Тема 33. АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ (1868-1936)
Алексей Пешков стал известен всему миру под именем писателя Максима Горького. В детстве его окружал жестокий, корыстный и безжалостный мир. Но будущий писатель не желал мириться с такой жизнью. Его сопротивление окружающему миру, нежелание жить, как живут вокруг, определило характер и жизненную позицию Пешкова. В детстве он проходит суровую школу жизни, сталкивается с ее "свинцовыми мерзостями". Дед его, Василий Каширин, начал учить мальчика грамоте по церковным книгам Псалтырю и часослову. В семь лег Алешу отдали в школу, но проучился он там недолго — заболел оспой и чуть не умер. Затем его отдают в начальное училище — школу для городской бедноты. Учеба давалась ему легко, и учился мальчик с удовольствием. Уже по окончании второго класса ему дали похвальный лист "За отличные перед прочими успехи в науках и благонравие" и наградили книгами.
Нищенское
материальное положение в доме деда Каширина заставляет Алексея одновременно с
учебой работать: он собирает кости и тряпки на продажу. Когда Алеше было 11 лет,
у него умерла мать. Через несколько дней после похорон дед сказал: "Ну, Лексей,
ты не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...”.
Жизнь "в людях"
была тяжелой. Приходилось много работать, а точнее, быть в услужении, чтобы
хоть как-то заработать на пропитание. В этот же период Горький пристрастился к
чтению книг. Именно книги открыли для подростка новый мир, воспитали в нем
противостояние окружающей среде, сформировали стремление сделать ее достойной
человека. Благодаря книгам он определил свое место в жизни, они окрыляли его,
помогали подняться над мещанским болотом, наполненным глупостью и пошлостью.
Жилось Горькому
трудно и материально, и морально. Нелегко было разобраться в многообразии
противоречивой жизни. Будущий писатель отправляется в странствия. Около полутора
лет странствовал Горький: побывал и Украине, Бессарабии, Крыму, на Кубани и
Кавказе. Во время странствий он встречался с разными людьми, наблюдал за их
жизнью, изучал характеры, мировоззрение. Он видел, насколько разнообразен и
талантлив человек. В этот период Горький приобщается к фольклору: постигает
мудрость пословиц, поговорок, сказок. Он верит в человека, видит его
потенциальные возможности, понимает, что нелюди плохи — плохо то общество, те
условия, в которых они живут.
Романтические
произведения М. Горького. Ранние произведения писателя носили романтический
характер. Они были овеяны духом сказок, преданий, легенд. Его герои возвышенны,
чисты. Они, сильные и гордые, свободные от рабства, не хотят жить в мещанско-обывательской
среде. Горький воспевает сильных, смелых и красивых людей, способных на
подвиг, противопоставляет их скучному, однообразному и серому существованию,
славит "безумство храбрых”.
В "Песне о
Соколе” Горький показал два принципа, две философии, две морали. Неяркой,
серой и бесцветной жизни Ужа противопоставлена радость борьбы Сокола за
свободную жизнь. Цели этой борьбы возвышенны и благородны. "Безумство храбрых —
вот мудрость жизни!” — утверждает автор.
В ранних
романтических произведениях Горького отразились и развились лучшиетрадиции
романтизма Пушкинаи Лермонтова.
В то же время
романтизм Горького — это романтизм нового типа. Основные черты горьковского
романтизма -- оптимизм, вера в человека. в его освобождение от обывательского
мышления.
В ранних
романтических произведениях Горького изображены люди сильных страстей и волн,
ценящие свободу и независимость.
В "Песне о Соколе”
таковым является Сокол. Это образ-символ, образ-аллегория. Но мнению Горького,
людям сильной воли и героического характера присущи стремление к воле,
презрение к "правде” сытых и равнодушных.
В народном творчестве
именно в образе вольной птицы сокола сочетались воинственность, смелость, воля
и умение постоять за себя. Олицетворяется в произведении и пейзаж. Он влияет на
настроение героев и психологическое состояние читателя.
Гибель Сокола в конце
"Песни...” носит не трагический, а возвышенный, патетический характер, потому
что он не мирится со своей участью раненой и умирающей птицы. В своей гибели он
как бы переходит из одного состояния в другое, он — дитя природы — сливается с
ней.
