НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ (1903-1958)
Время мужания и ученичество. «Столбцы». Духовная и творческая судьба Н.А. Заболоцкого неотъемлема от его жизненной судьбы. Он родился под Казанью, где его отец заведовал земской сельскохозяйственной фермой. До 1913 года будущий поэт живет в селе Сернур, а затем становится студентом Уржумского реального училища, находящегося в Вятской губернии — родине его отца.
Детство будущего
поэта проходит в глухом уголке российской провинции, расположенной за многие
десятки верст от железной
дороги, среди суровой, почти неприступной природы. Но в многодетной семье Заболоцких,
где отец был агрономом, а мать — школьной учительницей, высоко ценили книгу и с
увлечением заполняли ими заветный книжный шкаф, отданный в итоге отцом
безраздельно во владение старшему сыну. Эти книги, сложившиеся в итоге в
обширную и со вкусом подобранную библиотеку, открыли любознательному мальчику
новые необъятные горизонты жизни и манили за собой в неведомые дали.
Начало двадцатого
столетия, с его революциями, мировой и гражданской войнами и последующим за
всем этим социалистическим устройством жизни, круто изменило судьбы и биографии
миллионов российских граждан, среди которых Заболоцкий вовсе не был
исключением.
В1920 году он поступает в Московский университет, причем на историко-филологический и медицинский факультеты одновременно, но материальные условия жизни в Москве оказалась слишком тяжелыми, и он перебирается в Петроград, выбрав для дальнейшей учебы Герценовский педагогический институт. Этот петербургский период, длившийся около семнадцати лет, оказывается решающим для Заболоцкого, который окончательно избирает для себя основное жизненное занятие — стать писателем и активно включается в литературную жизнь города на Неве. Это было стремительное, неповторимее время. Бурные и переломные события российской истории сразу же находили художественное воплощение и отражение в возникающей новой поэзии и прозе. В русской литературе появилось множество совершенно неординарных, молодых, стремительно растущих талантов, которые были готовы к поиску, эксперименту и заявляли о своем желании по-новому взглянуть на устоявшиеся литературные каноны и традиции.
Молодой Заболоцкий
увлекается эстетикой символизма, который утверждал бесконечность мира
человеческого познания и признавал за художником неотъемлемое право на свободу,
неординарность поэтической формы и творческий эксперимент. Но при этом
Заболоцкий не разделял стремление символистов облечь весь объективный, реальный
и осязаемый мир в совокупность неких символов, определяющих все его многообразие
и изменчивость.
Ценность символизма
Н. Заболоцкий видел в том, что он не «фотографировал быт», а «мысленно и
творчески проникал в скрытый смысл вещей и явлений окружающей жизни» («О сущности
символизма»), и в этом смысле поэзия Велимира Хлебникова вызывала у него
искреннее восхищение и преклонение.
В итоге сам Заболоцкий вовсе не отказался от символизма в искусстве, а, напротив, считал его «могучим двигателем скрытой энергии слова» и «наполнил его той красотой и силой, которые дарует познание объективного мира и познание человеческого сердца» (И. Ростовцева). В двадцатые годы Заболоцкий сам стремился быть экспериментатором, хотя в облике его самого не было ничего остро запоминающегося или экстравагантного. На эстраде появлялся молодой человек с нежно-розовым румянцем, светлыми волосами, аккуратно расчесанными на пробор, одетый в полинялую гимнастерку и тяжелые неудобные солдатские ботинки, оставшиеся ему от армейской службы в 1926—1927 годах.
Он походил на
учителя, студента, может быть, даже ученого, но никак не на поэта. Стихи свои
Заболоцкий читал внятно, спокойно, избегал каких-либо внешних эффектов и
эпотажа, свойственных представителям богемы.
