Тема 15. ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН (1745-1792)
Денис Иванович
Фонвизин родился и вырос в Москве. Он был дипломатом, служил в Иностранной
коллегии, сотрудничал с вельможами Екатерины II, общался с воспитателем
наследника престола Павла графом Н. И. Паниным. Мир власти, законы двора были
хорошо знакомы ему и во многом вызывали протест и неприятие. Несмотря на свое
немецкое происхождение, Фонвизин беззаветно любил Россию, служил ее интересам
и русскому народу. Свой девиз он так и определил:
Ты должен посвятить
Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда
быть честный человек.
Фонвизин был
необычным для своего времени человеком. Образованный, живой, светский, он любил
театр и на равных дружил с актерами, которые по понятиям того времени были
чем-то вроде слуг. Живя в придворном мире, он стал выше многих предрассудков и
вопреки воле родителей женился на дочери купца. Фонвизин славился своей
смелостью, общительностью, остроумием. Мечтал о великом будущем Родины, всеми
средствами, всей душой служил ей. За свою недолгую жизнь он успел много написать,
стремясь знаниями и просвещением приблизить лучшее будущее для России.
Комедия
"Недоросль". Вершиной творчества Фонвизина стала комедия
"Недоросль", впервые поставленная на сцене в 1782 г. Успех комедии
был настолько полным, что, но словам оче- видиев. "публика аплодировала пьесе
метанием кошельков на одену”* "Недоросль", как и первая пьеса Фонвизина
"Бригадир” (1766), — комедия о русских нравах.
Автор рассматривает
злободневные вопросы своего времени: проблему власти, проблему крепостного
права и проблему воспитания. Острая социальная сатира — основа произведения —
направлена на российских помещиков и в целом на помещичье правительство.
Герои "Недоросля” говорят и о дворе, о самом правительстве, в котором происходит
постоянная борьба за власть. Свою позицию на проблему власти автор выражает
устами Стародума, который является идейным героем комедии. Впоследствии
Фонвизин писал, что успехом "Недоросля" он обязан Стародуму. В диалогах с
Правдиным, Милоном, Софьей Стародум с негодованием обрушивается на
развращенный двор, руководимый не лучшими людьми, а фаворитами, любимцами,
выскочками. Он считает "неизлечимым” правительство в данном его составе.
Устами Стародума автор открыто высказывается и против крепостного права:
"Угнетать рабством себе подобных беззаконно”.
Историк В. О.
Ключевский написал о произведении Д. И. Фонвизина: "Эта комедия — бесподобное
зеркало. Фонвизин взял героев "Недоросля” прямо из житейского омута и взял в
чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со
всей неурядицей их отношений, со всем содомом (беспорядком) их ненрнбранных
инстинктов и интересов”.
Комедия построена на
антитезе, две группы персонажей открыто противостоят друг другу и сами сознают
себя как противников. О каждом из них можно судить по именам. С одной стороны,
благовоспитанная девица по имели Софья, ее жених Милон, дядюшка Стародум, друг
их, честный чиновник Правдин. С другой, помещица Простакова (урожденная
Скотннина), муж ее господин Простаков, брат Тарас Скотинин, сын Митрофан (в
переводе с греческого "похожий на мать”). Это те, о ком Стародум, выражая
мысли автора, говорит: "Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его
ничего на свете не знаю”. Добродетельные персонажи беседуют между собой много и
чрезвычайно рассудительно, сцены наполнены разговорами о нравственности,
неустрашимости, жизни при дворе, долге дворянина. На противоположном полюсе —
госпожа Простакова. Стоит ей услышать разумное возражение, как она начинает
ругаться. И между тем у нее своя строжайшая логика, основанная на непоколебимой
уверенности в том, что мир сотворен ради нее и ее интересов. Например, узнав,
что Стародум, которого считали умершим, жив и "никогда не умирал”, Простакова
взвивается: "Не умирал! А разве ему и умереть нельзя!” С ее точки зрения, он
должен был умереть, потому что это ей выгодно. Если не умер, значит, это кто-то
в корыстных целях подстроил. Подобных реплик у нее множество. Иные из них
стали впоследствии знамениты, например: "Дворянин, когда захочет, и слуги
высечь не волен, да на что ж дан нам указ о вольности дворянства!".
Представители
противоположных групп персонажей — Правдивы, Скотинины, Простаковы - друг
друга понять не могут. В комедии есть сцена, в которой это особенно ясно
выражено, — экзамен Митрофана по истории. Какое слово ни взять, выясняется,
что персонажи понимают его по-разному. Спрашивают Митрофана про историю, а он.
оказывается, знает много "историй”, которые рассказывала скотница Хавронья. А
причина всему — воспитание.
О воспитании в
"Недоросле” говорится постоянно. Софья в начале IV акта появляется с книжкой
французского епископа Фенелона "О воспитании девиц”. Разумная героиня не только
читает ее, но и вслух комментирует, а потом обсуждает с дядюшкой. Скотинины же
ничему не учатся и тем гордятся. Дядюшка их доказал на деле, что "неученый лоб
крепче ученого": хмельной на всем скаку врезался в каменную перекладину
ворот, а протрезвев, спросил только, целы ли ворота. Письмо Стародума к Софье
вся семья не может разобрать, а Простакова возмущается, что Софья прочла:
"Девушки грамоте умеют!”. Однако и Простакова вынуждена признать, что "ныне
век другой”. И сына она пытается чему- то'учить в соответствии с новыми
требованиями, хотя и абсолютно безуспешно.
