Главное меню

  • К списку параграфов

I. РЕВОЛЮЦИЯ И ЛИТЕРАТУРА. МАКСИМ ГОРЬКИЙ (1868-1936)


Первый историко-литературный этап, который начинается с 1900 гг. и продолжается до конца 20-х — начала 30-х,— это переходный этап от русской классической литературы XX века к литературе нового столетия. Этот переход был для совре­менников обозначен кризисными явлениями в области со­циального бытия: политическая активизация радикального ленинского марксизма (большевизма) и его усиление в рево­люциях 1905-1917 гг., кризис власти в первый меж революционный промежуток (1905-1907 гг.) и во время Первой мировой войны, крах царского тоталитаризма в двух революциях (фев­ральской и октябрьской), военный коммунизм и развязывание гражданской войны — курс большевиков на диктатуру проле­тариата, т. е. советского тоталитаризма, возникновение ГУЛАГа в 1918 г. и его разрастание как фактор идейно-политического и экономического значения, сплошная коллективизация на всех уровнях общественной жизни как условие строительства советского социализма, 1929 год—это уже переломный рубеж, начало сталинского самовластия, «большого террора».

Литературный процесс этого тридцатилетия проходит в сущности под знаком противостояния «гипнозу общественности» (М. Гершензон) и революционному радикализму большевиков. Это русский декаданс, который не без влияния Л. Толстого, Ф. Достоевского, Вл. Соловьева, Н. Бердяева увлекает литера­туру и искусство на пути религиозно-философских исканий (богостроительство и богоискательство). Это во-первых.

Во-вторых, как собственно художественное течение, декаданс, предвещая модернизм, отходит от традиций русской классики, ощущая некую исчерпанность ее художественной и мировоззренческой методологии в условиях все более угрожаю­щих «подземных толчков истории». Культ личности, богочело­веческой сущности человека, творческой «тайной свободы» (Пушкин и Блок), не ангажированности художника — это тоже сопротивление «гипнозу общественности», практике низкого социального бытия. Крушение дворянско-народнической интеллигенции как поводыря слепого, темного народа свиде­тельствовало о том, что сама интеллигенция трагически слепа, когда призывает народ к топору. В художественно-философских исканиях русских декадентов, представителей «серебряного века» русской поэзии переосмысливается и традиционная русская проблема «интеллигенция и революция»: возможна и оправдана только революция духа, творчества. Декаданс, с его эстетикой и мистикой, дает для развития русской литературы XX в., в том числе и эмигрантской и, конечно, советской (Бунин, Цветаева, Набоков, с одной стороны, и — Платонов, Пильняк, Маяковский, Пастернак, с другой) — несравненно больше, чем все вместе взятые освободительные движения и идеи русского прозападнического большевизма.

Литературная борьба 20 годов это собственно продолжение исканий декаданса в новых политических условиях. Импульс и творческая напряженность этой борьбы были стимулированы на первых порах демагогическими лозунгами и партийными резолюциями о мобилизации творческих усилий на создание подлинно свободного социалистического искусства и лите­ратуры. Но курс на удушение всяческого творческого инако­мыслия проявился уже в первые послеоктябрьские годы (Письмо ЦК о Пролеткультах, партийные постановления 1925 и 1932 гг.). Позицию противостояния в это время занимает и большинство русской интеллигенции (писатели, критики, философы, общест­венные деятели) во главе с М. Горьким.

В это десятилетие формируются основные тенденции русской советской литературы, а именно: скрытое или явное проти­востояние новому режиму; возникает будущая литература про­советского характера—социалистического реализма; начинается раздвоение литературы на запрещенную и разрешенную, причем в разряд запрещенных, неожиданно для самих авторов, попадают произведения в принципе лояльные по отношению к революции и новой власти («Чевенгур» А. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Бег» М. Булгакова и др.); начинается эпоха эзопова, непрямого, иносказательного художественного мышле­ния, приучающего читателя понимать главный смысл и правду автора—сквозь строки; начинает пополняться мартиролог совет­ских писателей, уходящих из жизни по причине «отсутствия» «воздуха» (А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский), независимо от естественного или насильственного конца. Показательную эволюцию переживают ведущие советские писатели, например, Н. Тихонов, Ф. Гладков, Вс. Иванов, А. Фадеев, К. Федин и другие становятся в художественном плане уже менее интересными авторами, чем это было в начале 20 гг. Происходит советское пленение Горького Сталиным — предложение окончательно вернуться в СССР из Италии. Маяковский после фанфар в честь революции, вождя и власти пишет трагическую поэму «Про это», театральную сатиру на власть и партию — «Клоп» и «Баня», задумывает поэму «Плохо». Самоубийство Маяковского—симво­лически очень значимый рубеж этого переходного периода. В решающем, переломном 1929 г. уже объявлено о повсеместном введении метода социалистического реализма («Литературная газета») и о подготовке к созданию литературного «колхоза» Союза советских писателей, образованного на I Всесоюзном съез­де советских писателей в 1934 г. Всяческое противостояние, сопро­тивление было уже сломлено, партия и власть торжествовали.

