Тема 16. ОСОБЕННОСТИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕЧЕНИЯ
§ 1. Возникновение и
развитие сентиментализма в Европе
О литературных
направлениях не всегда следует судить по названию, тем более что и смысл слов,
которыми они обозначаются, со временем меняется. В современном языке "сентиментальный”
— легко приходящий в умиление, способный быстро расчувствоваться;
чувствительный. В XVIII в. иод словами "сентиментальность”, "чувствительность”
понимали иное — восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что
окружает человека. Чувствительным называли того, кто
восхищался добродетелью, красотами природы, созданиями искусства, кто
сострадал людским скорбям. Первое произведение, в заглавии которого появилось
ото слово, — "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии” англичанина Лоренса
Стерна (1768).
Самый
известный писатель сентиментализма Жан Жак Руссо - автор трогательного романа
"Юлия, или Новая Элоиза” (1761).
Сентиментализм (от
франц. sentiment —
"чувство”; от англ. sentimental —
"чувствительный”) — литературное течение в европейском искусстве второй
половины XVIII в., подготовленное кризисом просветительского рационализма и
провозгласившее основой человеческой природы не разум, а чувство. Важным
событием духовной жизни Европы стало открытие в человеке способности
наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Выяснилось, что, сострадая
ближнему, разделяя его горести, помогая ему, можно испытывать искреннюю
радость. Совершать добродетельные поступки — значит следовать не внешнему
долгу, а собственной природе. Развитая чувствительность сама по себе способна
отличить добро от зла, и потому нет необходимости в морали. Соответственно, произведение
искусства ценилось по тому, насколько оно могло рас- строгать человека, умилить
его сердце. На основе этих взглядов и выросла художественная система
сентиментализма.
Подобно своему
предшественнику — классицизму, сентиментализм насквозь дидактичен, подчинен
воспитательным задачам. Но это дидактизм другого рода. Если
писатели-классицисты стремились воздействовать на разум читателей, убедить их в
не-
Обходи мости
следования непреложным законам морали, то сентиментальная литература
обращается к чувству. Она описывает величественные красоты природы, уединение
на лоне которой становится сродством воспитания чувствительности, обращается к
религиозному чувству, воспевает радости семейной жизни, нередко
противопоставляемые государственным добродетелям классицизма, изображает
различные трогательные ситуации, одновременно вызывающие у читателей и
сострадание к героям, и радость от ощущения своей душевной чуткости. Не порывая
с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности,
однако условием его осуществления полагал не "разумное” переустройство мира, а
высвобождение и совершенствование "естественных” чувств. Герой
просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, он
демократ но происхождению или убеждениям, здесь нет свойственной классицизму
прямолинейности в обрисовке и оценке характеров. Богатый духовный мир
простолюдина, утверждение прирожденной нравственной чистоты представителей
низших сословий — одни из основных открытий и завоевании сентиментализма.
Литература
сентиментализма была обращена к повседневности. Избирая в свои герои простых
людей и предназначая себе столь же простого читателя, не искушенного в книжной
премудрости, она требовала немедленного воплощения своих ценностей и идеалов.
Она стремилась показать, что идеалы эти извлечены из обыденной жизни, облекая
свои произведения в формы путевых записок, писем, дневников,
написанных но горячим следам событий. Соответственно, повествование в
сентиментальной литературе идет от лица участника или свидетеля описываемого;
при этом все то, что происходит в сознании повествователя, выходит на первый
план. Писатели-сентименталисты стремятся прежде всего воспитать эмоциональную
культуру своих читателей, поэтому описание духовных реакций на те
или иные явления жизни порой заслоняет сами явления. Проза сентиментализма
переполнена отступлениями, обрисовкой нюансов чувств героев, рассуждениями на
моральные темы, сюжетная же линия постепенно ослабевает. В поэзии те же
процессы приводят к выдвижению на первый план личности автора и крушению
жанровой системы классицизма.
Наиболее законченное
выражение сентиментализм получил в Англии, развившись от меланхолической
созерцательности и патриархальной идиллии на лоне природы к социально-конкретному
раскрытию темы. Основные черты английского сентиментализма — чувствительность,
не лишенная экзальтированности, ирония и юмор, обеспечивающие и пародийное
развенчание щюсве-
ьского канона, и
скептическое отношение сентиментализма Собственным возможностям.
Сентименталисты показали нетожествен ность человека самому себе, его
способность быть разным. Н в отличие от предромантизма, развивавшегося
параллельно с ним сентиментализму чуждо иррациональное — противоречивость
настроений, импульсивный характер душевных порывов он воспринимал как доступные
рационалистическому истолкованию.
§ 2. Сентиментализм в
русской литературе
Общеевропейское
культурное общение и типологическая близость в развитии литератур обусловили
стремительное распространение сентиментализма в Германии, Франции, России. В
русской литературе представителями нового течения в 60—70-х годах XVIII в.
