Тема 1. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Раздел I. ЛИТЕРАТУРА
СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
§ 1. Особенности
западноевропейской литературы средневековья
IV—XIII вв.
появляется и развивается литература феодальных государств Западной Европы,
образовавшихся на территории бывшей Римской империи. Важную роль в
средневековой культуре сыграло христианство, поэтому среди литературных жанров
этой эпохи есть связанные с церковью жития святых, эсхатологические сказания*
и др. В житиях описывались подвиги святых,
добровольно отказавшихся от радостей земной жизни во имя Бога. Например, одним
из самых распространенных было "Житие святого Алексея", сложившееся на
Востоке — родине христианства, и переведенное в Европе.
Эсхатологические
сказания посвящались посмертной судьбе человека. В XII в. в связи
с расцветом культа Богоматери появляются рассказы о чудесах, совершенных ею.
Очень популярны были exempla —
рассказы, состоявшие из сюжета и религиозного нравоучения. В качестве сюжетов
использовались как легенды и библейские эпизоды, так и случаи из современной автору
жизни. Начиная с XII в. эти рассказы объединяются в сборники.
В Англии были
составлены "Римские деяния”, к которым впоследствии обращались многие писатели
эпохи Возрождения, в частности У. Шекспир. О некоторых, часто фантастических,
свойствах животных можно было прочитать с иносказательным истолкованием в
"Физиологе”, переведенном на латынь с греческого. Например, пеликан, который
питает птенцов своей кровью, уподоблялся Христу, отдавшему свою кровь во имя
искупления человеческих грехов. По образу "Физиолога” составлялись
многочисленные бестиарии**, т. е. книги о
животных.
Средневековый театр
также был тесно связан с церковью. Сюжеты пьес брались из Библии. Такие пьесы
назывались листе риями*.
На протяжении всего
средневековья параллельно с церковной развивалась литература, имевшая светский
характер и фольклорную основу. В ее формировании выделяют два периода.
Первый — период
разложения родового строя и зарождения феодальных отношений (V—X вв.). С
принятием христианства у народов бывшей Римской империи появляется
письменность. В ряде регионов Европы монахами были записаны мифологические
циклы. Это ирландские саги о подвигах Кухулина, англосаксонская поэма о
Беовульфе, скандинавские мифы "Старшей Эдды”.
Второй —
период расцвета феодальных государств в Западной Европе (XI—XII вв.). В
литературе этого времени формируется жанр героического
эпоса, выразивший помимо лирических представлений главную идею
феодального общественного устройства — неукоснительную преданность Богу и
королю, который олицетворял государство. Это французская "Песнь о Роланде”, испанская
"Песнь о моем Сиде", германская "Песнь о Нибелунгах".
Несколько позже в
связи с тем, что сложилось рыцарское сословие, возникают литературные жанры
лирики трубадуров и рыцарского романа.
§ 2. Особенности
героического эпоса. "Песнь о Роланде”
Примерно в XII в.
появилась светская литература,
восходившая к устному народному творчеству. Одним из основных ее жанров был
героический эпос.
Героический эпос
имеет стихотворную форму. Сначала его исполняли бродячие народные певцы. Во
Франции их называли жонглеры, в Германии — шпильманы. В
основе любого героического эпоса лежит историческое предание. Однако в самих
поэмах много вымысла и исторических неточностей. Героический эпос складывался в
устном виде, а уже потом его записывали поэты. Об этом свидетельствуют
фольклорные приемы, сохранившиеся в текстах поэм: троекратные повторы,
многочисленные эпитеты, гиперболы.
Наиболее рано
героический эпос появился во Франции. Примерно в 1100 г. была записана "Песнь о
Роланде". В героическом эпосе обязательно есть такие персонажи, как
король и его самый верный вассал. Во французской поэме это Карл Великим и его
племянник Роланд. В "Песне о Роланде" было переработано предание о военном
походе Карла в Испанию в 778 г. По хронике, на обратном пути на франков напали
баски. Среди погибших был знатный вельможа маркграф Хруодланд.
В поэме
рассказывается, как Карл воюет в Испании с арабами уже седьмой год, стремясь
обратить их в христианство. Отличительное качество короля в героическом эпосе —
мудрость. Не случайно в первой части "Песни о Роланде” Карл изображен
величественно восседающим на троне во время военного совета, когда франки
обсуждают обещание арабского царя Марсилия признать власть Карла, если они
покинут Испанию. Возникшая во время совета ссора двух персонажей определила
дальнейшее развитие сюжета.
Любимец Карла Роланд
храбр до безрассудства. Перед битвой он становится свирепее льва или леопарда.
Роланд первым вызвался выполнить опасное поручение Карла, стремясь отправиться
к арабам, чтобы узнать об их планах.