 90-х годах Россия изнывала от «безвременья», от тишины и покоя... и в это затишье, полное грозовых предчувствий, Горь­кий со своими соколами и буревестниками ворвался, как желан­ный гость. Что он нес с собою? Никто в точности не знал — да и до того ли было? ...Все талантливое, свежее зачислялось в «светлый» лагерь, и Горький был принят в нем как вождь и застрельщик»,— писал эмигрантский критик Георгий Адамович.На разломе веков. Начало творчества Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова) приходится на конец XIX — начало XX веков, когда Россия переживала экономический и культурный расцвет и одновременно утрачивала эстетические и философские ценности XIX века. В результате этого социального кризиса возник раскол между интеллигенцией и властью, интеллигенцией и церковью, интеллигенцией и народом, который был отражен в философско-публицистическом сборнике «Вехи» (1909). Эта ситуация в обществе объяснялась «усталостью от культуры» века предшествующего и наполненностью ощущением упадничества, «декаданса», охватившего русскую интеллигенцию. Художники Серебряного века отражали в творчестве не столько реальность, сколько внутренние переживания и ощущения, предчувствие грядущей трагедии.«Мы пришли в мир, чтобы не соглашаться...» — такова была главная идея писателя на первом этапе творчества. «Свинцовые мерзости жизни» не истребили в нем веру в человека, в его высо­кое предназначение. Мировоззрение молодого писателя, роман­тическая философия приводят его к гуманизму, выражающему бунт против всего, что искажает идею Человека (рассказ «Коно­валов»).После появления первых рассказов в 1892 году («Макар Чуд- ра» и др.) вышло несколько книг очерков и рассказов, а также четырехтомник. Популярность и слава его сравнялась со славой Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Объяснить этот феномен можно тем, что в условиях нового этапа развития русское общество не было удовлетворено основами духовной жизни. Прежние цен­ностные ориентиры, на которых взросла культура «золотого века», XIX-го, были исчерпаны, а новые руководящие идеи отсутствовали. В произведениях молодого писателя русский читатель получил ответ на многие вопросы, не найдя его в произ­ведениях классиков. Однако литературная критика начала XX века была настроена к Горькому враждебно.'Гуманизм Горького заключался в том, чтобы преодолеть зло вокруг себя и в себе, искажающее замысел Человека. Конечным этапом концепции писателя являлась идея переустройства мира в соответствии с собственными представлениями о нем. По суще­ству это был бунт против несправедливости и несовершенства окружающего мира.Идейные искания М. Горького и первая эмиграция. В начале XX века М. Горький проходит сложный путь выбора моральных Ценностей и отношения к окружающей жизни. Он испытал влияние Ф. Ницше (рассказ «На плотах»). Смелые и гордые герои ранних произведений преодолевают Драматические обстоя­тельства и гибнут в столкновении с реалиями жизни («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»). Другая часть героев Горького, «бывшие люди» («Супруги Орловы», «Конова­лов», «На дне») смотрят на мир со стороны, они в поисках самих себя, но обречены на одиночество, потому что лишены идеала.В начале 1900 годов М. Горький становится ведущей лич­ностью в общественной жизни России: занимается издательской деятельностью, избирается почетным академиком Российской академии (это звание вскоре аннулируется под нажимом властей), тесно сотрудничает как автор с МХАТом в Москве (триумф спектакля «На дне» в декабре 1902 г.). Он активно включается в общественно-политическую дея­тельность, участвует в революции 1905 года в Петербурге, за что был заключен в Петропавловскую крепость на один месяц, и декабрьском вооруженном восстании в Москве. Желая избежать дальнейших арестов, писатель уезжает за границу. Это была его первая эмиграция. В период буржуазной революции 1905 года Горького привле­кают идеи марксистов-богостроителей (А. А. Богданова, А.