Тема 27. РЕАЛИЗМ А. С. ПУШКИНА В ПОВЕСТИ “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"
Повесть А. С. Пушкина
"Капитанская дочка” основана на реальных событиях. Ее героями являются исторические
личности: Пугачев, Екатерина II, Хлопуша, Белобородов, поэтому "Капитанскую
дочку” можно назвать историческим произведением. И в
то же время эта повесть является художественной — в ней живут и действуют
вымышленные герои: Гринев, капитан Миронов, его дочь Маша, Швабрин, Савельич и
другие лица.
Работа над повестью
началась в 1833 г., когда Пушкин поехал в оренбургские степи собирать материал
о народном восстании под предводительством Пугачева. Там он встречался с
местными жителями. которые были очевидцами многих событий крестьянской войны.
"Я в Казани с
пятого... Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал
окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и
остался доволен, что не напрасно посетил эту сторону”, — так пишет няне о своих
впечатлениях Пушкин.
Долгие годы имя
Емельяна Пугачева было иод запретом. И только во времена Пушкина стали
появляться исторические повести и романы о пугачевском восстании. Краски, в
которых изображался народный вождь, в основном были черные. "Злодеи”,
"убийца”, "бунтовщик”, "враг отечества” — так называли Пугачева в своих
произведениях сочинители.
В народном же
сознании портрет Пугачева запечатлен по- иному. "Красное солнышко",
"государь-батюшка”, "заступник" — вот далеко не полный перечень тех
эпитетов, которыми наделяли своего вождя народные массы.
В "Капитанской дочке”
Пушкин явился первым из писателей и историков, увидевших в Пугачеве выдающуюся
личность. Художественное воображение помогло автору воссоздать картины далекого
прошлого. Мы видим, как действует Пугачев в различных жизненных ситуациях,
каков он в окружении своих сподвижников, как проявляется его натура по
отношению к врагам. Перед читателем живой человек, личность которого вызывает
одновременно и сочувствие, и гнев, и восхищение, и недоумение, и гордость, и
сожаление. Таким сложным и противоречивым нарисовал Пугачева Пушкин.
Крестьянская война,
изображенная Пушкиным, увлекла в свой водоворот таких людей, как Гринев, семья
Мироновых, Зурин, Швабрин, Савельич, отец Герасим, и закружила в вихре жизни их
судьбы. Эти вымышленные персонажи помогают глубже понять характер Пугачева, и
на их фоне, в свою очередь, картины бунта выглядят более правдивыми и
жизненными. Поэтому читателю особенно интересно, чем закончатся отношения между
Гриневым и Машей, Гриневым и Швабриным, Гриневым н Пугачевым.
Пушкин стремился
раскрыть и показать всю совокупность явлений, связанных с восстанием
крестьянства. Ярко и правдиво он
рисует сильные и
слабые стороны стихийного крестьянского восстания, смену настроений крестьян,
безудержно и смело бунтующих, а при первой же неудаче возвращающихся к
покорности.
Пушкинский реализм проявляется в изображении героев, их
быта, в противопоставлении дворянского класса народу и Пугачеву. Подчеркивается
пытливый ум, сметливость Пугачева, отсутствие в нем раболепия.
Повесть рассказывает
об исторических событиях, но главное для автора — показать, как ведут себя люди
в неординарной ситуации. Не случайно Пушкин выбирает эпиграфом для произведения
пословицу: "Береги честь смолоду". Кто-то из героев повести на
протяжении всей жизни независимо от обстоятельств следует этому девизу, а
кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной
жизни.
Повествование ведется
от лица Петруши Гринева. Из первой главы мы узнаем о его жизни до приезда в
Белогорскую крепость. Воспитание Гринева было доверено гувернеру-французу и крепостному
Савельичу. "Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми
мальчишками", — так рассказывает он о своем детстве. Гринев вел жизнь
молодого повесы, совершенно не задумывавшегося о завтрашнем дне, но события,
произошедшие с ним в Белогорской крепости, заставили его переосмыслить свой
образ жизни, найти для себя новые ценности, отстаивать в реальных жизненных
обстоятельствах свою честь и достоинство.
В крепости Гринев
знакомится с Алексеем Швабриным, на первый взгляд, приятным, образованным
человеком. И лишь дальнейшие события показывают, что Швабрин является полной
противоположностью Гриневу.
В Белогорской
крепости на фоне крестьянского восстания развивается история любви Гринева и
Маши. Романтик Гринев влюбляется в дочь капитана Миронова, пишет ей стихи в
альбом. Реалистичный и расчетливый Швабрин смеется над своим приятелем,
скрывая, что и он не равнодушен к этой девушке. Между героями происходит дуэль,
во время которой Гринев получает ранение. Но по-настоящему понять характеры
героев помогают трагические события, связанные с эпизодами восстания, когда
каждый оказывается перед нравственным выбором: что важнее — честь или
бесчестие, преданность или предательство.
