Тема 4. “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"
§ 1. Историческая
основа н идейно-композиционные особенности "Слова..."
"Слово о полку
Игореве” основано на реальных исторических событиях, о которых рассказывается
в летописях. Согласно Ипатьевской летописи, князь небольшого
Новгород-Северского княжества Игорь Святославич вместе со своими братом, сыном и
племянником
23 апреля 1185
г.
отправился в военный поход. Игорь выступил против степных кочевников -
половцев, часто совершавишх набеги на южные и юго-восточные границы Руси.
Весной 1185 г. он сам организовал поход, закончившийся разгромом русских войск. Впервые русских князей взяли в плен. До сих пор остается загадкой, почему Игорь в одиночку решился действовать против "всей степи”. Новгород-Северский — небольшой городок недалеко от Чернигова. Какую цель преследовал Игорь? Возможно, он хотел вернуть себе город Тмутаракань, когда-то принадлежавший предкам Игоря, в частности, его деду Олегу, о котором также упоминается в "Слове...” (далее — "Слово”). В любом случае поход не был достаточно подготовлен или продуман.
И летописная повесть
о походе Игоря, и "Слово" имеют четкую трехчастную композицию. Однако по
своей идейной направленности они различаются. Летопись объяснила поражение
русского князя как божье наказание. Отталкиваясь от истории Игоря, автор
"Слова” повествует о судьбе Русской земли. Главная идея в "Слове” — призыв к
братолюбию и единению русских князей. Она передана образно. Не случайно "Слово”
начинается со вступления, которого нет в
летописной повести. Во вступлении как бы проводится граница между реальным
миром и художественным, воссозданным в "Слове”. Летопись же стремилась к
последовательному, подробному, достоверному рассказу о событиях.
И в летописной
повести, и в "Слове” в первой части
описывается, как Игорь с воинами выступили в поход, одержали победу, в первый
раз встретив половцев, и потерпели неудачу во второй битве с ними. Летописец
завершил первую часть покаянными словами Игоря о грехах перед Богом, автор
"Слова” показал последствия случившегося для всей Руси.
В обоих произведениях
главный герой второй чисти — Святослав
Киевский. По летописи, он узнал о поражении русичей в Новгородс-Северском,
собирая войска для нового похода на половцев. Автор "Слова" перенес
действие в Киев. Святослав узнал о несчастье из "мутного” сна, смысл которого
объяснили ему бояре. В "золотом слове” Святослава высказана оценка действий
Игоря с позиции самого старшего на феодальной лестнице князя. Вторая часть
"Слова” заканчивается авторским призывом к русским князьям объединиться и
отомстить за раны Игоря, заступиться "за землю Русскую”.
И летопись, и "Слово" в третьей части возвращаются к судьбе Игоря, находившегося в плену. В летописной повести успешный побег князя объясняется божьей помощью: герой несколько раз взывает к Господу. В "Слове" об Игоре волнуется его жена Ярославна. Он заклинает силы природы, чтобы князь оказался
По летописи, Игорь устремился вначале к князю в Новгород- Северский, затем в
Чернигов к князю Ярославу просить о военной „Гон,
«конец, в Киев. Согласно
"Слову", путь Игоря лежит
сразу в Киев в церковь Богородицы.
Летописная повесть,
видимо, была написана раньше, чем "Слово”, и использовалась автором последнего
в качестве источника.
§ 2. Образная система
"Слова о полку Игореве"
Поражение князи Игоря
становится в "Слове" поводом к размышлению об исторической судьбе Руси и
се народа. В памятнике нет последовательного рассказа о походе Игоря.
Приводятся лишь самые важные эпизоды, что позволяет автору выразить свое эмоциональное,
лирическое восприятие случившегося.