В. Лу­начарского), «пролетарская философия», которая утверждала необходимость слияния социализма с религией. Эго быта «новая» религия, получившая название «богостроительство». «Бог умер!»— провозгласил Ф. Ницше, а новый бог — народ, или коллективный разум, способный преобразовать жизнь и мир в целом. Эта идея была воплощена писателем в повести «Мать» (1906), а позже — в повести «Детство» (1913). Другая проблема, волновавшая писателя, это проблема на­ционального характера («Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина»). В статье «Две души» (1915) Горький раскрыл «неустойчивость» русского человека, выразившуюся в его обра­щенности как к Западу, так и к Востоку. Эту двойственность сути его характера писатель рассматривает как главную причину социальной неустроенности. М. Горький и революция. М. Горький приветствовал Фев­ральскую революцию и настороженно отнесся к революции Октябрьской. В 1917 году он не прошел перерегистрацию как член РСДРП и таким образом вышел из рядов партии большевиков. Свое отношение к событиям этого периода он выразил в публицистических статьях в газете «Новая жизнь», которая вы­пускалась с 1 мая 1917 года по 16 июня 1918, т.е. в самое сложное, переходное время. В 1918 году Эти статьи вошли в книги «Не­своевременные мысли» и «Революция и культура». Символично, что в это же время и А. Блок, по образному выражению Анны Ахматовой, «трагический тенор эпохи», высказал отношение к происходящему в статьях «Интеллигенция и революция» (1918) и «Крушение гуманизма» (1919). К захвату власти большевиками Горький отнесся отри­цательно. События, развернувшиеся в дальнейшем: полити­ческий террор, одичание нравов народа — он осуждает. «Певец революции», который в преддверии 1905 года восклицал: «Пусть сильнее грянет буря!», в 1917 году увидел братоубийство, ненависть, проявление низменных инстинктов толпы. Так на практике проявился «коллективный разум». Так история ответила на вопрос, который задолго до М. Горького задавали декабристы, А. Пушкин, П. Чаадаев, А. Герцен, Ф. Тютчев, Ф. Достоевский: «Что есть русская революция? Не есть ли она русский бунт, «бессмысленный и беспощадный»? И Горький как будто подводит черту: «Нет,- в этом взрыве зоологических инстинктов я не вижу ярко выраженных элементов социальной революции. Это русский бунт без социалистов по духу, без участия социалистической психологии». Писатель понимал, что «в два месяца не переродишься», а вражда между людьми не есть явление нормальное...». Он пы­тается увидеть причину анархического разгула. «Политика и религия разъединяет людей на отдельные группы, искусство, открывая в человеке общечеловеческое, соединяет нас. Ничто не выпрямляет душу человека так мягко и быстро, как влияние искусства, науки». («Новая жизнь», №1,1917 год). Тревогу вызывают одичание нравов, анархизм народа. Интонация гнева, возмущения звучит в словах писателя, когда он рассказывает об убийстве людей на Невском. «Гнусно убивать друг друга теперь, когда все мы имеем прекрасное право честно спорить, честно не соглашаться друг с другом... Надо же понять, пора понять, что самый страшный враг свободы и права — внутри нас; это наша глупость, наша жестокость и весь тот хаос темных, анархических чувств, который воспитан в душе нашей бессовест­ным гнетом монархии, её циничной жестокостью». («Новая жизнь», № 4,1917 год). Искренне радуется Горький приметам нового в жизни, но в основном его интонация тревожна. Причина в том, что «народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта». Спасти народ от нравственного падения может только ин­теллигенция, просвещая граждан. «Интеллектуальная сила — это первейшая, по качеству, производительная сила»,— подчеркивает писатель, говоря о значении искусства и культуры. Мечта о торжестве «коллективного разума» могла бы стать реальностью, если бы соединились силы интеллигенции с на­родом. Но этого не произошло, потому что противоречия между двумя группами граждан слишком велики, а демократичные отношения отсутствуют.

