Тема 21. ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ
§ 1. Особенности
лирики 1820—1830 гг.
"Пушкинская
эпоха”, "пушкинское время”, "пушкинская пора” эти названия
определенного периода истории прочно вошли в литературу, в наше сознание и
употребляются для характеристики культуры 1820—1830 гг. Еще более естественны
и правомерны понятия "литература пушкинского времени", "поэты
пушкинской поры", "поэзия пушкинской эпохи”.
Поэзия пушкинской
норы — это та эпоха русской поэзии, в которой вырос Пушкин, в которой работал,
творил, на развитие которой оказал решительное влияние и в которой, также под
воздействием гения, сделали свои первые шаги те поэты, чье творчество
полностью проявилось уже в новые времена, спустя годы.
Поэтому само понятие
"поэзия пушкинской поры" охватывает период гораздо более широкий хронолог
и чески, чем годы его жизни. В творчестве и литературной деятельности Пушкина
сошлись и связались воедино прошлое, настоящее и будущее русской литературы.
Пушкин входил в
русскую литературу в важнейшим, переломный момент ее исторического развития.
Литература XVIII в., названная историками "новой русской литературой” в
отличие от предшествующей "древнерусской", дала много интересных про-
нзведенин, ряд талантливых имен. Эти произведения на рубеже веков еще жили
активной жизнью и имели хождение среди читателей наряду с последними
новинками: еще пелись песни на стихи В. Я. Тредиаковского, а оды М. В. Ломоносова
служили образцами.
И в то же время люди
зачитывались "Бедной Лизой" Н. М. Карамзина и романтическими балладами В.
А. Жуковского. Таким образом, для Пуши и на и его современ ни ков поэзи я В.
Я. Тредиа ковского была такой же живой современной литературой, как и элегии К.
Н. Батюшкова.
Одновременно с
Пушкиным в этот переломный период в русской поэзии выступил целый ряд
замечательных поэтов. Все они были приблизительно одного возраста, люди одного
поколения, все испытали на себе воздействие одних и тех же исторических событий,
общественных настроений и идей.
Характерной чертой
этого поколения, воспитанного на идеях просветительства и мечтах о социальной
справедливости (из этого поколения вышли декабристы), было стремление к
самостоятельности, оригинальности своего пути. Баратынский с гордостью писал
о том, что его муза отличается "лица необщим выраженьем". Стремление
поэтов к "необщему выраженью" поддерживалось не только самолюбием, а общим
направлением "духа времени", которое провозглашало идею ценности каждого
члена общества и его права на свое мнение, на свое слово.
Литературу своего
времени Пушкин называл "республикой словесности". Кипели литературные
споры, создавались партии и общества. Поэты часто говорили о "союзе",
"братстве”, что от-
ражало стремление к
объединению близких по идейным и художественным ценностям литераторов.
Возникали литературные кружки, появились коллективные сборники, альманахи.
Характерной чертой
этого времени было и то, что одновременно творили поэты, глубоко и принципиально
отличающиеся друг от друга. Но все они были яркими, талантливыми, оригинальными
художниками слова, составившими славу и гордость русской! лите* ратуры. "Звезды
плеяды”, "прекрасный союз , созвездие имен ’ — так образно называют поэтов
пушкинской эпохи, а поэзия пушкинской поры вошла в историю русской литературы
как Золотой век русской поэзии.
Произведения
поэтов-современников составили томик "Издревле сладостный союз...",
названный но строке из послания А. С. Пушкина к Н. М. Языкову:
Издревле сладостный
союз Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз:
Единый пламень их
волнует;
Друг другу чужды по
судьбе,
Они родня по
вдохновенью...
Каждый из поэтов,
обладая большим дарованием, шел своей дорогой. Ни один не повторял Пушкина, но
все они объединялись вокруг своего духовного вождя. Все они разделяли
гуманистические представления о жизни, ниспровергая старые правила в искусстве,
стремились правдиво выразить мысли и чувства своих современников.
