Тема 14. ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743-1816)
Гавриил Романович
Державин был родом из бедных дворян. Он не получил высшего образования и начал
службу простым солдатом, ревностно выполняющим свой долг. Например, во время
пугачевского бунта пытался лично поймать Пугачева, сам чуть не попал в его
руки, стал первым вестником о пленении бунтовщика. Но затем последовал ряд
служебных неприятностей, закончившийся переводом с военной службы на штатскую.
Державин поселился в Петербурге, счастливо женился и устроился на неплохую должность в Сенате. Тогда же начал созревать его писательский талант, хотя стихи он писал с юности. Дружба с молодыми поэтами Василием Капнистом, Николаем Львовым, Иваном Хемлицером восполнила в некоторой степени недостаток образования, исправила шероховатости стиля Державина. Публикация в 1779 г. оды "На смерть князя Мещерского” ознаменовала рождение Державина как поэта.
Настоящая слава
пришла четыре десятилетия спустя в 1783 г. с одой "Фелица” Незадолго перед тем
Екатерина II в нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя.
К царевне Фелице, а не к императрице, и обращается поэт в своей оде, восхваляя
ее, но не тяжелым торжественным слогом, а самым обычным разговорным языком:
Едина ты лишь не
обидишь,
Не оскорбляешь
никого,
Дурачества сквозь
пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь
одного;
Проступки снисхожденьем
правишь.
Как волк овец, людей
не давишь,
Ты знаешь прямо цену
их.
Себя же автор
представляет как "ленивого мурзу”, не только восхваляющего Фелицу, но и
насмешливо намекающего па некоторых ее вельмож:
То возмечтав, что я
султан,
Вселенну устрашаю
взглядом,
То вдруг, прельщайся
нарядом.
Скачу к портному по
кафтан.
Сам Державин боялся
своей дерзости, но ода императрице понравилась. Автор сразу стал знаменитым
поэтом и попал в милость при дворе. Поэтическая слава сопровождала с тех пор
Державина неотлучно, вражда многих сильных людей — тоже, а милости и немилости,
награды и отставки в его жизни чередовались. Служба для него была не менее
важна, чем поэзия, а нравом Державин был, по собственным словам, "горяч".
Окончательно он ушел на покой в 1803 г. с поста министра юстиции. Отправляя его
в отставку, император Александр I сказал: "Ты слишком ревностно служишь . Этот
"ревностный служака" отличился и на поприще поэзии классицизма,
вписав в ее историю свою строку.
Державин считал, что
на земле выше всего стоит государство во главе с мудрым царем, создающим
справедливые законы. Для обычного же человека лучше всего "умеренность”,
включающая в себя верную службу царю и отдых в невинных развлечениях. Надо всем
стоит Бог, которому Державин дерзнул посвятить одну из своих од:
Твое созданье я.
Создатель!
Твоей премудрости я
тварь,
Источник жизни, благ
податель.
Душа души моей и
Царь!..
Поэты русского
классицизма, описывая природу в десятках стихотворений, не упоминали ни одного
названия дерева или животного, ни одного звука, кроме пастушьих свирелей. У
Державина любое крупное стихотворение непременно наполнено множеством
наименований самых разных предметов и звуков. Оказалось, что мир в поэзии может
быть показан зримо и ощутимо. Свободный переход от "высокого штиля" к
разговорному, от торжественности к просторечию — характерная черта
державинского стиля, который сам автор назвал "забавным русским слогом”.
Забавный не значит смешной, скорее, причудливый, своеобразный.
Державин стал
подлинным новатором в литературе XVIII в., заменив рационалистические
определения поэзии классицистов эмоциональными, полнокровными эпитетами,
отказавшись от традиционных рифм, смешал в пределах одного произведения разные
стихотворные размеры. В его творчестве классицистический мир взорвался
изнутри, поэзия приблизилась к самой жизни. Державин стал, по словам
Белинского, "первым живым глаголом нашей поэзии”.
В конце жизни
Державин понял, что именно поэзия, а не служба была его главным делом. Поэт до
конца своих дней следил за развитием литературы, принимал у себя членов
общества "Беседа любителей русского слова". Он считал своей обязанностью
помогать молодым литераторам, в 1808 г. писал молодому поэту Василию
Жуковскому: "Тебе в наследие, Жуковский, я ветху лиру отдаю...”.
Но его ждала еще одна
встреча, которая произошла за год до его смерти. В январе 1815 г. Державин
приехал из Петербурга в Царское Село, чтобы присутствовать на экзамене в л
идее. Услышав стихи юного Пушкина, он был очень взволнован. И когда после
экзамена обсуждалась судьба юноши, старый поэт воскликнул: "Оставьте его
поэтом!”. Эти слова стали своеобразным поэтическим благословением признанного
поэта будущей славе русской литературы, будущему "солнцу русской поэзии".