Критикуя действия народных комиссаров, позицию народа, Горький обрушивается на большевиков и В. Ленина, которые не понимали ситуацию в России, а поэтому действовали, как утописты. «Эта неизбежная трагедия не смущает Ленина, раба догмы, и его приспешников — его рабов. Жизнь во всей её сложности, не ведома Ленину, он не знает народной массы... Он работает как химик в лаборатории, с тою разницей, что химик пользуется мертвой материей, но его работа дает ценный для жизни резуль­тат, а Ленин работает над живым материалом и ведет к гибели революцию». («Новая жизнь», № 177).

Газета «Новая жизнь», в которой Горький был соредактором, была закрыта как «контрреволюционная», несмотря на личное обращение писателя к В. Ленину. Публицистические заметки Горького, участника трагических событий периода революции, высказавшего отрицательное отношение к действиям больше­виков, не публиковались в течение 70 лет.

Деятельность М. Горького после Октябрьской революции. Деятельность писателя в период «военного коммунизма» была направлена в основном на культурное строительство. Он орга­низует издательство «Всемирная литература» (19)8), занимается охраной памятников, просветительством, большое внимание уде­ляет поддержке работников культуры и ученых. В оценке поли­тической ситуации он расходится с большевиками: по его мнению^ необоснованно разрушается культурное наследие предыдущей эпохи. Эту оценку писатель обосновал в работе «О русском крестьянстве» (1922), которая явилась естественным продол­жением размышлений о русском национальном характере в статье «Две души» (1915).

В период разгула «красного террора» он вступается за дея­телей культуры и искусства, пытается спасти их от преследо­ваний, но это не всегда ему удается. Начинается по сути пресле­дование и самого писателя. 16 октября 1921 года он уезжает из Советской России за границу. Формальным поводом отъезда было ухудшение здоровья.

Вторая эмиграция (1921—1931). До 1924 года Горький находит­ся на лечении в санаториях Германии и Чехословакии, а позже, до 1931 года, в Италии (Сорренто).

В 1923—1925 годах совместно с поэтом В. Ходасевичем для русской интеллигенции издает в Берлине журнал «Беседа», который до читателя не дошел, т. к. был запрещен в СССР. Власти Советской России были недовольны выступлениями Горького в защиту политзаключенных. Но творческие связи Горького с русскими писателями и деятелями культуры не прекращались.В Европе Горький был широко известен как писатель и обще­ственный деятель. Он пользовался большим уважением прогрес­сивной общественности. Политические власти СССР хорошо понимали это и во второй половине 20-х годов были заинтере­сованы в его возвращении на родину и всячески этому содейст­вовали.

В мае 1928 года писатель приезжает в СССР, где широко отмечается его 60-летие. Он совершает поездки по стране (Курск, Харьков, Днепрострой, Запорожье, Крым, Кавказ, Сталинград, Самара, Нижний Новгород). Впечатления о поездке были собра­ны в книге очерков «По Советскому Союзу» (1929). Надежды на развитие творческого потенциала народа после революции, о чем он писал ещё в 1917 году в «Несвоевременных мыслях», казалось, оправдались. Здесь он увидел уже не хаос и разрушение, а созида­ние: страна и народ преображались. Этот приезд стал переломным в отношении Горького к СССР, народу. Он полностью посвящает свою деятельность «культурному строительству».

В 1931 году Горький возвращается в СССР, поселяется в Москве, где ему предоставили особняк Рябушинского. Он орга­низует журналы «Наши достижения» и «Литературная учеба», издает «Историю фабрик и заводов», «Историю гражданской войны» и другие книги. Писатель сотрудничает с властями, под его руководством рождается Союз советских писателей (1934).

Последние годы жизни писателя были трагическими: по существу он был под негласным надзором ГПУ, изолирован от советской и мировой общественности. Скончался писатель 18 июля 1936 года. Его смерть, по заявлению властей, была следствием «троц­кистско-бухаринского заговора». Публикации и исследования о причине смерти М. Горького содержат противоречивые версии.

Творчество М. Горького периода второй эмиграции (1921—1931). За период второй эмиграции М. Горьким написаны «Рассказы 1922—1924 гг.», роман «Дело Артамоновых (1925). В1926 году он начинает работу над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина». В 20 годы М. Горький обращается к жанру художественной мемуаристки. В1923 году создана повесть «Мои университеты», которая была продолжением темы повестей «Детство» (1913— 1914), «В людях» (1914).