В двадцатые годы вместе с Даниилом Хармсом, Константином Ватиновым и Алексеем Введенским Заболоцкий основывает новую поэтическую школу—ОБЕРИУ («Объединение реального искусства»). «Обернуты» не утруждали себя печатанием своих стихов, предпочитали выступать вживую, перед реальными слушателями в многочисленных кафе или на эстраде, сближаясь в этом с футуристами. Излюбленными художественными приемами «Обериутов» были парадокс, антитеза, метафора, причудливое соединение и сочетание, казалось бы, различных и далеких по смыслу и значению реалий и понятий.
Первая книжка Заболоцкого получила название «Столбцы», вышла в 1922 году, сразу же приобрела одобрительные отзывы В. Каверина, Ю. Тынянова и многих других и привлекла читателя своей бесспорной оригинальностью и попыткой свежего, нового взгляда на мир без многих привычных представлений и штампов. С первых своих шагов в литературе Заболоцкий «заявил о себе как взыскательный мастер, знающий лучшие достижения мирового искусства, владеющий высокой культурой художественного приема» (И. Ростовцева), и уже в «Столбцах» исследователи творчества поэта увидели влияние и взаимосвязь с прозой Гоголя и Достоевского, а также с поэзией Державина, Случев- ского, Хлебникова и многих других.
В словаре В. Даля
столбец определялся как свиток, в котором листы бумаги не сшивали тетрадью, а
накладывали лист в лист, называя каждый из листов столбцом. Отсюда получался
особый вид летописи — в столбцах. Но столбцом называют еще и печатный набор в
гранках, столбцах, еще не верстанный в страницы. И выходило, что столбец — это
как бы нечто промежуточное между рукописью и завершенным типографским текстом.
«Столбцы» писались в
обстановке крайне сложной социальной ситуации, когда революционная стихия и
гражданская война безжалостно сметали с лица истории веками устоявшиеся традиции
российского быта, а новый уклад, связанный с ликвидацией разрухи и
установлением НЭПа, только начинал складываться.
После затерянной в
глуши русской провинции Петроград поражал Заболоцкого своими резкими
контрастами. Многочисленные городские рынки и толкучки были заполнены спекулянтами,
калеками и нищими, которые к ночи исчезали в каменных глухих колодцах
петербургских дворов. «Фантазия вскоре пришла в решительное столкновение с
реальной действительностью: шаг революционных преобразований замедлился...
наступила пора «позиционной войны», связанной с введением НЭПа» (А. Турков).
В таких стихах, как «Белая ночь», «Вечерний бар», «Новый
быт», «Свадьба» рисуется образ мещанина и нового героя российской
действительности, мечтающего о «бутылочном» рае и обуреваемого эгоизмом и
неистребимой жадностью к материальным благам и животным, низменным
наслаждениям. («Качалась Невка у перил // А на Невке // Не то сирены, не то
девки // И всюду сумашедший бред»)
И ночь, подобно самозванке,
Открыв молочные
глаза,
Качается в спиртовой банке И просится на
небеса.
Бытие в «Столбцах» пропитано спиртовым угаром, призрачно,
фантасмагорично и состоит из множества гротескных деталей и подробностей.
А на столе — гремит
вино И мяса жирные траншеи,
И в перспективе
гордых харь Багровых, чопорных и скучных —
Как сон земли
благополучный,
Парит на крылышках мораль.
Для художественной манеры Заболоцкого была характерна пластичность и умение мыслить пространственными образами. В этом смысле его лирику можно сравнить с произведениями живописи. Исследователи творчества писателя (И. Ростовцева, В. Аль- фонсова и др.) неоднократно отмечали серьезное влияние живописных полотен старых мастеров (в частности, Питера Брейгеля) и картин современных ему художников (М. Шагала, К. Малевича, Н. Пиросмани) на поэтическое мировосприятие Заболоцкого.
В «Столбцах» крупными и резкими мазками умелого мастера
Заболоцкий рисует мир собственников и мещан, чье представление о мире и цели
человеческого бытия суживалось лишь до стремления к наживе и удовлетворения
сугубо материальных потребностей, но в то же время в стихотворениях из этого
цикла пробивается тревожное раздумье о том, что старый мир и возникший
нэповский быт обещали человеку исполнение простых человеческих желаний» (А.
