ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ КАЗАКОВ (1927-1982)
Юрий Казаков родился в Москве, в семье рабочего-плотника, который за «нелояльные разговоры» был осужден и несколько лет провел в ссылке. С 15 лет Ю. Казаков много занимался музыкой. Окончил училище им. Гнесиных, играл в джазовых и симфонических оркестрах. Джазовые мелодии - музыкальный лейтмотив всего творчества писателя. Джазовая импровизация окажется созвучной вариативности судьбы, свободе, глоток которой советское общество ощутило после XX съезда.
После поступления в Литинститут им. А. М. Горького (1953) Ю. Казаков всерьез обращается к прозе. В рассказах 1956—1958 гг., напечатанных в журналах «Октябрь», «Знамя», «Москва», «Молодая гвардия» и др. и сразу замеченных критикой и читателями, он заявил о себе уже как сложившийся мастер. В 1958 г. Ю. Казаков был принят в Союз писателей. В 1959 г. в Москве был издан сборник его рассказов «На полустанке», который автор считал своей первой полновесной книгой.
Большинство
своих рассказов Ю. Казаков написал в конце 50-х — начале 60 гг. В это время
выходят его книги «По дороге» (1961), «Голубое и зеленое» (1963), «Запах хлеба»
(1963), «Двое в декабре» (1966) и др. Одновременно он много путешествует.
Помимо Арктики, он побывал на Псковщине и в устье Дуная, в Закарпатье и
Казахстане, Болгарии, Румынии, Германии, Франции. За рубежом его охотно
печатали. В Париже (1962) ему присудили премию за лучшую книгу, переведенную
на французский язык. В Италии удостоили «Дантовской премии» (1970). Классик
казахской литературы А.Нурпеисов доверил Ю. Казакову перевод своей трехтомной
эпопеи «Кровь и пот». Рассказы- шедевры Ю. Казакова «Свечечка» и «Во сне ты
долго плакал» вошли в антологию русской прозы XX века наряду с произведениями
И. Бунина, М. Булгакова, А. Платонова, В. Набокова. «Последним классиком
русской литературы» назвал писателя Ю. Нагибин.
Трагический лирик по
натуре, Ю. Казаков скептически относился к соцреализму. Самодостаточность
«внутренней биографии», самовыражение писателя он ставил превыше всего.
«Счастье и его природа, страдания и преодоление их, нравственный долг перед
народом, любовь, осмысление самого себя, отношение к труду, живучесть
инстинктов» — вот круг проблем, определивших, по признанию Ю. Казакова,
содержание и скрытые связи в его творчестве.
Мотив дороги как синоним свободы, раскрепощения личности. Ю. Казаков вошел в литературу на волне общественных надежд второй половины 50 гг., в период «оттепели», в качестве представителя «молодежной прозы» став заметной фигурой поколения «шестидесятников». Общественная жизнь накануне и после XX съезда характеризовалась особой динамичностью, отразившейся и в литературном процессе того периода. Герои литературы 50—60 годов вдруг все разом засобирались в дорогу. Мотив путешествия, будучи одним из основных мотивов «молодежной прозы», возникновением своим был обязан общественной ситуации. Для героев А. Битова, В. Аксенова, В. Конецкого, Ю. Казакова очень важны оказались внутренние, глубоко личные причины, по которым они отправлялись в путь. Их целью была свобода, в те годы свобода и романтика стали синонимами: «Ему, как и многим другим вообще, почему-то казалось, что в своем городе, своем институте, одним словом, дома, ничего необыкновенного произойти не может. Дома все было привычным и обыденным. А необыкновенное было где-то далеко, поэтому он любил дальние поездки и каждый раз, собираясь в дорогу, был почти уверен, что с ним произойдет что-то радостное, кто- нибудь полюбит его» («Дом под кручей»). Стремление к перемене мест объяснялось и возможностью вернуть утраченное в сталинскую эпоху доверие к индивидуальному опыту. «В дорогу, в дорогу! Я хочу говорить о дороге!» — лейтмотив дороги, константа казаковского творчества, стал главной приметой времени перемен. Ю. Казаков говорил, что он родился с душой путешественника. В