IV. ПОСТМОДЕРНИЗМ В УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОГО ТОТАЛИТАРИЗМА
Постмодернизм (от лат. post — после, фр. moderne — новейший, современный) — термин, используемый для определения современной ситуации в культуре и мироощущении человека XX в., которые характеризуются такими признаками, как фрагментарность мировосприятия, разорванность сознания, представление о мире, как о хаосе и абсурде, а об истории — как о цепи случайностей, недоверие к традиционным ценностям и авторитетам, разочарование в действительности, сопровожд аемое иронией и самоиронией. Постмодернистские произведения выделяет также игровое начало, основным принципом их построения становится интертекстуальность. Основополагающим для постмодернизма является представление «мира как текста», действительности, которая создается исключительно посредствам языка. Русский постмодернизм представлен такими уже всемирно известными именами, как А. Синявский, Вс. Некрасов, Виктор и Венедикт Ерофеевы, И. Бродский, Т. Толстая, Л. Петрушевская, С. Довлатов, В. Маканин, Саша Соколов, В. Сорокин, В. Пелевин, Д. При- гов, Л. Рубинштейн, С. Гандлевский, Т. Кибиров и др.
Черты постмодернизма
в культуре и литературе. Поэтика постмодернизма многослойна. Появляются
новые, гибридные литературные формы за счет соединения как равноправных языков
литературы с языком науки, создания произведений на грани литературы и
философии, литературы и литературоведения, литературы и истории, литературы и
публицистики. Скрещиваются жанры высокой и массовой литературы. Преобладающими
в поэтике становятся цитатно-пародийный язык, растворение голоса автора в
голосах персонажей, снижение классических образов, иронизирование и
пародирование, «лабиринтная», как бы несистематизированная, антииерархичная
композиция текста, толерантность, амбивалентность авторской позиции.
Достаточно интересную, оригинальную, в чем-то даже эпатирующую литературу создают писатели, поэты и драматурги второй и третьей волны постмодернизма, обретшие, наконец, полную свободу творчества.Особенности русского литературного постмодернизма. В одних литературах мира постмодернизм занял господствующее положение, в других — гораздо более скромное, в третьих — так и не возник. Постмодернизм оказался достоянием, главным образом, динамично развивающихся литератур, имеющих большой и разнообразный опыт модернизма. Родина постмодернистской литературы — Америка, но можно отметить феномен его ускоренного развития и в русской литературе, где наличествует тенденция к культурной открытости, космополитизму, новому мышлению.
Западный
постмодернизм относительно оптимистичен, использует образцы массовой культуры,
с ее тяготением к happy- end’y. Русский
постмодернизм складывался в неблагоприятных социо-культурных условиях тоталитаризма,
отсюда его социальный пессимизм. Преобладающие настроения русского постмодернизма
— чувство напрасно прожитой, упущенной жизни: «Я оглядел пустой чемодан. На дне
— Карл Маркс. На крышке — Бродский. А между ними — пропащая, бесцельная,
единственная жизнь» (С.Довлатов). «Персонажи этой литературы — измученные,
некрасивые, несчастные — вызывают у авторов иронию, горечь, жалость, ту
пронзительную жалость, которую вызывают подчас животные — беззащитные и
обиженные»,— пишет литературовед Р. Глинтерщик. Постмодернистские литературные
произведения «переполнены» темами, ранее запретными (смерть и ее физиология,
изнанка семейной жизни, нищета, борьба за выживание и т. д.). Эстетическая
новизна этого искусства в том, что «ужасное» изображается как повседневная
бытовая норма.
