II. ХУДОЖНИК И ТОТАЛИТАРНАЯ ВЛАСТЬ
Второй наиболее трагичный период истории русской литературы XX века (1930-е — середина 1950 гг.) характеризуется открытым и жестоким подавлением любого инакомыслия, и в первую очередь свободы слова, особенно «тайной свободы» творчества, \о чем еще в 1921 году забил тревогу Александр Блок.]«Пускай же остерегутся от худшей клички те чиновники, которые собираются направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение» («О назначении поэта»).
Не услышали? Да и до
того ли уже было?
С начала 30 годов все
более реальной становилась угроза фашизма. Идея непрерывной революции, которая
вот-вот превратится в революцию мировую, оказалась утопией Маркса. Сталинская
партия — ВКП(б) — на ходу меняла свои идеологические ориентиры. Теперь был
объявлен курс на построение социализма в отдельно взятой стране. Сталин,
ставший пожизненным генсеком, а вскоре «вождем и учителем всех народов»,
строил особое государство. Последовательная коллективизация, индустриализация
и милитаризация экономики, усиление и ужесточение политических репрессий
превращали СССР в абсолютистское тоталитарное государство — уже по образцу
Германии Гитлера, Италии Муссолини.
Нашей советской
закономерностью с конца 20 гг., с года «великого перелома» (1929), по
сталинскому определению, становится феномен полностью закрепощенного
общественного сознания. И это абсолютное «единогласие» и «единодушие» печать и
литература уже подавали как символ советского народного единства на основе все
более поощряемой партией классовой борьбы — физического уничтожения «врагов
народа», лучших представитлей творческой интеллигенции и даже армейской военной
элиты.
В литературе и искусстве вводится единый и обязательный для всех метод социалистического реализма — начиная с I Всесоюзного съезда советских писателей 1934 года. Нарастает политизация и «огосударствление» литературы и литературной критики, которая становится в сущности одним из рычагов партийного руководства в области культуры вообще. Полным ходом идут (под видом дискуссий о формализме, творческом методе, учебы у классиков) кампании идеологической травли таких писателей, как Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, Б. Пильняк, А. Белый, А. Мариенгоф и др. Все это нагнетало в обществе атмосферу страха, т. к. параллельно шли показательные политические процессы против партийной оппозиции, в просторечии «врагов, вредителей, предателей» (троцкистско-зиновьев- ский блок, Промпартия, шахтинское дело и т. п.).
Писательская
советская молодежь (Фадеев, Леонов, Малыш- кин, Федин, Фурманов, Шолохов и др.)
быстро изживала в своем творчестве некоторые идеологические противоречия и
отголоски декаданса, становилась убежденным принципиальным защитником
Советской власти. В ее художественных исканиях все более укреплялась поэтика
утверждения, неизменного финального оптимизма, иногда всеобщего восторга:
человек без коллектива оказывается в тупике, без партии — слеп, история и
современность всякий раз доказывают правоту марксистско-ленинско-сталинского
мировоззрения («Братья» К. Федина, «Разгром» А. Фадеева, «Падение Дайра» А.
Малышкина, «Соть», «Барсуки» Л. Леонова).
Заметнее становилась
идеализация советской действительности, непосредственно отвечавшая основным
пунктам Устава Союза советских писателей, поэтике социалистического реализма:
положительный герой — заложник своего политического долга, в который он
безоговорочно верит вплоть до самопожертвования; жизненный путь его — пример
героического преодоления всяческих трудностей и обычно пример почти полного
забвения всего личного ради общественного; в качестве ведущих соцреалистических
жанров поощрялись производственные и воспитательные романы («Гидроцентраль» М.
Шагинян, «Цемент» Ф. Гладкова, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Разгром»
А. Фадеева, «Танкер Дербент» Ю. Крымова). Начиналось активное беллетристическое
освоение русской истории в целях утверждения и воспевания советского патриотизма,
всенародного единства и непобедимости русского национального духа. Нечастые
творческие удачи и открытия в этой литературе, официально окрещенной
соцреалистической («Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождения по мукам» Ал. Толстого,
«Вор» Л. Леонова, «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова, «Жизнь Клима
Самгина» М. Горького, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е.