Стихотворение
"Памятник”. На многое Державин дерзнул впервые в русской поэзии, он первым
заговорил о своем поэтическом бессмертии. Этой теме посвящено стихотворение
"Памятник”. Ода "К Мельпомене” (муза — покровительница высокой поэзии) — одно
из самых популярных стихотворений Горация. Его не раз переводили на русский
язык, один из переводов можно найти в "Риторике” Ломоносова. Державин на
основе текста Горация создал свое произведение. Сохраняя основные мысли
оригинала, поэт применяет их к себе. Гораций говорит, что его слава сохранится,
пока стоит Рим. Державин пишет: "Доколь славянов род вселен- на будет чтить”.
Причину своего бессмертия Гораций объясняет скромно и кратко: он первый
переложил на италийский лад греческие напевы. Державинское объяснение гораздо
пространнее и относится не только к чисто поэтическим заслугам:
Первый я дерзнул в
забавном русском слоге О добродетели Фелицы возгласить,
В сердечной простоте
беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.
Наконец, если римский
поэт просто молит музу увенчать его лавровым венком, то Державин высказывает
важную мысль:
О, Муза! возгордись
заслугой справедливой,
И презрит кто тебя,
сама тех презирай!
Эту мысль
впоследствии подхватит и разовьет А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении
"Я памятник себе воздвиг...”. На этом основании можно утверждать, что
пушкинское стихотворение — подражание не столько Горацию, сколько
непосредственно Державину.
Державин первым в
русской литературе освободил поэзию от заданных наперед правил, его поэтический
образ впервые перестал зависеть от предмета рассуждения. Это был путь к
поэтическому совершенству, и державинская "тяжесть” стала предтечей пушкинской
"легкости”
ПАМЯТНИК
Я памятник себе
воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и
выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром
не сломит быстротечный.
И времени полет его
не сокрушит.
Так! — весь я не
умру, но часть меня большая.
От тлена убежав, по
смерти станет жить,
И слава возрастет
моя, не увядая,
Доколь славянов род
вселениа будет чтить.
Слух пройдет обо мне
от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева,
с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то
в народах неисчетных.
Как из безвестности я
тем известен стал Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях
Фелицы возгласить,
В сердечной простоте
беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.
О Муза! возгордись
заслугой справедливой,
И презрит кто тебя,
сама тех презирай;
Непринужденною рукой
неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.
1775
1.Каковы были общественные взгляды Г. Р. Державина?
2.
Как
началась поэтическая деятельность Державина? Расскажите о том, как поэт сочетал
литературное творчество с государственной службой.
3.
Напишите доклад на тему "Жизнь и творчество Г.
Р. Державина".
4.
Какого
художественного направления придерживался поэт?
5.
Что
нового в русскую поэзию внес Г. Р. Державин?
в. Охарактеризуйте музу Державина в
стихотворении "Памятник". Найдите в тексте строфу о величии и
воинственности музы.
7.
В чем
видит автор долг, предназначение поэта перед народом и Отечеством?
8.
Каким
образом Державин обыгрывает общность корня в словах "слава”
и"славяне”?
9.
Раскройте смысл сравнений: "металлов тверже”,
"выше пирамид".
10. Каков
слог стихотворения, который сам Державин назвал "забавным”?
1. Сравните оду
Горация в переводе Ломоносова и "Памятник" Державина.
2.
Раскройте справедливость слов Белинского:
"Поэзия Державина была первым шагом к переходу вообще русской поэзии от
риторики к жизни".
3.
Выучите стихотворение "Памятник"
наизусть.
4.
Почему
"Памятник” Державина называют "пьедесталом” к "Памятнику" Пушкина?
5.
Каково
значение творчества Державина в русской литературе XVIII в.?
(в сокращении)
Богоподобная царевна
Кнргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость
несравненна Открыла верные следы Царевичу младому Хлору Взойти на ту высоку
гору.
Где роза без шипов
растет.
Где добродетель
обитает, —
Она мой дух и ум
пленяет,
Подай найти ее совет.
Подай, Фелица!
наставленье:
Как пышно и правдиво
жить.
Как укрощать страстей
волненье И счастливым на свете быть?
Меня твой голос
возбуждает,
Меня твой сын
препровождает;
Но им последовать я
слаб.
Мятясь житейской
суетою,
Сегодня властвую
собою,
А завтра прихотям я
раб.
Мурзам твоим не
подражая, Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим
покоем,
Читаешь, пишешь пред
налоем,
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь; Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до
утра...
... А я, проспавши до
полудни.
Курю табак и кофе
пью:
Преобращая в праздник
будни, Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю.
То стрелы к туркам
обращаю:
То, возмечтав, что я
султан, Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельщался
нарядом. Скачу к портному по кафтан.