стали М. Н. Муравьев, Н. П. Карамзин, В. В. Капнист, Н. А. Львов, В. А.
Жуковский, А. И. Радищев.
Первые
сентиментальные тенденции в русской литературе появились в середине 70-х годов
XVIII в. в поэзии совсем еще юного М. Н. Муравьева (1757—1807). Сначала он
писал стихи на темы, завещанные учителями-классицистами. Человек, по мнению поэтов
русского классицизма, должен всегда сохранять внутреннее равновесие или, как
они говорили, "покой”. Размышляя и читая европейских авторов, М. Н. Муравьев
пришел к выводу, что такого покоя быть не может, так как человек "чувствителен,
он страстен, он влияниям подвластен, он рожден, чтоб ощущать”. Так прозвучали
важнейшие для сентиментализма слова чувствительность (в смысле восприимчивость)
и влияние (теперь говорят "впечатлительность”). От влияний нельзя уклониться,
онн-то и определяют все течение человеческой жизни.
Роль М. Н. Муравьева
в истории русской литературы велика. Он, в частности, первым стал описывать
внутренний мир человека в развитии, подробно рассматривая его душевные
движения. Много работал поэт и над совершенствованием стихотворной техники, и
в некоторых поздних стихотворениях его стих уже приближается к ясности и
чистоте пушкинской поэзии. Но, издав в ранней юности два поэтических сборника,
М. II. Муравьев затем печатался эпизодически, а впоследствии и вовсе оставил
литературу ради педагогической деятельности.
Преимущественно
дворянский по своему характеру русский сентиментализм в значительной степени рационалистичен, в нем
сильны дидактическая установка и просветительские
тенденции. Совершенствуя литературный язык, русские
сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечие. В
основе эстетики
сентименнализмя, кяк и в классицизм©, подражание
природе, идеализация патриархального быта, распространение элегических
настроений. Излюбленными жанрами сентименталистов были послание, элегия,
эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и другие виды прозаических
произведений. в которых преобладают исповедальные мотивы.
Идеал
чувствительности, провозглашенный сентименталистами, повлиял на целое
поколение образованных людей Европы. Чувствительность сказывалась не только в
литературе, но и в живописи, в убранстве интерьеров, особенно в парковом
искусстве, новомодный пейзажный (английский) парк каждым поворотом своих
тропинок должен был неожиданным образом показывать природу и тем давать пищу
для чувств. Чтение сентиментальных романов входило в норму поведения
образованного человека. Пушкинская Татьяна Ларина, которая "влюблялася в обманы
и Ричардсона, и Руссо” (Сэмюэль Ричардсон — известный английский
сентиментальный романист), в этом смысле получала в российской глуши такое же
воспитание, как и все европейские барышни. Литературным героям сочувствовали
как реальным людям, подражали им.
В целом
сентиментальное воспитание принесло немало хорошего. Люди, получившие его,
научились больше ценить самые незначительные подробности окружающей жизни,
прислушиваться к каждому движению своей души. Герой сентиментальных произведений
и человек, воспитанный на них, близки к природе, воспринимают себя как ее
порождение, любуются самой природой, а не тем. как люди ее переделали.
Благодаря сентиментализму некоторые писатели прошлых веков, чье творчество не
укладывалось в рамки теории классицизма, стали вновь любимы. В их числе такие
величайшие имена, как У. Шекспир и М. Сервантес. Кроме того, сентиментальное
направление демократично, обездоленные стали предметом сострадания, а простая
жизнь среднего слоя общества считалась благоприятной для нежных, поэтических
чувств.
В 80—90-х годах XVIII
в. происходит кризис сентиментализма, связанный с разрывом сентиментальной
литературы с ее дидактическими задачами. После Великой французской революции
1<85) 179<1 гг. сентиментальные веяния в европейских литературах сходят
на нет, уступая место романтическим тенденциям.
1.
Когдл
и где зародился сентиментализм?
2.
Каковы
причины возникновения сентиментализма?
3.
Назовите основные принципы сентиментализма.
4.
Какие
черты эпохи Просвещения унаследовал сентиментализм?
5.
Кто
стал героем сентиментальной литературы?
6. В каких странах получил распространение
сентиментализм?
7.
Назовите основные призники английского
сентиментализма.
8.
Чем
отличались сентименталистскис настроения от предромантиче- ских?
9. Когда сентиментализм появился в России? Наловите его представителей в русской литературе.
10. Каковы отличительные черты русского сентиментализма?Назовите его жанры.
Ключевые понятия: сентиментализм,
чувство, чувстви- тельность.
дидактизм, просветительство, патриархальный быт. элегия, послание, путевые
записки, эпистолярный роман