§ 2. Евгений
Абрамович Баратынский (1800-1814)
Крупнейший поэт
русского романтизма, автор элегий, поэм. Его творчество глубоко и многообразно:
он писал и поэмы ("Пиры”, "Эда”. "Бал”. "Цыганка" и др.), и прозу, и
критические статьи, но все же по преимуществу он лирик, его излюбленный лирический
жанр — элегия. Философско-элегический взгляд на жизнь, на судьбу человека
доминирует у Баратынского, какой бы темы он ни касался. Главный герой
романтической лирики 1810-х годов — личность, стремящаяся к свободе, полная
мечтательных, гуманных идеалов, противоречивых чувств, живущая в ореоле
разочарования, печали, грусти. Последовательно развивая эти мотивы,
Баратынский преобразует лирику, обогащая ее философско- психологическим
содержанием. В его произведениях инструмен
том познания
выступает не чувство, а мысль, стихотворения приобретают аналитический
характер. Ценность человеческой личности, по мысли Баратынского, состоит не в
созерцании мира, не в бегстве от действительности, а в стойкости и
жизнеспособности под ударами судьбы.
Вместо иллюзий и
"снов” поэт предпочитает рассудительно-спокойное мпровидение.
Он стремится понять,
почему терпят крушение естественные человеческие порывы, почему исчезают мечты
и надежды. Так Баратынский приходит к анализу сложнейших психологических
переживаний, чтобы "холодом ума проверяющего” обнажить внутренние причины
угасания чувств и постичь этот процесс в соответствии с природой человека, с
законами существования его в обществе и мире в целом.
В элегиях
Баратынского дана как бы целостная история чувства от его полноты до
исчезновения; переживание психологически драматично, закончено, целостно. Не
случайно поэт избирает для своих произведений момент перехода, "перелива”
одного чувства в другое, и этот сложный, не лишенный драматизма путь
прокладывается мыслью. В лучших произведениях поэта эмоции и переживания
неразрывны с правдивостью и простотой анализирующей мысли, именно поэтому
творчество Баратынского называют "поэзией мысли”. Сам поэт раскрыл
своеобразие своих произведений в элегии "Муза” (1829).
Муза Баратынского не
имеет ничего общего с внешней красотой и изысканностью, она не вызывает
слепого обожания, она проста, скромна и рассудительна. А главное ее
достоинство — ‘‘ее лица необщее выраженье”, как определял сам поэт суть своего
творчества.
МУЗА
Не ослеплен я музою
моею;
Красавицей ее не
назовут,
И юноши, узрев ее, за
нею Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать
изысканным убором.
Игрою глаз, блестящим
разговором Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает
мельком свет Ее лица необщим выраженьем.
Ее речей спокойной
простотой;
И он скорей, чем
едким осужденьем,
Ее почтит небрежной
похвалой.
1829
§3. Николай
Михайлович Языков (1803-1846)
Поэт принадлежал к
старинному и богатому роду симбирских дворян. Наследство, полученное Николаем
и его старшими братьями Петром и Александром, позволило поэту спокойно жить и
творить. Братья учились в Горном кадетском корпусе, затем в Институте корпуса
инженеров путей сообщения, который Николай не окончил. Впоследствии молодой
поэт оказался в прибалтийском городе Дерпте (Тарту), где приобщился к вольной
студенческой среде. Здесь он стал своим, его удалые песни пелись на студенческих
праздниках, с его именем стали связывать студенческую поэзию наслаждения
жизнью. Таким вошел Языков в тогдашнюю литературу.
Литературными
кумирами, "питомцами вдохновения” молодой поэт считал Батюшкова, Жуковского,
Карамзина. Рядом с их именами вскоре появляются имена Байрона и Пушкина. Но не
только у этих поэтов учился романтик Языков. К гармонии и точности стиха, к
пластике и мелодичности поэтов школы Жуковского он хотел прибавить то, чего в
ней не было, — мощь и торжественность. Языков искал силу стиха и нашел ее в
"высоком косноязычии” поэтов XVIII в. — Ломоносова и Державина. Здесь же он
нашел любовь к возвышенным темам.
