Тема 17. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ (1749-1802)
Александр Николаевич Радищев был наследником знатных дворянских родов, одним из самых образованных людей своего времени. Он родился в семье саратовского помещика, но детские годы прошли в Москве, где будущий писатель окончил элитарный Пажеский корпус, в котором учились будущие придворные и государственные служащие. В 1766 г. 23 пажа были отправлены для продолжения образования в Лейпциг, среди них был и Радищев. Вместе со своими товарищами Кутузовым, Челищевым, Руба- новским, братьями Ушаковыми — он добросовестно учился, постигая различные науки: философию, медицину, химию, читал произведения западноевропейских писателей. В 1771 г. Радищев вернулся на родину и был назначен на должность протоколиста в Сенат.
Служба в Сенате
открыла перед Радищевым истинное положение дел в огромной стране,
злоупотребление власть имущих своим положением, взяточничество, бессилие
бедных и зависимых людей. Наблюдая жизнь в столице, Радищев видел, что в ней
как в капле воды отражалось неустройство Российской империи, несправедливость
сильных по отношению к слабым и бедным людям. По долгу службы Радищев
сталкивался с различными судьбами, что давало материал для размышлений. Работа
на Петербургской
таможне принесла ему
заслуженную славу человека неподкупного. смелого и принципиального. По-своему
те же качества проявились в литературной деятельности Радищева.
В свободное от службы
время Радищев писал. Его "Дневник одной недели”, передающий всю гамму
переживаний человека, оставшегося в одиночестве, принято считать одним из
первых сентиментальных произведений. Написанная им ода Вольность” отличалась от
произведений Ломоносова и Державина своей обличительной направленностью и
стала логическим завершением процесса превращения на русской почве оды из
торжественного хвалебного жанра в обличительный, бичующий произвол властей.
Впоследствии в сокращении эта крамольная ода, как и несколько ранее написанное
"Слово о Ломоносове”, вошла в текст главного произведения писателя "Путешествие
из Петербурга в Москву", в которой автор предпринял попытку показать неприглядные
стороны русской действительности.
Книга была
воспринята, по словам А. С. Пушкина, как "сатирическое воззвание к
возмущению”, тираж арестован, автор заключен в Петропавловскую крепость и
приговорен к десяти годам каторги.
Книга "Путешествие из
Петербурга в Москву” написана в форме путевых заметок, наблюдений и
размышлений, что было характерно для произведений сентиментализма.
Жанр путешествия
давал автору большую свободу: путешественник как бы со стороны наблюдает
жизнь, не вмешиваясь в нее. Проезжая от одной почтовой станции до другой между
Москвой и Петербургом, путешественник видит перед собой Россию как бы в
миниатюре, видит обездоленный и бесправный народ, горе и страдания. "Я взглянул
окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала”, — таково
ощущение автора от всего увиденного.
А. Н. Радищев в своей книге использует очень
интересный прием: названиями глав стали названия почтовых станций. Вот содержание
некоторых из них.
В главе "Медное"
автор рассказывает о молодом барине, продающем своего бывшего
дядьку-крепостного, который когда-то "спас его от утопления, бросаясь за ним в
реку”. В "Спасской нолести" главным героем является купец, получивший
орден за устриц для высокого начальства. В главе "Зайцево” читатель узнает, что
крестьяне за жестокость избивают помещика и трех его сыновей, а помещица
защищает крестьян, чтобы не лишиться рабочей силы. "Страшись, помещик
жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение", —
предупреждает Радищев власть имущих.
Для того чтобы его
труд увидел свет, Радищев открыл у себя дома типографию.
Ему помогали преданные друзья, и книга появилась в 1790 г. Приближенные
Екатерины II поспешили доложить об этом императрице и преподнесли ей экземпляр
"Путешествия из Петербурга в Москву”. Оценка императрицы такова:
"Бунтовщик, хуже Пугачева!".
Как ни странно, но
оценка А. С. Пушкина созвучна мыслям го- сударыни.
Великий
поэт выразился так: "Сатирическое воззвание
к возмущению”.
Сразу же после
появления книги в продаже Радищев был арестован и посажен в Петропавловскую
крепость. Приговор о смертной казни был заменен ссылкой в Сибирь на десять
лет.
В "Путешествии из
Петербурга в Москву" А. Н. Радищев выступает как писатель-сентименталист.
Картины, изображаемые нм, настолько безотрадны и горьки, что вызывают огромное
сочувствие к бесправному и обездоленному народу.