Турков), обращали к полноте жизни и житейским радостям в противовес аскетизму
действительности, непрерывно требовавшей от человека усилий и лишений в борьбе
за лучшее завтра.
Мир философии Заболоцкого и его отражение в поэзии. После «Столбцов» Заболоцкий обращается к миру природы, который кажется ему выражением естественности и истинной внутренней гармонии. Он начинает все больше интересоваться философскими проблемами естествознания, с увлечением читает научные труды В. Вернадского, Г. Сковороды и К. Тимирязева.
В частности, в
работах Тимирязева Заболоцкому особенно близка мысль ученого о том, что
сознание в одинаковой степени присутствует и в человеке, и в природе и является
той ведущей организующей силой, которая и определяет поступательность развития
всей живой материи. Только в животном мире и «низших существах» оно «глухо
тлеет» и «яркой искрой» лишь «вспыхивает в человеческом разуме».
Заболоцкого захватывают
идеи К. Циолковского о зачатках разумной жизни у растений и простейших
животных, во многом на основе которых он строит собственную научно-фантастическую
концепцию, нашедшую отражение в поэмах «Школа жуков» (1931) и «Птицы» (1933). В
основе этой концепции лежит представление о мирозданий и окружающем мире как о
целостной и единой системе, включающей в себя как живые, так и неживые формы
материи.
В окружающем мире, убежден Заболоцкий, неизбежно вечное движение и взаимодействие множества и многообразия материальных форм. В этом мире чья-то смерть объективно становится началом и непременным условием другой, новой жизни. «Этот процесс неизбежно содержит много жестокого и поражает человеческий разум, зрение и слух рядом отталкивающих подробностей» (Н. Степанов), но так уж устроена природа, ее «вековечная давильня», которая каждое мгновенье «соединяет смерть и бытие».
И об этом очень выразительно автор говорит в
стихотворении «.Лодейников»:
Лодейников
прислушался. Над садом Шел смутный шорох тысячи смертей,
Природа, обернувшаяся
адом,
Свои дела вершила без
затей.
Жук ел траву, жука
клевала птица,
Хорек пил мозг из
птичьей головы,
И страхом перекошенные лица Ночных существ
смотрели из травы.
Но смерть — это и начало бесконечного движения и развития
всех форм живой материи, а разум человека позволяет природе приобщиться к
разуму мировой жизни, который становится общим достоянием и животных, и птиц, и
шелестящих листвой на ветру берез, и цветущей ромашки в поле, и придорожной
травы.
В каждом маленьком
растеньице,
Словно в колбочке
живой,
Влага солнечная
пенится И кипит сама собой.
(«Весна в лесу»)
Мир оказывается единым в живом и неживом, и человеческая
душа возрождается вместе с утренним возрождением природы, омывается теплым
весенним дождем, согревается ласковым солнцем, готовая к созиданию, добру, к
познанию себя и вековечной мудрости бытия.
А там, внизу,
деревья, звери, птицы,
Большие, сильные,
мохнатые, живые Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на
скрипках, на волынках Вдруг заиграли утреннюю песню,
Встречая нас. И все кругом запело.
Исследователи творчества Заболоцкого отмечают, что его
«пейзажная лирика примыкает к огромной литературной традиции, и особенно
отчетлива ее связь с Гете, Тютчевым, Баратынским» (А. Македонов). «Перед
явлением Тютчева Заболоцкий останавливался с благоговением. Поэт стихийной
ночной жизни, снов, человеческих потрясений и откровений, он воплощал для
Заболоцкого как бы невозможное, запредельное в искусстве» (И. Ростовцева). «Но
и самые лучшие традиции Тютчева и других великих певцов и философов природы
Заболоцким не только продолжаются, но и преодолеваются, трансформируются» (А.
Македонов).
