Тема 19. РОМАНТИЗМ - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ
§ 1. Возникновение и
развитие романтизма в Европе
Романтизм пришел в
русскую литературу из западноевропейских стран, и первоначально это слово
имело совсем не тот смысл, какой имеет сейчас. Романтизм, точнее прилагательное
"романтический”, относилось к определенному жанру — роману.
Романом же называли произведения, написанные на одном из языков
романской группы, например, на французском. Поэтому, когда слово
"романтизм" уже не связывалось исключительно с романом, оно стало
обозначать литературно-художественное направление, которое в первую очередь
относили к западноевропейской литературе.
Романтизм пришел из
романских стран, здесь была его родина, скрывались его глубокие корни, уходящие
еще в рыцарскую поэзию, в творчество трубадуров и миннезингеров — средневековых
стихотворцев, певцов любви.
Одно из первых
явлений романтизма — иенская школа в Германии. В Германии, в Иене маленьком
университетском городке— в конце XVIII — начале XIX в. жили и работали
талантливые, разносторонне образованные люди: литераторы — братья Август и
Фридрих Шлсгели, Людвиг Тик, поэт и философ Фридрих Шеллинг. В это время в
соседней Франции происходили бурные революционные потрясения, которые в тихом
Иене отзывались по- своему: страстными спорами, философскими и художественными
исканиями, которые помогли выработке нового направления в искусстве. Шеллинг
писал о той поре: "Прекрасное было время... Человеческий дух был раскован,
считал себя вправе спрашивать не только о том, что есть, но и о том, что
невозможно".
Одновременно с
иенской школой в Англии возникла другая ветвь романтизма — "озерная школа”
поэтов. К ней относились поэты Уильям Вордсворд. Сэмюэл Колридж, Роберт Саути.
Они предпочитали жить не в шумных городах, а в живописном краю озер (отсюда и
название этой поэтической школы). Кстати, это один из признаков романтизма,
который противопоставлял цивилизации природу, простой уклад жизни, естественные
человеческие отношения.
Романтизм одно
из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII
— первой половины XIX в., получившее всемирное распространение. Слово романтизм"
на рубеже XVIII-XIX вв.
становится термином для обозначения нового литературного направления,
противоположного классицизму. Романтизм стал высшей точкой антипросветительского
движения, прокатившегося по всем европейским странам. Его основная
социально-идеологическая предпосылка разочарование в результатах Великой
французской революции и буржуазной цивилизации. Протест против бездуховности и
эгоизма, пошлости и прозаичности общественных отношений, нашедшие
первоначальное выражение в сентиментализме и предромантнзме, обрели у
романтиков особую остроту.
Энтузиазм, основанный
на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда
обновления характерные особенности романтического жизнеощущения. Романтики
мечтали не о частичном усовершенствовании мира, а о целостном разрешении всех
его противоречий. Разлад между идеалом и действительностью. характерный и для
предшествующих литературных направлений, приобретает в романтизме необычайную
остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического
двоемирия.
Герой романтизма
осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и в то же
время желает жить в этом мире, с этими несовершенными людьми, мечтает быть
понятым и принятым. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о
господстве в жизни загадочных и непостижимых сил, о необходимости подчиняться
судьбе (представители "озерной школы" Шатобриан, Жуковский), в творчестве
других преобладали настроения борьбы и протеста против существующего в мире зла
(Байрон, Шелли, Мицкевич, Лермонтов).
Романтики открыли
необычайную сложность, индивидуальность и глубину духовного мира человека,
необходимость смотреть на мир сквозь "призму сердца”. Романтический
герой — яркая, исключительная личность, не удовлетворенная
окружающим миром, стремящаяся к свободе, преодолению препятствий. Один из
основных признаков романтизма — доминирование
субъектив ного над объективным, стремление не
воссоздавать, а пересоздавать действительность. Отвергая повседневную
действительность как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему
необычному. Их привлекала фантастика, народные предания, минувшие исторические
эпохи, экзотические картины природы.
быт и нравы жителей
далеких стран и народов. Низменной материальной жизни они противопоставляли
возвышенные страсти, романтическую концепцию любви. Романтические произведения
очень поэтичны, проникнуты лиризмом, ведь главное в них не само событие, а его
восприятие, чувства, эмоции, состояние души.
Эпоха романизма
ознаменовалась обновлением художественных форм, созданием жанра лиро-эпической
поэмы, исторического романа, фантастической повести; необычайного расцвета
достигла лирика. Романтики в своих произведениях смело смешивали обыденное и
необычное, трагическое и комическое, тяготели к фантастике, сатирическому
гротеску, подчеркивали музыкальное и живописное начала в поэзии, проповедовали
разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение и синтез искусств.
Начиная с 40-х годов
XIX в. романтизм в европейских странах уступает ведущее положение критическому
реализму и отходит на второй план. Однако лучшие образцы романтизма навсегда
вошли в мировую литературу, обогатив национальные стили. Традиции романтизма
остаются действенными на протяжении
XIX
в.,
обретя новые импульсы и силы в конце XIX — начале
XX в. в русле неоромантизма. В
дальнейшем традиции романтизма были переосмыслены в ряде литературных течений:
символизме, экспрессионизме, социалистическом реализме, сюрреализме и т. д.
