Тема 3. "ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ"
§ 1. История создания
и изучения
"Повесть временных
лет” — древнейшая из дошедших до нас русских летописей. Она повествует об
истории Руси. Как полагает большинство ученых, летопись была составлена в начале
XII в. (примерно в 1113 г.) монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В
"Повести временных лет” рассказывается о возникновении государства Киевская
Русь. Этим древнерусская летопись отличается от византийских хроник,
посвященных не государству, а императорам.
"Повесть временных
лет” начинается со вступления, в котором становление Руси рассматривается как
часть всемирной истории. Через всю летопись проходит тема раздела земель —
актуальная в конце XI — начале XII в. — в период феодальной раздробленности.
По мнению
исследователей, исторические записи ведутся на Руси начиная с 40—60-х годов XI
в., когда правил Ярослав Мудрый. Он придерживался политики независимости от
Византии. Одним из предшественников летописца Нестора был Никон — монах того
же Киево-Печерского монастыря. Считается, что он первым, около 1073 г., придал
историческому повествованию форму записей по годам. Видимо, образцом стали
пасхальные хронологические таблицы, составлявшиеся в монастырях.
Древнерусские летописцы рассказывали о событиях двумя способами. Во-первых, коротко, без подробностей, при помощи погодной записи. Это лаконичное информативное сообщение, начинавшееся словами "В лето...” т. е. "В год...”. Отсюда и произошло слово "летопись”.
Записывались сведения
только о таких событиях, которые считались важными для всего государства и
достойными памяти потомков. Не случайно главным литературным героем в летописи
стал князь. Он показан в самые значительные моменты жизни: когда принимает
власть, совершает военный поход и одерживает победу, строит города и храмы,
принимает послов, ведет переговоры о мире. Смерть князя также заслуживала
всеобщего внимания.
Во-вторых, летописцы
развернуто описывали событие, если оно было необычным и нарушало представления
о порядке. Различают летописные сказания, в
которых повествуется о далеком прошлом, и летописные повести, посвященные
современным летописцу событиям.
§ 2. Исторические
сказания и исторические повести
Исторические сказания
помещены в той части "Повести временных лет". где говорится о
прошлом Руси, о ее становлении в IX— X вв.. о первых князьях Олеге. Игоре и его
жене Ольге. Святославе. В основе исторических сказаний лежат законченные сюжеты
фольклорного происхождения, в каждом из которых герой раскрывается через
свойственные только ему поступки. Вещий Олег разгадал хитрость греков,
задумавших его отравить. Игорь хочет собрать дани больше, чем положено. Ольга
жестоко мстит древлянам за его смерть. Святослав предпочел оружие золоту.
Персонажи нескольких
исторических сказаний — старик и подростки. Они пришли в летопись из
фольклорных источников, ведь древнерусская литература до XVII в. не интересовалась
теми, кто не занимал видного места в феодальном обществе. В исторических
сказаниях ощутимы мотивы былины, сказки, легенды, исторического и
топонимического (т. е. о географических названиях) предания, обрядового фольклора.
Среди исторических
повестей в зависимости от характера изображаемых событий выделяют
воинские
повести и повести о княжеских преступлениях. В
воинских повестях с помощью устойчивых выражений и по определенной
композиционной схеме описывается битва.
Повесть о княжеских
преступлениях испытала влияние житийного стиля. Основным приемом здесь
становится антитеза. Идеализированному
образу героя-жертвы противопоставляется князь, который нарушает феодальный
порядок, стремится силой захватить власть, начинает междоусобицу. К этому типу
относится повесть "Об убиении Бориса” (ок. 1015 г.).
"Повесть об
ослеплении Василька Теребовльского" (1097 г.) также посвящена князю, ставшему
жертвой брата. Случившееся описано с такими подробностями, какие могли быть
известны только очевидцу. Житийный стиль здесь почти не ощутим. От жития —
само внимание к психологическому состоянию человека. Однако летописец зримо
показал не только страдания Василька, осознавшего весь ужас того, что над ним
учинили, но и чувства Святополка Изяславича и Давыда, которые сговорились
против брата. Повесть отличается от жития, где человек изображался несколько
условно.
Из "Повести временных лет"*
[Смерть Олега от своего коня]. И жил Олег, княжа в Киеве,
мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего.
которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо
когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: "Отчего я умру?" И сказал
ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого. на котором ты ездишь. — от
него тебе умереть!" Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:
"Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить
его и не водить его к нему, и прожил несколько лет. не видя его. пока не пошел
на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, на пятый год помянул
он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал
он старейшину конюхов, и сказал: "Где конь мой. которого приказал я
кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и
укорил того кудесника, сказав: "Неправо говорят волхвы, но все то ложь:
конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости
его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый.
слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне
принять?" И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила
его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем
великим, и понесли его. и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же
могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его
тридцать и три.
[Начало княжения Святослава, сына Игорева, и осада Искоростеня]. В год 946. Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю, и вышли древ ляне противнее. И когда сошлись оба войска для схватки. Святослав бросил копье в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило ему в ногу, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал: последуем, дружина, за князем . и победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню. так как жители его убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в нем и крепко боролись из города, ибо знали, что. убив князя, не на что им надеяться после сдачи.
И стояла Ольга все лето и не могла взять города. И
замыслила так: послала она к городу со словами: "До чего хотите досидеться?
Ведь все ваши города уже сдались мне и обязались выплачивать дань, и уже
возделывают свои нивы и земли, а вы. отказываясь платить дань, собираетесь
умереть с голода". Древляне же ответили: 'Мы бы рады платить дань, но ведь
ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же им Ольга, что-де "я уже
мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву в первый раз и во
второй, а в третий раз мстила я. когда устроила тризну по своем муже. Больше
уже не хочу мстить, хочу только взять с вас небольшую дань и. заключив с вами
мир. уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь с нас? Мы рады
дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни
мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да
по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой.
поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас
этой малости”. Древляне же. обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по
три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: Вот вы и
покорились уже мне и моему дитяти. Идите в город, а я завтра отступлю от него
и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо
всем людям, и обрадовались люди в городе.
Ольга же. раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждой птице.
клетки, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы ни
горело И
нельзя было гасить, так как сразу загорелись все £воры И
побежали
люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их И
так
зяла город и сожгла его. городских же старейшин забрала в
плен
[Сказание о Кожемяке]. В год 992. Пошел Владимир на хорватов.
Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне
[Днепра] от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у
брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на
той. и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону.
И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал
ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж
бросит моего на землю, то не будем воевать три года: если же наш муж бросит
твоего оземь, то будем разорять вас три года”. И разошлись.
Владимир же. вернувшись 8 стан свой, послал глашатаев по лагерю
со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?".
И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего
мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску
своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: "Князь! Есть у меня
один сын меньшой дома: я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства
никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его. а он мял кожу, так он рассердился
и разодрал кожу руками".
Услышав об этом, князь обрадовался и послал за ним. и
привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот ответил: "Князь! Не знаю,
могу ли я с ним схватиться. — испытайте меня: нет ли большого и сильного
быка?" И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его:
возложили на него раскаленное железо и пустили. И побежал бык мимо него, и
схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И
сказал ему Владимир: "Можешь с ним бороться".
На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать:
"Есть ли муж? Вот наш готов!" Владимир повелел в ту же ночь надеть
вооружение. и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он
очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и
посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками,
и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга,
и удавил печенежи- на руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и
побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их. и прогнали их.
Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его
Переяславцем. ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем,
и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.
1. Кем и когда была
создана "Повесть
временных лет"? Расскажите о ее источниках.
2. Что
такое погодная запись?
3. Прочитайте сказание о Кожемяке. Какой фольклорный герой вначале занимает низкое социальное положение, а в итоге добивается царского знания? Черты каких жанров фольклора вы обнаружили в этих сказаниях?
4. Что
характерно
для исторической повести? _ . ..
5. Прочитайте в хрестоматии повесть "Сказание о Борисе и Глебе и выполните задания.
6. Почему в летописной повести замысел Святополка определяется как "каинов"?
7.
Прочитайте повесть об ослеплении Василька.
Выпишите детали, с помощью
которых передается внутреннее состояние героев.
8.
Какова
основная идея повести о Васильке? Какую роль в ее раскрытии сыграли
символические образы креста и ножа?
1. Напишите сочинение об одном из
летописных героев.
2.
Попробуйте в течение недели вести летопись
вашего класса, школы, города.
3.
Прочитайте в хрестоматии стихотворение Н.
Гумилева "Ольга" и сравните его с летописным сказанием о княгине.
4.
Кто из художников иллюстрировал сюжеты
"Повести временных лет"? Нравятся ли вам их работы?