Тема 25. РУССКАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ПРОЗА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX в.
Романтические веяния
затронули не только поэзию, но и прозу, которая из года в год привлекала все
большее читательское внимание. Среди прозаиков одним из самых популярных был
Л. Л. Бестужев- Марлинский (1797—1837). Имя это было окружено легендами и
всеобщим поклонением. Блестящий гвардеец, светский острослов и великолепный
танцор, между балами весьма серьезно занимавшийся литературой, героический
декабрист, проявивший на Сенатской площади бесстрашие и решительность,
сибирский ссыльный, отчаянно храбрый боец русской армии, сложивший голову в
рукопашной схватке с горцами у мыса Адлер. Он прожил короткую, но яркую жизнь,
о которой сам говорил: "В судьбе моей столько чудесного, столько таинственного,
что и без походов, без вымыслов она может поспорить с любым романом Виктора
Гюго”.
Молодое поколение
зачитывалось бестужевскими повестями. Темы своих произведений писатель брал из
самой жизни и собственной биографии: из быта северных помор ("Мореход Никитин",
"Ревельский турнир”), из кавказской жизни ("Аммалат-бек”, "Мулла-Нур”), из
жизни светского общества ("Фрегат "Надежда", "Страшное гаданье”).
Сюжеты повестей
отличались увлекательностью и остротой. Главные герои — люди, безудержные в
чувствах, неординарные, противостоящие толпе. Как и все писателн-романтнки,
Бестужев- Марлннский стремился быть необычным во всем: не только в выборе
героев, ярких, незаурядных, построении сюжетов, запутанных, окутанных дымкой
таинственности, но и в самом стиле и языке повествования.
Для истории русской
романтической повести Бестужев- Марлинский фигура первостепенно важная и
характерная. Своими исканиями он многим указал дорогу в литературе. В прозе
русского романтизма сложилась целая плеяда подражателен и учеников
Бестужева-Марл и некого, в том числе и молодые Гоголь и Лермонтов.
Ранняя гоголевская
проза так же пестра, полна затейливых метафор, как и повести Марлинского.
Создавая свой напряженный. построенный на диалектике страстей роман
"Герой нашего времени”, Лермонтов также опирался на открытия Марлинского в
сфере романтического психологизма.
Среди самобытных
талантов, современников Бестужева- Марлинского, прошедших школу романтического
"марлиниз- ма" и внесших свой вклад в развитие романтической прозы, следует
назвать А. Ф. Вельтмана, Н. Ф. Павлова, В. А. Сологуба, В. А. Одоевского. К
30-м годам романтическая повесть
становится главным жанром русской прозы. Она давала простор для выражения
романтических идей, стала творческой лабораторией, школой прозаиков, через
которую проходили все писатели той эпохи. Романтическая проза 20—30-х годов XIX
в. еще на один шаг приблизила победу реализма, стала отправной точкой для прозы
Пушкина н Гоголя.
1. Назовите писателей —
авторов романтических прозаических произведений.
2.
Расскажите о судьбе А. А.
Бестужева-Марлннского.
3.
Какова
тематика произведений А. А. Бсстужевп-Марлинского?
4.
Прочитайте в хрестоматии повесть "Ревельский
турнир".
5.
В чем
заключается основная идея повести?
6.
Из-за
чего разгорелась тяжба между рыцарями Буртнска и Унгериа?
7.
Найдите в тексте
эпизоды, в которых автор стремится правдиво показать воспетых в песнях
ливонских рыцарей.
8.
Кого из
персонажей повести можно назвать романтическими героями? Почему?
9.
Перечислите специфические черты романтического
стиля, в рамках которого написана повесть.
10. Сравните романтическую прозу А. А.
Бестужева-Марлннского и романтические поэмы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Что в них общего? Каковы различия?
1. Когда и
где зародился романтизм как художественный метод в литерзтуре?
2.
Назовите основные отличительные черты
романтизма как литературного направления.
3.
Сравните романтизм с классицизмом и
сентиментализмом. Какие новые тенденции внес романтизм как литературное
направление?
4.
Каковы истоки русского романтизма?
5.
Назовите основоположников романтизма в России.
6.
Почему лирику 1820-1830 гг. назвали Золотым веком русской поэзии?
7.
Назовите романтические поэмы Байрона. Пушкина.
Лермонтова.
8.
Какое значение имеет пейзаж в романтических
произведениях?
9.
Прочитайте в рабочей тетради тему 'Кавказ в
русской поэзии' и выполните задания.
10.
В
чем заключается принципиальное отличие романтического героя от персонажей
произведений других литературных направлений и течений?