АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1883-1945)
В творчестве А. Н. Толстого, при всей неоднозначности его художественного наследия, можно проследить соединение традиций русской классики и советской литературы. В лучших произведениях писателя сочетались крупные масштабы исторического мышления и детальная рельефность в изображении индивидуальных характеров, поскольку, по признанию А. Н. Толстого, цель литературы g* «чувственное познание Большого Человека». Этаны творческой биографии. Детские годы будущего писателя прошли в небольшом имении на хуторе Сосновка, недалеко от Самары.
Мать
Алексея Николаевича Толстого, Александра Леонтьевна Тургенева, была дальней
родственницей декабриста Тургенева и стала известной детской писательницей.
Александра Леонтьевна после развода вышла замуж за другого человека, который
был ей хорошим мужем, а маленькому Алеше заменил отца. Свое детство в скромном
имении, любовь к природе, общение с крестьянскими мальчиками Алексей Николаевич
Толстой изобразил в автобиографической повести «Детство Никиты» и в статье «О
себе». С 1896 по 1901-й год он учился в Сызранском, а потом в Самарском
реальных училищах. А в 1901 году он поступил в Петербургский технологический
институт. Вместе с другими студентами будущий писатель участвовал в событиях
революции 1905—1907 годов. Он сочувствовал рабочим, но определенных
политических убеждений еще не имел. В 1906 году Алексей Толстой попал в среду
символистов, печатал свои произведения в их издательствах, журналах и
альманахах: «Шиповник», «Аппо- лон», «Весы». Он поддерживал связи с писателями
А. Белым, А. Ремизовым, К. Бальмонтом, В. Брюсовым, Н. Минским, Ф. Сологубом и
другими. Он посещал литературные собрания «Среды» модного тогда мистика
Вячеслава Иванова, куда сходились
главным образом представители декадентской богемы. В1907 году вышла первая
книга стихов А. Н. Толстого «Лирика». Результатом собирания и литературной
обработки русского фольклора стала книга «За синими горами», вышедшая в 1908
году. После поездки на Урал писатель в этом же году опубликовал свое первое прозаическое
произведение — рассказ «Старая башня». Наиболее значительными произведениями А.
Н. Толстогодооктябрьского периода являются: цикл рассказов «Заволжье», романы
«Чудаки» и «Хромой барин», показавшие процесс материального и духовного упадка
дворянства.
Весь заволжский цикл, как и романы «Чудаки», «Хромой барин», по мнению А. Боровикова, были о женской судьбе, о любви, а еще точнее сказать, о «женственности», которая «долгие годы была в его творчестве единственной путеводной звездой». Позже, оценивая свои ранние произведения, писатель отнес их к периоду повествовательного искусства, связанного с той средой, которая окружала его в юности.
В
годы Первой мировой войны А. Н. Толстой был военным корреспондентом газеты
«Русские ведомости». Война заставила его пересмотреть свои взгляды. Писатель
сближается с А.М. Горьким, Д. Бедным, В. Маяковским, выступившими против войны.
В1914 году в газете «Русские ведомости» вышла статья А. Н. Толстого
«Трагический дух и ненавистники», в которой он излагал в шовинистическом духе
свои взгляды на ход войны, а в романе «Сестры» (1921) подверг положения этой
статьи, а заодно и всю шовинистическую пропаганду беспощадной критике.
Противоречивое отношение к историческим событиям про-явилось в «Рассказе
проезжего человека» (1917). А в следующем, 1918 году, А.Н. Толстой начал писать
пьесу «Любовь — книга золотая», сюжет которой построен на вражде
соседей-помещиков Угарова и Ходанского, мешающей любви их детей.
К
проблеме революции А. Н. Толстой обращается в своей трагедии «Смерть Дантона»,
представляющей собой переработку известной трагедии Г. Бюхнера.
В
феврале 1917 года Алексей Толстой радостно приветствовал произошедшие перемены,
с которыми связывал большие надежды на лучшую жизнь, но Октябрьская революция
разрушила его иллюзии. Сам А. Н. Толстой писал: «В эти годы погибли два моих
родных брата, один зарублен, другой умер от ран, расстреляны двое моих дядей,
восемь человек моих родных умерли от голода и болезней. Я сам с семьей страдал
ужасно».
