ЭСТРАДНАЯ ПОЭЗИЯ. АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ ВОЗНЕСЕНСКИЙ (р. 1933)
Конец 50-х — начало 60 годов были временем романтических надежд, вызванных бурным развитием НТР. Казалось, что вместе с открытиями в науке рождается новое искусство, новое мироощущение и — новая поэзия. Она была проникнута духом новаторства и раскрепощения человека от власти устаревших и изживших себя социально-общественных и морально-эстетических догм. Эта поэзия буквально ворвалась на эстрадные трибуны, призывая слушателей к обновлению жизни.Вторая половина XX столетия осталась в истории как время грандиозных научных открытий. Человечество впервые вырвалось в космическое пространство и явственно осознало себя лишь частью необъятной и возможно заселенной Вселенной. Жизнь вокруг стремительно ускоряла темп, наука подарила человеку веру в возможность побывать на других планетах и разгадать секреты космоса. Самое невероятное вдруг оказывалось вполне достижимым и реальным. В эти годы и появляется молодой поэт Андрей Вознесенский, чьи стихи свежо и по-новому отражали это бурное и необыкновенное время. Поэзию Вознесенский определяет как «революцию», как необъятное поле для творчества, эксперимента, как сферу, где возможны самые неожиданные открытия. Поэтому даже банальный пожар в Архитектурном институте, выпускником которого он являлся, воспринимается поэтом, как знамение, как точка отсчета новой жизни, как новая траектория поступательного движения вперед. Пожар в Архитектурном По залам, чертежам,Амнистией по тюрьмам Пожар! Пожар!...... Все выгорело начисто,Милиции полно.Все кончено!Все начато!Айда в кино! Новой поэзии 60-х стало тесно в замкнутом и узком пространстве библиотек, студенческих аудиторий и книжных магазинов, литературных вечеров, и поэты нового времени, в том числе и Вознесенский, «попробовали расширить аудиторию стиха от гостиной до спортзалов». И голос Вознесенского, усиленный микрофоном, в числе многих других, начинает призывно и напористо звучать с трибуны Политехнического института и Лужников, и в этом в равной степени остро ощущались и дыхание нового времени, и дань исторической традиции, ибо, как подчеркивал сам поэт, «российская муза всегда была общественна, исповедальна — не зря ее отождествляли с совестью». Уже в поэзии раннего Вознесенского «искрится и брызжет звуковая энергия стиха» (Л. Озеров), которая передает молодой задор поэта, его веру в завтрашний день, в свои силы и возможности и, одновременно, усиливает осознание скоротечности человеческого бытия, а отсюда — рождает острое желание сосредоточиться на главном, ничего не пропустить и многое успеть.
Мало времени, чтоб мельтешить.
Перелетные, стонем пронзительно,
Я пролетом к тебе,
Моя жизнь!
Мы
транзиты!
В своей «Параболической балладе» (1960) Вознесенский сравнивает судьбу со стремительной ракетой, а искусство и творчество невозможны для него без прорыва через неведомое, без готовности смело опрокинуть привычное, казавшееся незыблемым и «правильным», без дерзкого броска навстречу будущему.
Судьба, как ракета, летит по параболе Обычно — во мраке и
реже — по радуге Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк—через щель, человек—по параболе.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство,
Любовь
и история По параболической траектории.
Поэзия для Вознесенского — это прежде всего чудо, чудо
чувства, чудо звука, без которого искусство немыслимо, и отсюда — объяснимы,
допустимы и логичны самые дерзкие эксперименты со стихотворной формой, которая
должна емко и ярко отражать принципиально новое содержание.
Нет смерти. Есть бессмертие. Нет точки. Есть
бесконечная прямая, уводящая в бесконечность познания и самопостижения.
Мы в землю уходим, как в двери вокзала
И точка туннеля, как дуло черна...
В
бессмертье она?
Иль в безвестность она?
Нет
смерти. Нет точки. Есть путь нулевой, вторая проекция той же прямой.
Искусство для Вознесенского «мертвенно без искры, не
столько божьей, как людской...».