Роланду противостоит
его отчим Ганелон, который ставит свои личные интересы выше верности Карлу и
Франции. Ганелон договаривается с Марсилием погубить своего пасынка. Во
второй, центральной, части Роланд совершает подвиги в кровопролитном сражении с
арабскими войсками, превосходящими во много раз численность франков. Франкские
воины обратили арабов в бегство, но сами погибли. Роланд умирает последним.
Его смерть — кульминация песни. Третья часть посвящена тому, как Карл оплакал
Роланда, разгромил арабов и наказал вероломного Ганелона.
Таким образом,
героический эпос выражал дух верности королю, вере, отечеству. Для этого жанра
человек ценен, если он чувствует себя частью своего народа и бесстрашно отдает
свою жизнь во имя родины.
§ 3. Рыцарская
литература. "Роман о Тристане”
К XII в. в
средневековом обществе сформировалось такое сословие, как рыцари.
Первоначально это были потомки обедневших феодальных семейств, поступавшие на
службу к владельцу замка. В XII—XV вв. жизнь в Западной Европе меняется.
Развиваются города. Появляются университеты. Оживляется торговля. В крестовых
походах европейцы открыли для себя Византию и арабский
Восток с их роскошью
и изысканностью. Постепенно в западноевропейских феодальных замках создается
более изысканная и утонченная культура. Было выработано правило семи рыцарских
искусств, согласно которому рыцари должны были владеть не только верховой
ездой, фехтованием, копьем, плаванием, охотой, но и игрой в шашки, а самое
главное — сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
Рыцарская, или
куртуазная (придворная), литература включает любовную лирику и рыцарский
роман.
На севере Франции
возник жанр стихотворного рыцарского романа. В средние века романом
называли произведение, написанное не на латинском, а на романском языке. К
романским относятся французский, итальянский, испанский языки. В основе
рыцарских романов лежат кельтские сказания. В частности, в рыцарских романах
образ короля Артура — легендарного предводителя племени кельтов — был
переосмыслен в покровителя рыцарей.
Жанр рыцарского
романа пришел на смену героическому эпосу. Рыцарь преследует личные, а не
общенациональные интересы. Он стремится к собственной славе. Сюжет рыцарского
романа сложнее, чем действие героического эпоса. Роман насыщен приключениями и
фантастикой.
Одним из самых
популярных в средние века был "Роман о Тристане”, в котором рассказывается
история любви Тристана и Изольды, ирландской принцессы. Изольда вылечила
Тристана от смертельных ран. Но она должна была стать невестой короля Марка,
дяди Тристана. Тристан и Изольда случайно выпили волшебный любовный напиток и
не смогли сдержать порыва страсти.
Со средневековой
точки зрения эта любовь греховна, так как Изольда стала женой Марка, но
продолжала любить Тристана. В то же время в романе показана сила любви,
преодолевшей саму смерть: на могиле Тристана вырос куст терновника, соединивший
ее с могилой Изольды.
Средневековый роман
открыл человека с новой стороны — со стороны его личной жизни. Оказалось, что
человек интересен не только как представитель общества, но и как индивидуум.
Внимание литературы привлекла сложность и противоречивость человеческих чувств.
1. Какую роль в
возникновении и развитии средневековой литературы Западной Европы сыграло
христианство?
2.
Какие
жанры церковной литературы вы знаете?
3.
Назовите основные периоды формирования
светской литературы средневековья. Охарактеризуйте
их.
4.
Прочитайте в хрестоматии отрывок из "Песни о
Роланде . Как отразилась в героическом зпосе средневековая история Франции.
5.
Назовите основные художественные особенности
"Песни о Роланде . Приведите примеры из текста.
6.
Составьте словесные портреты главных героев
"Песни о Роланде .
7.
Каковы
причины
возникновения рыцарской лирики в XII
XIII вв.?
8.
Назовите жанры куртуазной культуры,
появившейся в Провансе и на севере Франции.
9.
В хрестоматии прочитайте "Роман о
Тристане" и ответьте на вопрос .№ 1
10.
Чем
рыцарский роман отличается от героического эпоса? Сравните "Роман о
Тристане" и "Песнь о Роланде". Результаты представьте в виде таблицы.
1. Подготовьте сообщение о средневековом
театре.
2.
Как отразился культ Прекрасной Дамы в русской поэзии XIX—XX вв.?
3.
Устройте конкурс на сочинение и чтение стихов
в одном из жанров рыцарской лирики.
4.
Напишите сочинение на тему "Каким я
представляю себе средневековый город".
Ключевые понятия: церковь, жития святых, духовные стихи. эсхатологические сказания, миф. лирика трубадуров, баллада. рыцарский роман