Тема 35.СТИЛЕВОЕ И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАЗАХСТАНА
Казахстан является
исторической и поэтической родиной для писателей разных национальностей. В
творчестве каждого из них, в ощущении мира и в художественном его осмыслении не
могло не отразиться своеобразие природы, обычаев и традиций, харак* тера
казахского народа. Ковыльная степь, просторная и бесконечная. стала родной
землей для целой плеяды замечательных русских писателей и поэтов: И. Шухова,
П. Васильева, С. Маркова, Ю. Домбровского и др. В творчестве русских писателей
Казахстана наличествует печать национальной определенности — это русская
литература по своей сути и содержанию. Но вместе с тем национальное подвижно и
изменчиво, словно камертон, отзывается на происходящее вокруг.
И. П. Шухов в своих
воспоминаниях писал: "Навеки полюбились нам и бескрайние ковыльные степи,
волнующий мягкий и нежный рисунок смутно синеющих вдали березовых колков, и
обнаженные вершины придорожных курганов, и трубный клич поднявшихся на рассвете
с воды лебедей, и ослепительно сияющие под полуденным солнцем посолоневшне от
жары озера. Все это было, есть и будет бесконечно дорого, мило и близко нашему
сердцу, сердцу, горячо влюбленному в землю, вспоившую и вскормившую нас”.
Широко известно
явление литературного взаимодействия, обогатившее как русскую, так и казахскую
литературу. Стало традицией называть рядом имена Пушкина и Абая, Достоевского
и Вялихановя, Шухова и Мукянова. Известен феномен О. Сулей- менова и других
казахских поэтов, пишущих на русском языке. Многие знают имя поэтессы Н. Луш ни
новой, выросшей среди казахов, ставшей учителем казахского языка и литературы и
создавшей на казахском языке свои поэтические произведения. Многонациональный
край, родные истоки, общность истории и другие региональные особенности создали
почву для подобных литературных явлений, определили стилевое и жанровое своеобразие
русской литературы Казахстана.
Лирика Надежды
Черновой и Лидии Степановой. Казахстан является поэтической родиной для целого
поколения замечательных стихотворцев, сформировавшегося в 70—90-х годах XX в.
Среди них немало и
женских имен, таких как Тамара Мадзигон. Галина Черноголовина, Инна Потахина,
Татьяна Азовская, Надежда Чернова, Лидия Степанова и др. Женская поэзия всегда
выразительна и одухотворена, согрета и прочувствована теплом и силой женской
души, особенно в стихах о природе и любви.
Как раскрывается
пейзажная и любовная тематика в женской лирике, в чем своеобразие стихов
русских поэтесс, родившихся и выросших на казахской земле, каким образом
простор и красота степного края преломляются в поэтических строках
казахстанских авторов? Обратимся к творчеству Н. Черновой и Л. Степановой.
Надежда Чернова родилась
в одном из красивейших уголков Казахстана — Баян-Аульском районе Павлодарской
области. Иртыш и Прииртышье, бескрайняя степь с се своеобразной красотой,
родной Баянаул, где живут добрые и отзывчивые люди и русские песни звучат
наравне с казахскими, стремление поэтессы осмыслить впечатления детства и свои
истоки наполняют жизнью и дыханием поэтические книги: "Возраст августа"
(1978), "Цветущий саксаул" (1979), "Только о любви" (1997).
Степной пейзаж зримо
живет в поэтических строках, переливаясь многоцветием красок и звуков
бесконечного простора, где "степных ветров приливы и отливы",
"изменчивы" и "извивы", где обжигает солнцем кожу и зацветает белый
саксаул, где "восемь дней песчаный ветер задувает все колодцы”, и табунщик
будит степь своей песней, где земля смугла и растет степная трава кок- пек, где
"вплетают в косы кованые денежки” и "день и ночь звенит аул колоколами
юрт".
