Тема 10. КЛАССИЦИЗМ -ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ
§ 1. Возникновение и
развитие классицизма в Европе
В XVII в.
в Западной Европе начинается эпоха абсолютной монархии. Правители, стремясь
укрепить и упорядочить свою власть, вводили правила поведения сословий и
отдельных граждан, ограничивали свободу личности. Возвышенное и разнообразное
искусство эпохи Возрождения сменялось строгим классицизмом.
Классицизм (лат. classicus —
"образцовый”) художественное направление, сложившееся в европейской литературе
XVII в.
(П. Корнель, Ж. Б. Мольер,
Ж. Расин). Поэтика классицизма начинала складываться в эпоху позднего
Возрождения в Италии, но как целостная художественная система классицизм
сформировался во Франции в XVII в. в период укрепления и расцвета абсолютизма.
Это было время правления Людовика XIV, создавшего великолепный двор в Версале.
Стройные аллеи, подстриженные деревья и симметричные лужайки Версальского
парка, разбитые садовником Андре Ленотром, как бы "очищали” природу от всякой
неправильности. Продуманный до мелочей церемониал двора делал его жизнь
благообразной и упорядоченной с виду, какие бы страсти ни кипели за кулисами.
Так и поэты классицизма изображали жизнь, которая даже в конфликтных ситуациях
разворачивалась разумно и соразмерно. Классицисты были уверены, что их нормы
красоты верны для всех времен, что сами они ничего не прибавляют к правилам
древних — греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация, создавших
пособия по поэтическому искусству. Правила действительно были в основном те же,
но применялись иначе.
Продолжая некоторые
традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии
и меры), классицизм являлся и своеобразной антитезой ему. Общественное и личное,
родовое и индивидуальное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие в
искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в классицизме
противопоставляются. В основе эстетики — принцип рационализма, культ
разума, высшим образцом, идеалом признаются
произведения античного искусства.
Выдвинув принцип подражание
природе. классицисты считали непременным соблюдение незыблемых
правил, согласно которым художественное пронзведениестроится как искусственное,
логически построенное целое, имеющее строгую до схематизма сюжетно-
композиционную организацию. Человеческие характеры обрисовываются
прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Это
отвечало общественно-воспитательной функции искусства, которой классицизм
придавал огромное значение.
Классицизм установил
строгую иерархию жанров, разделив их на высокие, средние и низкие, и
довел ее до строгой последовательности. Высокие жанры
изображали героев, на которых читатель должен смотреть снизу вверх. Выше всех
высоких жанров — эпическая поэма, иначе называвшаяся эпопеей,
обширное повествование о важном историческом событии. Следом за эпопеей шла трагедия. Именно
в этом жанре созданы шедевры французского классицизма — произведения Пьера
Корнеля и Жана Расина. В трагедии, как правило, действовали короли и
изображались высокие чувства. Самый известный конфликт трагедии классицизма —
столкновение любви и чувства долга. И поэмы, и трагедии писались только в
стихах, которые почитались неизмеримо выше "презренной прозы”. К высоким
поэтическим жанрам принадлежали также оды —
лирические стихотворения на важные общественно-политические темы. Были духовные
оды, посвященные Богу, и торжественные, в которых прославлялся монарх.
В средних
жанрах изображались люди, по отношению к которым читатель
считал себя равным, и обычные в обществе ситуации. К средним жанрам относилась
прежде всего высокая комедия (в сравнении с низкой — простонародной). Она
изображала и высмеивала пороки, которые можно встретить в повседневной жизни
высшего общества. Ее обычные персонажи - дворяне или богатые горожане.
Величайший мастер этого жанра - Жан Батист Мольер, пьесы которого ставятся во
всем мире посей день. Высокая комедия писалась обычно стихами, но могла быть и
прозаической. Сатира, обличавшая пороки, не обязательно была смешной, хотя
отдельные остроумные строки считались ее большим достоинством. Особую обширную
область среди средних жанров составляла дидактическая поэзия -
стихотворные нравоучения в форме поэм или коротких эпистол (буквальный перевод
этого слова с латинского - "письмо, послание”). К средним жанрам относились
также любовные и философские стихи.
Среди низких жанров
важнейшей была басня. В ней действовали
либо животные, либо простые люди. Их неразумные поступки помогали читателю
извлечь нравственный урок, что и оправдывало изображение "низкой” природы. Во
французском классицизме высокого развития достигли такие жанры, как басня (Ж.
Лафонтен), сатира (Н. Буало), комедия (Ж. Б. Мольер). Именно в низких жанрах,
образцы которых строятся не в идеальной дали исторического или мифологического
прошлого, а в зоне непосредственного контакта с современностью, получило развитие
реалистическое начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество
которого вобрало в себя различные идейнохудожественные течения и во многом
определило дальнейшее развитие литературы. Собственно у Мольера комедия
перестала быть низким жанром, его лучшие пьесы получили название "высокие
комедии”, ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие общественные и
нравственные проблемы века.
Правила композиции и
стиля для каждого из жанров были различными, но существовало и общее для всех
требование — ясность и логичность. Даже лирическое произведение стремилось не
столько поразить или умилить читателя, сколько убедить. В трагедии классицизма
герой не просто действует и выражает свои чувства, но в первую очередь
анализирует мотивы действий и чувств. Произведение обращалось главным образом к
разуму читателя, и поэзия классицизма была поэзией разумного слова.
§ 2. Классицизм в
русской литературе
Под влиянием
французской литературы классицизм развивался в других странах Европы — Англии,
Италии, Германии, России. Классицизм в России зародился во второй четверти
XVIII в. в творчестве зачинателей новой литературы: А. Д. Кантемира, В. К.