В клочьях разорванной
тучи Блещет осколок луны.
Сосен тяжелые сучья
Мокрого снега полны.
Падают, плавятся,
льются Льдинки, втыкаясь в сугроб.
Лужи, как тонкие
блюдца,
Светятся около троп.
(«Оттепель»,
1948)
Для Заболоцкого неоспорима та мысль, что искусство возникает
на основе жизни и неотделимо от нее. И в нем так же, как и в жизни, происходит
вечная борьба со злом, но в искусстве возникает жесткая необходимость
нравственного выбора, который непременно должен быть в пользу добра,
противостоящего жестокости мирового хаоса.
О, сад ночной, о,
бедный сад ночной!
О, существа,
заснувшие надолго!
О, вспыхнувший над
самой головой Мгновенный пламень звездного осколка!
(«Ночной сад», 1936).
В душе поэта
возникает стремление к единству с природой, внутреннее осознание себя ее
частью, сущностью и даже мыслью.
И все существованье,
все народы Нетленное хранили бытие,
И сам я был не детище природы,
Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!
(«Вчера,
о смерти размышляя», 1936).
Время перелома судьбы и биографии. Поэзия и творчество 40-50 годов. Испытания временем не обошли Заболоцкого стороной. Очень часто его произведения подвергались превратному и клеветническому толкованию, совершенно не соответствующему истинной позиции и взглядам поэта.
Все это в конце
концов привело к аресту Заболоцкого в марте 1938 года и надолго оторвало его от
творчества, семьи, литературной работы и своего читателя. Поэзия Заболоцкого
объявлялась шаблонной, бездарной, оторванной от жизни и не отвечающей
требованиям и тенденциям современной ему социалистической действительности.
До 1944 года
Заболоцкий отбывал заключение в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем
Востоке и в Алтайском крае, а с весны до конца 1945 года жил вместе с семьей в
Караганде. В Казахстане Заболоцкий заканчивает начатый еще до войны
стихотворный перевод «Слова о полку Игореве», который публикует в 1946 году,
когда уже поэт возвратился в Москву.
В1946 году Заболоцкий
был восстановлен в Союзе писателей, впоследствии с него была снята судимость,
он получил разрешение жить в столице, и с этой поры начался новый, московский
период творчества поэта.
Тема природы продолжает волновать Заболоцкого, который
все острее ощущает ее внутреннюю красоту, соразмерность и гармонию. Человек
обречен жить в согласии с природой, учась у нее и участвуя в ее преобразовании.
Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий На
нитке паук,
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
(Утро», 1946)
«В лирике этих лет
Заболоцкий создает новые образы, не повторяя известных. Не боясь смелых и
новых ассоциаций, он в своем новаторстве идет по линии обновления значения
слова, по линии снятия с вещей и явлений их привычных обыденных масок, а
обращение к объективному миру природы видится поэту как неукоснительный
процесс самой жизни в его спирали, залог развития культуры, прогресса,
обновления ценностей» (И. Ростовцева).
Послевоенная лирика Заболоцкого развивала и углубляла философскую проблематику его произведений 30 годов, подтверждая несомненный талант поэта как мастера слова.
Заболоцкий еще острее ощущает собственную внутреннюю
связь с миром живущего. Поэт уверен, что абсолютной смерти для него нет, что
жизнь после бренной смерти тела будет продолжаться в «дыхании цветов», в
листве «многовекового дуба», который его душу «корнями обовьет и не даст ей
исчезнуть в бесконечном пространстве мироздания.
Я не умру, мой друг.
Дыханием цветов Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою
живую душу Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах
я дам приют уму,
Я с помощью ветвей
свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов нависли И ты
причастен был к сознанью моему.
Проблема творчества, поэтического вдохновенйя крайне
важная для Заболоцкого. Рождение поэтических строк он сравнивает с пробуждением
природы, со звуками грома, предвещающими долгожданный дождь, с шорохом травы,
который у поэта «человеческий».