В
сентября 1918 года писатель выезжает в Одессу, а затем эмигрирует в Париж. В
1919 году в Париже А. Н. Толстой начал роман «Сестры», открывший новый период в
его творчестве. В первой редакции этого романа говорилось «о всеобщей
виновности» всех классов старой России, вызвавшей революцию. В последней
редакции автор полностью отрицает эту идею.
В период с 1919—1923
годов А. Н. Толстой создал, помимо романа «Сестры», научно-фантастический роман
«Аэлита», рассказы об эмигрантах «На острове Халки», «В Париже». Несмотря на
разнообразие жанров, эти произведения объединены размышлениями и
воспоминаниями о Родине. В1920—1922 годы появились рассказы «Необыкновенные
приключения Никиты Рощина» и «Четыре картины волшебного фонаря», в которых
осуждается путь эмиграции и считается роковой ошибкой разрыв с родиной. В 1921
году А. Н. Толстой переезжает из Парижа в Берлин и вступает в сменовеховскую
группу «Накануне». Это было началом разрыва с эмиграцией.
«Хождение по мукам». Путь на родину. Тяжелые годы в эмиграции,
неустроенность быта, психологическая несовместимость с эмигрантами, не
верившими в русский народ, привели к тому, что в 1922 году А. Н. Толстой послал
«Открытое письмо», в котором объявлял о своем разрыве с эмигрантской средой, а
также признавал Советскую власть. Белую эмиграцию А. Н. Толстой обличил в
произведениях: «В Париже», «Рукопись, найденная под кроватью» (1923),
«Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), повесть «Эмигранты» («Черное
золото») (1929), Позже, в 1924— 1925 годах вышли в свет фантастические
произведения «Гибербо- лоид инженера Гарина» и повесть «Союз пяти». В1925 году
была написана пьеса «Заговор императрицы» совместно с П. Щеголё- вым на основе
архивных материалов. В пьесе были созданы образы царя, царицы, Распутина и
других. По мотивам пьесы «Заговор императрицы» (1927) А. Н. Толстой совместно
с Б. Липатовым написал сценарий «Последний маскарад», кончающийся сценой
убийства Распутина и скорби по нему императрицы и фрейлины Вырубовой. В 1926
году была создана пьеса «Азеф», посвященная предательской деятельности члена ЦК
партии эсеров Азефа. В период с 1927-го по 1928 год А. Н. Толстой создает
вторую книгу трилогии «Хождение по мукам» — «Восемнадцатый год». Повесть
«Хлеб», служившая «необходимым переходом», по словом автора, между
«Восемнадцатым годом» и «Хмурым утром», была написана в 1935—1937 годах.
Особое
внимание хотелось бы обратить на роман-трилогию А. Н. Толстого «Хождение по
мукам», так как это творение является одним из самых значительных произведений
писателя.
В
этом романе он попытался осмыслить значение войны и революции, а также
показать пути интеллигенции в ней.
В
первом романе «Сестры» (1919—1921) показан крах буржуазного общества и
необходимость Октябрьской революции. Роман «Сестры» выходит за рамки семейного
романа. Неслучайно роман «Сестры» из разряда «семейных романов» даже в его
эмигрантской редакции отнесли к «роману о судьбах революционной родины». В нем
также показаны проблемы искусства. Так, например, критики отмечали сходство
образа поэта Бессонова с поэтом Александром Блоком. Не только Вяч. Полонский,
но и сам А.Н. Толстой писал, что в образе Бессонова есть «и кое-что от Блока»:
инициалы, портретное сходство. Кроме того, Бессонов и Блок разрабатывали в
поэзии одни и те же мотивы, связанные с переменами, катастрофой буржуазного
общества, грозящей гибели. Эти мотивы особенно громко звучат в цикле А. Блока
«Снежная маска» (1907). Поэма А. Блока «Двенадцать» (1918) была восторженно
встречена теми, кто был за революцию и вызвала ненависть ее противников. А.
Толстой хорошо воспринял поэму и защищал ее от резкой критики И. Бунина. Помимо
поэта Бессонова, в романе «Сестры» А. Н. Толстой изобразил либерального
адвоката Смоковникова с его политической безответственностью. Критикует автор
и представителей «левых» течений, футуристическую живопись в салоне Кати,
мистику символистов. Во всех этих проявлениях буржуазной культуры писатель
видел печать вырождения и упадка. Морально опустошенным героям А. Н. Толстой
противопоставлял героев духовно богатых — Телегина, Дашу, Катю.