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ (отдельные
главы)
Зимою ли я ехал или летом, для вас, думаю, равно. Может быть, и зимою, и летом. Нередко то бывает с путешественниками: поедут на санях, а возвращаются на телегах. Летом. Брсвешкамн вымощенная дорога замучила мои бока; я вылез из кибитки и пошел пешком. Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость мира. Отделялся душевно от земли, казалося мне, что удары кнбиточные были для меня легче. Но упражнения духовные не всегда нас от телесности отвлекают; и для сохранения боков моих пошел я пешком. В нескольких шагах от дороги увидел я пашущего ниву крестьянина. Время было жаркое. Посмотрел я на часы. Первого сорок минут. Я выехал в субботу. Сегодня праздник. Пашущий крестьянин принадлежит, конечно, помещику, который оброку с него не берет. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно, не господская. Соху поворачивает с удивительною легкости ю.
— Бог в помощь, —
сказал я, подошед к пахарю, который, не останавливаясь, доканчивал зачатую
борозд у. -- Бог в помощь, — повторил я.
—
Спасибо, барин, - говорил мне пахарь, отряхая
сотник и
перенося соху на
новую борозду.
—
Ты,
конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?
—
Нет.
барин, я прямым крестом крещусь, — сказал он, показывая мне сложенные три
перста. А бог милостив, с голоду умирать не велит, когда есть силы и семья.
—
Разве
тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да
еще и в самый жар/
—
В
неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под
вечером возим оставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша; а
бабы и девки для прогулки ходят но праздникам в лес по грибы да по ягоды. Дай
бог, — кре- стяся, — чтоб иод вечер сегодня дожжик пошел. Барин, коли есть у
тебя свои мужички, так они того же у господа молят.
—
У
меня, мой друг, мужиков нет, и для того никто меня не клянет. Велика ли у тебя
семья?
—
Три
сына и три дочки. Первинькому-то десятый годок.
—
Как же
ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?
—
Не
одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь
ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и
споро.
—
Так ли
ты работаешь на господина своего?
—
Нет,
барин, грешно бы было так же работать. У него на пашне сто рук для одного рта,
а у меня две для семи ртов, сам ты счет знаешь. Да хотя растянись на барской
работе, то спасибо не скажут. Барин подушных не заплатит; ни барана, ни холста,
ни курицы, ни масла не уступит. То ли житье нашему брату, как где барин оброк
берет с крестьянина, да еще без приказчика. Правда, что иногда и добрые
господа берут более трех рублей с души; но все лучше барщины. Ныне еще поверье
заводится отдавать деревни, как то называется, на аренду. А мы называем это
отдавать головой. Голый наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не
оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него,
для того что он подушные платит за нас. Самая дьявольская выдумка отдавать
крестьян своих чужому в работу. На дурного приказчика хотя можно пожаловаться,
а на наемника кому?
—
Друг
мой, ты ошибаешься, мучить людей законы запрещают.
—
Мучить? Правда; но небось, барин, не захочешь
в мою кожу. - Между тем пахарь запряг другую лошадь в соху и, начав новую
борозду, со мною простился.
Разговор сего земледельца
возбудил во мне множество мыслей. Первое представилось мне неравенство
крестьянского состояния. Сравнил я крестьян казенных с крестьянами
помещичьими.
Те и другие живут в
деревнях; но одни платят известное, а другие должны быть готовы платить то, что
господин хочет. Одни судятся своими равными, а другие в законе мертвы, разве по
делам уголовным. Член общества становится только тогда известен правительству,
его охраняющему, когда нарушает союз общественный, когда становится злодей! Сия
мысль всю кровь во мне воспалила.
Страшись, помещик
жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение.
Углубленный в сих
размышлениях, я нечаянно обратил взор мой на моего слугу, который, сидя на
кибитке передо мной, качался из стороны в сторону. Вдруг почувствовал я
быстрый мраз, протекающий кровь мою, и, прогоняя жар к вершинам, нудил его
распростираться по лицу. Мне так стало во внутренности моей стыдно, что едва я
не заплакал.
—
Ты во
гневе твоем, — говорил я сам себе, — устремляешься на гордого господина,
изнуряющего крестьянина своего на ниве своей; а сам не то же л и или еще хуже
того делаешь? Какое преступление сделал бедный твой Петрушка, что ты ему
воспрещаешь пользоваться усладителем наших бедствий, величайшим даром природы
несчастному — сном? Он получает плату, сыт, одет, никогда я его не секу ни
плетьми, ни батожьем (о умеренный человек!) — и ты думаешь, что кусок хлеба и
лоскут сукна тебе дают право поступать с подобным тебе существом, как с
кубарем, и тем ты только хвастаешь, что не часто подсекаешь его в его вертении.
Ведаешь ли, что в исрвснствснном уложении в сердце каждого написано? Если я
кого ударю, тот и меня ударить может. Вспомни тот день, как Петрушка пьян был и
не поспел тебя одеть. Вспомни о его пощечине. О, если бы он тогда, хотя пьяный,
опомнился и тебе отвечал бы соразмерно твоему вопросу!