Или в пиру я
пребогатом,
Где праздник для меня
дают,
Где блещет стол
сребром и златом, Где тысячи различных блюд;
Там славный окорок
вестфальский. Там звенья рыбы астраханской. Там плов и пироги стоят, Шампанским
вафли запиваю;
И все на свете
забываю Средь вин, сластей и аромат.
Или средь рощицы прекрасной
В беседке, где фонтан шумит,
При звоне арфы
сладкогласной.
Где ветерок едва
дышит,
Где все мне роскошь
представляет, К утехам мысли уловляет,
Томит и оживляет
кровь,
На бархатном диване
лежа.
Младой девицы чувства
нежа, Вливаю в сердце ей любовь.
Или великолепным
цугом В карете английской, златой,
С собакой, шутом или
другом.
Или с красавицей
какой Я под качелями гуляю;
В шинки пить меду
заезжаю;
Или, как то наскучит
мне.
По склонности моей к
премене, Имея шапку набекрене,
Лечу на резвом
бегуне.
Иль музыкой или
певцами. Органом и волынкой вдруг.
Или кулачными бойцами
И пляской веселю мой дух;
Или о всех делах
заботу Оставя, езжу на охоту И забавляюсь лаем псов;
Или над Невскими
брегами Я тешусь по ночам рогами И греблей удалых гребцов.
Иль, сидя дома, я
прокажу,
Играя в дураки с
женой;
То с ней на голубятню
лажу.
То в жмурки резвимся
порой,
То в свайку с нею
веселюся,
То ею в голове шцюся;
То в книгах рыться я
люблю,
Мой ум и сердце
просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За Библией, зевая,
сплю.
Таков, Фелица, я
развратен!
Но на меня весь свет
похож.
Кто сколько мудростью
ни знатен,
Но всякий человек
есть ложь.
Не ходим света мы
путями.
Бежим разврата за
мечтами.
Между лентяем и
брюзгой,
Между тщеславья и
пороком Нашел кто разве ненароком Муть добродетели прямой.
Нашел, — но льзя ль
не заблуждаться Нам, слабым смертным, в сем пути, Где сам рассудок спотыкаться
И должен вслед страстям идти;
Где нам ученые
невежды,
Как мгла у путников,
тмят вежды? Везде соблазн и лесть живет,
Пашей всех роскошь
угнетает.
Где ж добродетель
обитает?
Где роза без шипов
растет?
Тебе единой лишь
пристойно.
Царевна, свет из тьмы
творить;
Деля Хаос на сферы
стройно,
Союзом целость их
крепить;
Из разногласия —
согласье И из страстей свирепых счастье Ты можешь только созидать.
Так кормщик, через
понт плывучий.
Ловя под парус ветр
ревучий,
Умеет судном
управлять...
... Но где твой трон
сияет в мире?
Где, ветвь небесная,
цветешь?
В Багдаде, Смирне,
Кашемире?
Послушай, где ты ни живешь,
—
Хвалы мои тебе
приметя.
Не мни, чтоб шапки
иль бешметя За них я от тебя желал.
Почувствовать добра
приятство Такое есть души богатство.
Какого Крез не
собирал.
Прошу великого
пророка,
Да праха ног твоих
коснусь.
Да слов твоих
сладчайша тока И лицезренья наслаждусь!
Небесные прошу я
силы,
Да, их простря
сафирны крылы,
Невидимо тебя хранят
От всех болезней, зол и скуки;
Да дел твоих в
потомстве звуки,
Как в небе звезды,
возблестят.
1.
Определите тематику оды "Фелица".
2.
Что
такое философия? Какие философские
проблемы затронуты в оде?
3.
Какой
художественный прием использует автор для раскрытия темы и идеи произведения?
4.
Каким
предстает образ Фслицы в произведении Г. Р. Державина? Подтвердите ответ
цитатами из текста.
5.
Найдите в тексте стилистически окрашенную
высокую лексику и определите ее значение в произведении.
6.
Каким
образом создается торжественность, высокопарность стиха оды?
7.
Определите особенности ритма, рифмы, размера,
строфики и других элементов стиха произведения.
8.
Соответствует ли язык и стиль оды Г. Р.
Державина правилам классицизма?
9.
Сравнит* оду "Фелица" и оду М. В.
Ломоносова "На день восшествии^-. Выявите общие черты и различия.
10. Выучите наизусть отрывок из оды -Фелина".
1. Прочитайте в
хрестоматии оду Г. Р. Державина "Видение мурзы .
2.
Каким предстает образ Фелицы в этом
произведении?
3.
Прочитайте в хрестоматии оду Г. Р. Державина
"Властителям и судиям".
4.
Кото
обличает поэт в этом произведении?
5.
Определите признаки, характерные для
произведений Г. Р. Державина.