Стихия тотальной
постмодернистской иронии связана с народной смеховой культурой. Это
контркультура, альтернативная советской государственной серьезности, значительности,
чувству ответственности. Смеховая культура андеграунда противостояла гнетущему
народ постоянному унижению. Карнавальное мироощущение всегда возникает в
период освобождения сознания народа. Уже в 60 годы, с началом оттепели, поднялась
волна антисоветских анекдотов, появились первые постмодернистские тексты с их
иронией и шутовством (Абрама Терца, Сергея Довлатова и др.). А «начиная с
горбачевской перестройки, стихия карнавала,— пишет Р. Глинтерщик,— захлестнула
российскую жизнь: это были разнообразные разоблачения (короля — Ленина, вождя
— Сталина), площадное действо митингов и демонстраций... Всеобщий смех
становится средством десакрализации власти и довершает духовное освобождение
народа, принося в то же время и горечь потери целостности мировоззрения».
Русский постмодернизм более политизирован, чем западный. Десакрализации и
пародированию подвергаются прежние «святыни») мифы советской идеологии и
литературы, советские языковые штампы.
В СССР постмодернизм
возник в те же годы, что и на Западе, и развивался по тем же законам. Но
русский постмодернизм считается за рубежом самым авангардным. По наблюдению
литературоведа В. Курицына, он «очень часто манифестируется через радикальные,
подчеркнуто эпатирующие приемы». В развитии постмодернизма в русской литературе
можно выделить три периода:
1.
Конец
60-х — 70 гг. — период становления;
2.
Конец
70-х — 80 гг. — утверждение в качестве литературного направления;
3.
Кконец
80-х — 90 гг. — период легализации.
Начиная с момента
возникновения и в течение двух десятилетий (первый и второй периоды) русский
постмодернизм был явлением андеграунда (подпольной культуры), и о его существовании
знали немногие. За эти годы был создан большой пласт постмодернистских
произведений. В период гласности осуществляется легализация постмодернизма, к
первому и второму поколению постмодернистов добавляется третья волна (преимущественно
это «тридцатилетние» и «сорокалетние» авторы)* По отношению ко всему массиву
современной русской литературы постмодернизм — своеобразное западничество,
свидетельство приверженности новой индивидуалистической модели культуры и
цивилизации.
Современная русская
культура разделилась на сторонников и противников постмодернизма. Старшее
поколение и совсем молодые российские авторы, как правило, не приемлют постмодернистского
стиля — ни в литературе, ни в поведении, противопоставляя «насмешникам»
благоговейное отношение к традиционным литературным ценностям. Поэт Ю. Арбатов
уже в 1994 году свою статью о постмодернизме закончил так: «Консервативная
тенденция возьмет верх, то есть будет восстановлена духовная вертикаль,
наверху которой — Бог, а ниже — все остальные». Да и сами
художники-постмодернисты уже ощущают исчерпанность этой эстетической парадигмы
и с интересом вглядываются в тексты литературной молодежи.
Теория литературы.
Массовая литература — это ценностный
«низ» литературной иерархии, специфическое социо-культурное явление (отлаженная
индустрия, специализирующаяся на серийном выпуске стандартизированной
литературной продукции развлекательной, а иногда и пропагандистской
направленности), литературное явление, имеющее особую организацию:
тиражирование популярных жанрово-тематических канонов с трафаретными сюжетными
схемами, общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых
клише. Массовую литературу часто трактуют как псевдоискусство, неоригинальную,
художественно неполноценную литературу, потребители которой — люди с низким
культурным уровнем и неразвитым эстетическим вкусом. К жанровому репертуару
массовой литературы обычно относят: детектив, шпионский роман, боевик
(криминальный роман), фэнтези, триллер (роман ужасов), любовный, дамский,
сентиментальный роман, костюмно-исторический роман с элементами мелодрамы и
т.п.
Массовая
литература возникает в результате расслоения культурной жизни. Значимым
социо-культурным феноменом она становится лишь в индустриальную эпоху нового
времени. Рост городского населения, значительное увеличение уровня грамот-
носги привели к возникновению массовой читательской аудитории. С начала XX
века в России эта аудитория (средний класс и простонародье) и Становится
главным потребителем и заказчиком подобной литературной продукции.