В "Слове"
используется принцип исторической аналогии: действующие
лица соотносятся с их предками. Во вступлении обозначен временной период, в
пределах которого автор проводит исторические аналоги между князьями — "от
старого Владимира до нынешнего Игори”, т. е. примерно 150 лет. Так. Игорь сопоставляется
со своим дедом Олегом, некогда развязавшим междоусобицу, в результате которой
погибли двое русских князей. Не Случайно повторяется название реки Каялы как
символ смерти и скорби. Игорь пришел на Каял у, где когда-то Олег впервые в
истории Руси выступил в союзе с половцами против русских князей. Внук щюдолжил
политику деда и повторил его горькую судьбу изгоя. Сопоставив последствия
деятельности Олега и Игоря, автор "Слова" осудил их и в то же время
выразил им сочувствие. Прозвище Олега "Гориславич" несет двойной смысл.
Основные
художественные приемы "Слова о полку Игореве” традицнонны для древнерусской
литературы и фольклора. Ото повтор и антитела.
Повторяются отдельные звуки и их сочетания. слова и выражения, фразы, темы.
идеи, образы. Например, с помощью рефрена "За землю Русскую... за раны
Игоря" подчеркивается тесная связь между героем и страной. Трижды
говорится о цели похода: "да позрим синего Дону", "искусите Дону
Великого".
Прием антитезы лежит в основе образной системы "Слова. Князья характеризуются через образы-символы "солнца", "света".
"соколов”, что резко
противостоит символическому изображению врагов-половцев с помощью образов
"тьмы”, "туч", "галок”, "черного ворона”. Противопоставляются свет и
тьма, веселье и печаль, русская земля и степь.
Автор "Слова”
мастерски использует языческую мифологию и поэтическую образность фольклора.
Так, в произведении дважды говорится о русичах как о внуках Даждьбога. Общий
родоначальник славян мифический Даждьбог — солнечный податель жизненных благ.
Упоминаются также Хоре и Стрибог.
В изображении князей
огромную роль играет народнопоэтическая традиция. К ней восходят гиперболы,
например, в описании воинской доблести Всеволода, сражавшегося с половцами.
Фольклорным средством являются многочисленные эпитеты:
"борзые кони”, "красные девки”, "храбрая дружина”, "златые шеломы",
"халаружное оружие", "черленые щиты”. Метафорические картины
битвы-свадьбы, битвы-посева, битвы-молотьбы также имеют фольклорное
происхождение. Используется в "Слове” и прием олицетворения сил
природы: ветра, реки, солнца и отвлеченных понятий: Дева Обида, Карна и Жля
(скорбь и печаль).
Повествование в
"Слове о полку Игореве” имеет два плана — реалистический и символический. Так,
картина ночной весенней степи воссоздана точно вплоть до мельчайших
подробностей в повелении зверей и птиц. И в то же время в образах природы — в
затмении солнца, вое волков в оврагах, клекоте орлов, ожидающих поживу после
битвы, символически выражаются авторские идеи.
К силам природы
обращается в своем плаче Ярославна. Он построен по структуре фольклорного
заговора, магического заклинания: 1) обращение к высшим силам; 2) прославление
их могущества; 3) конкретная просьба; 4) заключение.
Символическими
образами наполнены также "мутный” сон Святослава и рассказ бояр о случившемся.
В "Слове о полку
Игореве" используется не только фольклорная традиция. Ряд метонимических
выражений, имеющих прямой и переносный смысл, восходит к воинской
терминологии: копие преломить — победить, вступить в злато стремя — начать
поход, главу свою приложит — погибнуть, испити шеломом — победить и т. д.
Образный строи "Слова о полку Игореве” передает читателю авторские идеи. Эта особенность характерна для таких древнерусских жанров ораторского красноречия, как проповедь и слово. "Слово о полку Игореве” рассчитано на произнесение: оно имеет тоехчастную композицию, строится как обращение к слушателем - "братии”, использует риторические вопросы и восклицания В то же время автор называет свое произведение повестью, что означало достоверный исторический рассказ.
Художественное
своеобразие "Слова” определяется тем, что в нем переплетаются элементы жанров
фольклора (былины, волшебной сказки, лирической песни) и литературы (воинская
повесть, ораторское слово).
§ 3. История открытия
и публикации "Слова о полку Игореве”. Вопрос о подлинности "Слова"
"Слово о полку
Игореве” - одно из самых ярких произведений Древней Руси, дошедших до нас.