Роман
«Сестры» принято считать произведением сложным, переходным, отразившим
определенный этап в сознании писателя. В первой редакции романа «Сестры» (берлинское
издание 1922 г.) отразилось состояние писателя в первые годы его эмиграции, его
неприязненное отношение к революции и большевикам.
В
образе офицера Рощина автор показал пессимизм людей, отчаявшихся и ненавидевших
революцию за то, что она разрушила привычный для них уклад жизни.
Исследователи отмечали сходство образов Рощина и Григория Мелехова из романа М.
А. Шолохова «Тихий Дон». Прежде всего героев роднит искренность исканий,
убежденность в том, что каждый отстаивает правду. Ни Мелехов, ни Рощин не
принадлежали к числу тех, кто хотел на чужой беде упрочить личное благополучие,
построить карьеру. По мнению критиков, роман «Сестры» с самого начала был
посвящен участи гуманизма в новой России. Эпический пафос романа, несомненно,
состоял в утверждении личности с высоко развитым духовным потенциалом и
одновременно в защите права человеческого «я» на свободную и достойную жизнь.
Роман
«Восемнадцатый год» (1928) — это не только продолжение романа «Сестры», но и
пересмотр автором своих взглядов на историю и стремление к историзму. Основное
содержание романа «Восемнадцатый год» — это не только судьба четырех главных
героев, но и изображение событий гражданской войны. Отдавая дань эпохе, А. Н.
Толстой создал образ Ленина, показав его на заседании Совнаркома и на заводском
митинге. В романе «Восемнадцатый год» главные герои Телегин, Даша, Катя, Рощин
оказались разъединенными. И они вынуждены были самостоятельно искать свое
место в жизни.
Оборона
Царицына под руководством Ленина, Сталина, Ворошилова, как один из эпизодов
гражданской войны, была показана в повести «Хлеб» (1937). Это произведение А.
Н. Толстой считал связующим звеном между романом «Восемнадцатый год» и третьей
книгой трилогии-романом «Хмурое утро» (1939—1941). В этой повести
преувеличивается роль Сталина, что было фактом заигрывания писателя с властью.
В третьем томе трилогии А. Толстой стремился показать прогрессивное значение
социалистической революции.
Как считают
литературоведы, при всех неоспоримых достоинствах трилогии ее последние варианты,
увы, пострадали от целого ряда идеологических предубеждений и пристрастий
своего сложного, противоречивого времени. По наблюдениям текстологов,
дорабатывая романы в соответствии с очередным «социальным заказом», Толстой
пытался по возможности «смягчить», «ослабить» драматизм изображаемых событий, а
также подчеркнуть важную роль большевиков в благополучном их развитии.
Роман-эпопея
«Петр I». Объясняя свое обращение в 30 годы к исторической эпохе Петра I, А. Н.
Толстой писал, что избрал ее не с целью проекции современности: «Меня увлекало
ощущение полноты «непричесанной» и творческой силы той жизни, когда с
особенной яркостью раскрывался русский характер».
Образ великого реформатора привлекал внимание писателей и до А. Н. Толстого. Вспомним А. С. Пушкина, создавшего целый ряд произведений, посвященных Петру I: «Полтава». «Медный всадник», «Арап Петра Великого», материалы к «Истории Петра». Писатель-историк Ю. Тынянов в произведении «Восковая персона» постарался убедить читателя в тщете всех усилий Петра по выволакиванию России в мир, по европеизации ее. Ничто не меняется. Мерзки его близкие — взяточник Меньшиков, распутница Екатерина, которая, рыдая над Петровым телом, отмечает приглянувшихся ей молодых людей, чтобы потом «приблизить».
Сам
А. Н. Толстой постепенно подходил к созданию монументального изображения Петра
I. Появлению романа предшествовала работа над такими произведениями, как
исторические рассказы «Наваждение», «День Петра», трагедия «На дыбе», а
окончательный вариант пьесы «Петр I» (1940) стал сценарием кинофильма «Петр I».