—
А кто
тебе дал власть над ним?
—
Закон.
—
Закон!
И ты смеешь поносить сие священное имя? Несчастный... — Слезы потекли из глаз
моих; и в таковом положении почтовые клячи дотащили меня до следующего стана.
Едрово
Доехав до жилья, я
вышел из кибитки. Неподалеку от дороги над водою стояло много баб и девок.
Страсть, господствовавшая во всю жизнь надо мною, но уже угасшая, по обыкшему
ее стремле-
нию направила стопы
мои к толпе сельских сих красавиц. 1олпа сия состояла более нежели из тридцати
женщин. Все они были в праздничной одежде, шеи голые, ноги босые, локти наруже,
платье заткнутое спереди за пояс, рубахи белые, взоры веселые, здоровье на
щеках начертанное. Приятности, загрубевшие хотя от зноя и холода, но прелестны
без покрова хитрости: красота юности в полном блеске, в устах улыбка или смех
сердечный; а от него виден становился ряд зубов белее чистейшей слоновой кости.
Зубы, которые бы щеголих с ума свели. Приезжайте сюда, любезные наши боярыньки
московские и петербургские, посмотрите на их зубы, учитесь у них, как их
содержать в чистоте. Зубного врача у них нет. Не сдирают они каждый день лоску
с зубов своих ни щетками, ни порошками. Станьте, с которою из них вы хотите,
рот со ртом: дыхание ни одной из них не заразит вашего легкого. А ваше, ваше,
может быть, положит в них начало... болезни... боюсь сказать какой: хотя не
закраснеетесь, но рассердитесь. Разве я говорю неправду? Муж одной из вас
таскается по всем скверным девкам; получив болезнь, пьет, ест и спит с тобою
же; другая же сама изволит иметь годовых, месячных, недельных или, чего боже
спаси, ежедневных любовников. Познакомясь сегодня и совершив свое желание,
завтра его не знает; да и того иногда не знает, что уже она одним его поцелуем
заразилася. А ты, голубушка моя, пятнадцатилетняя девушка, ты еще непорочна,
может быть: но на лбу твоем я вижу, что кровь твоя вся отравлена. Блаженной
памяти твой батюшка из докторских рук не выхаживал; а государыня матушка твоя,
направляя тебя на свой благочестивый путь, нашла уже тебе женишка, заслуженного
старика генерала, и спешит тебя выдать замуж для того только, чтобы не сделать
с тобой визита воспитательному дому. А за стариком-то жить нехудо, своя воля;
только бы быть замужем, дети все его. Ревнив он будет, тем лучше — более
удовольствия в украденных утехах; с первой ночи приучить его можно не следовать
глупой старой моде с женою спать вместе.
И не приметил, как
вы, мои любезные городские сватьюшки, тетушки, сестрицы, племянницы и проч.,
меня долго задержали. Вы. право, того не стоите. У вас на щеках румяна, на
сердце румяна. на совести румяна, на искренности сажа. Все равно, румяна или
сажа. Я побегу от вас во всю конскую рысь к моим деревенским красавицам.
Правда, есть между ими на вас похожие, но есть такие, каковых в городах слыхом
не слыхано и видом не видано... Посмотрите, как все члены у моих красавиц
круглы, рос- лы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в
пять вершков, а. может быть, и в шесть. Ну, любезная моя пле- .мяннпца, с трех
вершковою твоею ножкою стань с ними рядом, и бегите взапуски; кто скорее
достигнет высокой березы, по конец луга стоящей? а... а... это не твое дело. А
ты, сестрица моя, голубушка, с трехчетвертным своим станом в охвате, ты
изволишь издеваться, что у сельской моей русалки брюшко на воле выросло.
Постой, моя голубушка, посмеюсь и я над тобою. Ты уж десятый месяц замужем, и
уж трехчетвертной твой стан изуродовался.
А как то дойдет до
родов, запоешь другим голосом. Но дай бог, чтобы обошлось все смехом. Дорогой
мой зятюшка ходит повеся нос. Уже все твои шнуроваиья бросил в огонь. Кости из
всех твоих платьев повытаскал, но уже поздно. Сросшихся твоих накривосуставов
тем не спрямит. Плачь, мой любезный зять, плачь. Мать наша, следуя плачевной и
смертию разрешающихся от бремени жен ознаменованной моде, уготовала за многие
лета тебе печаль, а дочери своей болезнь, детям твоим слабое телосложение. Она
теперь возносит над главою ее смертоносное острие; и если оно не коснется дней
твоея супруги, благодари случай; а если веришь, что провидение божие о том
заботилося, то благодари и его, коли хочешь. Но я еще с городскими боярыньками.
