯ НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКОВ В КАЗАХСТАНЕ
Множество стоянок нового
каменного века и обилие каменных орудий говорят о кочевом образе жизни племен.
На кочевой образ жизни охотников, собирателей постоянно влияли различные
явления, но установить эти явления в археологии и древней экологии невозможно.
В иероглифах нового каменного века изображались не только животные, традиции
охотничьих общин, но и иерогамические сцены с участием людей. Это была одна из
наиболее актуальных тем искусства того времени. Придавалось большое значение и
сценам погони за архарами и оленями с собаками.
Изображения мужчин,
запрокинувших головы, с протянутыми к небу руками и другие символы, связанные
с
солнцем, доказывают, как
широко было распространено солнцепоклонение...
В искусстве нового
каменного века женщина, как правило, изображена в роли жрицы-матери. Женская
хитрость и властность иллюстрируются рисунком, где она изображена рядом с дикой
свиньей. Обнаженная женщина хрупкого телосложения изображена с палкой в высоко
поднятых руках, испускающая сияние на дикую свинью. Еще в одной композиции с
таким же смыслом женщина с посохом испускает сияние на мужчину.
Медоев Г. Гравюры на скалах.
Алма-Ата, 1979. С. 169.