В
1933 году была написана первая книга романа «Петр I». Работе над ней
предшествовало тщательное изучение документов и архивных материалов, например,
«Письма и бумаги Петра Великого», «Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его
сообщниках» (изд. Археологической комиссии, 1884), «История царствования Петра
Великого» Н. Устрялова и многие другие.
Роман «Петр I» показывает Россию в исторический период времени с 1682-го по 1704 год. Первая книга романа начинается со смерти царя Федора, которая повлекла за собой усиление дворцовых междоусобиц, борьбу за престол, бунт стрельцов. Уже в первой части романа А. Н. Толстой изобразил страдания простого народа, его нищету, голод, унижения, но вместе с тем и ожидание перемен, их необходимость. Здесь же показано правление царевны Софьи, а также крымские походы князя Василия Голицына, которые принесли не только позор, но и еще большее разорение и без того бедной стране. Падение Софьи было закономерным, так же, как и рост «потешных полков», которые от детских забав постепенно становятся реальной силой. Хотя начало петровского правления не сопровождалось победами. Первый же военный поход Петра на Азов показал неподготовленность его войска. В первой части романа также рассказано о великом посольстве за границу во главе с самим Петром, пытавшимся внедрить европейскую культуру в России. Реакция в лице боярской оппозиции противостояла петровским преобразованиям. Первая часть романа заканчивается кровавым подавлением стрелецкого мятежа 1698 года. Композиция романа связана с идейно-художественным центром романа — образом Петра. Именно эта историческая личность определяет развитие сюжета. Автор изображает все достоинства и недостатки Петра I как человека и государственного деятеля. Образ главного героя дан в динамике и эволюции от испуганного ребенка до грозного самодержца. Условия жизни сформировали характер Петра I, юность и молодость которого прошли в борьбе за власть. Совсем юным он в страхе перед возможной расправой со стороны царевны Софьи, бежал полураздетый в Троицу. Друг Петра Лефорт «... понимал, что Петру мучительно стыдно за свое бегство в одной сорочке, и приводил примеры из «гипггории Брониуса» про королей и славных полководцев, хитростью спасавших жизнь свою...». Постепенно Петр превращается из угловатого подростка в решительного полководца-победителя и царя-реформатора, замыслившего европеизировать боярскую византийскую Русь с ее древним патриархальным укладом жизни. Не только бояре, но прежде всего и простой народ страдали от непомерных налогов. Но несмотря на трудности, вечную нехватку средств, Петр не отступил от своей цели — сделать Россию великой европейской морской державой с могучим флотом и новой северной столицей. И сам Петр зачастую был не рад своему положению: «Черт привел родиться царем в такой стране!». А «сердечный» друг Лефорт — «...будто со свечей проникал он в дебри Петрова ума, дикого, жадного, встревоженного и при этом так характеризовал Россию того времени: «У вас каждый тянет врозь, а до государства никому дела нет: одному прибытки дороги, другому честь, иному — только чрево набить... Народа такого дикого сыскать можно разве в Африке. Ни ремеслов, ни войска, ни флота... Одно-три шкуры драть, да и то худые...». Автор пишет о физической и духовной силе Петра и при этом сравнивает его со зверем: «От Петра, как от сильного зверя, исходила первобытная свежесть». Возможно, именно эта «звериная» сила и помогла ему выстоять в борьбе за новую Россию. Петр -^фигура неоднозначная. В нем одновременно сочетались стремления к науке, культуре вместе с дикостью: «Курфюрстины были в восторге. Они прощали ему и грязные ногти и то, что рассказывая о московских нравах, ввертывал матросские словечки, подмигивал круглым глазом и пытался не раз толкнуть локтем Софью Шарлотту». Все это позволило ее светлости курфюрстине ганноверской Софье записать в дневнике: «Эго—человек очень хороший и вместе очень дурной. В нравственном отношении он - полный представитель своей страны».
Нужно
отметить скромность Петра в одежде, в быту, неприхотливость в еде и в
обстановке. Все в нем было подчинено главному — процветанию Родины. Петр был
безжалостным к себе и к своим подданным. Но особенно он был жестоким со своими
врагами. Именно здесь и проявились его жестокость и мнительность
тирана-самодержца. Первая книга романа заканчивается кровавой сценой казни
стрельцов и заговорщиков. Петр лично участвовал в казни: «Эта казнь отличается
от предыдущей.
