Тема 22. ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН (1788-1824)
§ 1. Жизнь и
творчество
Эпоха Байрона —
одного из выдающихся английских поэтов-романтиков — началась под знаком
Великой французской революции (1789—1793) и была бурной и противоречивой.
Великий поэт родился 22 января 1788 г. в Лондоне. Отец его принадлежал к
древнему английскому роду, происхождение матери восходило к шотландским
королям. Уже в 10 лет Байрон унаследовал титул лорда и место в парламенте. В
раннем возрасте будущий поэт заинтересовался историей. После развода родителей
он жил с матерью в Шотландии, в Абердине, где познакомился с героическими
преданиями горцев. Попав в родовое поместье Байронов — Ньюстедское аббатство,
заинтересовался своими легендарными предками, участвовавшими в сражениях.
Детство и отрочество
поэта были омрачены одиночеством, а также тем, что у него от рождения имелся
физический недостаток — хромота. Благодаря стараниям матери Байрон получил прекрасное
образование. Сначала учился в закрытой школе для аристократов в Хэрроу, где
написал первые стихи. Однако это занятие считалось недостойным будущего
государственного деятеля.
В 1805 г. Байрон
поступил в Кембриджский университет. В студенческие годы им было издано три
ранних поэтических
сборника: "Беглые
пьесы" (1806), "Стихи, написанные на разные случаи". "Часы
досуга" (оба 1807). О последнем сборнике отрицательно отозвался журнал
"Эдинбургское обозрение”.
Байрон ответил на
статью сатирической поэмой "Английские барды и шотландские рецензенты"
(1809). в которой смело восстал против поэзии, проникнутой мистикой и тоской по
прошлому. По сути, это была полемика с "озерной школой" — Вордсвортом,
Колриджем, Саути.
Написанное вскоре
произведение Байрона "Паломничество Чайльд Гарольда" явилось романтической
поэмой нового типа. В ней выразились впечатления поэта, совершившего двухлетнее
путешествие по Пиренейскому полуострову и Балканам (1809— 1811). В 1812 г. были
опубликованы первые две песни, в 1816 г. Байрон вернулся к работе над поэмой,
дополнив ее еще двумя песнями. В "Паломничестве...” впервые появляется
герой, которого назовут "байроническим".
Чайльд — молодой
аристократ, пресытившийся праздной жизнью. Герой без сожаления покидает
Англию. Слово "чайльд” в средневековой Англии означало титул молодого
дворянина, еще не посвященного в рыцари. Этим Байрон подчеркивает древнее
происхождение героя.
В предисловии Байрон
определил героя как непривлекательного, чтобы читатель не отождествлял автора
с персонажем. Большая часть поэмы состоит из путевых картин, переданных с
помощью взволнованной интонации, восклицаний, вопросов, прямых обращений к
читателю. Круг тем широк: люди, их быт, язык, обычаи, одежда. Описание
увиденного принадлежит автору, который постоянно обращается к истории далеких
стран и народов и связывает ее с современностью. Так, через все творчество
Байрона начиная с "Паломничества Чайльд Гарольда" проходит тема
Греции. Изображая любимую страну, поэт противопоставляет золотой век античных
героев, ушедших в прошлое, и современную разграбленную страну:
Байрон осознал роль
поэта как бунтаря, протестующего против нищеты, рабства народов, против
тирании правительств. В целом в поэме выразилось разочарование европейского
общества результатами Великой французской революции.
По возвращении из
путешествия Байрон выступил в парламенте с обличительными речами. Они были
направлены на защиту луддитов разрушителей станков, которые протестовали против
безработицы и снижения заработной платы в результате промышленного переворота
в Англии, а также на защиту ирландского народа. Однако парламентская
деятельность разочаровала Байрона отсутствием результатов.
В эти годы он
обращается к стихам. Темы и жанры его лирики разнообразны. Обличительные:
"Песня для луддитов”, "Ода авторам билля против разрушителей его станков”. Во
многих стихах Байрона есть исторические мотивы. Так, некоторые из них посвящены
Наполеону, чья личность и судьба отразились в чертах байронического героя ("На
бегство Наполеона с острова Эльбы”, "Прощание Наполеона”). В цикле "Еврейские
мелодии” (1814— 1815) Байрон связывает образы и ситуации Ветхого Завета с жизнью
современной ему Европы.
Одним из излюбленных
Байроном жанров лирики были стан сы, для
которых характерно стремление постичь законы мира. В проникновенных строках
раскрываются отношения поэта с близкими — сестрой Августой, женой ("Стансы к
Августе”, "Прости”).
В 1816 г. Байрон
пережил личную драму. Его развод с женой получил широкую огласку. Газеты
называли поэта "безнравственным”. Суд лишил его права отцовства. Байрон
покинул Англию. Как оказалось, навсегда.
