Тема 5. “ПОВЕСТЬ О ИСТРЕ И ФЕВРОШШ МУРОМСКИХ". ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В XIII—XIV вв. были
созданы повести о нашествии татар на Русь. Ученые XIX—XX вв. по-разному
оценивали этот исторический период. Но в самих древнерусских повестях дастся
не столько точное и последовательное описание событий, сколько эмоциональная
оценка случившегося. И фольклорные исторические песни, и литературные повести
Древней Руси выразили однозначно негативное отношение к чужеземной власти.
Основная идея противостояние Руси угрозе рабства и насилия.
Как и в воинских повестях XII в., главные герои повестей о татарском нашествии — русские князья. Они изображаются в со- °тветствии с литературным этикетом — мужественно сражающиеся. В повестях XIII в. князья гибнут на поле битвы ("Повесть О битве на Калке"), в литературе XIV в^они завоевывают победу
("Задонщина”,
"Сказание о Мамаевом побоищ )•
Показывая
человека, оказавшегося на гр ти повести XIII—XIV вв. обращались к житийной
традиции. В "Повестив» разорении Рязани" князь Федор Юрьевич погибает по
показу хана Батыя, подобно святому, замученному язычни- камГчсУз нсс
произведение проходит библейский мотив смертной „ши. символизирующий
трагическую судьбу рязанцев. Этот символ появляется и в речах самих героев, и в
словах автора.
В
"Задоищиие". которая использовала художественные приемы "Слова о полку
Игореве". усилены по сравнению со Словом" церковно-книжные
христианские мотивы .. отсутствуют языческие. Дмитрий Донской с братом
вступились за землю Русскую и
за веру
христианскую”.
В повестях о
татарском нашествии более ощутимо, чем в воинских повестях XII в., влияние
фольклора. К былине восходят образы богатырей Евпатия Коловрата в "Повести
о разорении Рязани” и Пересвета в "Задонщине”: мотив поединка, прием гиперболы
в описании войны и т. д. "Повесть о разорении Рязани Батыем" отличается
особой лиричностью в эпизоде гибели княгини Евпраксии, которая выбросилась из
окна башни с сыном на руках, узнав о гибели мужа. Этой теме посвящена и
народная историческая песня "Авдотья-Рязаночка".
XV—XVI вв. —
время, когда складывалась и укреплялась Московская Русь. Централизация власти
отразилась во всех сферах, в том числе и в литературе. В XVI в. появились как
церковные, так и светские памятники, в которых идеологически закреплялось
объединение русских земель вокруг Москвы.
Одна из таких книг —
"Домострой" — сборник правил поведения человека. Регламенту подвергались
отношения не только с властью, которую следовало бояться, но и внутри семьи.
"Домострой” обращен к почтенному горожанину, имеющему домочадцев, слуг,
хозяйство. По "Домострою”, идеальный дом надежно отгорожен от опасного внешнего
мира. В семье правит закон жесткого подчинения ее главе, хозяину. Рекомендации
по управлению домашним хозяйством сводятся к таким правилам, как бережливость,
умеренность, осторожность.
Интерес к частной
жизни человека выразился и в другом произведении XVI в. - "Повести о Петре и
Февронии Муромских" Оно задумывалось как житие святых. Однако Петра и
Февронию чтили в народе задолго до канонизации, поэтому в основу жи тал легло
предание о том, как крестьянка стала женой князя.
Подобно герою волшебной
сказки,
Петр борется со змеем. Феврония
похожа на мудрую деву-невесту, испытывающую жениха.
Сочетание фольклорных
и житийных черт определило необычность произведения. Петр находит волшебный
Агриков меч в монастыре. Как в волшебной сказке, Феврония собирает крошки, которые
превращаются в ладан и фимиам, связанные с церковным обиходом. Согласно
житийной традиции, герои ушли в монастырь, где вскоре и скончались. Они жили
вместе долго и умерли в один день в соответствии с законами сказки.
Мотив объединения
любящих после смерти (Петр и Феврония оказываются в одном гробу вопреки
попыткам их разлучить) напоминает западноевропейский "Роман о Тристане”. В
русском и западном произведениях выразились два разных представления о любви.
"Повесть о Петре и Февронии” рассказала историю верной взаимной любви, которую
супруги пронесли через всю жизнь. В "Романе о Тристане” показана
любовь-страсть, не совместимая с благородными побуждениями героя.
В "Повести о Петре и
Февронии” по-прежнему в центре внимания фигура князя, но доказательством святости
героев стало не только мудрое правление, но и то, как они относятся друг к
другу. Литература постепенно открывает мир человеческих чувств, признавая их
ценность.
1. Охарактеризуйте жанр древнерусских
повестей о монголо татарском нашествии. В какой период они были созданы?
2.
Почему повести XIII—XIV вв. по своим мотивам и
образам близки к
фольклору?
3.
Прочитайте в хрестоматии "Задонщину".
Составьте цитатный план повести.
4.
Найдите в "Задонщине" элементы воинского,
житийного и фольклорного стилей.
5.
Что вы знаете о древнерусской литературе
XV—XVI вв.? Назовите произведения. которые были написаны в это время.
6.
Прочитайте в хрестоматии "Повесть о Петре и
Февронии". Как раскрывается в ней тема любви?
7.
Определите, какие эпизоды "Повести о Петре и
Февронии" описаны в сказочной традиции, какие — в житийной.
8.
Сравните "Повесть о Петре и Февронии" и
"Роман о Тристане". Найдите черты сходства и различия. Составьте
сравнительную таблицу.
9.
Чем отличается Феврония от героинь
предшествующей древнерусской литературы - Ольги. Ярославны? Есть ли в этих
женских образах общее?
10. Вспомните главные события в истории
Руси XIII-XVI вв.
1.Рассмотрите "Троицу” А. Рублена. Как вы понимаете
смысл изображения?
2
кушайте опору Н. А. Римского-Корсакова
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Какие мотивы древнерусской
новости были использованы композитором?
3 Прочитайте цикл Л. Л. Блока "На ноле Куликовом . Образы из каких произведений Древней Руси присутствуют в нем?
4.
Придумайте
вопросы для викторины по теме "Повесть о Петре и Февронии"
Ключевые понятия: житийная традиция, фольклорная традиция. символ, волшебная сказка, тема любви и семьи