Она
совершена различными способами и почти невероятными... Триста тридцать человек
зараз обагрили кровью Красную площадь. Эта громадная казнь могла быть исполнена
только потому, что все бояре, сенаторы царской думы, дьяки — по велению царя —
должны были взяться за работу палача. Мнительность его (Петра) крайне
обострена, кажется, он подозревает всех в сочувствии к казнимым мятежникам. Он
придумал связать кровавой порукой всех бояр...».
А.
Н. Толстого часто упрекали в оправдании культа личности Сталина при создании
центрального образа эпопеи. Писатель, несомненно, преувеличивал демократизм
Петра, его близость народу. Хотя Петр I и был «царем-работником», но он был
прежде всего самодержцем. А. Н. Толстому удалось преодолеть символистский
нигилизм (Петр как «ирод» и «безумец») во имя следования пушкинскому историзму
в оценке Петра I. В поэме «Медный всадник» (1833) Петр I показан как созидатель
и как «тиран», а также трагическое противоречие государственности и личности,
которое персонифицировалось в исторической фигуре царя. Петр I в изображении А.
С. Пушкина — «мощный властелин судьбы», исторический деятель, выполнивший
важные задачи государственного значения. И при этом А. С. Пушкин подчеркнул
неизбежность жертв в ходе исторического процесса..
Во
второй книге романа изображены основные события приготовления к Северной войне,
связанные с формированием и вооружением новых войск, созданием флота, с
переговорами о союзе с Польшей и с отправкой кораблей в Константинополь для
улучшения отношений с Турцией. События Северной войны показаны в романе в их
строгой последовательности и значимости: Нарвское поражение и его тяжелые
последствия для России, укрепление обороны, поиски денег, строительство
заводов. Писатель реалистически показал трудную победу русских войск в
Прибалтике и выход к устью Невы, а также основание новой столицы — Петербурга.
И при этом показано стремительное проникновение нового уклада жизни во все
сферы русской жизни.
В
третьей книге романа нашли отражения такие исторические события, как осада и
взятие Юрьева, захват после ожесточенного штурма Нарвы, которые ознаменовали
победу петровской армии. Петр Первый добился своего, он сделал Россию великой
морской державой, с которой вынуждены были считаться европейские страны.
Основные
исторические факты эпохи Петра Первого составляют основу сюжета романа.
Композиция отличается многоплановостью. Размах повествования огромен, в нем
изображен широкий круг действующих лиц. Это и бояре, стрельцы, купцы,
иностранные дипломаты, солдаты, казаки и др. Место действия в романе тоже
обширно: Россия, Украина, Турция, Голландия, Швеция, Польша и т. д. Автор
живописует яркие картины заседаний боярских дум, раскольничью обитель с подлым
старцем Нектарием, обманывавшим и сжигавшим верующих, а также дворцы
европейских королей, крестьянские избы и т. п. Писатель, несомненно, обладал
даром воображения, умением видеть прошлое в красочных образах. И прежде всего
это проявилось в изображении народа. Лучшие его представители, такие, например,
как Андрей Голиков, художник, и кузнец Кондратий Воробьев, талантливые,
трудолюбивые, скромные, отмечены самим Петром, который делал все, чтобы
подобные самородки из народа могли бы учиться и творить. В их лице автор
показал богатые природные способности русского народа, его стремление к
прекрасному, а также честность и бескорыстие. Но в то же время А. Н. Толстой
реалистически изобразил неоднородность народной массы: это и пьяницы в
кабаках, и нищие у церквей, и беглые крестьяне, доведенные до отчаяния барским
произволом и вынужденные вступить в шайки грабителей. Из народа вышли и
ближайшие сподвижники царя Петра — Александр Меньшиков и Алексей Бровкин. Для
эпохи Петра Первого характерен был принцип «знатность по годности считать»,
внедренный им в жизнь. Смекалистые, ловкие, угодливые Меньшиков и Бровкин
пришлись по душе Петру еще в те времена, когда они еще совсем юными ездили в
немецкую слободку к Анне Моне (первой любви Петра). Вместе с Петром его
друзья-соратники проникались идеями европеизации под влиянием Лефорта.
