Тема 13. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765)
Михаил Васильевич
Ломоносов родился недалеко от деревни Холмогоры Архангельской губернии в
семье рыбака. Он рано пристрастился к чтению, был любознательным.
Восемнадцатилетним юношей он убежал из дома от злой и сварливой мачехи и с
рыбным обозом добрался до Москвы.
Много бед и лишений
пришлось претерпеть Ломоносову, прежде чем он стал студентом
Славяно-греко-латинской академии. Затем он продолжил образование в Петербурге,
откуда в числе лучших слушателей был отправлен за границу. Вернувшись в
Россию, он назначается в Петербургскую академию, занимается естественными
науками, изящной словесностью.
М. В. Ломоносов
сказал новое слово во многих отраслях знаний. Он пишет "Опыт физической
химии”, основанный на собственных практических опытах. Вместе с другими
учеными исследует электричество, создает русское стекло и первую в России
мозаичную мастерскую, где сам выкладывает мозаикой картину "Полтавская битва”.
Ломоносов спорит с историком Миллером о якобы норманнском происхождении славян,
пишет "Древнюю российскую историю". В тогдашней Академии наук было засилье
иностранцев, бюрократический мир посредственностей, которым был не по нутру
ученый, вышедший из народа. Ему мешают, вынуждают идти на скандалы, сажают под
арест. Но кипучая энергия Ломоносова, его выдающиеся способности преодолевают
помехи и недоброжелательность. Он становится первым русским академиком.
М. В. Ломоносов
столько сделал для русской культуры и науки, что, когда его за "распри” хотели
"отставить” от академии, он имел полное право сказать, что академию от него
отставить можно, а его от академии нельзя.
Потомки Ломоносова
унаследовали лучшие черты знаменитого ученого и поэта, его патриотизм и
просвещенность. Еще во время учебы в Германии Ломоносов женился на Елизавете
Цильх. Единственная их дочь Елена передала наследие отца своим потомкам —
семье героя Отечественной войны 1812 г. генерала Н. Н. Раевского. Два зятя
генерала Н. Н. Раевского стали декабристами, а дочь отправилась за
мужем-декабристом в Сибирь.
Все выдающиеся
деятели России высоко ценили М. В. Ломоносова. А. С. Пушкин назвал его "первым
нашим университетом , а А. Н. Радищев писал: "Доколе слово российское ударять
будет слух, ты жив будешь и не умрешь". Имя М. В. Ломоносова по праву
носит Московский университет.
М. В. Ломоносов вслед
за лучшими умами Европы — Вольтером, Гельвецием и другими — провозглашал идею
просвещенной монархии. Он верил в силу, волю, разум монарха, который будет
издавать справедливые законы, вследствие чего народ и государство будут
процветать. Он тем более верил в огромные возможности просвещенного
абсолютизма, так как перед ним был явный и неоспоримый пример успешной и
прогрессивной деятельности царя — образ Петра I. Ломоносов был уверен в том,
что Петр I своей жизнью и деятельностью доказал реальность идеи просвещенной
монархии.
Творческое наследие
М. В. Ломоносова огромно: поэма, 2 трагедии, 36 од, около 100 стихотворений,
17 ученых рассуждений, 10 учебников, 76 писем к разным лицам, более 350
официальных проектов и представлений. Ломоносов стал одним из реформаторов
стихосложения: в 1739 г. написал наряду с "Одой на взятие Хотина"
теоретический труд "Письмо о правилах российского стихотворства”. Его
следующая работа "Риторика. Краткое руководство к красноречию” (1744) имела
также практическое значение, так как существующий литературный язык, во многом
архаичный, уже не соответствовал требованиям развивающейся русской
словеспости. Это первое пособие по логике, теории литературы, поэтической
стилистике, затрагивающее проблемы эмоционального воздействия на читателей и
отмечающее в этой связи значение тропов, придающих благозвучие поэтической
речи. В трактате "О пользе книг церковных в российском языке” (1757) Ломоносов,
подчеркнув роль церковнославянских памятников письменности для сохранения
русского языка, разделил все слова на "три рода речений" —
общеупотребительные, малоупотребительные славянские слова, наконец, исконно
русские, которых нет в церковных книгах. В соответствии с требованиями жанра и
должны были употребляться слова этих "трех штилей”.