дороге возникало ощущение, созвучное новой эпохе, что жизнь начинается заново: «Всякая поездка в незнакомые края — как рождение». «В Мятлеве сошли ночью, сразу пошли полевой дорогой, и сразу же, едва ушел поезд, Саша почувствовал, как кончилась одна жизнь и наступила для него другая, резко отличная от прежней — глухая, таинственная» («Ни стуку, ни грюку» (I960)). «Синдром нового места» — вычленение героя из будничного житейского круга, обнажение его истинной сущности, обострение ощущения собственной личности. Ю. Казаков очень ценил возможности мотива дороги — ситуации переезда героя в новое место, что стало основой сюжетов рассказов «Дом под кручей», «Ночлег», «Плачу и рыдаю», «Адам и Ева», «На охоте» и др. Писателю удалось показать многозначность возможностей, содержащихся в этой ситуации, пусть не полной, но свободы, испробовать ее на разных героях. В рассказе «Плачу и рыдаю» (1963) их трое — филолог Елагин, егерь Хмолин и пятнадцатилетний подросток Ваня, «свеженький мальчик со щечками, веснушками, с постоянной радостной улыбкой». Писатель «смотрит на жизнь» глазами самого юного героя. Ваня впервые на охоте, в нем есть особая свежесть, первозданность восприятия мира. Ситуация «приезда героя на новое место» еще более обостряется таким наивным, свежим взглядом. Главной темой постсталинской литературы становится новое душевное состояние человека, внимание к внутреннему миру даже самого «маленького» человека. Сосредоточенность повествования на тончайших движениях души человека — завоевание литературы «шестидесятников», заново утверждающих сверхценность каждого отдельного человека и его внутреннего мира.
Как
правило, у Ю. Казакова нет акцента на психологических характеристиках героев,
на их отношениях. Акцент на том, что сближает их чувства: «все посмотрели
друг на друга с улыбкой и тут же смутились оттого, что так бессовестно
счастливы», счастливы от общения с природой. Именно природа у Ю. Казакова
меняет человека, очищает его, возвращает к естественным человеческим
ценностям. Одна из основных задач Ю. Казакова — передать состояние счастья.
Поэтому рассказ не только о природе, но и о том, достичь чего — разными путями
— стремится каждый человек. Возможно ли в рамках земной человеческой жизни
достичь счастья, и что оно есть такое — главный вопрос, объединяющий все
произведения Ю. Казакова. «Счастье — это максимально доступная человеку
интенсивность переживаемого мгновения, это постоянно живущее в нем сознание
единственности, неповторимости и исключительной ценности каждого мгновения
жизни»,— сформулировал писатель.
Возможность другой
жизни, пусть и остающаяся нереализованной, еще один лейтмотив «дорожных»
рассказов Ю. Казакова. Ревизор Забавин, герой рассказа «На острове», не странник
по натуре, обычный командировочный, именно под воздействием дороги обретает
неожиданно сильное чувство, нежданную любовь. Необычный северный пейзаж, мысли
о конечности человеческой жизни настраивают его на особую волну, переводят из
автоматического режима существования в состояние, позволяющее ощутить полноту
и ценность каждого мгновения жизни. Ощущение счастья, любовь, которые довелось
испытать многим героям Ю. Казакова, во многом оказались возможны благодаря их
столкновениям с бренностью этого мира. Она дает о себе знать заброшенной
могилой, немощью дряхлого старика, глазами подстреленной утки, джазовой
мелодией, ее низкими, монотонными звуками. Возможность ощутить себя «бездны
мрачной на краю» повышает ценность каждого мига бытия. В рассказе «На острове»
нет истории любви, — зарождение любви происходит вместе с осознанием ее
безнадежности. Герои встречаются с любовью и прощаются с ней в одно и то же
время. Остается только пронзительная нежность, потому что «люди, которые уходят
от нас, и мы их не встречаем б9лыпе, эти люди для
нас умирают». А мы для них. Ведь дорога — это и встречи, и, неизбежно,
расставания.