Встреча с Пушкиным в
1826 г. в Тригорском составила целую эпоху в биографии Языкова. Встрече этой
поэт обязан лучшими своими стихотворениями. Пушкин любил Языкова как поэта,
любил его слог, "твердый, точный и полный смысла”. Он писал в "Литературной
газете”: "С самого появления своего сей поэт удивляет нас огнем и силою языка.
Никто самовластнее его не владеет стихом и периодом”. Пушкин поддерживал
молодого поэта, способствовал развитию его таланта, приглашая сотрудничать в
"Московском вестнике” и "Современнике”.
Мощная, органичная,
яркая поэзия Языкова была к тому же многоликой. Поэт создавал вольнолюбивые
стихи ("Н. Д. Киселеву”), обращался к исторической тематике (поэмы "Ала”,
"Кудесник", "Олег"), писал дружеские стихи в духе студенчества
("Гений", "Молитва") и на тему предназначения музы ("Барону
Дельвигу”).
Поэт не любил сухой
теоретической мысли, стремился соединить поэтический язык и мысль в
гармоническое целое, и это ему блестяще удавалось. Лучшие языковские
стихотворения представляют собой образцы, пластичные, завершенные, полноценные
и как бы светящиеся изнутри гармонией, изяществом, словно "сотканным из
света", как сказал о них Гоголь. Сам поэт говорил о своей музе так:
Молва стихи мои
хвалила,
Я непритворно верил
ей,
И поэтическая сила
Огнем могущественным била Из глубины души моей!
У разноликих творений
Языкова есть одна основа, одна главная мысль, которая если и не выражена в них
прямо, то все же присутствует всегда и озаряет стихи ровным и сильным светом.
Это прочная основа — постоянная мысль о России. В историю словесности Языков
вошел как поэт-патриот, певец России. Особенно сильна и неотступна мысль о
родине в стихотворении, написанном на чужбине. В далекой чудесной Ницце, где
Языков лечился от тяжелой болезни, было написано одно из самых "русских"
произведений — повесть в стихах "Сержант Сурмин”.
В истории русского
романтизма имя И. М. Языкова занимает достойное место рядом с именем его
учителя Жуковского и других поэтов школы "гармонической точности". Языков
своим ярким творчеством продлевает традиции романтизма до середины 40-х годов.
Нестареющие образы
языковской поэзии заставляют задуматься о вечной молодости настоящего
искусства и вспомнить вещие пушкинские строки: "Произведения истинных
поэтов остаются свежи и вечно юны”. Обратимся к одному из самых знаменитых
стихотворений Языкова, которое стало народной песней.
Это стихотворение
"Пловец", написанное в 1829 г. Герой произведения — мужественный
пловец, смело преодолевающий "бурю”, "непогоду", "громаду вод” и стремящийся
найти "блаженную
страну", тихую,
спокойную, счастливую. Как се достичь? Только с помощью силы и смелости — "но
куда выносят волны только сильного душой". Любимое слово Языкова "сила”
является ключевым. в нем глубокое внутреннее убеждение поэта, его вера в победу
пловца. Пловец — символ жизни вообще, символ судьбы самого поэта, воплощенной в
поэтическом слове. Вместе с тем это и самоценный художественный образ, причем
настолько общезначимый. абсолютный, настолько узнаваемый в своей строгой красоте,
что стихотворение быстро стало народной песней.
Языков предсказал
жизнь своему "Пловцу”, утверждая "прям и крепок парус мой”. Действительно,
"Пловец" победил морскую стихию, а вместе с ним навсегда остался в
литературе и народной памяти и сам поэт, хотя не все знают, что песня "Нелюдимо
наше море” создана на слова языковского стихотворения.
ПЛОВЕЦ
Нелюдимо наше море.
День и ночь шумит
оно;
В роковом его
просторе Много бед погребено.
Смело, братья! Ветром
полный Парус мой направил я:
Полетит на скользки
волны Быстрокрылая ладья!