В основе автобиографической трилогии лежит рассказ писателя о своей нелегкой судьбе на фоне эпического повество­вания о жизни целого поколения России 70—80 годов XIX в., его философско-нравственные искания. Духовный и нравственный

рост Алексея Пешкова — композиционная основа трилогии. «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог». Соприкасаясь с разными людьми русского обществ, герой обретает самого себя, постигает тайны человеческого бытия. Писатель показывает драматическое рождение Человека как личности, исполненной гуманистических идеалов, которые формируются в условиях нового отношения к человеку. Это новое отношение — любовь к человеку и вера в него, протест против всего, что уродует его душу.

«В людях» — вторая часть трилогии — повествует о следующем этапе познания жизни, когда складывается новое отношение ге­роя — к человеку и окружающему миру. Ее центральная пробле­ма — исследование формирования гуманизма. Название «В людях» имеет второй, обобщающий смысл: Человек с его радостями и печалями, достоинствами и пороками стоит в центре интересов героя. Алеша находится во враждебном, пошлом мире мещан. Он видит нужду, надругательство над человеком, каторжный труд. «Не думалось о возможности чего-либо лучшего, чем то, что ь есть, что неустранимо является перед глазами каждый день».

«Мои университеты» (1923) — последняя часть автобиографи­ческой трилогии. Повзрослевший герой находится в поиске идейной позиции, которая необходима для достижения идеалов народа. Алексей знакомится с революционно настроенными сту­дентами, мечтающими о счастье для народа, «теоретиками» жиз­ни. Судьба сводит его с народником М. Ромасем, с которым Алек­сей уезжает в село Красновидово для работы среди крестьян. Здесь герой видит противоречивый характер русского крестья­нина, в котором уживаются его каторжный труд, очерствелость сердца и беззащитность души. Крестьяне «живут ощупью, как слепые, все чего-то боятся, не верят друг другу». Пропаганда Ромася не достигает цели: его лавку подожгли богатеи, а беднота под держки не оказала. Алексей уезжает, надеясь в дальнейшем найти точку опоры, которая бы помогла ему в выборе саги для переустройства мира.

«Мои университеты» завершаются повествованием о собы­тиях 1898 года, показывающих глубокие противоречия между крестьянами и интеллигенцией.

В первом издании повести Горький поместил два очерка об одном из лучших интеллигентов России «Время Короленко» и «В.Г. Короленко», объединенных в цикле «Автобиографические рассказы». (Позже они стали публиковаться в «Литературных

портретах», которые органически примыкают к автобио­графической прозе).

Автобиографический цикл должен был завершиться чет­вертой книгой «Среди интеллигенции». Этот замысел не осу­ществился, писатель принялся за работу над романом «Жизнью Клима Самгина».

«Литературные портреты» после мемуаров А. И. Герцена — самое крупное явление в русской мемуарной прозе. Они вклю­чают воспоминания о Л.Н. Толстом, Л- Андрееве, А.П. Чехо­ве, В. Г. Короленко, В. И. Ленине, А. Блоке, С. Есенине и др. Воспоминания свои Горький писал о тех, к кому испытывал «влечение сердца», кто был интересен ему как свидетель эпохи. Связывают очерки личность самого писателя, его взгляды на человека, его отношение к жизни, к миру, к будущему России, его нравственно-эстетические требования к человеку. Обраще­ние к жанру литературного портрета, пристрастие к богато ода­ренным личностям в качестве героев очерков говорят, кроме того, о желании показать свой духовный путь и важность выбора нынешних духовных ценностей.

Роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина». После завершения романа «Дело Артамоновых» (1925) М. Горький приступил к ра­боте над романом «Жизнь Клима Самгина». Замысел этого произ­ведения относится к периоду революции 1905 года. Создавался роман в течение десяти лет. События, описанные в нем, охваты­вают огромный период жизни русского общества, что под­черкнуто подзаголовком «Сорок лет». «...Хочу вчерашний день, очищенный от мелочей, связать с сегодняшним, надеясь, что сегодняшний от этого будет понятнее и оправданней»,— писал Горький, когда приступал к работе над своим последним произведением.

Начало XX века — поворотный момент в истории мировой культуры, который всколыхнул философскую, эстетическую и художественную мысль передовых писателей мира. В этих условиях возникла потребность в осмыслении судеб народов, сословий, путей развития целых стран. Именно поэтому появ­ляются монументальные эпические произведения как в России, так и в Европе. Это романы-эпопеи Томаса Манна, Ромена Роллана, Михаила Шолохова, Алексея Толстого. Событием, ко­торое потрясло культурный мир, стало создание эпического фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».