Личностное,
лирическое начало как следствие постсталинской гуманизации общества. Герои Ю.
Казакова «раздельны», одиноки. Одиночество резонирует со счастьем, его
высветляя. Интерес к внутреннему миру «единичного» героя в 50—60 годы вновь был
востребован общественной ситуацией. От коллективного «мы», от диктата масс, от
засилья эпических форм лирическая проза возвращала внимание читателя к
личности, индивидуальности. И в критических статьях тех лет, и в новейших
исследованиях литературы 50—60 гг. много говорилось о повышенном внимании
искусства к человеческой личности, что рассматривалось как доказательство
гуманизации общества. Выделяя характерные особенности лирической прозы, чаще
всего называют ее интерес к внутреннему миру человека, открыто личностное,
субъективное осмысление жизни, «поток чувств», прихотливость ассоциаций,
подчиненность повествования эмоциональному мировосприятию автора. Она также
синтезирует свойства, присущие лирике, музыке и живописи. Ю. Казаков ценил в
лирической прозе прежде всего «ностальгию по быстротечному времени, музыкальность,
...чудесное преображение обычного, обостренное внимание к природе, тончайшее
чувство меры и подтекста». Это то, что в совокупности присутствует только в
творчестве Ю. Казакова.
Музыкальный
характер композиции «Осени в дубовых лесах» (1961) невозможно не почувствовать.
Это рассказ — художественное открытие. Высокое, почти неземное волнение любви
передано в этом произведении, хотя фабула его очень проста: встретились два
человека, любящие друг друга, и ничего больше, кроме поздней русской осени да
старого дома на берегу реки. Ощущение неистребимой, захватывающей радости жизни
выражено, можно сказать, музыкальными средствами: «Как славно, что снег, и что
приехала она, и мы одни, и с нами музыка, наше прошлое и будущее, которое,
может быть, будет лучше прошлого, и что завтра я поведу ее на свои любимые
места, покажу Оку, поля, холмы, лес и овраги...». Нарочитая замедленность в
развитии действия, попытки задержать мгновение, зыбкость, напряженное
балансирование на грани ускользающего счастья, все это делает рассказ
великолепным образцом лирической прозы.
Изменения,
причем важные, принципиальные, происходят в душах героев, совершаются на фоне
внешней бессобытийности. Так, «внешний» сюжет рассказа «Двое
в декабре» (1962) — это лыжная прогулка, которую совершает «он» и
«она», безымянные персонажи рассказа. Ничего особенного с ними не происходит.
Главное в рассказе — внутренний конфликт, предчувствие разлада между
влюбленными. Она грустна и молчалива. Он, напротив, доволен собой, не
чувствует ее настроения. Несоответствие их психологических состояний и
составляет эмоциональную интригу текста. Оба переживают ощущение завершенности
какого-то этапа их отношений и предчувствие нового этапа. В конце рассказа
«подвижка» происходит в состоянии героя, который вдруг «вообразил ее своей
женой» и «ему захотелось быть лучше и человечнее». Но намечающийся happy end сомнителен.
Счастья герои Ю. Казакова достигают только на мгновение.
Дорога может быть и коварной, на ней легко разминуться и невозможно ничего поправить. Рассказ Ю. Казакова «Вон бежит собака» (1961) — о невстрече, о неузнанной любви, о нереализованной возможности услышать и понять другого человека, помочь ему, поддержать. Московский механик Крымов, вырвавшийся, наконец, из шумного суетного города на рыбалку, переполнен блаженным восторгом от предстоящего общения с природой, долгожданного уединения: «Пахло дымом, сырыми берегами и сеном издалека. Крымов сел и ужаснулся своему счастью. Он и не предполагал, что можно так радоваться этому утру, и этой реке, и тому, что он один». Однако его торжествующее чувство счастья диссонирует с печальным образом молодой попутчицы Крымова, от которой исходит тревога и растерянность. Она явно нуждается в помощи и поддержке Крымова, но он поглощен своим охотничьим инстинктом и, только возвращаясь в Москву, понимает, что оставил свою попутчицу наедине с ее бедой. Ю. Казаков показывает ограниченность «счастья для себя», «счастья в себе». Но его героям редко доводится быть счастливыми не в одиночку. Такова индивидуалистическая природа человека. Дорога, дающая так много восприимчивой к впечатлениям душе, может обернуться ловушкой для натуры неразвитой, приносит ей внутреннее опустошение («Легкая жизнь» (1962)). Дорога как способ существования чревата и находками, и потерями. Жизнь для человека — «перекати-поле», не способного «ни к чему прилепиться душой», проходит мимо.