Облака плывут над
морем.
Крепнет ветер, зыбь
черней.
Будет буря — мы
поспорим И помужествуем с ней.
Смело, братья! Туча
грянет,
Закипит громада вод.
Выше вал сердитый
встанет,
Глубже бездна упадет!
Там, за далью
непогоды,
Есть блаженная
страна:
Не темнеют неба
своды,
Не проходит тишина.
Но туда выносят волны
Только сильного душой!..
Смело, братья! Бурей
полный Прям и крепок парус мой.
§ 4. Дмитрий
Владимирович Веневитинов (1805-1827)
Представитель
древнего, заслуженного и богатого дворянского рода. Родители поэта слыли в
Москве людьми просвещенными и хлебосольными, в доме у них собирались
художники и артисты.
Дмитрия Веневитинова
называли самым красивым поэтом пушкинской эпохи.
Одна из его
современниц оставила примечательное словесное описание поэта: "Это был
красавец в полном смысле этого слова.
Высокого роста,
словно изваяние из мрамора. Лицо его имело кроме красоты какую- то еще
прелесть неизъяснимую. Громадные голубые глаза, опушенные очень длинными
ресницами, сияли умом”. Юный поэт обладал к тому же звучным голосом
незаурядного певца и блестящим даром слова. Сравнение с античным богом
Адонисом дополняло его романтический облик.
Знатное
происхождение, богатство, счастливая внешность, блестящие способности и
прекрасное воспитание открывали поэту дорогу к незаурядной жизненной судьбе.
Веневитинов начал удивлять своих современников уже в стенах Московского университета,
где он являлся вольным слушателем на лекциях по истории, литературе и
философии. Юный поэт был не только свидетелем, но н активным участником споров
классицистов и романтиков о будущем литературы. Увлечение философией привело
его в "Общество любомудрия”, которое объединяло молодых поэтов и философов.
Цель общества была определена в названии — любовь к мудрости, изучение античной
и немецкой философии, работа над созданием оригинальной отечественной
философии, из которой, по мнению любомудров, и должна была возникнуть новая
русская литература.
На первый взгляд,
поэзия Веневитинова — это смешение совершенно различных тем, мотивов. Поэт
писал и элегические стихи, и вольнолюбивую лирику, и философские строки, и стихи
о гармонии человека и природы. Его лирический герой одновременно элегический
мечтатель и бурный байронический образ. Этот образ неотделим от темы времени,
мировой истории, вечности. Веневитинов, продолжая традиции романтизма, шел
в поэзии своим путем.
Об этом писал его друг А. С. Хомяков: "С Веневитиновым, бесспорно, начинается
новая эпоха для русской поэзии, эпоха, в которой красота формы уступает
первенство красоте и возвышенности содержания".
Провозглашая
философское направление в поэзии, Веневитинов писал:
Без мыслей гений не
творит,
И самый редкий ум С
одним природным чувством К высокому едва ли воспарит.
Молодого поэта ценили
Пушкин, Дельвиг, Языков. Пушкин рассказывал ему о своих творческих замыслах, с
интересом прочел и по достоинству оценил статью Веневитинова о первой главе
романа "Евгений Онегин”, Два поэта много общались, обсуждая свои произведения,
настоящее и будущее поэзии.
Д. В. Веневитинов
прожил всего 22 года. Его смерть потрясла всех и породила ноток стихотворений,
составивших мемориальный сборник "Венок”. В истории литературы романтизма поэт
остался как символ молодости и красоты, великих надежд и чистых порывов. В его
стихах каждое чувство освящено мыслью, каждая мысль согрета сердцем.
Люби питомца
вдохновения И гордый ум пред ним склоняй;
Но в чистой жажде
наслаждения Не каждой арфе слух вверяй.
Не много истинных
пророков С печатью власти на челе,
С дарами выспренных
уроков,
С глаголом неба на
земле.