Вот что привычка делает; отвязаться от них не хочется. И, право, с вами бы не
расстался, если бы мог довести вас до того, чтобы вы лица своего и искренности
не румянили. Теперь прощайте.
Покуда я глядел на
моющих платье деревенских нимф, кибитка моя от меня уехала. Я намерялся идти
за нею вслед, как одна девка, по виду лет двадцати, а, конечно, не более
семнадцати, положа мокрое свое платье на коромысло, пошла одною со мной дорогою.
Поровнявшись с ней, начал я с нею разговор.
—
Не
трудно ли тебе нести такую тяжелую ношу, любезная моя, как назвать, не знаю?
—
Меня
зовут Анною, а ноша моя не тяжела. Хотя бы и тяжела была, я бы тебя, барин, не
попросила мне пособить.
—
К чему
такая суровость, Аннушка, душа моя? Я тебе худого не желаю.
—
Спасибо, спасибо; часто мы видим таких
щелкунов, как ты; пожалуй, проходи своею дорогою.
—
Анюту
шка, я, право, не таков, как я тебе кажуся, и не таков, как те, о которых ты
говоришь. Те, думаю, так не начинают разговора с деревенскими девками, а
всегда поцелуем; но я хотя бы тебя поцеловал, то, конечно бы, так, как сестру
мою родную.
—
Не
подъезжай, пожалуй; рассказы таковые я слыхала; а коли ты худого не мыслишь,
чего же ты от меня хочешь?
—
Душа
моя, Аннушка, я хотел знать, есть ли у тебя отец и мать, как ты живешь, богато
ли или убого, весело ли, есть ли у тебя жених?
—
А на
что это тебе, барин? Отроду в первый раз такие слышу речи.
—
Из
чего судить можешь. Анюта, что я не негодяи, не хочу тебя обругать или
обесчестить. Я люблю женщин для тою, что они соответственное имеют сложение
моей нежности; а более люблю сельских женщин или крестьянок для того, что они
не знают еще притворства, не налагают на себя личины притворной любви, а когда
любят, то любят от всего сердца и искренно...
Девка в сие время
смотрела на меня, выпяля глаза с удивлением. Да и так быть должно; ибо кто не
знает, с какою наглостию дворянская дерзкая рука поползастся на непристойные и
оскорбительные целомудрию шутки с деревенскими девками. Они в глазах дворян
старых и малых суть твари, созданные на их угождение. Так они и поступают; а
особливо с несчастными, подвластными их велениям. В бывшее пугачевское возмущение,
когда все служители вооружились на своих господ, некие крестьяне (повесть сия
не лжива), связав своего господина, везли его на неизбежную казнь. Какая тому
была причина? Он во всем был господин добрый и человеколюбивый, но муж не был
безопасен в своей жене, отец в дочери. Каждую ночь посланные его приводили к
нему на жертву бесчестия ту, которую он того дня назначил. Известно в деревне
было, что он омерзил 60 девиц, лишив их непорочности. Наехавшая команда
выручила сего варвара из рук на него злобствовавших. Глупые крестьяне, вы
искали правосудия в самозванце! Но почто не поведали вы сего законным судиям
вашим? Они бы предали его гражданской смерти, и вы бы невинны осталися. А
теперь злодей сей спасен. Блажен, если близкий взор смерти образ мыслей его
переменил и дал жизненным его сокам другое течение. Но крестьянин в законе
мертв, сказали мы... Нет, нет, он жив, он жив будет, если того восхочет...
— Если, барин, ты не
шутишь, — сказала мне Анюта, — то вот что я тебе скажу, у меня отца нет, он
умер уже года с два, есть матушка да маленькая сестра. Батюшка нам оставил
пять лошадей и три коровы. Есть и мелкого скота и птиц довольно; но нет в дому
работника. Меня было сватали в богатый дом за парня десятилетнего; но я не
захотела. Что мне в таком ребенке; я его любить не буду. А как он придет в
пору, то я состареюеь, и он будет таскаться с чужими. Да сказывают, что свекор
сам с молодыми невестками спит, покуда сыновья вырастают. Мне для того-то не
захотелось идти к нему в семью. Я хочу себе ровню. Мужа буду любить, да и он
меня любить будет, в том не сомневаюсь. Гулять с молодцами не люблю, а замуж,
барин, хочется. Да знаешь ли для чего? — говорила Анюта, потупя глаза.
—
Скажи,
душа моя Анютушка, не стыдись; все слова в устах невинности непорочны.