И
залог жизни и бессмертья в человеческой свободе и бесстрашии личности, готовой
заглянуть за край неведомого.
Ну кожуру с планеты, сметаю пыль и тлен,
Спускаюсь в глубь предмета, как в метрополитен.
Архитектор
по профессии, Вознесенский воспринимает слово как строительный материал, но
слово для него — это не мертвый кирпич, а живой организм, с
душой, бьющимся пульсом, слово способно и излечить, и больно поранить, и потому
слагать вещь из слов — это все равно что «строить стены из живых, трепещущих
птиц, из птичьих стай».
Поставь
в стакан замедленную астру,
Где к сердцевине лепестки струятся,
Как
будто золотые астронавты Слетелись одновременно питаться.
Композиции поэтических сборников и отдельных произведений Вознесенского строятся прежде всего на четко продуманных принципах архитектоники, и новые циклы и книги создаются им «как новые пристройки» к целостному «зданию» его поэзии.Тема «ваятельства», строительства звучит уже в его поэме «Мастера» (1964), в которой говорится о древнерусских строителях «крамольного храма» и «художниках всех времен и народов». Позднее эта тема усиливается и развивается Вознесенским в книге «Витражных дел мастер» (1976), главы которой именуются «сколами».Поэт убежден, что подлинное искусство парадоксально по своей сути и исконной природе. В нем невозможны готовые алгоритмы и затвердевшие формулы, и «чем больше приближаешься к натуре, к подлинности, к сути изображаемого, тем больше выражаешь себя, свою индивидуальность».
И фиалки имеют хобби выращивать в людях грусть,
Мужчины
стыдятся скорби.
Поэтому отшучусь.
Но при
этом Вознесенский смело отметает все обвинения в свой адрес в формализме, в
пустой погоне за эксцентричностью и показной оригинальностью.
Меня пугают формализмом.
Как вы
от жизни далеки, пропахнувшие формалином и фимиамом знатоки!
Но
поэзия Вознесенского — это не «бездумная игра в словеса». «Острота ее звучания
находится в безупречной гармонии с остротой значения» (Л. Озеров), ибо слово
определяется поэтом как «духовная жизнь народа, материализованная в звуке, а затем
— в высвеченном очертании. Отпадающие поколения уносят с собой отсохшие
словообразования», и потому слово «биологично» и «растительно».
Наши спины, как лунные раковины,
Что замкнулись за нами сейчас,
Мы заслушаемся, прислонясь,
Мы, как формула жизни двоякая.
Искусство
всегда связано у Вознесенского с «преодолением барьеров». Это яркий и емкий
способ для человека «выразить себя иначе, чем предопределено природой».
Я помню птиц неумолимой Вечности,
Я помню хруст их клювов и зрачков...
И отлетали ножки от кузнечиков,
Как
дужки отломавшихся очков.
Поэтическая форма стиха, его «архитектура», уверен поэт, должна быть с точностью выверена, соразмерна в пропорциях и безусловно гармонична, как и архитектура площадей и зданий.На соразмерности пропорций и вечном стремлении к гармонии основано мироздание, природа и сама человеческая душа. Потому, напоминает нам поэт, «земля тянется к нему. Но и небо тянется к земле. Так задуман человек. Поэтому пропорции нашего тела и растут в золотом сечении по направлению к земле». И человек неизбежно «ощущает, осознает себя частью общего, вечного».Музу архитектуры поэт называет «полной ионического лиризма», но она «не терпит бесхребетности, аморфного графоманства и болтовни», так как «цели ее истинны», «пропорции человечны», потому что она «создает вещь одновременно для повседневного быта и для Вечности».Отсюда архитектура д ля Вознесенского — это «не профессия, а способ мышления художественный и конструктивный». Смысл стиха должен быть нанизан на архитектуру формы, и потому не случайно, напоминает нам Вознесенский, «начиная с Горация, поэты уподобляли себя зодчим. Оды Державина подобны гулким анфиладам барокко, Фет построил себе ампирную усадьбу. Маяковский был планировщиком площадей и автострад».Отточенная и выверенная поэтическая форма способна дать глубинному смыслу стиха мощный толчок, упругий прыжок в пространство, ибо, как считает Вознесенский, «магнитная точка поэзии часто находится вне текста стихотворения, как бы паря над ним. К ней устремлено напряжение стиха, к ней тянутся ветки и лепестки строк и рифм. Если такой точки нет или она ослабевает, лепестки опадают».