В рассказе «Странник»
(1956) автор обнажает свойства человеческой натуры, которые присущи ей
изначально — тоску по дороге, боязнь упустить жизнь. Характеры Ю. Казакова — не
социальные типы, в них он подчеркивает вечное, природное. Сюжет рассказа —
пересечение двух дорог — лесной и асфальтовой, дороги и дома. Столкновение
тоски по дому и тоски по дороге — постоянный внутренний конфликт прозы Ю.
Казакова. Воздействие этих двух разнонаправленных сил (иногда равных .по интенсивности)
можно обнаружить во многих произведениях писателя. И речь идет о невозможности
их сбалансировать. Эти противоречивые чувства и испытывает герой «Странника».
Романтический
порыв на Север как возможность испытать себя, осознать себя как личность.
Стремление к «жизни кочевой» соединялось, а у многих писателей той поры и
постепенно вытеснялось тягой к родным краям, земле отцов и предков, земле
детства. Для В. Солоухина, В. Лихоносова, В. Астафьева, Е. Носова —
писателей-деревенщиков, дорога к отчему дому оказалась магистральным путем
творчества. Стало очевидно, что глубина самопознания зависит не только от
способности фиксировать и передавать внутренние состояния, но и от того, чем
вызваны эти состояния. Мотив возвращения в родные края становится одним из
центральных в литературе конца 50-х — начала 60 годов. Для Ю. Казакова краем,
куда невозможно не возвращаться, иначе недостанет сил для жизни, стал русский
Север.
«В жизни каждого
человека есть момент, когда он всерьез начинает быть. У меня это случилось на
берегу Белого моря>>,— писал Ю. Казаков. Автор не родился на Севере, но в
контексте времени Север становится для него местом, которое помогло понять
основы миропорядка, самого себя: «И зачем все это? Зачем бросать свой дом,
пускаться в путь, спать на полу, на лавках в глухих деревнях, на тонях, на мху
возле костра, у ночной шумящей реки, смотреть в незнакомые лица, слушать всех
людей и трогать их руки? Затем, может быть, чтобы в тысячный раз сказать, что
жизнь не остановилась, что солнце еще встает над океаном и ветер крепко бьет в
скулы кораблям и что это прекрасно?».
Эта
жадность к жизни, стремление обмануть судьбу — прожить не дольше, может быть,
но концентрированнее, для Ю. Казакова реализуется во многом на Севере. Не
литературно, но скорее человечески на него сильное влияние оказал Хемингуэй.
Поэтому Ю. Казаков поехал не на стройки века, что было модно, а в экзотическую
глушь, «на Белое море», в Архангельск. И навсегда «заболел» Севером — его дикой
красотой, первобытной схваткой охотника и дичи, человека и моря, человека и
леса, первобытным словом Севера. Природа Севера «взяла его в плен». Пейзажи
«Северного дневника» (1960—1972) — основной массив текста и его главные герои.
Северная природа (часть которой — люди) учит мужественности, несуетности,
требовательности к себе, умению выделять главное в жизни. Жизнь рядом с
поморами, «тихими героями» (каждый, кто просто родился и живет на Севере уже
герой), была лучшим средством избавления от инфантильности 50—60 годов.
50—60
гг. — период романтических веяний в советском искусстве. Романтическое сознание
XX века отвернулось от Юга (Кавказа и Крыма), так как это уже были просто
курортные места, лишенные пушкинского и лермонтовского романтического пафоса.