Я люблю этот сумрак
восторга* эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох
травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и
мед лительное появленье,
Первых дальних громов
— первых слов на родном языке.
(«Гроза», 1946)
Поэзия неотделима для Заболоцкого от исторической памяти,
истоков национальной традиции, от воспоминаний детства и юношеского взросления,
ибо она живет только в сострадательной и чистой душе, с младенчества
воспринявшей уроки доброты и стремления к прекрасному.
Тот, кто жизнью живет
настоящей,
Кто к поэзии с
детства привык,
Вечно верует в
животворящий,
Полный разума русский язык.
Зарождение
поэтической мысли возникает в хаосе и бесконечности мирового пространства, но
затем силой художественного таланта лирические строки «становятся музыкой»,
обретают внутреннюю гармонию и отточенность формы, всеми красками отражающей
красоту, совершенство и прелесть мира.
И сквозь покой
пространства мирового До самых звезд прошел девятый вал...
Откройся, мысль!
Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб
мир торжествовал!
(«Бетховен», 1946)
Неисчерпаемость и
многогранность мира «поставлены Заболоцким столь высоко, что и личность
является лучшей частью этого мира», а «природный космос» настолько сливается с
«человеческим, духовным, что и сам образ, метафора становится живой
реальностью» (И. Ростовцева).
В стихотворении
«Прощание с друзьями» человеческая смерть парадоксально не означает прекращение
физической жизни, так как она обретает новые формы в жизни природы и получает
множество других «братьев» и «сестер», вместо оставленных на земле. Это «корни,
муравьи, травинки, вздохи, столбики из пыли, цветики гвоздик», образующие все
многообразие реальных метаморфоз материи.
Заболоцкий «ставит известное поэтическое и философское
равенство» между бесконечным макромиром космоса и бесконечно малым микромиром
«самой малой былинки» (А. Македонов), ибо они одинаково включены природой в
круговорот ее бытия и составляют неразрывное единство и основу ее гармонии.
Но для бездн, где
летят метеоры,
Ни большого, ни
малого нет.
И равно беспредельны
просторы Для микробов, людей и планет.
(«Сквозь
волшебный прибор Левенгука», 1948)
Для поздней лирики
Заболоцкого было характерно не только «последовательное одушевление природы,
как бы вырастание из нее — но вместе с тем, врастание, вживание в нее» (А.
Македонов).
В своем зрелом творчестве Заболоцкий смог «воскресить дух
и стиль классической русской поэзии» (В. Кожинов) и проявил себя как выдающийся
мастер «прекрасного по своему благозвучию стиха», которое достигается
«использованием в его лирике плавных периодов, анафоры, разнообразных
синтаксических параллелизмов и внутренней рифмы» (А. Турков).
И я лежал,
схватившись за каменья,
И надо мной, сверкая,
выл поток И камни шевелились в исступленье И бормотали, прыгая у ног.
(«Ночь в Пасанаури», 1947).
В московский период
своей жизни Заболоцкий активно обращается к художественным переводам. Переводы
Заболоцкого, по единодушному признанию как специалистов, так и читателей,
отличались глубоким проникновением в историческое и национальное своеобразие
первоисточника, поражали объемной и точной передачей его содержания, тонкостью
и ясностью стихотворной формы.
Очень успешным,
например, был перевод «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели, завершенный
Заболоцким в 1957 году. Грузинская поэзия восхищает Заболоцкого, и «на древней
грузинской земле» он «находил то реальное сочетание вечности и преображенной
человеком красоты, тот древний синкретизм, который не расчленяет разум и
чувство, а способствует единству, цельности восприятия» (И. Ростовцева).
Время и превратности
судьбы приучили Заболоцкого к осторожности. Опасаясь в очередной раз быть
превратно понятым, Заболоцкий часто не доверял бумаге то, что созревало в
глубине души, облекаясь в звенящую поэтическую строку.