1827
§ 5. Константин
Николаевич Батюшков
(1787-1855)
В истории русской
литературы этот поэт стоит рядом с Жуковским как один из основателей
романтизма. Сравнивая двух поэтов, Белинский писал: "Направление поэзии
Батюшкова совсем противоположно направлению поэзии Жуковского”, отмечал
определенность и ясность как главные признаки поэзии Батюшкова,
противопоставленные неопределенности и туманности Жуковского.
Лирический герой
Батюшкова — это свободный человек, бурно проявляющий свои чувства, с радостью
предающийся наслаждениям жизни. Поэт стремится возвысить, облагородить
чувства, придать им духовную содержательность, и с этой целью он обращается к
античному миру.
Античный колорит
и
мифология придают его произведениям яркость, праздничность,
театральность, торжественность.
Так, например, в
стихотворении "Вакханка" Батюшков употребляет высокую одическую лексику.
Он пишет "Жрецы Вакховы текли”, а не шли или бежали; вместо слова "одежды"
поставит "ризы”. В "Моих пенатах” мифо- логическая образность и одическая речь
совмещаются на равных правах с русскими реалиями. Таким образом, высокий стиль
позволяет перенести стихи в сферу искусства, сделать этот мир живописным,
динамичным, пластичным, сообщить чувственной страсти духовный смысл.
После войны 1812 г.,
которая потрясла поэта, в его творчестве изменчивый мир страстей уступает
роковым, печальным мотивам, усиливаются темы одиночества и разочарования ("К
Дашкову”, "На развалинах замка в Швеции”).
мой ГЕНИЙ
О, память сердца! Ты
сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране
пленяешь дальней.
Я помню голос милых
слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки
несравненной Я помню весь наряд простой,
И образ милый,
незабвенный Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой —
любовью В утеху дан разлуке он;
Засну ль? приникнет к
изголовью И усладит печальный сон.
§6. Конлратий
Федорович Рылеев (1795—1826)
В истории русского
романтизма есть особое направление, которое называют гражданским. Это
декабристская поэзия. Движение декабристов — яркая страница в истории
государства, отразившаяся и в литературе.
Многие декабристы
были незаурядными поэтами, среди них было много друзей Пушкина. Свой
литературный талант поэты-декабристы использовали в борьбе за свободу,
подчиняли общественным интересам.
Гражданское
направление развивали такие поэты, как П. А. Катенин, В. К. Кюхельбекер, К. Ф.
Рылеен и многие другие. Они связывали с понятием романтизм
воспитание прежде всего гражданских, патриотических чувств. Рылеев писал:
"Я не поэт, а Гражданин”.
ГРАЖДАНИН
Я ль буду в роковое
время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся
славян?
Нет, не способен я в
объятьях сладострастья,
В постыдной
праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом
самовластья.
Пусть юноши, своей не
разгадав судьбы.
Пости гнуть не хотят
предназначенье века И не готовятся для будущей борьбы За угнетенную свободу
человека.
Пусть с хладною душой
бросают хладный взор И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда
народ, восстав.
Застанет их в
объятьях праздной неги И. в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни
Брута, ни Риеги.
В отличие от
Жуковского эти поэты выдвинули на первый план национально-историческую и
гражданско-героическую тематику. При этом подлинным содержанием искусства для
них оставалась душа, но не наедине с собой, а в контексте окружающего мира.
Высокие порывы, нравственность, по мнению декабристов, воспитываются в
обществе, рождаются в гражданской истории. Поэтому в поэзии нашли свое
воплощение многие события национальной истории и героического прошлого (у
Рылеева, например. "Ольга при могиле Игоря”, "Богдан Хмельницкий”, "Иван
Сусанин” и др.).
Гражданский пафос
произведений определил жанровую специфику. Это в основном думы, исторические
элегии, поэмы. Даже в любовных элегиях декабристов проявляются гражданские мотивы.
Революционный пафос
поэзии декабристов, их взгляды и вся многообразная деятельность значительно
повысили общественный тон литературы, и не было ни одного поэта, который в той
или иной степени не разделял воззрений декабристов или не сочувствовал им. В
том, что декабристы высоко подняли идейный уровень романтической поэзии,
состоит их неоценимая заслуга.