Также
из самых низов поднялся и разбогател отец Алексея Бровкина Иван, бывший
подневольный холоп: из прижимистого купца (и купцом-то он стал благодаря сыну)
он постепенно, будучи честным исполнителем царских приказов, стал именитым
негоциантом. Петр сам любил проводить время в труде и учебе, поэтому высоко
ценил людей, стремившихся к прогрессу.
Hq были в окружении Петра и знатные,
высокородные люди, достойные уважения царя. Прежде всего это выдающийся русский
военачальник-фельдмаршал Б. П. Шереметьев, победивший шведов во многих
сражениях. А такие, как боярин Буйносов, были против новых петровских перемен.
Но, пожалуй, самой крупной и трагической фигурой является боярин Василий
Васильевич Голицын, враждебно настроенный к Петру, умный, просвещенный, живший
в роскошных палатах, убранных в западном стиле. Его смелые государственные
замыслы остались неосуществленными. Его карьера в политике заканчивается вместе
с падением Софьи. Голицын красив, но слаб. В образе В. Голицына писатель
показал те стремления к преобразованию России, которые назревали в стране и до
Петра Первого. Автор соотносит образы Петра и Голицына: Голицын оторван от
жизни, а Петр тесно связан с реальностью и умеет добиваться своих целей любой
ценой. А. Н. Толстой показал экс-вельможу В. Голицына, отправленного в ссылку
в Каргополь, и больше уже не упоминает о нем в романе.
Нужно
отметить прекрасное знание писателем всех коллекций исторического музея,
включая одежду и оружие. Эти знания он успешно применил в описании интерьеров,
в которых происходят действия данного исторического произведения. Причем автор
делает это весьма гармонично и убедительно, что создает ощущение петровского
времени со всеми его особенностями. А.Н. Толстому в полной мере удалось создать
атмосферу прошлого не только в интерьере, но и в нравах, и поведении. Вот,
например, изображение Кремля еще допетровских перемен: «Иноземцы, бывавшие в
Кремле, говорили с удивлением, что, не в пример Парижу, Вене, Лондону, Варшаве
или Стокгольму, царский двор подобен более всего купеческой конторе. Ни
галантного веселья, ни балов, ни игры, ни тонкого развлечения музыкой.
Золотошубные бояре, надменные князья, знаменитые воеводы только и толковали в
низеньких и жарких кремлевских покоях, что о торговых сделках на пеньку, поташ,
ворвань, зерно, кожи...».
Важную
роль в романе А. Н. Толстого играет пейзаж, не только как средство передачи
восхищения красотой родной природы, но и раскрытия характера, настроения
персонажей. Так, например, с помощью пейзажа писатель выражает радостное
настроение живописца Андрея Голикова и влюбленного Гаврилы Ивановича Бровкина,
въезжавших в Москву. Для них появление на небе радуги — это знамение будущего
счастья и новой жизни: «За волнистыми полями, за березовыми рощами, за ржаными
полосами, далеко за синим лесом стояла радуга, одна ее нога пропадала в
уходящей дождевой тучке, а там, где она упиралась в землю другой ногой, сверкали
и мигали золотые искры».
Язык
и стиль романа А. Н. Толстого «Петр Первый» поражают своим богатством и
органичным использованием народной речи. Своеобычное построение авторской речи,
которая с привлечением разнообразных языковых элементов сохраняет, несмотря ни
на что, целостность стиля. В историческом романе «Петр Первый» язык (как
одежда и оружие) имеет историческую окраску, он передает колорит старины,
создает ощущение той давней эпохи. Язык — это постоянно развивающаяся система,
которая несет в себе приметы времени. Именно поэтому современный язык так
отличается от языка петровской эпохи: многие слова и выражения теперь кажутся
устаревшими. Архаизация может проявляться не Только в
лексике и семантике,
но и в формах синтаксиса и фразеологических сочетаниях. И все это лишь при
условии, что основу языка исторического произведения должен составлять
современный литературный язык. Архаизация речи в романе «Петр Первый»
создавалась и с помощью использования устаревших союзов и союзных слов,
употреблявшихся при подчинительной связи предложений, например, «коем»,
«коего» и др.