—
Вот
что я тебе скажу. Прошлым летом, год тому назад, у соседа нашего женился сын
на моей подруге, с которой я хаживала всегда в посиделки. Муж ее любит, а она
его столько любит, что на десятом месяце после венчанья родила ему сынка.
Всякий вечер она выходит пестовать его за ворота. Она на него не наглядится.
Кажется, будто и паренек-то матушку свою уж любит. Как она скажет ему: агу,
агу, он и засмеется. Мне-то до слез каждый день; мне бы уж хотелось самой иметь
такого же паренька...
Я не мог тут
вытерпеть и, обняв Анюту, поцеловал ее от всего моего сердца.
—
Смотри, барин, какой ты обманщик, ты уж
играешьсо мною. Поди, сударь, прочь от меня, оставь бедную сироту, — сказала
Анюта, заплакав. Кабы батюшка жив был и это видел, то бы, даром, что ты
господин, нагрел бы тебе шею.
—
Не
оскорбляйся, моя любезная Анютушка, не оскорбляйся, поцелуй мой не осквернит
твоей непорочности. Она в глазах моих священна. Поцелуй мой есть знак моего к
тебе почтения и был исторгнут восхищением глубоко тронутыя души. Не бойся
меня, любезная Анюта, не подобен я хищному зверю, как наши молодые господчики,
которые отъятие непорочности ни во что вменяют. Если бы я знал, что поцелуй мой
тебя оскорбит, то клянусь тебе богом, что не дерзнул бы на него.
—
Рассуди сом, барин, как не осердиться за
поцелуй, когда все они уже посулены другому. Они заранее все уж отданы, и я в
них не властна.
—
Ты
меня восхищаешь. Ты уже любить умеешь. Ты нашла сердцу своему другое, ему
соответствующее. Ты будешь блаженна. Ничто не развратит союза вашего. Не будешь
ты окружена согля- дателямн, в сети пагубы уловить тебя стрегущими. Не будет
слух сердечного друга твоего уязвлен прельщающим гласом, на нарушение его к
тебе верности призывающим. Но почто же, моя любезная Ашота, ты лишена
удовольствия наслаждаться счастием в объятиях твоего милого друга?
Ах, барин, для того,
что его не отдают к нам в дом. Просят ста рублей. А матушка меня не отдает; я у
ней одна работница.
—
Да
любит ли он тебя?
—
Как же
не так. Он приходит по вечерам к нашему дому, и мы вместе смотрим на паренька
моей подруги... Ему хочется такого же паренька. Грустно мне будет; но быть
терпеть. Ватоха мой хочет идти на барках в Питер в работу и не воротится,
покуда не выработает ста рублей для своего выкупа.
Не пускай его.
любезная Анютушка, не пускай его; он идет на свою гибель. Там он научится
пьянствовать, мотать, лакомиться, не любить пашню, а больше всего он и тебя
любить перестанет.
—
Ах.
барин, не стращай меня, — сказала Анюта, почти заплакав.
—
А тем
скорее, Анюта, если ему служить в дворянском доме. Господский пример заражает
верхних служителей, нижние заражаются от верхних, а от них язва разврата
достигает и до деревень. Пример есть истинная чума; кто что видит, тот то и
делает.
—
Да как
же быть? Так мне и век за ним не бывать замужем. Ему пора уже жениться; по
чужим он не гуляет; меня не отдают к нему в дом; то высватают за него другую, а
я, бедная, умру с горя... — Сие говорила она, проливая горькие слезы.
—
Нет.
моя любезная Анютушка, ты завтра же будешь за ним. Поведи меня к своей матери.
—
Да вот
наш двор, — сказала она, остановись. — Проходи мимо, матушка меня увидит и
худое подумает. А хотя она меня и не бьет, но одно ее слово мне тяжелее всяких
побоев.
—
Нет,
моя Анюта, я пойду с тобою... — и, не дожидаясь ее ответа, вошел в воротя и
прямо пошел на лестницу в избу. Анюта мне кричала вслед:
—
Постой, барин, постой.
Но я ей не внимал. В
избе я нашел Анютину мать, которая квашню месила; подле нее на лавке сидел
будущий ее зять. Я без дальних околичностей ей сказал, что я желаю, чтобы дочь
ее была замужем за Иваном, и для того принес ей то, что надобно для отвлечения
препятствия в сем деле.
Спасибо, барин, —
сказала старуха, — в этом теперь уж нет
нужды. Ванюха теперь пришел сказывать, что отец уж отпускает его ко мне в дом.
И у нас в воскресенье будет свадьба.
—
Пускай
же посуленное от меня будет Анюте в приданое.
—
И на
том спасибо. Приданого бояре девкам даром не дают. Если ты над моей Анютой что
сделал и за то даешь ей приданое, то бог тебя накажет за твое беспутство; а
денег я не возьму. Если же ты добрый человек и не ругаешься над бедными, то,
взяв я от тебя деньги, лихие люди мало ли что подумают.