Русский романтизм был
явлением историческим, целой культурной эпохой, полной жизни, страстей,
всеобщих исканий. Романтики всех течений достигли немалого: они провозгласили и
отстояли гуманистические ценности, подвергли сомнению и пересмотру правила
классицизма, разрушили связь между жанром и стилем, добились лексической и
стилистической точности слова. Всем этим они проложили дорогу свободному,
искреннему выражению переживаний, развитию гармонии и совершенства в поэзии,
как писал Л. А. Дельвиг — вдохновению.
ВДОХНОВЕНИЕ
Как часто к
нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе
оно горит;
Но этот миг любимец
муз ценит.
Как мученик с землею
разлученье.
В друзьях обман, в
любви разуверенье,
И яд во всем, чем
сердце дорожит.
Забыты им:
восторженный пиит Уж прочитал свое предназначенье.
И презренный, гонимый
от людей.
Блуждающий один под
небесами.
Он говорит с
грядущими веками;
Он ставит честь
превыше всех частей.
Он клевете мстит
славою своей И делится бессмертием с богами.
А. А. Дельвиг, 1822
Романтическая эпоха
счастливо совпала с пушкинской, когда в литературе появилось и засияло
созвездие поэтических имен, давшее право назвать это время Золотым веком
русской поэзии. Великое слово "самобытность” определяет своеобразие творчества
каждого из поэтов. В нашем обзоре названы далеко не все имена представителей
Золотого века, а только наиболее яркие, представляющие различные течения
романтической школы. В целом же поэзия пушкинской поры — это самородок,
отливающий многими гранями, и каждая грань по-своему ценна и прекрасно.
Романтическая школа в
русской литературе, отразившаяся в поэзии Жуковского и Батюшкова, в творчестве
поэтов пушкинской поры, в романтических повестях Бестужева-Марл и некого,
Одоевского, Вельтмана, была продолжена в лиро-эпических произведениях Пушкина
и Лермонтова.
1. Назовите имена поэтов представителей Золотого века русской поэзии.
2.
Расскажите о жизни и творчестве Е. А.
Баратынского. Прочитайте стихотворение "Муза". Как вы понимаете
слова поэта о музе, отличающейся "лица необщим выраженьем"?
3.
Каким образом создавалась "поэтическая
сила” и гармония стихов Н. М. Языкова? Прочитайте и проанализируйте
стихотворение "Пловец".
4.
Что объединяло поэтов и философов в "Обществе
любомудрия"?
5.
Расскажите о жизни и творчестве Д. В.
Веневитинова. Каков ого лирический герой — элегический мечтатель или
байронический бунтарь?
6.
Назовите основные темы лирики К. Н. Батюшкова.
Почему его наравне с В. А. Жуковским считают основоположником русского
романтизма?
7.
Какое направление русской романтической лирики
называют особым? Назовите представителей этого направления.
8.
Расскажите о жизни и творчестве К. Ф. Рылеева.
В чем заключается пафос его лирики?
9.
Какие произведения поэтов пушкинской поры вам
запомнились больше всего?
10. Выучите наизусть понравившиеся вам
стихи.
1. Почему лирику пушкинской поры
пазывлют Золотым
веком русской поэлю?
Каноны хронологические рамки этого периода в литературе?
2.
Что объединило поэтов, каждый из которых был
яркой талантливой личностью, имеющей свой путь в литературе?
3.
Прочитайте в рабочей тетради поэтические
послании представителей Золотого века русской поэзии. Что нового оы узнали об
Л. С. Пушкине и поэтах пушкинской поры из посланий? Подтвердите свой ответ цитатами.
4.
Прочитайте и проанализируйте послание В. JI. Пушкина своему
племяннику. Кем он был для А. С. Пушкина — дядей, учителем, собратом по перу?
5.
Какие факты биографии поэтов отражены в
посланиях? Напишите реферат об одном из поэтов пушкинской поры.