Совсем иное суждение
о жизни у другого образа-символа — Ужа. Он не способен к решительным и активным
действиям, довольствуется малым, ему достаточно небольшого пространства. Уж ни
о чем не мечтает. Его жизнь лишена взлетов, падении, она монотонна и
размеренна.
Своеобразна
композиция произведения. Вступление и заключение "Песни..." являются
обрамлением, необходимым для того, чтобы передать внутреннее состояние
героя-рассказчика. Образ рассказчика соединяет реальные черты и элементы
вымысла.
Сама легенда
построена на антитезе-противопоставлении — бесстрашия
п трусости, возвышенных идеалов и низменных стремлений. бесцельного
существования и жажды деятельности, страха за свою жизнь и готовности к
самопожертвованию.
В противопоставлении
образов Сокола и Ужа выражены идейный смысл "Песни...” и мировоззрение
Горького-романтика. В этом проявляется вызов автора всем, кто бездействует,
всем, кто пассивен в жизни. Романтические произведения Горького насыщены
яркими красками и необычными образами. "Песня о Соколе" — это своего рода
лирическая песня-легенда, связанная с фольклорными образами. Такие
произведения обычно ярки и эмоционально возвышенны, написаны ритмической
прозой.
В ранних
романтических произведениях с помощью аллегорических образов-символов М.
Горький отвечал на основной вопрос жизни: "Для чего человек родился, как надо
жить и в чем смысл его жизни?”.
ПЕСНЯ О СОКОЛЕ
Море огромное, лениво
вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием
луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит,
отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих
собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем,
желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
Горы, поросшие
деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои
вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой
и ласковой мглой южной ночи.
Горы важно задумчивы.
С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы
желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи
пены, — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с
голубым серебром сияния луны, еще скрытой за огромными вершинами.
-
А-алла-ах-а-акбар!.. — тихо вздыхает Надыр-Рагим-Оглы, старый крымский чабан,
высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик.
Мы с ним лежим на
песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью,
поросшего мхом, — у камня печального, хмурого. На тот бок его, который обращен
к морю.
волны набросали тины,
водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной
полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны,
обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой
сетью глубоких трещин, бегают тени.
Мы с Рагимом варим
уху из только что наловленной рыбы, и оба находимся в том настроении, когда все
кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на
сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.
А море ластится к
берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру.
Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота —
это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам.
Рагим лежит грудью на
песке, головой к морю, и вдумчиво смотрит в мутную даль, опершись локтями и
положив голову на ладони. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок, с моря
веет свежестью в ею высокий лоб, весь в мелких морщинах. Он философствует, не
справляясь, слушаю ли я ею, точно он говорит с морем:
—
Верный
Богу человек идет в рай. А который не служит Богу и пророку? Может, он — вот в
этой пене... И те серебряные пятна на воде, может, он же... кто знает?
Темное, могуче
размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные
блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет
свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу, на берег и камень, у которого
мы лежим.
—
Рагим!.. Расскажи сказку... — прошу я старика.
—
Зачем?
— спрашивает Рагим, не оборачиваясь ко мне.
—
Так! Я
люблю твои сказки.
—
Я тебе
все уж рассказал... Больше не знаю... — Это он хочет, чтобы я попросил его. Я
прошу.
—
Хочешь, я расскажу тебе песню? — соглашается
Рагим. Я хочу слышать старую песню, и унылым речитативом, стараясь сохранить
своеобразную мелодию песни, он рассказывает.
I
Высоко в горы вполз
Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.
Высоко в небе сияло
солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень...
А по ущелью, во тьме
и брызгах, поток стремился навстречу
морю, гремя камнями...
Весь в белой пене,
седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя.
Вдруг в то ущелье,
где Уж свернулся, нал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях...
С коротким криком он
пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень...
Уж испугался, отполз
проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты...
Подполз он ближе к
разбитой птице и прошипел он ей прямо в очи:
—
Что.
умираешь?
—
Да,
умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил!.. Я знаю счастье!..
Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты,
бедняга!
—
Ну что
же — небо? — пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло
и сыро!
Так Уж ответил
свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
И так подумал: "Летай
иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...”.
Но Сокол смелый вдруг
встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами.