"Слово" было найдено известным собирателем древнерусских рукописей графом
А. И. Мусиным- Пушкиным в конце XVIII в. По словам графа, он приобрел "Слово” в
числе других книг у архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля.
В течение нескольких
лет Мусин-Пушкин вместе с учеными А. Ф. Малиновским, Н. Н. Бантыш-Каменским и
писателем Н. М. Карамзиным готовит "Слово” к изданию. Оно было опубликовано в
1800 г. вместе со вступительной статьей, комментарием и переводом.
В 1812 г. собрание
Мусина-Пушкина сгорело во время московского пожара, в том числе была утрачена
рукопись "Слова”. Оно сохранилось только в печатном виде и в рукописной копии,
сделанной для Екатерины И.
Существуют две
основные версии создания "Слова”. Одна заключается в том, что "Слово” было
написано в 1185—1187 гг. современником князя Игоря, очевидцем или даже
участником похода. В настоящее время ее придерживаются многие исследователи.
Вторую точку зрения
часто называют "скептической”, так как ее приверженцы сомневались в подлинности
"Слова” и датировали его концом XVIII в. Причина появления этих теорий связана
с тем, что рукопись "Слова” не сохранилась.
В отличие от других древнерусских произведений, известных в XV III в., "Слово” сразу высоко оценили в художественном отношении. Пытаясь объяснить его необычность, исследователи
С другой стороны. Слово анализировали литературоведы и лингвисты, археологи и историки, искусствоведы и этнографы. Они склоняются к выводу, что в "Слове” выразились представления эпохи распада Киевской Руси.
Имя автора "Слова”
нам неизвестно. Было высказано множество гипотез, кто мог написать это
произведение. Называли имена галиикого книжника Тимофея, словутного певца
Митусы, тысяцкого Рагуила, певца Ходыны, летописца Петра Бориславича и даже
самого князя Игоря, а также великого князя Святослава. Предполагалось, что
автором столь необычного произведения являлась женщина, возможно, Ярославна.
Без сомнения, автор
"Слова” обладал глубокими познаниями в оригинальной и переводной литературе, в
устном народном творчестве. С другой стороны, он прекрасно разбирался в
политике, знал историю, владел военным мастерством. Видимо, этот человек
обладал жизненным опытом, однако сохранил эмоциональное отношение к
происходящему. Скорее всего, он принадлежал к военной элите, о чем
свидетельствует его кругозор и смелость, с которой он обращается к князьям в
своем произведении. По мнению Д. С. Лихачева, автор участвовал в походе Игоря и
затем рассказал о событиях и в летописи, и в "Слове о полку Игореве”. Однако вопрос
об имени автора "Слова” остается нерешенным.
1. Какое историческое
событие лежит в основе "Слова о полку Игореве”? Какие произведения
древнерусской литературы, кроме "Слова”, были посвящены этому событию?
2.
Как и когда было открыто "Слово"?
3.
Почему возник вопрос о подлинности
произведения?
4.
Выполните задание, данное к теме "Слово о
полку Игореве" в хрестоматии.
5.
Выучите наизусть фрагмент "Слова".
1. Найдите в "Слове" черты
героического эпоса. Сопоставьте "Слово” и
"Песнь о Роланде”.
2.
Прочитайте по хрестоматии повесть XV в.
"Задонщина”. Найдите в ней образы, перекликающиеся со "Словом".
3.
Рассмотрите в учебнике иллюстрации к "Слову”.
Какие моменты произведения изображены на них? Кто еще из художников
иллюстрировал "Слово"?
4.
Кто из русских поэтов XIX—XX вв. использовал
мотивы и образы "Слова" в своих стихах?
5.
Послушайте оперу А. II. Бородина "Князь
Игорь”. Как вы думаете, почему композитор изменил название?
6.
Напишите сочинение по "Слову".
Ключевые понятия: феодальная
раздробленность, княжеские междоусобицы, фольклорная традиция, антитеза,
анонимное авторство, историческая аналогия, гипербола, олицетворение,
композиция, ораторское слово, былина, волшебная сказ ка. лирическая песня