Тема 7. ПРОТОПОП АВВАКУМ И ЕГО “ЖИТИЕ"
История создания "Жития" Аввакума. Аввакум был священником. носил звание протопопа, т. е. настоятеля церкви. Аввакум Петров стал первым русским писателем, который не только создал произведения, но и сам описал свою жизнь, наполненную событиями.
В XVII В. изменилось
отношение к церкви: она уже не пользовалась в народе таким авторитетом. как в
средневековье. В Житии Аввакума рассказывается, что священника могли избить,
выгнать
из города, бросить в
реку.
В 1652 г. Никон, став
патриархом, начал проводить церковную реформу. Противников реформы называли
раскольниками, или старообрядцами. Это движение поддерживали представители разных
слоев населения - и боярского, и крестьянского, и посадско-
Во главе тех, кто
остался верен старым обычаям, оказался Аввакум. Поскольку царь Алексей
Михайлович поддержал реформу церкви. Аввакума и его сторонников преследовали.
Он дважды был на каторге в Сибири вместе со своей семьей. Измученный, голодный,
оборванный, он не изменил своим убеждениям. Ему пришлось провести десять лет в
одиночестве в земляной тюрьме в Пустозерске, где он и приступил к
литературному творчеству. Жизнь его закончилась трагично: Аввакум был сожжен
на костре.
Аввакуму принадлежат
послания, письма, челобитные, адресованные его "духовным детям”. Одно из
лучших произведений протопопа "Житие” было написано в 1672—1673 гг.
Раскрытие человеческой личности в "Житии”. В бурном XVII веке произошло то, что в эпоху средневековья было трудно даже предположить, — Аввакум сам написал свое житие. Он соблюдает традицию житийного повествования и тут же, незаметно для себя, ее нарушает.
Композиция "Жития”
Аввакума состоит из вступления и основной части, содержащей жизнеописание героя
начиная с момента рождения. Однако он нарушил житийные законы, совмещая в
одном лице и автора, и героя. В центре произведения оказалась сложная,
противоречивая человеческая личность, которая настолько своеобразна, что не
вписывается в традиционные представления о святом. Аввакум поддерживает
уходящее средневековье, но высказывается так открыто и эмоционально, как это
будет характерно для нового времени.
По правилам, образ
житийного героя, святого должен быть однозначным: его главное качество -
смирение. Свою жизнь он посвящает Богу и проводит ее чаще всего в уединении в
монастыре. Л вот Аввакум открыто борется с греховностью мира. Будучи молодым
священником, он обличал и простолюдинов, и начальников.
Позже протопоп противостоял патриарху Никону, учил и**е
царя. В какой-то момент Аввакум возроптал против самого
Алвакум Всех оценивает. Окружающих он делит на врагов и „зей. К первым относится Никои, проводивший реформу церкви
Сравнение — излюбленный прием Аввакума. Никона он сравнивает
с лисом, в русском фольклоре воплощавшим коварство и дйДвмврие. Для изображения
врагов Аввакум прибегает к сравнениям с существами отвратительными, враждебными человеку.
Чате всего это традиционные в фольклоре и литературе образы
животных, воплощающих какие-либо отрицательные качества.
В традиционном житии подвижника окружает немного персонажей.
Для святого любовь к Богу важнее привязанности к родителям, жене, детям.
Аввакума, напротив, интересуют другие люди- В отношениях с ними проявляются
разные стороны его личности. Близка и дорога Аввакуму его семья, разделившая с
ним тяготы скитаний. О жене и дочери он говорит, используя определение
"бедная”. В эпизодах из семейного быта есть и лирические ноты, и драматизм, и
юмор.
В своем повествовании Аввакум чередует трагичное с
комичным, темное со светлым, грустное со смешным. Он смеется над собой. Так,
описывая путь, который проделала его семья пешком, зимой, к месту ссылки,
Аввакум с юмором рассказывает о том, как измученные люди, цепляясь друг за
друга, упали в кучу.
В отличие от житийной традиции Аввакум уделяет много
внимания бытовым подробностям. Быт проникает даже в рассказ о чудесах,
случавшихся с Аввакумом. В темнице то ли ангел, то ли человек приносит ему
"штец похлебать”. На каторге он одними руками пробивает толщу льда, добираясь
до воды, лечит молитвами кур.
Если в традиционном житии все подчинено религиозной линии,
изображению святого, то Аввакум показал широкую картину русской жизни.
Персонажи "Жития” — и простонародье, и бояре, х» патриарх, и царь. Место
действия постоянно меняется — то нижегородское село, то провинциальный городок
Юрьевец на Волге, то Москва, то Сибирь. В произведении показаны уклад жизни и
нравы разных сословий и географических регионов русского общества.
В "Житие” вошли своеобразные путевые заметки, в которых Аввакум делится впечатлениями от увиденного. Он описывает природу далекой и незнакомой Сибири. Если в XI—XII вв. изображения природы были символическими, то у Аввакума создан конкретный пейзаж. Он соотносится с душевными переживаниями самого Аввакума, подчеркивает его внутреннее состояние, передает его одиночество, создает эмоциональную атмосферу, пронизывающую все повествование.
В "Житии” Аввакума
выразилась духовная жизнь человека переходного времени. Интерес к человеческой
натуре с ее внутренними конфликтами свойствен такому литературному жанру
нового времени, как роман, который появится в
России в XIX в. Произведение Аввакума с его стремлением всесторонне познать человека
считают началом русского романа.
1.Прочитайте и хрестоматии "Житие” Аяплкума. Расскажите о
его авторе'. С какой целью оно написано? Кому оно адресовано?
2.
Что вы
можете сказать о характере главного героя? Определите его нравственные и
психологические качества.
3.
Как
изображаются в "Житии" второстепенные персонажи?
4.
Выпишите из текста упоминающиеся в нем бытовые
детали. Объясните, почему в житии XV'II в. отразился
быт.
5.
В чем
заключается необычность языка Аввакума? Почему он смело сочетает разговорные и
книжные элементы, что в житиях не допускалось?
6.
Выпишите из текста сравнения. Сделайте вывод о
том, как Аввакум проявляет снос отношение к происходящему: сдержанно,
исподволь или открыто. прямо.
7.
По
традиции, герой жития должен быть чудотворцем. Соблюдается ли это правило в
"Житии" Аввакума?
8.
Можно
ли сказать, что в своем "Житии” Аввакум призвал следовать его примеру? В чем?
Какие из использованных им приемов можно отнести к агитационным?
9.
Как вы
думаете, насколько честно и откровенно Аввакум рассказал о своей жизни и
поступках? Что вас особенно поразило в его рассказе?
10. Вспомните те моменты, о которых Аввакум рассказывает с юмором.В чем особенность его комизма?
I. Какие стихотворные
и прозаические произведения XIX—XX вв., посвященные Аввакуму, вы знаете?
2.
Какие
произведения живописи посвящены старообрядчеству?
3. Напишите сочинение на одну из тем: "Аввакум - личность переходного времени”. "Изображение семьи в "Житии" Аввакума”. "Особенности пейзажа в "Житии”.
4.
Аввакума иногда сравнивают с режиссером.
Почему?
Ключевые понятия:
житие, человеческая личность писатель. автобиография, пейзаж, юмор, образ автора, образ героя. композиция, стиль, роман