Я но мог надивиться,
нашед толико благородства в образе мыслей у сельских жителей. Анюта между тем
вошла в избу и матери своей меня расхвалила. Я было еще попытался дать им
денег, отдавая их Ивану на заведение дому, но он мне сказал:
— У меня, барин, есть
две руки, я ими дом и заведу.
Приметив, что им мое
присутствие было не очень приятно, я их оставил и возвратился к моей кибитке.
Едущу мне из Едрова,
Анюта из мысли моей не выходила. Невинная ее откровенность мне нравилась
безмерно. Благородный поступок ее матери меня пленил. Я сию почтенную мать с
засученными рукавами за квашнею или с подойником подле коровы сравнивал с
городскими матерями. Крестьянка не хотела у меня взять непорочных,
благоумышленных ста рублей, которые в соразмерности состояний долженствуют
быть для полковницы, советницы, майорши, генеральши пять, десять, пятнадцать
тысяч или более; если же госпоже полковнице, майорше, советнице или генеральше
(в соразмерности моего посула едровской ямщичихе), у которой дочка лицом
недурна или только что непорочна, и того уже довольно, знатный боярин
седмидесятой или, чего боже сохрани, седмьдесят второй пробы, посулит пять,
десять, пятнадцать тысяч, или глухо знатное приданое, или сыщет чиновного
жениха, или выпросит в почетные девицы, то я вас вопрошаю, городские матушки,
не екнет ли у вас сердечко? не захочется ли видеть дочку в позлащенной карете,
в бриллиантах, едущую четвернею, если она ходит пешком, или едущую цугом,
вместо двух заморенных кляч, которые ее таскают? Я согласен в том с вами, чтобы
вы обряд и благочиние сохранили и не так легко сдалися, как феатральные девки.
Нет, мои голубушки, я вам даю сроку на месяц или на два, но не более. А если
доле заставите воздыхать первостатейного бесплодно, то он, будучи занят делами
государственными, вас оставит, дабы не терять с вами драгоценнейшего времени,
которое он лучше употребить может на пользу общественную. — Тысяча голосов на
меня подымаются; ругают меня всякими мерзкими названиями: мошенник, плут,
кан... бес... и пр. и пр. Голубушки мои, успокойтесь, я вашей чести не поношу.
Ужели все таковы? Поглядитесь в сие зеркало; кто из вас себя в нем узнает, та
брани меня без всякого милосердия. Жалобницы и на ту я не подам, суда по форме
говорить с ней не стану.
Анюта, Анюта, ты мне
голову скружила! Для чего я тебя не узнал 15 лет тому назад. Твоя откровенная
невинность, любострастному дерзновению неприступная, научила бы меня ходить во
стезях целомудрия. Для чего первый мой в жизни поцелуй не
был тот. который я на
щеке твоей прилепил в душевном восхищении. Отражение твоея жизненности
проннкнуло бы во глубину моего сердца, и я бы избегнул скаредностей, житие мое
исполнивших. Я бы удалился от смрадных наемниц любострастия, почтил бы ложе
супружества, не нарушил бы союза родства моею плотскою несытостию;
девственность была бы для меня святая святых, и ее коснутися не дерзнул бы. О
моя Анютушка! сиди всегда у околицы и давай наставления твоею незастенчивою
невинности». Уверен, что обратишь на путь доброделания начинающего с оного
совращатися и укрепишь в нем к совращению наклонного. Не востревожься, если
закоренелый в развратности, поседевший в объятиях бесстыдства мимо тебя пройдет
и тебя презрит; не тщи- ся воспретить его шествию услаждением твоего разговора.
Сердце его уже камень; душа его покрылася алмазною корою. Не может
благодетельное жало невинныя добродетели положить на нем глубокие черты. Конец
ее скользнет но поверхности гладко затверделого порока. Блюди, да о нее острие
твое не притупится. Но не пропусти юношу, опасными лепоты прелестями
облеченного; улови его в твои сети. Он горд, надменен, порывист, нагл,
дерзновенен, обидящ, уязвляющ кажется. Но сердце его уступит твоему впечатлению
и отверзется на восприятие твоего благотворного примера. — Анюта, я с тобой не
могу расстаться, хотя уже вижу двадцатый столб от тебя.