Важнейшая заслуга романтизма заключается в том, что глубоким проникновением во
внутренний мир человека он подготовил почву для возникновения реализма, ставшего
на многие годы ведущим направлением в литературе.
§ 2. Романтизм в
русской литературе
Зарождение романтизма
в России связано с общественноидеологической атмосферой — общенациональным
подъемом после Отечественной войны 1812 г., формированием дворянской
революционности, обострением личного самосознания. Все это обусловило
становление и особый характер романтизма поэтов- декабрнстов (К. Ф. Рылеева, В.
К. Кюхельбекера, Л. И. Одоевского и др.), чье творчество проникнуто пафосом
вольнолюбия и борьбы. В их поэзии многие общеромантические
мотивы — любовь к родине, бегство на чужбину, разлад с
действительностью, поиск смысла и цели жизни — социально заостряются, конкретно
мотивируются.
Своеобразие
романтизма в России определялось и особенностями развития русской литературы
как художественного явления в
начале XIX в. Одной
из них было совмещение различных течений и направлений, которые в других
странах переживались поэтапно. При зарождении русского романтизма в конце Х\
III нервом десятилетни XIX в. этот процесс дал необычайно тесное переплетение
предромантическнх тенденций с тенденциями классицизма и Просвещения, переоценка
всесильной роли разума, культ природы, элегический меланхолизм сочетались с
классицистскон упорядоченностью стилей и жанров, умеренным дидактизмом. Затем,
уже на стадии собственно романтизма, произошло сближение и синтез различных
черт, формирование нового направления в литературе.
Развитие русской
романтической лирики привело к образованию ярких стилей поэтов-романтнков, в
творчестве которых по- разному выражалось противостояние окружающему миру. Если
предромантизм отдавал предпочтение в основном элегии, то романтизм стал
толчком для развития других форм лирики — пейзажной, медитативной, балладной,
философской. Этим, однако, не исчерпывается все многообразие обликов, позиций и
тонов, проявившееся в романтической поэзии, особенно в лирике Пушкина,
Баратынского, Тютчева, представлявших собой высшие достижения романтизма и
русской литературы в целом.
Однако резче всего
контуры русского романтизма определились с возникновением лироэпического
жанра романтической поэмы (поэмы Пушкина, Лермонтова, Рылеева и
др.). Восходя к поэмам Байрона, русская романтическая поэма развила оригинальную
систему поэтических принципов — описание судьбы центрального
персонажа как эпического процесса дублировалось выражением
авторской позиции. При этом подчеркивалось право художника отступать от
исторической правды. Поэма сыграла в русском романтизме важную роль, оказав
определенное влияние на развитие романтической прозы (Н. А. Полевой, А. А.
Бестужев- Марлинский, Н. Ф. Павлов) и драматургии (А. С. Хомяков, позднее М.
Ю. Лермонтов).
Романтизм и романтика
Романтика мировоззрение, в котором существенная роль отводится мечтам, стремлению к идеалу, высшим духовным ценностям, предполагает критическое отношение к жизни. В этом смысле говорят о романтических сторонах самой деист вительности - о романтике подвига и борьбы, о романтике тру да и вдохновения, о романтике любви и творчества. Романтическое отношение к жизни получило двоякое воплощение в произведениях литературы и искусства. Романтика может стать непосредственно предметом изображения, отразиться в созда нии характера романтического героя. Необходимо различать таким образом романтику в жизни, ее воплощение в искусстве и романтизм как определенное литературно-художественноенаправление.
1. Когда и
где возник романтизм как литературное направление?
2.
Какие
школы романтизма существовали в Европе?
3.
Чем
отличались представители иенской и "озерной" школ?
4.
Назовите общие черты романтизма и
сентиментализма.
5.
Чем
отличался романтизм от классицизма?
6.
Назовите
основные признаки романтизма как нового направления и литературе.
7.
Назовите немецких и английских
писателей-романтиков.
8.
Каким
вы представляете себе романтического героя?
9.
Какие
художественные формы стали ведущими в эпоху романтизма?
10. Каков сюжет романтического произведения?
11. Каков» роль пейзажа в романтических
произведениях?
12. Когда зародился романтизм в России?
13. Какие общественно-политические события оказали
влияние на развитие романтизма?
14. Чем отличался русский романтизм от
общеевропейского?
15. Назовите представителей романтизма в России.
16. Какие лирические жанры стали развиваться при
романтизме?
17. Какой лиро-эпический жанр стал основным для
эпохи романтизма?
18. Кто стал основоположником русского романтизма?
19. Расскажите о двух направлениях русского
романтизма.
20. Напишите сочинение-размышление на тему
"Романтика и романтизм".
Ключевые понятия: романтизм, романтическое двоемирие, романтический герой, романтическая поэма, духовный мир человека, пейзажная лирика, вольнолюбивая лирика, философская лирика, лиро эпическая поэма, романтическая проза