Облака лежали штучные,
У небес пасхальный цвет.
Солнце было в белой тучке,
Словно
яйца на просвет.
Своим
творчеством Вознесенский подтверждает собственное высказывание о том, что
именно «красота спасет мир», и художник, «создавая прекрасное, преображает мир,
создавая очищающую красоту».
Душа — это сквозное пространство Меж мертвой и живой отчизны.
Не думай, что бывает жизнь напрасной,
Как
будто есть удавшаяся жизнь.
Поэтический
язык для Вознесенского невозможен без метафоры, которую он определяет как
«мотор формы», а современное ему двадцатое столетие он ощущает «веком
превращений» и «метаморфоз».
Опять за сердце хватанула берез разноцветных толпа,
протяжные клавиатуры, поставленные на попа.
Как будто отклеился клавиш Отставши, береза дрожит.
И все, что в жизни не поправишь,
В ней
прорывается навзрыд.
Прекрасное для Вознесенского — «это не пресное», а «огненная
кухня творчества с остротой тем и решений». «Потому нет у поэта финиша //
Творчество^- это старт».
Вознесенский остро поднимает проблему личности художника, неординарности его восприятия, интеллекта, взгляда на мир и выражения самого себя в творчестве. Для него очевидно, что поэзия априори «существует только в личности», и поэт вовсе не «должен быть для всех».
Не понимать стихи — не грех.
«Еще бы,—говорю,— еще бы».
Христос не воскресал для всех.
Он
воскресал для посвященных.
Вознесенский напоминает, что «мы забыли слова «дар», «гениальность», «озарение». Без них искусство — «нуль». Как показали опыты... не программируется искусство, не выводятся... свойства поэзии. Таланты не выращиваются квадратно-гнездовым способом. Они рождаются. Они — национальное богатство».Стихи не могут однозначно пониматься и нравиться абсолютно всем. Поэт «об этом сожалеет», соглашается Вознесенский,но и рад этому. Всем нравится только стиральный порошок «Новость» и дубленки. Каждому свое...».
Любовь и горе - вне советов.
Нетлеющая верхоглядь
Великих женщин и поэтов,
Не вам
учить или понять!
Истинное
творчество невозможно по заказу, по трафарету, «велению времени» и заранее
данному рецепту. Оно не имеет алгоритма, одного, единственного верного решения.
Оно диктуется чувством, эмоциями, движением души, но, как правило, подсказано
самой жизнью, ощущением себя в пространстве и во времени.
Стихи не пишутся — случаются,
Как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница,
Не
написал — случилось так
«Культура,— говорит А. Вознесенский,— не лось и не лес,
ее не спасти в заповедниках. Наоборот, культура умирает, как жемчуг, без
общения с живым телом. Мы знаем, что архивные рукописи сохнут, книги гибнут в
хранилищах, если их не листают любящие руки».
Вознесенский искренне обеспокоен тем, что в индустриальном
обществе, с его научно-технической революцией и бешеной погоней за
материальными благами человек становится чем-то второстепенным, отодвинутым в
сторону, в то время как именно он и его талант и есть «наиболее уникальный и
невосполнимый дар природы».
Культура для Вознесенского безусловно динамична. Это
традиции, память, жизненный опыт и мудрость ушедших поколений, которые остаются
нам в наследство. Но они умирают без развития, без живого, активного, ежечасного
столкновения, «прорастания» в настоящее и будущее.
«Культура,—
убежден поэт,— не остров, а взаимосвязь с культурой соседних времен и народов».