Но что такое за
обыкновение, о котором мне Анюта сказывала? Ее хотели отдать за десятилетнего
ребенка! Кто мог такой союз дозволить? Почто не ополчится рука, законы
хранящая, на искоренение толнкого злоупотребления? В христианском законе брак
есть таинство, в гражданском соглашение или договор. Какой священнослужитель
может неравный брак благословить или какой судия может его вписать в свой
дневник? Где нет соразмерности в летах, там и брака быть не может. Сие
запрещают правила естественности, яко вещь бесполезную для человека, сие
запрещать долженствовал бы закон гражданский, яко вредное для общества. Муж и
жена в обществе суть два гражданина, делающие договор, в законе утвержденный,
которым обещеваются прежде всего на взаимное чувств услаждение (да не дерзнет
здесь никто оспорить первейшего закона сожития и основания брачного союза,
начало любви непорочнейший и твердый камень основания супружнего согласия),
обещеваются жить вместе, общее иметь стяжание, воз- ращать плоды своея
горячности и, дабы жить мирно, друг друга не уязвлять. При неравенстве лет
можно ли сохранить условия сего соглашения? Если муж десяти лет, а жена
двадцати пяти, как то бывает часто во крестьянстве; или если муж пятидесяти, а
жена пятнадцати или двадцати лет, как то бывает во дворянстве,— может ли быть
взаимное чувств услаждение? Скажите вы мне, мужья старички, но скажите по
совести, стоите ли вы названия мужа? Вы можете только возжечь огонь любовный, не
в состоянии его утушить.
Неравенством лет
нарушается единый из первейших законов природы; то может ли положительный закон
быть тверд, если основания не имеет в естественности? Скажем яснее: он и не
существует. — Возращать плоды взаимной горячности. — Но может ли тут быть
взаимность, где с одной стороны пламя, а с другой нечувствительность? Может ли
быть тут плод, если насажденное древо лишается благодетельного дождя и питающия
росы? А если плод когда и будет, то будет он тощ, невзрачен и скорому подвержен
тлению.
Не уязвлять друг
друга. — Се правило предвечное, верное; буде счастливою в супругах симпатиею
чувства их равномерно услаждаются, то союз брачный будет благополучен; малые
домашние волнения скоро утихают при нашествии веселия. И когда мраз старости
подернет чувственное веселие непроницаемою корою, тогда напоминовение прежних
утех успокоит брюзгливую древность лет. — Одно условие брачного договора может
и в неравенстве быть исполняемо: жить вместе. Но будет ли в том взаимность?
Один будет начальник самовластный, имея в руках силу, другой будет слабый
подданник и раб совершенный, веление господа своего исполнять только могущий.
— Вот, Анюта, благие мысли, тобою мне внушенные. Прости, любезная моя
Анютушка, поучения твои вечно пребудут в сердце моем впечатленны, и сыны сынов
моих наследят в них.
Хотиловский ям был
уже в виду, а я еще размышлял о едровской девке и в восторге души моей
воскликнул громко: "О Анюта! Анюта!”. Дорога была негладка, лошади шли шагом;
повозчик мой вслушался в мою речь, оглянувшись на меня:
—
Видно,
барин, — говорил он мне, улыбаясь и поправляя шляпу, — что ты на Анютку нашу
призарился. Да уж и девка! Не одному тебе она нос утерла... Всем взяла... На
нашем яму много смазливых, но перед ней все плюнь. Какая мастерица плясать!
Всех за пояс заткнет, хоть бы кого... А как пойдет в поле жать... загляденье.
Ну... брат Ванька счастлив.
—
Иван
брат тебе?
—
Брат
двоюродный. Да ведь и парень! Трое вдруг молодцов счали около Анютки свататься;
но Иван всех отбоярил. Они и тем
п сем. но не тут-то.
А Ванюха тотчас и подцепил... (Мы уже въезжали в околицу...) То-то, барин!
Всяк пляшет, да не как скоморох. — И к почтовому двору подъехал.
—
Всяк
пляшет, да не как скоморох. — твердил я, вылезая из кибитки... — Всяк пляшет,
да не как скоморох. — повторил я, наклонялся...
Пешки
Сколь мне ни хотелось
поспешить в окончании моего путешествия. но, по пословице, голод — не свой
брат — принудил меня зайти в избу и, доколе не доберуся опять до рагу, фрикасе,
паштетов и прочего французского кушанья, на отраву изобретенного, принудил
меня пообедать старым куском жареной говядины, которая со мною ехала в запасе.
Пообедав сей раз гораздо хуже, нежели иногда обедают многие полковники (не
говорю о генералах) в дальних походах, я, по похвальному общему обыкновению,
налил в чашку приготовленного для меня кофню и услаждал прихотливость мою
плодами пота несчастных африканских невольников.
Увидев предо мною
сахар, месившая квашню хозяйка подослала ко мне маленького мальчика попросить
кусочек сего боярского кушанья.
—
Почему
боярское? — сказал я ей, давая ребенку остаток моего сахара. — неужели и ты
его употреблять не можешь?