Петрова, «Страна Муравия» А. Твардовского и др.), лишний раз доказывали, что
именно с точки зрения творческого метода, художественной философии, эта «легальная»
литература не обладала ни творческим, ни идейным единством, а в менее удачных
своих примерах, конечно, более многочисленных (Ф. Гладков, Ф. Панферов, Н.
Вирта, С. Малашкин, Д. Бедный, А. Серафимович и др.) свидетельствовала о
несостоятельности тоталитарной власти и государства способствовать созданию
подлинного искусства. Крупнейший мексиканский поэт и эссеист XX века Октавио
Пас по этому поводу писал: «Всюду, где власть может вторгнуться в занятия
человека, искусство либо хиреет, либо становится ручным и чисто механическим...
заказной стиль убивает творческую непосредственность: все великие империи рано
или поздно усредняют изменчивый образ человека, превращая его в бесконечно
повторяющуюся маску» («Поэзия между обществом и государством»).
Поэтика
противостояния официальному, партийному социальному заказу в эти годы все
больше эволюционирует от сатиры, «дьяволиады» и антиутопичности советской
действительности (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, Б. Пильняк), от позиции
«над схваткой» (М. Волошин, М. Цветаева, М. Булгаков) к поэтике реквиема,
окрашенной горечью или иронией, поисками исторических параллелей к советской
«дьяволиаде» (Б. Пастернак, А. Ахматова, М. Цветаева, Ю. Домбровский). Эта
литература уже в определенной Своей части уходит в подполье, потому что
подвергается однозначному идеологическому остракизму и запрету. Она уже
напрямую соотносится с эмигрантской русской литературой по своей решительной
непримиримости и по тому, что с начала 20 годов, а затем в 50-х начинает
публиковаться на Западе. Так, запрещенная советская литература с конца 20-х и
с начала 30 годов в сущности вступает на путь двойной жизни: подпольную,
скрытую в свою эпоху, оставаясь в основном неизвестной своим современникам, и
открытую, новую с конца 80-х годов, получая название литературы «возвращенной».
Великая Отечественная
война, в отличие от других войн, в которых участвовала Россия в XX веке, была
войной вынужденной и справедливой. Она велась за независимость, против угрозы
фашистского порабощения. В ней был совершенно реальный, а не придуманный
«классовый враг», Война эта была страшной и жестокой, но она с нашей стороны
противостояла бесчеловечности и потому, может быть, впервые после 1812 года
была истинно народной войной, сплотившей воедино все народы СССР, несмотря на
их классовую селекцию и геноцид, предпринятые Сталиным. В то время все стали
друг для друга братьями и сестрами. И вот этому духовному сплочению в первую
очередь способствовала литература — мощный духовный гуманистический потенциал
нашей многонациональной Родины.
Эта внешня война
приглушила, отодвинула на второй план войну внутреннюю, которую вел против
народа НКВД[1] во главе со Сталиным.
Советский человек, наконец, почувствовал свое человеческое достоинство и
гордость, в нем пробудился под линный, а не показной патриотизм.
Героико-трагический характер этой войны, как битвы за жизнь, не отменял, а еще
более усиливал ее патриотический характер.
Именно эти
обстоятельства предопределили проблемножанровые особенности литературы военных
лет. Это продолжение и развитие таких традиций, как героико-патриоти-ческая
(гимны, поэмы, оды), лирическая, исповедальная (романс, песня,
послание-письмо), фактологически-документальная (публицистические статьи,
очерки, воспоминания участников боев и трудового фронта, тыла), наконец,
батально-эпическая (рассказ, повесть, роман). Все эти традиции, так или иначе
знако-мые уже по классической литературе, теперь наполнялись новым духовноисторическим
содержанием — не только отстоять свою независимость, но и принести свободу
народам Западной Европы. Подспудно нарастала и уверенность в том, что
народ-освободи-тель не может быть несвободным в своем собственном доме.