Поэзия, творчество не существуют сами по себе, вне традиций прошлого,
противоречий и катаклизмов настоящего. Для Вознесенского вся поэзия «наполнена
эхом», «звуками звучащих и уже отзвучавших голосов». Предметы и реалии
окружающего мира неизбежно «роднятся, аукаются», а художественные произведения
— это «перекресток судеб», человеческих биографий, попытка в который раз
проникнуть в сущность человеческого бытия, это сложное переплетение ошибок и
открытий, падений и взлетов.
Я знаю, что мы повторимся В друзьях и подругах, в травинках,
Нас
этот заменит и тот —
«природа
боится пустот».
«Прорабы духа». Поэзия Вознесенского никогда
не была рассчитана на массового, «любого» читателя. Его аудиторией прежде всего
была интеллигенция, люди умственного и творческого труда, но именно в них поэт
видит подвижников, «прорабов духа», без которых невозможно общее развитие
культуры, движение вперед и процветание нации в целом. Вознесенский призывает
русскую интеллигенцию не остаться в стороне, а быть в авангарде борьбы за
нравственность, за сохранение и воспитание в будущих поколениях великих христианских
ценностей: терпимости, трудолюбия, милосердия и сострадания к ближнему.
Не гласно и не по радио Слышу внутренним ухом: объявлен
набор в прорабы — духа!
Духовные подмастерья,
Вам славы не обещаю,
Вам обещаю терпение,
Но
сердцем не обнищаете...
Подвижничество — это
не лавры и победные марши, не скорая похвала, не ордена и медали, а
повседневный, кропотливый труд по сохранению и развитию традиций, культурного и
духовного наследия.
Для Вознесенского — это первейшее и самое
важное дело в жизни, в этом он видит долг и истинное назначение поэта, и сам
счастлив тем, что принадлежит к числу таких подвижников, строителей и
«ваятелей» духовной и нравственной культуры нации.
Есть русская интеллигенция.
Вы думали — нет? Есть Не масса индифферентная,
А совесть страны и честь.
«Нет пророков в своем отечестве» —
Не уважаю лесть.
Есть пороки в моем отечестве,
Зато и пророки есть,..
Какое признание лестное —
Служить ей, отдавши честь?
«Есть русская интеллигенция!
Есть!»
Таких
сподвижников, истинных трудяг — интеллигентов и «прорабов духа» Вознесенский
видит не только в богатейшей русской традиции и истории, но и среди своих
современников. Это Василий Шукшин, истинно русский писатель и художник, чье
сердце непрерывно болело за простого русского мужика и российского труженика.
Хоронила Москва Шукшина Хоронила художника...
Занавесить бы ей черным Байкал,
Словно
зеркало в душе покойника.
Это и
Владимир Высоцкий, чей живой, разящий и часто срывающийся до крика голос
всегда оставался голосом души и совести российской нации.
Не называйте его бардом.
Он был поэтом по природе.
Меньшого потеряли брата Всенародного Володю...
Ты жил, играл и пел с усмешкою,
Любовь российская и рана.
Ты в черной рамке не уместишься,
Тесны
тебе людские рамки.
Их жизнь была для многих примером, а смерть вдруг разом сплотила огромную страну всеобщим, острейшим чувством невосполнимой утраты в «народном вздохе миллионном».«Ностальгия по настоящему». Голос Вознесенского очень трудно спутать с чьим-либо другим. В самые сложные для себя времена он не пытался приспособиться, сочинять так, как ему велели «правильные» критики, а предпочитал вопреки всему сохранить собственный взгляд на действительность, ее боли и проблемы («Ни в паству не гожусь, ни в пастухи // другие пусть пасут или пасутся»). Поэт, убежден Вознесенский, по природе не должен и не может «шагать строем», он «всегда единичен, он сам по себе» («Я не стремлюсь лидировать, где тараканьи бега...»).
Поэзия — это способ существования, это воздух, которым
дышит поэт, это верный камертон, по которому он выверяет собственные шаги и
поступки, но поэтическая Муза еще и верный друг, духовная опора в жизненных
битвах и испытаниях. («В мой страшный час хоть и бредовая // Поэзия меня не
предавала... // не отреклась...»).