Сквозь серый камень
вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с
тоской и болью, собрав все силы:
О, если б в небо хоть
раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он
кровью!.. О, счастье битвы!..
А Уж подумал: "Должно
быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..”.
И предложил он
свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может,
крылья тебя поднимут и поживешь еще немного в твоей стихни”.
И дрогнул Сокол и.
гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
И подошел он,
расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и вниз скатился.
И сам, как камень,
скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья...
Волна потока его
схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.
А волны моря с
печальным ревом о камень бились... И трупа птицы не видно было в морском
пространстве...
в ущелье лежа, Уж долго
думал о смерти птицы, о страсти к небу.
И вот взглянул он в
ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о
счастье.
-
А что
он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он,
умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь
мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
Сказал и сделал. В
кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
Рожденный ползать —
летать не сможет!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся.
—
Так
вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!.. Смешные птицы! Земли не
зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне
знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому
телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих
желаний и скрыть за ним свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не
обманут теперь уж больше меня их речи!
Я сам все знаю! Я —
видел небо... Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а
только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут
обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу
я.
И он свернулся в
клубок на камне, гордясь собою.
Блестело море, все в
ярком свете, и грозно волны о берег бились.
В их львином реве
гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от
грозной песни:
"Безумству храбрых
поем мы славу!
Безумство храбрых —
вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет
время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много
смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
Пускай ты умер! Но в
песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к
свободе, к свету!
Безумству храбрых
поем мы песню!..”
Молчит опаловая даль
моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все
больше серебряных пятен от лунных лучей... Наш котелок тихо закипает.
Одна из волн игриво
вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагнма.
Куда идешь?.. Пшла! машет на нее Рагим рукой, и она покорно
скатывается обратно в море.
Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего
волны. Все кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно
спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от
дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу
золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум
сладким ожиданием какого-то откровения.
Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, что вот в
следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо
сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом
погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю
бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой
откровения.
1899
1.Какой композиционный
прием использует автор в своем произведении?
2.
Расскажите о жизни Сокола и Ужа. используя
примеры из текста.
3.
Подготовьте выразительное чтение диалога
Сокола и Ужа.
4.
О чем
спорят герои А. М. Горького. В чем заключается идея произведения?
5.
Какие
картины природы изображены в "Песне..."? Как пейзаж связан с характерами
героев и идеей художественного произведения?
6. Используйте устное словесное рисование для
воспроизведения образов Сокола и Ужа.
7.
Как вы
думаете, почему произведение названо "Песня о Соколе", ведь главных героев
двое?
8.
Выпишите из текста афоризмы, характеризующие
два образа жизни.
9.
Напишите сочинение-доказательство на одну из
предлагаемых тем: "Безумству храбрых поем мы славу!", "Рожденный ползать —
летать не сможет!", "Летай иль ползай, конец известен...”.
10. Как вы думаете,
актуально ли произведение А. М. Горького для нашего времени? Аргументируйте
свой ответ цитатами из текста и примерами из современной жизни.
1. Дайте
определение понятия художественный символ.
Приведите примеры образов-символов из творчества В. А. Жуковского и стихотворений
поэтов пушкинской поры.
2.
Как вы
думаете, почему А. М. Горький сводит в одном произведении два символических
образа?
3.
Почему
жанр произведения определен как песня?
4.
Какие
признаки романтического стиля наиболее ярко выражены в "Песне о Соколе"?
5.
Сравните романтические произведения А. С.
Пушкина. М. Ю. Лермонтова и А. М. Горького. Определите общие черты и различия.
ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ
Символ — многозначный
художественный образ, выражаю щий смысл какого либо явления в предметной форме.
В сим воле выражается система соответствий между разными сторонами
действительности (миром
природы и жизнью человека, обществом и личностью, внешним и внутренним и т.
д.).
Символ — излюбленный прием поэтов
романтиков, например, одинокие сосна и пальма, одинокий старый утес, дубовый листок
— символы одиночества и отчуждения лирического героя от людей в лирике М. Ю.
Лермонтова: в поэме "Мцыри" символом является природа, в которой герой
ищет свободу и успокоение от "тревог и битв", бушующих в его душе. В "Песне о
Соколе" А. М. Горького образы-символы выражают идею про изведения. а в
повести А. Грина "Алые паруса" образ-символ
выражает мечту героини о любви и счастье.