«Жизнь Клима Самгина» — одна из значительных книг XX столетия, рисующая великую эпоху, создание нового мира, новой личности. Это итоговое, программное произведение писателя, в котором воплощены его идейные, философские и эстетические взгляды.

Первое название произведения — «История пустой души». Позднее автор дал другое название книге — «Сорок лет», которое затем перешло в подзаголовок, а окончательным названием стало «Жизнь Клима Самгина». В итоге «история пустой души», история разрушения личности буржуазного интеллигента соотносится с историческим процессом на протяжении сорока лет русской жизни, становясь исторической хроникой. Автор неоднократно подчеркивал жанровое своеобразие произведения: «Пишу ... некий роман-хронику» и питаю намерение писать нечто вроде хроники...». Об этом говорит введение в ткань повествования исторических персонажей Саввы Морозова, императора Николая II и других.

Книгу можно назвать и социально-психологическим рома­ном, т. к. она освещает историю развития характера Самгина.

В целом «Жизнь Клима Самгина» — произведение, где народ показан как творец истории, преобразующий мир.

Широко изображены народные массы в картинах выставки в Нижнем Новгороде, кровавых событий на Ходынском поле в Москве и 9 января в Петербурге, революционных выступлений 1905 года, 1917 года и гражданской войны. Эпичность изображения (в романе нарисованы 800 персонажей на фоне больших истори­ческих событий) сопрягается с пристальным вниманием к образу главного героя. Все это даёт основание назвать «Жизнь Клима Самгина» романом-эпопеей, в котором отмечается синтез жи­тийной повести, так характерной для русской литературы, романа воспитания личности и исторической хроники.

Роман населен персонажами, исповедующими различные политические идеи. Это народники, монархисты, марксисты и философы — идеалисты, мистики. Но в центр внимания автор поставил жалкую фигуру Клима Самгина, типичного буржуаз­ного интеллигента. Клим считает себя невольником и жертвой истории и пытается обрести внутреннюю свободу и незави­симость от массы, народа. Мысль его учителя и наставника Томи­лина кажется верной и многое объясняет: «В мире идеи необхо­димо различать тех субъектов, которые ищут, и тех, которые прячутся. Для первых необходимо найти верный путь к истине, куда бы он ни вел, хоть в пропасть, к уничтожению искателя.

Вторые желают только скрыть себя, свой страх перед жизнью, свое непонимание её тайны, спрятаться в удобной идее». Он стал «невольным зрителем» всего, что происходит вокруг, отгородился от мира, надев дымчатые очки. Он гордится своей неповто­римостью и вместе с тем не брезгует выловить интересные мысли и идеи у других. «Я все время чувствую себя в чужом платье: то, слишком широкое, оно сползает с моих плеч, то, узкое, стесняет мой рост...».

Писатель развенчивает нищание души Самгина и наказывает его самым страшным наказанием — одиночеством (как некогда наказал Ларру в «Старухе Изергиль»). «Человек только тогда свободен, когда он совершенно одинок!»— говорит Клим, оправдывая свою позицию в жизни. Разоблачая образ своего героя (вернее, антигероя), автор говорит не только о Самгине как личности, но и о самгинщине как явлении буржуазной действи­тельности. Самгинщина — типичное явление для общества, лишенного духовных основ, позиция, оправдывающая мещанский «строй души» и предательство.

Вопросы и задания

1.                        Чем объясняется на рубеже XIX и XX веков интерес чита­тельской публики к творчеству М. Горького?

2.                        В чем заключается связь между романтическими и реалис­тическими произведениями М. Горького в 90 годах XIX века?

3.                        Какое влияние оказали ницшеанство, богостроительство, интерес к двум ипостасям «русского Бога» на творчество писателя?

4.                        Как понимает свободу герой ранних романтических произ­ведений Г орького?

5.                        Чем объясняется трагическая гибель Коновалова? (повесть «Коновалов»).

6.                        Как рассматривает писатель право сильного в рассказе «На плотах»(1897)?

7.                        Сопоставьте слова Сатина о человеке в драме «На дне» (1902) и поэму «Человек» (1903). Что объединяет два произведения писателя?

8.                        Чем отличается отношение к человеку в стихотворении Г. Р. Державина «Бог» и в поэме М. Горького «Человек»?

9.                        Каково отношение М. Горького к Октябрьской революции?

10.                     Какую оценку дает писатель действиям большевиков и Ленина?