Поэт хочет жить в согласии со своей душой и совестью. И
это ему удается, потому что Вознесенского нельзя упрекнуть в лицемерии или
трусливом малодушии («не отрекусь // от каждой строки прошлой...»)
* Поэт готов к бою, к
отстаиванию собственной правды, он не желает следовать чужим советам и
«рецептам» в творчестве.
Дорогая листобратия!
Как я счастлив оттого,
Что
средь общей благодати Меня кроют одного.
Обращение к духовности и нравственности всегда было характерно
для творчества Андрея Вознесенского. Он восстает против пошлости, равнодушия,
хамства, казенного отношения к человеку, к родному дому, к своей стране.
Диагноз, который ставит поэт, ясен и недвусмысленней: «Нам, как аппендицит, //
поудалили стыд».
Но он
вовсе не претендует на роль пророка или обличителя и не считает самого себя
безгрешным, выбирая местоимение «мы».
Как стыдно — мы молчим,
Как минимум — схохмим,
Мне стыдно писанин,
Написанных
самим.
Равнодушие
и «душевное отупение» поэт считает началом распада духовности и гибели
человеческой души, которая утрачивает совестливость, чувство ответственности и
способность противостоять ханжеству, лицемерию и подлости.
Душевное отупение L-,
Отъевшийся кукарек.
Это не преступление —
Великий
грех.
Тема духовного распад а проходит через все творчество А.
Вознесенского и находит более яркое отражение в поэме «Андрей Полисадов»,
повествующей о необходимости возрождения христианских ценностей, и в таких
произведениях, как «Рапсодия распада» и «Поэтарх».
Но
назначение поэзии не только в беспощадном обличении зла и людских пороков
(«Обязанность стиха — быть органом стыда»), но и в целительстве, бережном,
деликатном отношении к слушателю и собеседнику. Это задушевный разговор,
теплота, исповедальность, искреннее соучастие и сострадание к чужой судьбе и
биографии.
Есть внешняя цель
стихотворца - Ледок на крылечке оббить,
Чтоб
шли отогреться с морозца И исповеди испить.
Бережное отношение к живущим рядом сегодня не
отделимо от памяти, от дня вчерашнего. С этим связана военная тема в творчестве
А. Вознесенского, которая нашла отражение в «Балладе Кергенской каменоломни»,
поэме «Ров» и таких произведениях, как «Доктор Осень», «Неизвестный реквием в
двух шагах с эпилогом» и многих других.
Память о погибших — это Возложите на землю венки.
В ней лежат молодые мужчины Из сирени, из роз, из
жасмина.
Возложите
живые венки.
Стремительный бег индустриального века
парадоксально рождает у Вознесенского потребность в тишине, неторопливом,
задушевном разговоре с собеседником и читателем. Поэт остро чувствует
необходимость остановиться, внимательно заглянуть внутрь себя. Он устал от
поспешности, суетности и мелочности повседневной жизни.
Тишины хочу,
Тишины...
Нервы, что ли, обнажены?
Тишины...
Отсюда и возникает у Вознесенского острая,
рвущая болью сердце «ностальгия по настоящему», по истинному, подлинному,
нравственному, тому, что поспешно и угрожающе безвозвратно «вымывается»
наступившей эпохой научно-технических революций и «всеобщей роботизации».
Я не знаю, как остальные,
Но я чувствую жесточайшую, не по прошлому,
ностальгию — ностальгию по настоящему.
Реальное состояние мира, увы, далеко от покоя и гармонии, полно конфликтов, страстей и противоположностей, и поэтому Вознесенский, учась у жизни, выбирает контрастные краски.На контрастах построена книга Вознесенского «Тень звука», но контраст по сути своей содержит полемическую правоту, которая в том, что ничего нельзя повернуть вспять. Человек всегда остается человеком. Он всегда будет рваться вперед, познавать неведомое, сомневаться, хотеть любить и надеяться на счастье.Эти же мотивы и устремления звучат в книгах А. Вознесенского «Дубовый лист виолончельный» (1975) и «Витражных дел мастер» (1975).Жизненная мудрость и опыт учат терпению и терпимости, и с годами все явственнее подтверждают непреложность истины, состоящей в том, что поэт неотделим от истории и от конкретной и всегда очень непростой судьбы своей страны.