Степной колорит и
поэтическое восприятие мира определяют содержание стихов Н. Черновой, в которых
соединяются два начала:
То два крыла,
пшеничных и ковыльных.
Ведут меня — и с ними
я в ладу.
Но если я отвергну
эти крылья —
То упаду, то значит —
я умру.
Тема любви
традиционна для женской поэзии, она пронизывает все книги стихов Н. Черновой,
сквозной нитью проходит и в сборнике "Только о любви". В поэтических
строках живут знакомые образы и мотивы: ревности и смятения, надежды и веры,
благодарности и радости от ответного чувства. Любовь к родной земле, своим
истокам, женская любовь определяют в стихах поэтессы истинную меру жизни:
Л напоследок надо
мало:
Растет ромашка у
межи...
"Люблю!"
кому-нибудь скажи,
Как лето всем лугам
сказало, —
И счастье возвратится
в дом.
Как в раннем детстве
залетало.
Когда шиповник над
прудом Цвел только алого накала.
И в наше сердце
проникало
Лучом горячим и
прямым
Лишь то, что радость
вызывало к живым.
Поэтический мир Лидии
Степановой (1946—2003) тематически перекликается с лирикой Н. Черновой. Автор
воспринимает жизнь как единственное и неповторимое явление, в границах которого
человек осуществляет свои помыслы и надежды. Но если поэтические интонации Н.
Черновой сопряжены с восторгом, распахнутостью по отношению к окружающему
миру, то лирические ноты Л. Степановой более сдержанны. В ее стихах чувства
глубоко осмысленны, картина сегодняшнего дня очерчена памятью прошлого и
контурами будущего.
В сборнике "В начале
было” (1989), адресованном юношеству, названия разделов и отдельных
стихотворений свидетельствуют о вдумчивом философском восприятии бытия, в
котором человек, будь то поэт или юноша, только начинающий линию судьбы, —
часть большого и сложного мира, например: "У мира на ладони”, "Большое и
малое”, "Против течения”, "Дитя человеческое”, "Ход истории”, "Измерения”,
"Нет, я судьбу не вызову на бой” и др.
Глубокое осмысление
пройденного и предстоящего пути, современных реалий усиливает звучание стихов,
дает возможность поэту утверждать:
Нет, в этом нет
уничижения:
В заветный, самый
высший миг.
Прервав обычное
скольженье,
Почувствовать, как
мир велик.
И что ты сам на этом
фоне.
Букашке крошечной под
стать.
Лежишь у мира на
ладони —
Что стоит миру пальцы
сжать!
Пейзажная лирика Л.
Степановой ясна, конкретна и детализирована. Это не бескрайняя степь с ее
ветрами и простором, а строгий городской пейзаж и узнаваемые, как на картине
худож- никл, зарисовки: утро, лес, .море, дубы, закат, муравейник, иней, осень,
зима, водопад.
Зима! Зима!
Совсем другая жизнь!
Переобуты все,
переодеты.
Дыханье на морозе
рвется ввысь,
И на Медео куплены
билеты...
Вообще в творчестве
Л. Степановой сложно выделить пейзажные, любовные или философские стихи,
настолько поэтические мотивы взаимосвязаны, взаимообусловлены. Душа и мир,
разум и чувство, деревце и звезда, дорога и память все вместе образуют мир
лирического героя, неповторимый в своей чистоте и "пронзительной радости
бытия":
... Что из того, что
ты венец природы — любимый сын, возлюбленная дочь, и что тебе отпущено свободы,
как им в слепой покорности точь-в-точь.
Но на пылинку малую
взирая, ужели не поймем ни ты, ни я, что сердце нам наполнила до края
пронзительная радость бытия.
Жить для того, чтобы
любить природу, родную землю, близких и дорогих сердцу людей, жить радостно,
так, как только и может существовать в мире женская душа, — таковы лейтмотивы
лирики казахстанских поэтесс — Надежды Черновой и Лидии Степановой.