11.                     Как он оценивает участие в революции народа? Видит ли М. Горький в выступлениях пролетариата элементы социальной рево­люции? Какие картины революционных выступлений пролетариата он приводит как аргументы, подтверждающие его выводы?

12.                     Какая часть общества может, по мнению писателя, направить революцию в верное русло?

13.                     Почему, с вашей точки зрения, газета «Новая жизнь» была закрыта? «Своевременны» ли были «несвоевременные мысли» Горького?

14.                     Объясните обострение отношений В. Ленина и М. Горького в этот период.

15.                     Можно ли по циклу статей в газете «Новая жизнь» судить о причинах, заставивших М. Горького в 1921 году покинуть Советскую Россию?

16.                     В чем, по-вашему, сходство и различие в жизненных позициях М. Горького («Несвоевременные мысли») и И. Бунина («Окаянные дни»)?

17.                     Какие особенности романа «Жизнь Клима Самгина» позво­ляют назвать роман эпопеей?

18.                     Какова атмосфера в доме Самгиных? Чем заняты родители Клима? Опишите гостей дома.

19.                     Почему отец Клима стремился подчеркнуть необычность сына?

20.                     Кто в детстве направлял развитие Клима?

21.                     Назовите персонажей романа, с которыми встречается главный герой. Каково отношение к ним Клима? Попытайтесь объяснить это, опираясь на внутренние монологи героя.

22.                     Рассмотрите главу, посвященную гибели людей на Ходынском поле. Покажите внутреннее состояние Клима, наблюдающего это событие.

23.                     Подготовьте устное сообщение «Клим Самгин на Нижего­родской ярмарке».Расскажите об отношении Клима к ярмарке, людям, ее наполняющим.

24.                     Как наказан Клим Самгин и почему? Почему писатель обрекает его на одиночество? 

Теория литературы. Углубление понятий «роман-эпопея», «историческая хроника», «ро­ман воспитания личности». Автор и герой в мемуарной и художественной прозе.

Роман-эпопея — в литературе XIX и XX вв. глубоко проблемное произведение значительного объема и временного охвата, соединяющее в себе жанровые особенности романа (эпос частной жизни) и эпопеи (изображение жизни общества и народа в критически переломные эпохи истории). Таковы, например, «Мертвые души» Н. Гоголя, «Остров пингвинов» А. Франса, «Война и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождения по мукам» Ал. Толстого, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Путь Абая» М. Ауэзова, «Кровь и пот», «Последний долг» А. Нурпеисова. Все они так или иначе рассказывают о личности в истории, когда решается судьба всего народа.

Историческая хроника — литературный жанр, изображающий какие-нибудь конкретные исторические собы­тия, «сам ход времени» (М. Эпштейн), играющие значительную роль в судьбе человека и человечества. Так, в «Жизни Клима Самгина» один из подзаголовков «40 лет» указывает не только на хронологические рамки сюжета, но и на поворотные события русской истории конца XIX — начала XX вв. (Ходынка, 9 января, похороны Баумана и т. д.).

Роман воспитания личности — условное обозначение жанровой разновидности романа, в которой акцентируется морально-нравственная, психолого-педагогическая линия сюжета, иначе — история нравственно-духовного формирования личности под воздействием семьи, школы и т. п., а также социально-этические итоги этого процесса. Такими своеоб­разными «воспитательными романами» можно считать, например, «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо, трилогии о детстве, отрочестве и юности Л. Толстого и М. Горького, «Былое и думы» А. Герцена, первую книгу «Самгина».

Автор и герой в мемуарной и художественной прозе соотно­сятся по-разному. В мемуарной прозе (воспоминания, литера­турные портреты, повествования о детстве и юности, различные жизнеописания) автор может представать в различных формах собственной жизненной конкретности или автобиографичности: от непосредственного «я», как у Руссо, Герцена, Горького, до опосредованного автора-повествователя, образно типизиро­ванного облика центрального героя (например, Николенька Иртеньев в трилогии Л. Толстого). В таких произведениях со­вершается уже подчеркнутый переход от художественно-ме­муарной прозы собственно к романной (см. «роман воспитания личности»). Здесь уже автор-повествователь и герой принци­пиально разъединяются: повествователь — лицо анонимное, близость его к герою относительная, само повествование ста­новится способом социально-психологического анализа героя, позиция повествователя и его изображающее слово обретают ощутимую диалогичность — согласие/несогласие — по отношению к герою.