В петровскую эпоху широкое распространение получили варваризмы. В историческом романе А. Н. Толстого «Петр Первый» есть варваризмы, взятые из голландского, немецкого, французского и польского языков, например, «бомбардир», «прожекты», «минувет» и т. п. Наиболее редко в романе «Петр Первый» встречается церковнославянская архаика: «схимник», «клобук», «четки» и др. И в основном она используется только для характеристики персонажей. Для стиля романа немаловажную роль играют также и просторечные слова и выражения, например, «харчи», «опосля», «пхнул» и т. п. Натуралистичность языковых средств в данном произведении связана также с использованием крепких крестьянских словечек, народных речений и провинциализмов Метафоры, сравнения, эпитеты в этом историческом романе специально упрощены, снижены. Это объясняется стремлением автора реалистически показать облик русского феодализма. Именно поэтому так часто встречаются образы животных в сравнениях и именах персонажей, например, Федька Умойся Грязью, Воробьиха, Свиньин и др. Кроме того, для каждого героя писатель умело подобрал свойственные только ему интонации, ритм и темп речи. Так, например, для речи царя Петра характерна отрывочность, приказной тон, небрежность и раздражительность в разговоре с подданными (и в особенности, если они в чем-то провинились перед ним): «Докладывай... Встань!— крикнул он Стрешневу.- Сядь. Подрядчиков повесил? Нет? Почему?»
Смерть помешала А. Н.
Толстому закончить роман «Петр Первый», но несмотря на незавершенность,
произведение получило признание и высокую оценку: отмечено Государственной
премией, переведено на многие языки народов мира. Писатель внес большой вклад в
развитие жанра исторического романа.
Вопросы и задания
1.
Определите
роль интеллигенции в революции в романе А.Н. Толг стого «Хождение по мукам»?
2.
Как
автор воспринял революцию в романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам»?
3.
Назовите
образы представителей народа в романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам».
4.
Какое
значение имела революция для России в романе А.Н. Толстого «Хождение по
мукам»?
5.
Что
вы можете сказать о мировоззрении автора романа «Хождение по мукам»?
6.
Дайте
характеристику женским образам в романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам».
7.
Каким
был путь Телегина к пониманию и восприятию революции в романе А. Н. Толстого
«Хождение по мукам»?
8.
Назовите
причины, побудившие Рощина определить свою судьбу?
9.
Какое
значение имеет тема любви в романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам»?
10.
Какие
проблемы искусства ставит автор в романе «Хождение по мукам»?
11.
В
чем автор видит заслугу Петра I перед Россией?
12.
Сравните
образы Петра I и В. Голицына.
13.
Как
Петр I относился к своей матери?
14.
Кого
можно отнести к сторонникам Петра I?
15.
Назовите
противников петровских преобразований.
16.
Перечислите
положительные и отрицательные качества Петра I.
17.
Как
относились бояре и стрельцы к Петру I?
18.
Расскажите
об особенностях языка и стиля романа «Петр Первый».
19.
Как
сказались петровские реформы на жизни простого народа?
20.
В
чем своеобразие композиции романа «Петр Первый»?
Теория литературы Углубление понятия об
историческом романе. Это одна из разновидностей
романного жанра, ставшая особенно распространенной традицией русской
литературы конца XIX — начала XX вв., начиная, например, от «Арапа Петра
Великого» А. Пушкина до «Петра Первого» А. Толстого.
Исторический роман как жанр отличается не только глубоким научно-художественным погружением автора в историю эпохи и жизнь выдающейся личности. Он должен избегать иллюстративности и субъективизма, как, например, было с эпохой Петра I в романе Д. С. Мережковского «Петр и Алексей». С другой стороны, принцип историзма, национально-исторической обусловленности судьбы персонажа, обоснованный уже Пушкиным («Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «Капитанская дочка»), помог исторической ветви романа стать полнокровным художественным исследованием истории в «индивидуальной судьбе человека» и одновременно человеческой личности через историческую эпоху. В первом случае писатель идет от частного к общему («Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова, «Нетерпение» Ю. Трифонова), во втором — наоборот («Петр Первый» Ал. Толстого, «Одеты камнем» О. Форш). Так постигается историческая диалектика человека и государства, личности и государственного деятеля, великого и малого в большом временном масштабе.