Учителя Митрофана —
недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цифиркин — знают немного,
но дело свое пытаются делать честно. Но главным воспитателем Недоросля остается
сама Простакова со своей твердой логикой и столь же твердой моралью: "Нашел
деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой
дурацкой науке” (арифметике).
Честным учителям она
предпочитает немца Вральмана (как впоследствии выясняется, бывшего кучера) за
то, что "он дитя не неволит”. В результате Митрофан оказывается не просто невеждой,
само имя которого стало нарицательным, но и образцом бессердечия. Пока мать —
полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает сон: "Так мне жаль стало
тебя, матушка, ты так устала^ колотя батюшку”. Когда же в финале пьесы за жестокость
хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку (лишают
хозяев прав управления) и мать бросается к сыну как к последней опоре, он
становится откровенен: "Да отвяжись, матушка, как навязалась”. Это, конечно,
совсем не смешно, а страшно, и такое предательство — худшее наказание злому
невежеству. "Вот злонравия достойные плоды!” — подводит итог Стародум в
заключительной реплике пьесы.
"Недоросль"
был написан так живо, как ни одна пьеса до него и немногие после. Каждый герой
Фонвизина характеризует себя в языке. У Скотинина главная страсть — хорошие
свиньи, поэтому и говорит он все время о них: "Я и своих поросят завести хочу”,
"Коли у меня теперь для каждой свинки хлевок особый, так жене найду
светелку". Речь Стародума также по-своему характерна. Он неизменно
значителен и каждую фразу старается облечь в лаконичный афоризм:
"Начинаются чины — перестает искренность”, "Тщетно звать врача к больным
неисцельно" и т. п. При этом автор тщательно передает особенности речи
именно пожилого человека: наставительность, нарочитую любезность.
Сходство с жизнью не
всегда лучшая похвала художественному произведению. Но в "Недоросле” оно так
наглядно, Скотинины и Простаковы так достоверны и притом так мерзки, что комедии
до какой-то степени удалось действительно "очистить нравы”. Не одного лентяя
устрашила перспектива стать похожим на Митрофана. В этом смысле Фонвизин лучше,
чем кто-либо, исполнил заветы классицизма о воспитательной функции литературы.
В комедии
сталкиваются два мира с разными потребностями и жизненными идеалами. Кто
побеждает в этом противоборстве? Фонвизин, как впоследствии и Гоголь в
"Ревизоре”, разрубает гордиев узел зла неожиданным вмешательством "сверху” —
Правдин получает письмо от наместника. Добро побеждает благодаря вмешательству
властей. Так, сатирическая острота комедии смягчается надеждой на
вмешательство закона и законное правление.
1- Прочитайте комедию "Недоросль".
2.
Назовите главные темы комедии.
3.
Какие
герои произведения противопоставлены друг другу?
4.
Кто
главный герой комедии: Простакова. ведь пьеса о ее судьбе; Митрофан. в
заглавии выделен именно он; Стародум, от мнения которого в комедии многое
зависит; Софья причина соперничества Милона и Скотинина; или кто-то другой из
действующих лиц?
5.
Определите особенности речи Иростаковой и
Стародума. Как речь характеризует поступки героев, их взаимоотношения?
6.
Каким
видит своего сына Простакова? Каков Митрофан на самом деле?
7.
Охарактеризуйте учителей Митрофана. Чему они
могут научить своего подопечного?
8.
В чем
причина несчастий Простаковой: "безумная любовь к сыну" или ее способность
"делать другим дурно"?
9.
Прочитайте по ролям сцену из последнего акта
комедии и подумайте, что же привело Простакову к катастрофе.
10. Какие
из "говорящих" фамилий героев комедии, на ваш взгляд, наиболее точны?
1. Актуален ли
"Недоросль" для современного читателя и зрителя? В чем ® вы видите смысл
пьесы?
2.
Какие
высказывания Стародума представляются важными и актуальными сегодня?
3.
Прочитайте выразительно по ролям сцены "Урок
Митрофана" (действие 3, явления 6. 7), "Советы Стародума"
(действие 4. явление 2). Какова разница в лексике, интонациях, позициях героев
этих эпизодов?
4.
Запомните наиболее содержательные,
поучительные афоризмы из комедии "Недоросль”.
1.
Когда
и где зародился классицизм как художественное направление в литературе?
2.
Что
общего и каковы различия классицизма в русской и западноевропейской литературе’
3.
Назовите русских писателей и поэтов
классицизма
к. Назовите западноевропейских
представителей классицизма.
5.
Назовите основные правила классицизма как
метода в литературе.
6.
Какие
литературные жанры стали ведущими в эпоху классицизма?
7.
Выполните в рабочей тетради задание к теме
'Ода как жанр в литературе XVIII вЛ
8.
Изучите в рабочей
тетради синхроническую таблицу 'XVIII в; время, страны, люди, события".
Дополните ее сведениями, которые вы получили при изучении произведений
классицизма.
9.
Какое
из изученных произведений вам понравилось больше всего? Почему?
10. Напишите
сочинение на одну из следующих тем: "Петр I и его эпоха".
"Классицизм в русской литературе XVIII в ". "Оды М В.
Ломоносова и Г R Державина".
"Комическое в творчестве Д. И. Фонвизина". "Уроки комедии
"Недоросль".
Классицизм — художественное
направление, сложившееся в европейской литературе XVIII в., в основе которого
при знание античного искусства высшим образцом, культ разума. рационализм,
подражание природе, строгая сюжетнокомпозиционная организация. Человеческие
характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрица тельные герои
противопоставляются.