Заболоцкий вообще не
был человеком, склонным к бурным эмоциям и открытым душевным проявлениям, и
предпочитал охранять свой внутренний мир от посторонних глаз. Слишком трудной
оказалась для поэта жизненная дорога, сполна одарившая его испытаниями и
лишениями. Но, несмотря на все трудности, выпавшие на его долю, Заболоцкий лишь
глубже и острее осознал краткотечность и невозвратность каждого уходящего дня,
научился ценить возможность общения с природой, с бесконечным многообразием ее
форм и красок.
Свежий воздух и
надежда появились только после XX съезда, коммунистической партии, открыто
осудившего политические и идеологические перегибы, связанные с культом личности
Сталина.
Это побудило
Заболоцкого обратиться к воспоминаниям и написать «Историю моего заключения»,
касавшуюся наиболее трагичных страниц его биографии.
На 50 годы приходится
около половины всех произведений Н. Заболоцкого московского периода. В этот
период для лирики поэта был очевиден поворот от мира природы «к конкретному
человеку» (А. Македонов), его современнику. «Раньше я был увлечен образами
природы, а теперь я постарел и, видимо, поэтому больше любуюсь людьми и больше
присматриваюсь к ним», — отмечал Заболоцкий.
Стихотворения «Вино»,
«Старая актриса», «Некрасивая девочка» и многие другие представляют собой
проникновенный рассказ автора о разных и непохожих судьбах и наполнены меткими
житейскими зарисовками.
Портрет становится
излюбленным жанром Заболоцкого. Он «обнаруживает в нем редкие, во многом не
использованные еще в XX веке возможности реалистического пластического искусства,
способного глубоко проникать не только во внешний, но и во внутренний духовный
мир человека» (И. Ростовцева).
Исследователи творчества Заболоцкого (И. Ростовцева, А.
Македонов, А. Турков и др.) отмечают, что он «одним из первых в поэзии 50 годов
почувствовал губительность для искусства потери внутренних моральных критериев»
и стал настойчиво говорить с читателем о нравственной красоте и ее
гуманистическом содержании.
А если так, то, что
есть красота И почему ее отождествляют люди?
Сосуд она, в котором
пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Заболоцкий по праву остался в истории русской поэзии и
как непревзойденный Мастер любовной лирики, способный удивительно тонко и
потрясающе верно передать многообразную палитру чувств, эмоций, переживаний,
всю остроту боли, восторга, радости, разочарования, которые переживает любящее
сердце.
Зацелована,
окольцована,
Ветром в поле
когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы
закована,
Драгоценная, ты, моя
женщина!
Не веселая, не
печальная,
Словно с темного неба
сошедшая,
Ты и песня моя обручальная,
И звезда моя
сумасшедшая.
(«Признание», 1957).
Вопросы и задания
1. Расскажите
об основных фактах биографии Н. Заболоцкого. В чем проявился драматизм
человеческой и творческой судьбы поэта?
2. Лирика
Заболоцкого 1920 годов. «Столбцы» — как попытка гротескного осмысления
социальных контрастов действительности.
3. Какова
натурфилософская концепция Заболоцкого? Своеобразие его художественного
мышления, сформировавшегося благодаря идеям Э. Циожовского, В. Вернадского, К.
Тимирязева, Г. Сковороды.
4. Нравственно-этические
искания в лирических произведениях на темы природы, человеческого духа и бытия,
разума и чувства («Школа жуков», «Птицы», «Начало зимы», «Лодейников», «О, сад
ночной!», «Вчера, о смерти размышляя», «Все, что было в душе»).
5. Как
вы понимаете классичность и философскую глубину послевоенной лирики Заболоцкого
(«Завещание», «На закате», «Сквозь волшебный прибор Левенгука...»)?
6. Расскажите
о проблеме творчества и личности художника в поэзии Заболоцкого («Читая стихи»,
«Бетховен»).
7. Подготовьте
сообщения о современном восприятии поэзии Заболоцкого.