Тредиаковского, М. В. Ломоносова. С классицизмом так или иначе связано
творчество большинства крупных писателей XVIII в. "Мы стали вдруг народ
уже новый”. Эти слова поэта Антиоха Кантемира выражают самоощущение русских людей
петровского и послепетровского времени. В России все переменилось. Сам язык
должен был вырабатываться заново. Вместо церковно-славянского литературным
языком стал русский, но это произошло не сразу, и борьба за литературный язык
завершилась только в творчестве А. С. Пушкина.
В этом изменившемся
обществе именно литература взяла на себя задачу воспитания нового
человека, в первую очередь дворянства. Для этой цели никакая
поэтическая система не подходила
лучше, чем поэзия
разумного слова — классицизм. В России он возник на совершенно особой
исторической почве, поэтому и развивался по-своему.
В эпоху' классицизма
русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы,
влилась в общеевропейский литературный процесс, сохранив при этом национальную
самобытность. В частности, русский классицизм характеризуют: сатирическая
направленность (важное место в ней занимают такие жанры,
как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям
русской жизни); преобладание национальноисторической
тематики над античной (в трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б.
Княжнина и др.); высокий уровень развития жанра оды (у М.
В. Ломоносова и Г. Р. Державина), в которой получил прямое лирическое выражение
патриотический пафос, характеризующий русский классицизм в целом. Существенное
место в русском классицизме занимает и жанр поэмы:
военно-патриотической у М. М. Хераскова, философско-дидактической у М. В.
Ломоносова, В. К. Тредиа- ковского и др. В конце XVIII — начале XIX в. русский
классицизм испытывает воздействие сентименталистских и предромантиче- ских
идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и
гражданской поэзии поэтов-декабристов.
Из всех поэтических
жанров эпохи классицизма как в западноевропейской, так и в русской литературе
наиболее популярными были драматические — трагедия и комедия. К ним
же относятся самые твердые правила классицизма. Первое и главное в них —
строгое единство тона: в трагедии не
должно быть ничего смешного, в комедии — ничего печального. Необходимо было
также соблюдать единство действия: сюжет должен
развиваться строго последовательно, без отступлений и побочных линий.
Считалось, что запутанность действия притупляет интерес к главным событиям. Во
избежание этого предписывалось соблюдать единство места и единство
времени: действие не должно выходить за пределы одного города,
лучше — одного дома, а еще лучше - одной комнаты; время же следовало,
насколько возможно, приблизить к реальному времени театрального представления.
Максимально допустимым временем действия были одни сутки. Единство места и
времени считалось необходимым для правдоподобия. Правила единства
времени, места и действия (так
называемые три единства) именно в эпоху классицизма были выражены наиболее
четко.
Сюжет трагедии и
высокой комедии должен был непременно включать все свои составные части: экспозицию,
завязку, раз- витис действия, кульминацию и развязку. Каждой
части соответствовало одно драматическое действие, вот почему трагедии
классицизма писались в пяти действиях. Каждое появление нового персонажа
(явления) было связано с новым событием. Хорошо построенная трагедия
классицизма очень динамична. Но непосредственно перед зрителем предстают не
столько сами события, сколько сообщения о них и рассуждения по их поводу. Дело
в том, что по античной традиции на сцене нельзя было изображать смерть. Поэтому
большая часть трагических событий (сражения, поединки) происходили за сценой. В
виде исключения герой мог только заколоть себя кинжалом, и то в самом конце
пьесы — под занавес.
Изображать подобным
образом подлинную историческую действительность или повседневную жизнь было
очень трудно, поэтому начиная с XIX в. правила классицизма в целом перестали
соблюдаться. В 90-х годах XVIII в. классицизм как литературное направление в
России уже не существовал. Но удивительно то, что главное в традициях классицизма
восприняли именно литературные новаторы — Жуковский, Батюшков, Вяземский. Они
пошли намного дальше своих предшественников в изображении сложных человеческих
чувств. Но эти чувства новаторы, как и поэты классицизма, выражали при помощи
"разумного слова”. Девиз "ясности и простоты” оставался и их девизом. Эту
поэзию не случайно называли "поэзией прекрасных формул”. Связь поэтов школы
Жуковского с русским классицизмом во многом определяет значение этого
литературного направления для истории литературы.
1.Когда и где зародился классицизм?
2.
Какое
влияние оказала эпоха абсолютизма на развитие литературы?
3.
Какие
традиции искусства Возрождения нашли продолжение в классицизме?
4.
Каковы
основные принципы эстетики классицизма?
5.
Что
значит культ разума и принцип рационализма?
6.
Что
значит принцип подражания природе?
7.
Что
представляет собой художественный образ в классицизме?
8.
Каким
образцам стремились следовать писатели-классицисты?
9.
Почему
в искусстве классицизма появилась иерархия жанров?
10. Назовите высокие жанры и их отличительные
признаки.
11. Назовите низкие жанры и их отличительные
признаки.
12. Почему жанр трагедии стал ведущим в
классицизме?
13. Какие жанры стали основными во французском
классицизме?
14. Почему произведения Мольера получили название высокая
комедия?
15. Когда зародился классицизм в России?
16. Назовите русских писатслей-классицистов.
17. Назовите отличительные
признаки русского классицизма.
18. Какие жанры стали ведущими в русском
классицизме?
19. Почему жанр оды получил высокий уровень
развития в русской литера-
20. Назовите правила драматургии классицизма. Что
значит соблюдение единства места действия; единства времени действия?
21. Как строился
сюжет произведений классицизма?
22. Каково значение классицизма для истории
русской литературы?
Ключевые понятия: классицизм,
исторические события, высокие жанры, трагедия, эпопея, ода. средние жанры,
дидактическая поэзия, низкие жанры, комедия, сатира, басня, единство места,
времени и действия, завязка, развитие действия, кульминация, развязка