Поэтическое наследие
Ломоносова разнообразно в жанровом отношении. Это и низкие, сатирические и
шуточные стихи ("Гимн бороде”), несколько любовных несен и басен "среднего
штиля", философские стихотворения ("Письмо о пользе стекла”),
прозаические похвальные речи, трагедии ("Тамира и Селим”), написанные высоким
штилем и т. д. Особое место в творчестве поэта занимали оды. Ода —
торжественное л и ри ко-ораторе кое произведение, написанное в стихотворной
форме, в которой прославляются важные события, выдающиеся деятели,
замечательные явления природы. Воде возвышенным языком передаются возвышенные
мысли и чувства. Чему же посвящал свои оды М. В. Ломоносов?
Оды М. В. Ломоносова
— это манифесты просвещенной власти, призывающие к служению Отечеству. Самая
знаменитая ода "На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни
Елисаветы Петровны” (1747) начинается с гимна миру, приносящему благополучие
стране, покой народу. Ломоносов был противником войны как способа решения
конфликтов. Его военные оды 1739 г., 1742 г. свидетельствуют о том, что поэт
ценил храбрость, необходимую в сражениях, прославлял победы, но был
принципиальным противником войны. Поэтому тема мира является одной из основных
в оде 1747 г.
Своеобразие образов
царей — центральных в произведении — обусловлено идеей просвещенного
абсолютизма. Поэт славит Елисавету Петровну, говорит о блаженстве России под
скипетром "дщери Петра”, о том, что императрица велика в войне и мире,
покровительствует наукам, что ее любят народы. Превознося государыню, поэт
приписывает не свойственные ей добродетели: "дух ее зефира тише”, "кроткий
глас”, "добрый прекрасный лик”. Следует обратить внимание на то, что в образах
царей, созданных Ломоносовым, нет индивидуальных черт, портретного сходства,
качеств, свойственных конкретному государственному деятелю. Для творчества
Ломоносова не характерна тенденция к изображению реальной действительности,
поэтом-реалистом он не был. В своей высокой оде он создает благородный образ
идеального монарха. Пафос мечты, которая принесет блаженство и прогресс
Отечеству, есть пафос его поэзии.
Тема идеального
монарха приобретает особое, наиболее значимое содержание в следующей части
произведения, где раскрывается образ Петра I — любимого героя Ломоносова,
воспетого им много раз в разных жанрах. Это образ царя-гражданина, труженика,
посвятившего себя служению государству, неустанно заботящегося об общем благе,
образ просветнтеля-реформатора, прокладывающего новые пути. Поэт называет
Петра I "человеком, каков не слыхан был от века”, силу его видит в воинской
доблести, в его победах над силами природы. Решительный и бесстрашный Петр I
во многом соответствовал представлениям об идеальном монархе и служил
доказательством возможности осуществления мечты о просвещен ной монарх и и.
Еще одна важная тема
оды - величие и слава России. Прославление идеальной монархии было для
Ломоносова символом величия Родины. Красоту, мощь родной земли поэт описывает
восторженно, с огромной любовью и благоговением. Он находит яркие поэтические
краски для изображения природных богатств и необъятных просторов страны. Мечтая
о великом будущем своего Отечества, Ломоносов не устает проповедовать в своих
стихах необходимость просвещения, развития науки. Рисуя великолепные картины
богатой природы, неизведанных краев России, он призывает направить все усилия
на освоение этих богатств; доказывает, что именно наука поможет создать
благосостояние государства:
Воззри на горы
превысоки,
Воззри в поля свои
широки,
Где Волга, Днепр, где
Обь течет,
Богатство, в оных
потаенно,
Наукой будет
отворенно...
Ломоносов мечтает о
том времени, когда наука заставит природу отдать свои сокровища людям, когда
"сребро и злато” потекут из недр Урала, когда просвещение научит людей
подчинять себе стихию. Он обращается к будущим ученым:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран
чужих,
О, ваши дни
благословенны!