Сначала он жил в
Швейцарии, затем переселился в Италию, содействуя национально-освободительному
движению карбонариев. В эти годы Байрон обратился к драматургии. Был создан
цикл мистерий, в которых бунт главного героя принял космические, вселенские
масштабы — против всех форм тирании, включая законы жизни, безразличные к
страданиям человека ("Манфред", 1816, "Каин” и "Земля и небо”, обе —
1821). Итоговым произведением Байрона стал его незавершенный роман в стихах
"Дон Жуан”.
§ 2. Восточные поэмы.
"Корсар”
В 1813—1816 гг.
Байроном были написаны поэмы, которые впоследствии вошли в историю литературы
иод названием "восточные" по месту происходящего в них действия, хотя в
двух из них события происходят в Италии. В этот цикл входят "Гяур",
"Абидосская невеста" (обе — 1813), "Корсар", "Лара” (обе —
1814), "Осада Коринфа”, "Парнзива” (обе 1816).
В центре внимания во
всех восточных поэмах пессимистически настроенный герой, отвергающий общество,
разочарованный в людях и самом себе. Здесь развиваются мотивы, прозвучавшие еще
в "Паломничестве Чайльд Гарольда”: одиночества, бунтарства, вольнолюбия. В
отличие от "Паломничества... восточные поэмы имеют более или менее
развитую сюжетную линию, в которой конфликт с миром принимает форму борьбы
героя за любовь. Байроническая личность испытывает вулканические по накалу
переживания. Этот герой противоречив. С одной стороны, для него любовь —
единственное, что имеет ценность. С другой, борясь за любовь, ему приходится
убивать, грабить, предавать, т. е. разрушать самого себя. Не случайно финал
любовной истории, как правило, трагический. В личной сфере отразилась несправедливость
мира.
В поэме "Корсар”
усложненный сюжет, через развитие которого раскрывается характер главного
героя. Это Конрад — атаман пиратской шайки. Поэма начинается с песни товарищей
Конрада. Они воспевают свою удалую разбойничью жизнь, где нет места покою и
страху. Однако даже они, давно привыкшие к виду крови, боятся Конрада. Он
"загадочен и вечно одинок”. Однако имя атамана внушает трепет. Почему?
Важную роль в поэме
для раскрытия загадки романтического героя играет его портрет. В описании
внешности использован прием контраста бледного лица и черных волос. Лейтмотив
образа — пронзительный взгляд, которым Конрад усмиряет непокорных.
Из авторского
комментария становится ясно, что герой не всегда был злодеем. Некий жизненный
опыт заставил его разочароваться в людях, что и привело в итоге к преступному
промыслу. Конрад одинок, потому что не верит никому. Видимо, его пиратские
набеги — символический вызов всему обществу, которое корсар покинул. Герой
двойственный: он, преступник, преданно любит Медору. Только в любви Конрад
видит смысл жизни.
И Медора отвечает
герою взаимностью. Другая героиня, Гюльнар, влюбляется в Конрада после того,
как он, движимый благородным порывом, спас ее. Но для них обеих любовь оказывается
трагической. Нежная Медора умерла, получив известие о гибели возлюбленного.
Страстная Гюльнар убила Сеид-пашу, чтобы спасти Конрада. Корсар считает себя
виновным в происшедшем. Он исчезает с пиратского острова. Финал поэмы остается
открытым.
1. Расскажите
о биографии Байрона. Что вы знаете о том историческом периоде. с которым
связаны его жизнь и творчество?
2.
К каким литературным жанрам обращался Байрон?
3.
Кто такой байронический герой'!
Охарактеризуйте его.
4.
Прочитайте в хрестоматии "Паломничество Чайльд
Гарольда".
5.
В чем похожи и чем различаются Чайльд Гарольд
и автор?
6. Перечислите основные темы авторских
отступлений.
7.
Назовите ведущие мотивы и образы лирики
Байрона.
8. Выучите наизусть одно из стихотворений Байрона и проанализируйте его.
9.
Прочитайте поэму "Корсар". В чем
необычность Конрада?
10.
Сравните два женских образа - Медоры и
Гюльнар.
11.
Выпишите из поэмы "Корсар" описания
природы. Какую роль она играет в поэме?
1. Кто из известных русских поэтов
переводил стихи Байрона? Чьи переводы вам нравятся больше?
2.
Ответьте в рабочей тетради на вопрос № 7.
3.
Напишите реферат о влиянии, которое оказал
Байрон на русскую литературу. Обратитесь к рабочей тетради и подумайте над
вопросом
4. В
произведениях Байрона много перекличек с предшествующей
английской литературой. На эту тему в рабочей тетради выполните задание
5. Напишите сценарий и проведите в школе вечер, посвященный жизни и творчеству Байрона.
Ключевые понятия: байронический герой, романтическая поэма, стансы, восточные поэмы, контраст