На глазах у Гринева
совершается казнь капитана Миронова и его жены. Они отказываются присягнуть
Пугачеву, считая его самозванцем и вором. Швабрин же, испугавшись за
собственную жизнь, переходит служить к повстанцам. Гри нев тоже должен сделать
свой выбор: присягнуть Пугачеву и поцеловать ему руку или отправиться на
виселицу вслед за капитаном Мироновым. Гринев выбирает второе, так как не может
стать предателем и нарушить заповедь: "Береги честь смолоду". И судьба
спасает его от смерти. В другом эпизоде, когда Пугачев приглашает Петрушу к
себе на пир и вновь предлагает служить в своем войске, Гринев отказывается,
отстаивая свои идеалы и офицерскую честь. И тогда Пугачев восклицает: "А ведь
он прав! Он человек чести. И не важно, что он еще молод, а главное, что он не
ио-детски оценивает жизнь!".
Романтическая линия
произведения развивается вокруг образа Маши Мироновой. В начале повести перед
нами робкая девушка. Бесприданница, у которой только и есть, что "частый
гребень, да веник, да алтын денег”. Образ "благоразумной и чувствительной
девушки” раскрывается постепенно. Она способна на глубокую и искреннюю любовь,
однако врожденное благородство не позволяет ей поступиться своими принципами и
согласиться на брак с Гриневым без благословления родителей. Но когда резко
меняется обстановка в Белогорской крепости, меняется и положение Маши. Она
проявляет качества, до сих пор жившие в ней подспудно, находит в себе силы и
решимость спасти себя и любимого человека. Из робкой провинциальной девушки
Маша превращается в смелую и находчивую героиню, способную отстоять
справедливость и свое право на счастье.
Повесть называется
"Капитанская дочка”. Рассказ о событиях ведется от лица Гринева. Основное место
в художественном произведении отведено Пугачеву. Так кто же все-таки главный
герой? Почему Пушкин назвал повесть именно так? Мог ли быть у "Капитанской
дочки" другой финал? Такие вопросы и еще множество других вызывает сюжет
повести у внимательного, вдумчивого читателя. Произведение высоко оценили
современники писателя: "Пушкин... написал "Капитанскую дочку” — решительно
лучшее русское произведение в повествовательном роде... В первый раз выступили
истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик;
сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие
простых людей — все не только самая правда, но еще как бы лучше ее”. (Н. В.
Гоголь)
КАПИТАНСКАЯ
ДОЧКА (главы из повести)
Береги честь смолоду.
(Пословица)
Глава II ВОЖАТЫЙ
...Я выглянул из
кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию,
что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и
скоро стали. "Что же ты не едешь?” — спросил я ямщика с нетерпением. "Да что
ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги
нет, и мгла кругом". Я стал было его бранить. Савельич за него заступился:
"И охота было не слушаться, — говорил он сердито, — воротился бы на постоялый
двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы
далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!" Савельич был прав. Делать было
нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли,
понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать
улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть
признак жизни или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения
метели... Вдруг увидел я что-то черное. "Эй, ямщик! — закричал я, смотри: что
там такое чернеется?” Ямщик стал всматриваться. "А бог знает, барин, — сказал
он, садясь на свое место, — воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что
шевелится. Должно быть, или волк, или человек”.
Я приказал ехать на
незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две
минуты мы поравнялись с человеком. "Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик.
— Скажи, не знаешь ли, где дорога?”
—
Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, —
ответил дорожный, — да что толку?
—
Послушай, мужичок, — сказал я ему, — знаешь ли
ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?
—
Сторона мне знакомая, — отвечал дорожный, —
слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да вишь какая погода: как раз
собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет
да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам.
Его хладнокровие
ободрило меня. Я уж решился, предав себя божией воле, ночевать посреди степи,
как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: "Ну, слава богу,
жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай”.
— А почему ехать мне
вправо? — спросил ямщик с неудовольствием. Где ты видишь дорогу? Небось,
лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой. Ямщик казался мне прав. "В самом
деле, — сказал я, — почему думаешь ты, что жило недалече?” — "А потому, что
ветер оттоле потянул, — отвечал дорожный, — и я слышу, дымом пахнуло, знать,
деревня близко". Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел
ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо
подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливалась то на
одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю.
Савельич охал, поминутно толкаясь о мои бока. Я опустил циновку, закутался в
шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.
Мне приснился сон,
которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто
пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель
извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться
суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.
Я находился в том
состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с
ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы
еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский
двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не
прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не
почел бы умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу:
матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. "Тише, — говорит
она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься”. Пораженный
страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят
люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает
полог и говорит: "Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о
твоей болезни; благослови его”. Я стал на колени и устремил глаза мои на
больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной
бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке,
говоря ей: "Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения
у мужика?" — "Все равно, Петруша, — отвечала мне матушка, — это твой
посаженный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...” Я не
соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал
махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми
телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик
ласково меня кликал, говоря: "Не боись, подойди под мое благословение...”. Ужас
и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся; лошади стояли;
Савельич дергал меня за руку, говоря: "Выходи, сударь: приехали”.
—
Куда
приехали? — спросил я, протирая глаза.