Дерзайте ныне
ободренны Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
Ломоносов-ученый
неотделим от Ломоносова-поэта. Природа для него не только прекрасная картина,
которой можно любоваться, а мастерская, в которой нужно творчески трудиться.
Таким образом, излюбленная для поэта тема науки является одновременно темой
величия Родины, прославления будущего прогресса России.
ОДА ИЛ ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ
ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ
Царей к царств земных
отрада Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и
красна!
Вокруг тебя цветы
пестреют И класы на полях желтеют, Сокровищ полны корабли Дерзают в море за
тобою,
Ты сыплешь щедрою
рукою Свое богатство по земли.
Великое светило миру,
Блистая с вечной
высоты На бисер, злато и порфиру,
На все земные
красоты,
Во все страны свой
взор возводит, Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего
превыше; Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее
рая.
Когда на трон она
вступила,
Как Вышний подал ей
венец, Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила
конец;
Тебя прияв
облобызала:
Мне полно тех побед,
сказала. Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не
меняюсь На целый запад и восток.
Божественным устам
приличен, Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно
возвеличен Сей день и тот блаженный час, Когда от радостной премены Петровы
возвышали стены
До звезд плескание и
клик!
Когда ты крест несла
рукою И на престол взвела с собою Доброт твоих прекрасный лик!
Чтоб слову с оными
сравняться, Достаток силы нашей мал;
Но мы не можем
удержаться От пения твоих похвал.
Твои щедроты ободряют
Наш дух и к бегу устремляют.
Как в понт пловца
способный ветр Чрез яры волны порывает;
Он брег с весельем
оставляет;
Летит корма меж
водных недр. Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте
свет;
Здесь в мире
расширять науки Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай,
вселенна:
Се хощет лира
восхищенна Гласить велики имена.
Ужасный чудными
делами Зиждитель мира искони Своими положил судьбами Себя прославить в наши
дни; Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от
века.
Сквозь все препятства
он вознес Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью
попранну,
С собой возвысил до
небес.
В полях кровавых Марс
страшился. Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун
чудился. Взирая на российский флаг.
В стенах внезапно
укрепленна И зданиями окружение,
Сомненная Нева рекла:
"Иль я ныне
позабылась И с оного пути склонилась,
Которым прежде я
текла?”
Тогда божественны
науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки,
К сему монарху,
говоря:
"Мы с крайним
тщанием готовы Подать в российском роде новы Чистейшего ума плоды”.
Монарх к себе их
призывает.
Уже Россия ожидает
Полезны видеть их труды.
Но ах, жестокая
судьбина! Бессмертия достойный муж, Блаженства нашего причина,
К несносной скорби
наших душ Завистливым отторжен роком,
Нас в плаче погрузил
глубоком! Внушив рыданий наших слух, Верьхи Парнасски восстенали,
И музы воплем
провожали В небесну дверь пресветлый дух.
В толикой праведной
печали Сомненный их смущался путь;
И токмо шествуя
желали На гроб и на дела взглянуть.
Но кроткая Екатерина,
Отрада по Петре
едина.
Приемлет щедрой их
рукой.
Ах если б жизнь ее
продлилась, Давно б Секвана постыдилась С своим искусством пред Невой!
Какая светлость
окружает В толикой горести Парнас?
О коль согласно там
бряцает Приятных струн сладчайший глас! Все холмы покрывают лики;
В долинах раздаются
клики:
Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает. Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь.
Великой похвалы
достоин,
Когда число своих
побед Сравнить сраженьям может воин И в поле весь свой век живет;
Но ратники, ему
подвластны,
И шум в полках со
всех сторон Звучащу славу заглушает,
И грому труб ее
мешает Плачевный побежденный стон.
Сия тебе единой
слава, Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава О как тебя благодарит!
Воззри на горы
превысоки, Воззри в поля свои широки.