—
Потому
и боярское, что нам купить его не на что, а бояре его употребляют для того, что
не сами достают деньги. Правда, что и бурмистр наш, когда ездит к Москве, то
его покупает, но также на наши слезы.
—
Разве
ты думаешь, что тот, кто употребляет сахар, заставляет вас плакать?
—
Не
все: но все господа дворяне. Не слезы ли ты крестьян своих пьешь, когда они
едят такой же хлеб, как и мы? — Говоря сие, показывала она мне состав своего
хлеба. Он состоял из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки. — Да и
то слава богу при нынешних неурожаях. У многих соседей наших и того хуже. Что ж
вам, бояре, в том прибыли, что вы едите сахар, а мы голодны? Ребята мрут, мрут
и взрослые. Но как быть, потужишь, потужишь. а делай то. что господин велит. —
И начала сажать хлебы в печь.
Сия укоризна,
произнесенная не гневом или негодованием, но глубоким ощущением душевныя
скорби, исполнила сердце мое грустию. Я обозрел в первый раз внимательно всю
утварь крестьянской избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе на нем
скользило. — Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок,
сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы,
но лучшая защита от холода и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу;
окончины, в коих натянутый пузырь смеркающийся в полдень пропускал свет; горшка
два или три (счастлива изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!).
Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный,
который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде
есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в
тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и
на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина. Посконная рубаха,
обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода. — Вот в чем почитается по
справедливости источник государственного избытка, силы, могущества; но тут же
видны слабость, недостатки и злоупотребления законов и их шероховатая, так
сказать, сторона. Тут видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и
беззащитное нищеты состояние. — Звери алчные, пиявицы ненасытные, что
крестьянину мы оставляем? то, чего отнять не можем, — воздух. Да, один воздух.
Отъемлем нередко у него нетокмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон
запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у
него постепенно! С одной стороны — почти всесилие, с другой немощь беззащитная.
Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель
своего решения и, но желанию своему, истец, против которого ответчик ничего
сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в
смрадной темнице, се жребий вола во ярме...
Жестокосердый
помещик! Посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги. Отчего?
Не ты ли родших их в болезни и горести обложил сверх всех полевых работ
оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? На что
тебе смрадное рубище, которое к неге привыкшая твоя рука подъятн гнушается?
едва послужит оно на отирание служащего тебе скота. Ты собираешь и то, что тебе
не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в
обвинение будет. Если здесь нет на тебя суда, — но пред судиею, не ведающим лицеприятия,
давшим некогда и тебе путеводителя благого, совесть, но коего развратный твой
рассудок давно изгнал из своего жилища, из сердца твоего. Но не ласкайся
безвозмездном! Неусыпный сей деяний твоих страж уловит тебя наедине, и ты
почувствуешь его кары. О! Если бы они были тебе и подвластным тебе на пользу...
О! Если бы человек, входя почасту во внутренность свою, исповедал бы неукротимому
судии своему — совести — свои деяния. Претворенный в столп неподвижный
громоподобным ее гласом, не пускался бы он на тайные злодеяния; редки бы тогда
стали губительства, опустошения... и пр., и пр., и пр.
1. Какова история создания "Путешествия
из Петербурга в Москву"?
2.
Почему автор для своего произведения избрал
форму записей путешественника?
3.
Расскажите историю жизни крестьянина из главы
"Любани".
4.
В какой день недели рассказчик увидел
работающего в поле крестьянина? Почему он трудился?
5.
С какой целью путешественник сравнивает
городских и сельских девушек в главе- "Едрово”? В чью пользу оказалось
сравнение? В ответе используйте цитаты из текста.
6.
Расскажите историю Анны. Какие черты ее
характера восхищают путешественника?
7.
Как вы считаете, избранник Анны достоин ее?
Прочитайте но ролям диалоги путешественника с Анной, ее матерью и женихом.
8.
Найдите в глава "Пешки" описание хлеба,
который едят крестьяне. Почему крестьянка называет сахар "боярским
кушаньем"?
9.
Найдите описание крестьянской избы. В каких
условиях живут крестьяне?
10.
Какие
наблюдения путешественника вы считаете наиболее точными для воссоздания жизни и
быта крестьян? Почему?
1. Найдите в главе "Пешки" обращение автора к "жестокосердому поме- • щи к
у". Прочитайте выразительно, стараясь передать чувства путешественника.
2.
Какие чувства испытывает рассказчик, слушая
крестьянина, работающего все дни недели? Почему рассказчик "едва не
заплакал"? Что явилось причиной внутреннего стыда?
3.
Какие признаки сентиментализма проявились в
"Путешествии из Петербурга в Москву"?