В этих устремлениях
были, пожалуй, едины писатели самых разных творческих индивидуальностей — поэты
камерные (Ахматова, Пастернак) и публицистически, граждански активные
(Тихонов, Антокольский, Твардовский, Прокофьев, К. Симонов...), писатели,
ставшие зачинателями советской военной прозы и драматургии (В. Гроссман, А. Бек,
М. Шолохов, А. Корнейчук, Л. Леонов). Однако несмотря на этот общий высокий
пафос патриотизма и освобождения, вряд ли поэзию и прозу войны нужно
рассматривать как особый этап литературного развития. Скорее это было
характерное вовлечение и поглощение литературы самой историей, когда решалась
судьба всего СССР — быть или не быть, когда область эстетического отходила на
дальний, второй или третий планы общественной жизни. В такие времена возможны
как бы неожиданные, хотя, конечно, закономерные, художественные открытия, и
они были: например, поэма Твардовского «Василий Теркин», главы из романа М.
Шолохова «Они сражались за Родину», поэтические книги Б. Пастернака «На ранних
поездах» и «Земной простор», «Из шести книг» А. Ахматовой, вплоть до отдельных
лирических произведений, переживших свое время, «Жди меня» К. Симонова, «Я
убит подо Ржевом» А. Твардовского, песен — «В землянке» А. Суркова и К.
Листова,
Но в основном литература военных лет была прежде всего, в самом высоком смысле,— духовным оружием в схватке с врагом. Она не создала, за редким исключением, ни «своих» жанров, ни литературных типов, ни нового художественного мироощущения, хотя, вопреки известной поговорке, наши лиры в громе пушек не молчали и были слышны далеко — на фронте и в тылу. Проза не поднялась до уровня лирического эпоса, собственно военный эпос, военная тема будут развиваться и набирать силы вплоть до начала 80 годов, от К. Симонова до В. Быкова, В. Некрасова и В. Гроссмана. Но это уже будет после войны.
В послевоенное время,
несмотря на новые политически-кара- тельные кампании (дело «Еврейского центра»,
врачей, мелкобуржуазных космополитов) литература уже отвоевывает себе робкое
право выделить человека из массы (народа, коллектива), увидеть в нем
гражданский и гуманистический потенциал личности, с одной стороны, и
воинствующего политического и общественного демагога, профанирующего даже
советский гуманизм, с другой. («Жатва» и «Битва в пути» Г. Николаевой).
Поэтика реквиема насыщается уже знакомым пафосом «оптимистической трагедии» («Молодая гвардия» А. Фадеева, особенно 1 редакция 1945 г., «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Звезда» Э. Казакевича и «Двое в степи») или начинает тяготеть к первым панорамным эпическим исследованиям войны в судьбах личности и народов Европы («Буря» И. Эренбурга, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана: I том — «За правое дело»). В это же время, подхватывая традицию «Василия Теркина», в литературу входит новый аспект военной темы — проза войны, ее «окопная правда» («В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Пановой), а также состоялись первые пробы темы возвращения к мирной жизни, исследования трудового героизма, испытания подлинно человеческого достоинства личности («Жатва» Г. Николаевой, «Кружилиха» В. Пановой). Становлению человека как личности в потоке большой истории посвящают свои многотомные произведения К. Федин («Первые радости», 1945, «Необыкновенное лето», 1948, «Костер», 1962), К. Паустовский («Повесть о жизни», 1945—1963).
В этих книгах, так
же, как и в поэзии того времени («Грузин- ская весна» Н. Тихонова, «Лукоморье»
Л. Мартынова, лирическая хроника А. Твардовского «Дом у дороги», поэма-дневник
«За далью — даль», стихотворные циклы «Середина века» В. Лугов- ского, «Строгая
любовь» Я. Смелякова), вполне лояльной к тоталитарной власти, складывается и
уже становится многократно, исторически проверенной традиция соединения,
сращивания и приспособления друг к другу советских и общечеловеческих ценностей
— по терминологии А. Жолковского, «медиация». Она станет уже творчески
разработанной художественной «формой» в 60—80 годах, в рамках которой будут
соседствовать соцреалис- тическая беллетристика (И. Стаднюк, П. Проскурин, А.
Иванов и др.), глубокий социально-психологический анализ самоощущения и
осмысления послевоенного мира советским человеком (Ю. Трифонов, В. Шукшин, А.
Твардовский, Ч. Айтматов, В. Маканин, А. Ким, Л. Петрушевская и др.)— с
неожиданными порой прорывами «зековской» литературы к широкому читателю
(Солженицын, Шаламов, Копелев...).