—
На
постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь,
скорее да обогрейся.
Я вышел из кибитки.
Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз
выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в
горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтовка
и высокая казацкая шапка.
Хозяин, родом яицкий
казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый. Савельич внес за
мною погребец, потребовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не
казался мне нужен. Хозяин пошел хлопотать.
—
Где же
вожатый? — спросил я у Савельнча.
"Здесь, ваше
благородие”, — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную
бороду и два сверкающих глаза. "Что, брат, прозяб?” — "Как не прозябнуть в
одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у
целовальника: мороз показался не велик”. В эту минуту хозяин вошел с кипящим
самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей.
Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего,
худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие
глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское.
Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские
шаровары. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. "Ваше
благородие, сделайте мне такую милость — прикажите поднести стакан вина; чай —
не наше казацкое питье”. Я с охотой исполнил его желание. Хозяин вынул из
ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: "Эхе, сказал он, —
опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?” Вожатый мой мигнул значительно и
отвечал поговоркою: "В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком
— да мимо. Ну, а что ваши?”.
— Да что наши!
отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. Стали было к вечерне
звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. — "Молчи, дядя,
— возразил мой бродяга, будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и
кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит.
Ваше благородие! За ваше здоровье!" При сих словах он взял стакан,
перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати.
Я ничего не мог тогда
понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что дело шло о
делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта 1772 года.
Савельнч слушал с видом большого неудовольствия. Он посматривал с подозрением
то на хозяина, то на вожатого. Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет,
находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на
разбойническую пристань. Но делать было нечего. Нельзя было и подумать о
продолжении пути. Беспокойство Савельича очень меня забавляло. Между тем я
расположился ночевать на ночлег на лавку. Савельич решился убраться на печь;
хозяин лег на полу. Скоро вся изба захрапела, и я заснул как убитый.
Проснувшись поутру
довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал
ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился
с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним
не заспорил и не стал торговаться но своему обыкновению, и вчерашние подозрения
изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за
оказанную помощь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич
нахмурился. "Полтину на водку! — сказал он, — за что это? За то, что ты же
изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних
полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать”. Я не мог
спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его
распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека,
выручившего меня если не из беды, то, по крайней мере, из очень неприятного
положения. "Хорошо, — сказал я хладнокровно, — если не хочешь дать полтину, то
вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий
тулуп".
Помилуй, батюшка Петр
Андреич! — сказал Савельич. - Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет,
собака, в первом кабаке.
— Это, старинушка, уж
нетвоя печаль, - сказал мой бродяга, —
пропью ли я или нет.
Его благородие мне жалует шубу со своего п леча: его на то барская воля, а твое
холопье дело не спорить и слушаться.
—
Бога
ты не боишься, разбойник! — отвечал ему Савельич сердитым голосом. Ты видишь,
что дитя еще не смыслит, а ты рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе
барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.
—
Прошу
не умничать, — сказал я своему дядьке, —сейчас неси
сюда тулуп.
—
Господи, владыко! — простонал мой Савельич.
—Заячий тулуп почти новешенький! И добро бы кому, а то пьянице оголтелому!
Однако заячий тулуп
явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого
успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и
надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки
затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до
кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас
Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”. Он пошел в свою
сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро
позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе...
1.При каких обстоятельствах произошла встреча Гринева и
вожатого? Найдите в тексте описание внешности вожатого. Какое впечатление он произвел
на Гринева. Савельича. на вас — читателей произведения?
2.
Прочитайте эпизоде заячьм тулупом. Какие
чувства испытывают участники этого эпизода?
3.
Расскажите о второй встрече Гринева и
Пугачева. Какая связь прослеживается между двумя встречами героев повести?
4.
Кем в
глазах Гринева является Пугачев — народным предводителем или разбойником?
5.
Прочитайте по ролям диалоги между Гриневым и
Пугачевым. Как речь помогает понять характеры героев?
6.
Как
Белоюрская крепость готовилась к возможному нападению Пугачева?
7.
Сравните отношение к Пугачеву разных людей:
коменданта, поручика Ивана Игнатьича. отца Герасима, Гринева, рядовых казаков и
др.
8.
Почему
Швабрин оказался в рядах мятежников? Можно ли его назвать единомышленником
Пугачева?
9.
Составьте рассказ "Взятие Белогорской
крепости" от лица разных действующих лиц повести.
10.
Каково значение истории любви Гринева и Маши
Мироновой в сюжете произведения?
I. Повесть названа "Капитанская
дочка". Кто же главный герой произведения Гринев, Маша Миронова, Пугачев?
Обоснуйте ответ и предложите свой вариант названия повести.
2.
Напишите сочинение на одну из тем:
"Гринев и Пугачев”, "Гринев и Швабрин”. "Гринев и Маша Миронова”.
"Пугачевский бунт глазами Гринева", "Пугачевщина”.
3.
Сравните повесть "Капитанская дочка" с
другими произведениями А. С. Пушкина. В чем заключается реализм Пушкина в
повести о Пугачевском восстании?