Главное меню

  • К списку параграфов

Тема 26. РЕАЛИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.



Реализм (от лат. realis) — творческий метод в литературе и ис­кусстве, в основе которого реалистическое воссоздание действи­тельности, изображение жизни в образах, соответствующих самой жизни. Утверждая значение литературы как средства познания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глу­бокому постижению жизни, широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признанием права художника освещать без ограничений все стороны жизни. Тяготение к изобра­жению человека в его взаимодействиях со средой, внутренний мир персонажей, поведение несут в себе приметы времени. Основное свойство — отражение характеров персонажен посредством ти­пизации в образах, соответствующих жизненной реальности. Ведущие критерии художественности — верность действитель­ности, стремление к достоверности изображения, воссоздание жизни в "формах самой жизни”.

Вопрос о времени возникновения и этапах становления реа­листического направления остается спорным. Некоторые совре­менные исследователи полагают, что реалистические принципы отражения возникли в древние времена и затем прошли ряд исто­рических этапов (античный реализм, реализм Возрождения, про­светительский реализм, реализм XIX в., социалистический реа­лизм); другие связывают начало реализма с эпохой Возрождения, третьи ведут отсчет с XVIII в., когда сформировался жанр семейно­бытового и социально-бытового романа. Наиболее широко бытует точка зрения, согласно которой реализм как направление сфор­мировался в 30-х годах XIX в., когда в европейской литературе принцип правдивого изображения мира утверждается с наиболь­шей полнотой.

Непосредственным предшественником реализма в европей­ской литературе явился романтизм конца XVIII — начала XIX в. Сделав предметом изображения необычное, создавая особый мир воображаемых обстоятельств и исключительных страстей, он од­новременно показал личность, более богатую в душевном, эмоцио­нальном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму и сентиментализму. Поэтому реализм развивался не вопреки романтизму, а наравне с ним, трансформи­руя многие его мотивы на пути к национальному и историческому

своеобразию художественных образов. Между романтизмом и реа­лизмом первой половины XIX в. не всегда можно провести четкую границу (в произведениях О. Бальзака, Стендаля, Ч. Диккенса и др.). Вместе с тем типично романтические мотивы все более от­четливо трансформируются в реалистические в творчестве запад­ноевропейских и русских авторов ("Красное и черное” Стендаля, "Герой нашего времени” Лермонтова). Этот период в истории рус­ской литературы, сочетающий реалистические и романтические тенденции при доминировании реалистических, ученые назвали синкретическим реализмом: на пути к реализму, от романтизма к реализму.

В истории русской литературы основы реализма были заложе­ны в произведениях А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, И. А. Крылова,Н. В. Гоголя.



 1.

Какое значение имеет слово "реализм” в переводе с латинского языка?

2.

Каковы литературные истоки реализма?

3.

Чем отличается реализм от других литературных направлений?

4.

Какие общие черты, сближающие реализм и романтизм, можно выде­

 

лить?

5.

Каков принцип изображения действительности в реализме?

6.

Назовите основоположников реализма в русской литературе.

7.

Почему один из периодов истории литературы называют "на пути к реа­

 

лизму"?

8.

Как вы понимаете значение термина синкретический реализм?

9.

Как вы понимаете значение словосочетания "от романтизма к реализ­

 

му"?

10.

Какой из названных терминов вы считаете наиболее точным? Почему?

Ключевыс понятия: реализм, типизация, достоверность в отражении действительности, переосмысление романти­ческого конфликта