Учитывая, что советское искусство было ориентировано на воспевание «трудной»
романтики, на пафос борьбы и созидания, выбор Сибири оказался закономерным. Не
случайно «Проклятый Север» Казакова построен на контрасте — праздной жизни Ялты
и воспоминаний о штормах на северных морях. Ялтинский пейзаж раздражает героев
своей ненастоящ- ностью, прилизанностью, удобством. Скучно там, фальшиво,
неприкаянно сибирякам. Высокое и настоящее — это чистые, холодные тона Севера:
«Мы прямо-таки отравлены этим проклятым Севером, и тянет туда бесконечно».
В
центре рассказа «Поморка» (1957) — образ 90-летней старухи-поморки. Композиция
рассказа отражает постепенное сужение поля зрения автора, что дает ощущение
гармонии: сначала изображается Север, потом дом поморки, потом героиня, и —
полное их соответствие друг другу — чистота, целесообразность, простота.
Природа не подавляет человека Севера, не умаляет его. В рассказе передано
ощущение их равновеликости. Ю. Казакову очень хочется разгадать душу поморки.
Он один из первых писателей «послелакировочного времени», почувствовавший
потребность осознать не классовую сущность героев, а их духовное начало.
Типизация у Ю. Казакова лирическая, он подчеркивает в человеке не социальные, а
универсальные, природные, общечеловеческие свойства. Именно Север высвечивает
то затушеванное, замаскированное жизненными обстоятельствами, что в городе
бывает так трудно разглядеть.
Север
навсегда остался той стороной, где Казаков был молод. Поездка в труднодоступные
края — это иллюзия победы над временем, попытка остаться в молодости, ощутить
себя не живущим, а готовящимся жить, учащимся у Севера.
Последний рассказ Ю.
Казакова «Во сне ты горько плакал» (1977) — истинный шедевр, вершина лирической
прозы писателя. При всей сложности композиции произведения, отточенности каждой
фразы, рассказ производит впечатление абсолютной естественности, простоты,
спонтанности повествования. «...Стоял в зените долгий-долГий день, один из тех
летних дней, которые, когда мы вспоминаем о них через годы, кажутся нам
бесконечными». Это рассказ о любом проявлении жизни как высшей ценности, о
загадке темной человеческой природы, жизни и смерти. Тайна — младенческое
сознание полуторагодовалого сына писателя Алеши, оно непроницаемо для
взрослого опыта. «Господи, чего бы я ни отдал, чтобы только узнать, чему ты
улыбаешься столь неопределенно наедине с собой или слушая меня! Уж не знаешь ли
ты нечто такое, что гораздо важнее всех моих знаний, всего моего опыта?».
Произведение бесконечно многомерно: на дне крошечного омутка для маленького
мальчика открывается вселенная, в одном летнем дне сосредоточена вечность.
Основная интонация рассказа — любовь-тоска, прощание с погибшим другом, потом
с взрослеющим сыном. Тема «разлучения душ», трагедия неизбежного внутреннего одиночества
— одна из главных в творчестве Ю. Казакова.
Жанровые
особенности рассказов. 50—60 годы ЭД время расцвета рассказа. У тоталитарной
власти была установка на то, что грандиозная эпоха построения социализма
требует для своего отображения грандиозных форм. Монументальность, помпезность,
масштабность — неотъемлемые черты официального искусства империй. Малая проза
рассматривалась как факт ученичества. В советской литературе творчество
писателей развивалось по известному канону: рассказ — цикл рассказов — повесть
— роман — эпопея. На художника, «застрявшего» на рассказе, нередко смотрели
как на студента-второгодника. Не потому ли Ю. Казакова так долго именовали
«молодым писателем»? Он искренне пытался «повзрослеть», создать произведение
солидное, объемное. Он и за перевод большого исторического романа казахского
писателя А. Нурпеисова взялся, как позже признавался, надеясь самому
«вдохновиться на роман».