Только
в этом единстве и единении залог жизненности поэтического слова, его нужности,
востребованности современниками и будущими потомками.
Дай, судьба, мне нелегкую долю,
Испытанья любые пошли,
Болью быть и мильонной долей,
И
моей, и всеобщей земли.
Тема
женственности, хрупкости и незащищенности любви и человеческого счастья очень
близка Вознесенскому. В его стихах о любви сложно переплетаются снова «да» и
«нет» («Не покидайте своих возлюбленных» // «Не возвращайтесь к былым возлюбленным»),
«всегда» и «никогда» (Я тебя никогда не забуду // Я тебя никогда не увижу),
сквозь которые прорывается молящий шепот губ, постоянно надеющихся на любовь,
на верность, на «всегда» («Не исчезай из жизни моей // Не исчезай сгоряча или
невзначай... // Будь для всех исключением // Не исчезай»).
Но вот ты уходишь, уходишь,
Как поезд отходит, уходишь...
Из пор моих полых уходишь...
Мы
врозь друг из друга уходим.
Но любовь — это всегда необыкновенное счастье, это то,
что сверкающей звездой упало в человеческие руки, это «великая болезнь», без
которой человеческое бытие лишено цели и смысла.
От метафоризма к авангарду. В своем следующем сборнике
«Безотчетное» (1981) Вознесенский продолжает «стоять» и «идти на своем». Он
осмысливает современное ему столетие и признает, что нельзя считать XX век ни
дурным, ни хорошим. Время не выбирают. И борьба со своим временем заранее
проиграна.
Вознесенский видит свое назначение в том, чтобы не отворачиваться от своей эпохи, не искать в ней изъяны и недостатки, а участвовать в ее ускорении. Быть в гуще всех происходящих в обществе перемен и событий.
Приближается век мой к закату — . -
Ваш, мои отрицатели, век На стол карты!
У вас
— век, а другого — нет...
В последние годы Вознесенский создает «Видиомы», в
которых стихи соединяются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями и
располагаются в определенной форме, например, в форме креста (цикл «Распятие»).
По замыслу Вознесенского такая визуальная поэзия помогает соединить зрительное
восприятие с внутренним, эмоциональным, духовным.
«Уникальный и яркий экспериментатор со словом, Вознесенский
соединяет несоединяемое, смыкает полюсное, открывая новые смыслы и горизонты
«(О. Кучкина), о чем ярко свидетельствует последний сборник А. Вознесенского
«Стихи XXI», вышедший в издательстве «Время».
Творчество А. Вознесенского всегда отличалось театральностью
и сценичностью. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в театре на
Таганке «Антимиры». А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», которая была
поставлена М. Захаровым в театре им. Ленинского комсомола и долгие годы имела
оглушительный успех. Р. Щедрин написал «Поэторию», а A. 11иколаев - ораторию «Мастера».
Поэзии
Вознесенского уже какое десятилетие подряд остается предметом острых дискуссий
и споров, что лишний раз подтверждает редкий талант и яркую индивидуальность
этого «архитектора» слова. Оставаясь всегда актуальным и современным,
Вознесенский никогда при этом не изменяет своему кредо художника, своему
видению искусства, человека и жизни в целом.
Вопросы
и задания
1.
Каковы
темы ранней поэзии А. Вознесенского?
2.
В
чем заключается проблематика поэмы «Мастера?» Охарактеризуйте особенности ее
композиции, стиля.
3.
Каковы
место и роль военной темы в творчестве поэта?
4.
Как
трактуется образ главного героя в поэме «Андрей Полисадов»?
5.
В
чем замысел поэмы «Оза»?