Где Волга, Днепр, где
Обь течет; Богатство, в оных потаенно. Наукой будет отворен но,
Что щедростью твоей
цветет. Толикое земель пространство Когда Всевышний поручил Тебе в счастливое
подданство, Тогда сокровища открыл,
Какими хвалится
Индия;
Но требует к тому
Россия Искусством утвержденных рук. Сие злату очистит жилу; Почувствуют и камни
силу Тобой восставленных наук.
Хотя всегдашними
снегами Покрыта северна страна,
Где мерзлыми борей
крылями Твои взвевает знамена;
Но Бог меж льдистыми
горами Велик своими чудесами:
Там Лена чистой
быстриной,
Как Нил, народы
папояст И бреги наконец теряет, Сравнившись морю шириной.
Коль многи смертным
неизвестны Творит натура чудеса.
Где густостью
животным тесны Стоят глубокие леса,
Где в роскоши
прохладных теней На пастве скачущих елсней Ловящих крик не разгонял; Охотник
где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал.
Широкое открыто поле,
Где музам путь свой
простирать! Твоей великодушной воле Что можем за сие воздать?
Мы дар твой до небес
прославим И знак щедрот твоих поставим, Где солнца всход и где Амур В зеленых
берегах крутится, Желая паки возвратиться В твою державу от манжур.
Се мрачной вечности
запону Надежда отверзает нам!
Где нет ни правил, ни
закону. Премудрость тамо зиждет храм; Невежество пред ней бледнеет. Там влажный
флота путь белеет, И море тщится уступить:
Колумб российский
через воды Спешит в неведомы народы Твои щедроты возвестить.
Там тьмою островов
посеян,
Реке подобен Океан;
Небесной синеве
одеян.
Павлина посрамляет
вран.
Там тучи разных птиц
летают,
Что пестротою
превышают Одежду нежныя весны;
Питаясь в рощах
ароматных И плавая в струях приятных.
Не знают строгая
зимы.
И се Минерва ударяет
В верхи Рифейски копием:
Сребро и злато
истекает Во всем наследии твоем.
Плутон в расселинах
мятется,
Что россам в руки
предается Драгой его металл из гор.
Которой там натура
скрыла;
От блеску древнего
светила Он мрачный отвращает взор.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран
чужих,
О. ваши дни
благословенны! Дерзайте ныне ободрении Раченьем вашим показать,
Что может собственных
Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
Науки юношей питают.
Отраду старым подают,
В счастливой жизни
украшают,
В несчастный случай
берегут;
В домашних трудностях
утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде,
Среди народов и в
пустыне,
В градском шуму и
наедине,
В покое сладки и в
труде.
Тебе, о милости
источник,
О, ангел мирных наших
лет! Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей
дерзнет, Завидя нашему покою.
Против тебя восстать
войною;
Тебя, Зиждитель,
сохранит Во всех путях беспреткновенну,
И жизнь твою
благословенну С числом щедрот твоих сравнит.
1. Назовите основные
темы произведений М. В. Ломоносова.
2.
Какой
жанр преобладал н его творчестве?
3.
Определите проблематику оды "На день
восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы
Петровны".
4.
Составьте цитатный план оды.
5. Найдите в тексте строки, описывающие природные богатства русской земли.
6.
Каким
образом раскрывается в оде тема наук и просвещения?
7.
Выпишите из текста произведения тропы:
эпитеты, метафоры, сравнения. олицетворения.
8.
Как вы
думаете, почему Ломоносов описывает в своем произведении царей как идеальных
героев?
9.
Каковы
особенности композиции оды и соответствуют ли они правилам классицизма?
10. Выучите
наизусть отрывок из оды.
1. Найдите в тексте
оды упоминания античных и мифологических героев, старославянизмы и высокопарные
обороты речи.
2.
Соответствует ли язык и стиль оды правилам
классицизма?
3.
Прочитайте в хрестоматии и проанализируйте оду
"Разговор с Анакреоном".
4.
Прочитайте в рабочей тетради текст о Ломоносове.
Что нового о поэте вы
узнали?
5.
Составьте небольшой рассказ о Ломоносове,
используя знания о нем. полученные на уроках химии, физики, литературы.