Но
50—60 годы еще не были временем итогов — действительность менялась с каждым
днем, восприятие жизни было фрагментарным, литературные сюжеты незавершенными,
открытыми. Жанр рассказа, можно сказать, сам «выбрал это время». Рассказ «учит
видеть импрессионистически — мгновенно и точно»,— писал Ю. Казаков. Соединение
объективного и субъективного, импрессионистичность мировосприятия в малом
жанре отражает «пейзаж души». Главными в таких произведениях являются чувства,
переживания, психологические состояния. В центре многих рассказов Ю. Казакова —
анализ душевных состояний, которые отличаются нестабильностью, текучестью,
подвижностью (например, зарождение любви или только ее предчувствие отражены в
рассказах «На острове», «Манька», «Дом под кручей», «Некрасивая», «Адам и Ева»
и др.). Поколение, пережившее войну, начинает особенно ценить каждое мгновение
жизни. Кроме того, постсталинская свобода краткосрочна, ненадежна. Мираж, сон,
воспоминание — вот жанрообразующее содержание литературы бурных восторгов,
вызванных мгновением «оттепельных» надежд, и, одновременно, неверия в то, что
все это происходит в реальности.
«Чем глубже в прошлое
уходят 50—60 годы, тем все отчетливее осознается созвучность творчества Ю.
Казакова общей атмосфере эпохи, ее настрою. Сама «дебютность» творчества писателя,
ощущение молодости, начала, не ставших мудростью и зрелостью, а оборвавшихся на
излете, — не самые ли это точные характеристики недолгой «оттепели»? Атмосфера
эпохи определялась чистотой помыслов и возникновением самых радужных надежд,
нового и искреннего подъема, светлой веры в будущее. Но основание для этих
надежд было слишком зыбким, их иллюзорность становилась все очевиднее. Расцвет
творчества Юрия Казакова пришелся на светлую пору, и этот свет навсегда остался
в его рассказах»,— написала литературовед Е. Галимова.
Вопросы и задания
1.
Как
проявляется гуманизация литературы, повышенное внимание к личности периода
хрущевской «оттепели» в прозе А. Казакова?
2.
Проанализируйте
несколько рассказов Ю. Казакова с точки зрения принадлежности их к лирической
прозе. В чем своеобразие лирической прозы писателя?
3.
Охарактеризуйте
отношения городского человека и природы, горожанина и дороги, мотив дороги и
дома в произведениях Ю. Казакова.
4.
Какие
социальные новации постсталинской эпохи отразились в творчестве Ю. Казакова?
Охарактеризуйте жанровую специфику его произведений.
5.
Сделайте
целостный анализ одного из рассказов Ю. Казакова по схеме: смысл заглавия,
идейно-тематическое содержание, проблематика, система образов, основные мотивы,
сюжет и композиция, функция пейзажа, жанровые особенности, стиль, значение
открытого финала.
6. Прочитайте несколько произведений представителей «молодежной» и «городской» прозы. Дайте сравнительную характеристику прозы А. Битова, В. Аксенова, Ю. Трифонова. Ю. Казакова и др. Что общего у этих авторов в содержании и форме произведений?
Теория литературы: Лирическая проза — стилистическая разновидность художественной прозы, объединяющая произведения разных жанров. В лирической прозе присутствуют родовые черты как эпоса, так и лирики. Жанровородовое своеобразие лирической прозы заключается в качественном преобладании элементов лирики над эпосом. Лирическая проза нацелена на выражение эмоционального состояния персонажей. Композиция лирической прозы может включать дневники, письма и другие формы прямого выражения эмоций. Повествование в ней часто ведется от 1-го лица, которое, как правило, является композиционным центром произведения. Роль сюжета в Лирической прозе ослаблена. При ослабленной фабуле функцию организующего начала выполняет резкая выделенность каких-либо деталей, отдельных слов, лейтмотивность. Эпические элементы в лирической прозе второстепенны. Фабула, психология характеров персонажей растворяются в потоке ассоциаций, лирических отступлений. Лирическая проза тяготеет к малым формам -» миниатюре, рассказу, реже — повести. К числу жанров лирической прозы в современной литературе относят лирические дневники («Владимирские проселки» В. Солоухина), лирическую автобиографию («Дневные звезды» О. Бергольц). К лирической прозе обращаются в своем творчестве В. Астафьев, Ю. Казаков, Ю. Нагибин