§ 26. РУССКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ВЕЛИКИЙ КАЗАХСКИЙ УЧЕНЫЙ ШОКАН УАЛИХАНОВ
Раздел VI. КУЛЬТУРА
КАЗАХСТАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Вторая половина XIX в. — период подъема русской демократической культуры. Он совпал по времени с подъемом казахской культуры, что обусловило их взаимодействие.
Потребности освоения
богатств Казахстана и углубление казахско-русских отношений повлияли на ход
изучения края. Среди крупных исследователей края следует выделить имя
известного всему миру ученого П.П. Семенова-Т
ян-Шанского (1827—1914 гг.). Он совершил путешествия на Алтай, в
Семиречье и Среднюю Азию. Под его руководством подготовлена географическая
серия "Россия. Полное географическое описание”. Два объемистых тома этой серии
— "Киргизский край” и "Туркестанский край” — дают описание природной среды и
занятий населения.
Выдающийся востоковед, академик В.В.Радлов (1837— 1918 гг.) на протяжении многих лет изучал язык, обычаи, историю, фольклор и хозяйство казахов. Владея казахским языком, ученый кропотливо собирал произведения казахской народной литературы. Он опубликовал беспримерную в науке серию текстов "Образцы народной литературы тюркских племен”. Часть этого огромного труда включает казахские тексты-сказки, эпическую поэтику, лирику и другие жанры. К лучшим работам в науке востоковедения относится и его описание хозяйства и быта казахов. Ученый путешествовал по восточным, северо-восточным и юго-восточным районам Казахстана, изучая Алтай, долину Иртыша, Семиречье и оставил великолепные историко-географические описания этих территорий.
Историко-географическим
и этнографическим изучением Казахстана во второй половине XIX в. занимались
крупные ученые-исследователи, политические ссыльные, офицеры Генерального
штаба, чиновники российской администрации.
Крупный ученый В. В. Вельяминов-Зернов в книгах
"Исследование о Касимовских царях и царевичах...”, "Исторические сведения о
киргиз-кайсаках...” описал историю Казахского ханства в ХУ—XVI вв. и осветил
проблемы Младшего жуза в середине XVIII в. Историю казахско- русских отношений
в XVIII в. активно исследовал А.Доб-
росмыслов, его основной труд по истории Казахстана — "Тургайская
область. Исторический очерк”. Большим вкладом в этнографическую науку стали
труды Н.Н.Аристова "Заметки об
этническом составе тюркских племен”, "Опыт выяснения этнического состава
киргиз- казахов Большой орды и каракиргизов”. Мировой судья П.Е.Маковецкий так
же, как исследователь А.И.Добро- смыслов и администратор Н.И.Гродеков,
опубликовал материалы по обычному праву казахов.
В книге М. Красовского "Область
Сибирских киргизов”, наряду с материалами по статистике, географии края,
уделено внимание вопросам происхождения казахского народа. Л.
Мейер в книге "Киргизская степь Оренбургского ведомства”
представил важные для науки статистические и историко-этнографические сведения.
Наряду с ними И. Крафт, В.Витевский, Н.Макшеев, Л.
Костенко, Т. Терентьев, АИ.Левшин и другие авторы посвятили свои
труды изучению важных вопросов истории казахского народа. Заслуга многих
русских исследователей — в публикации архивных данных, текстов документов,
активном изучении русско-казахских связей. Целый ряд ученых, исследуя историю,
опыт, материальную и духовную культуру народа, внесли вклад в развитие
казахско-русской дружбы.
Великий украинский поэт Т. Г. Шевченко, в 1847— 1857 гг. отбывая ссылку на полуострове Мангышлак, в своем творчестве отразил тему казахской жизни. Его рисунки "Казахская семья”, "Казах на лошади”, "Байгуши” и другие являются реалистическими произведениями, повествующими о быте казахов. В стихотворении "Мои думы” поэт сравнивает жизнь казаха и украинца.
В развитие
общественной мысли и культуры Казахстана значительный вклад внесли первые
научные общества и учреждения.
Для изучения края и
развития просвещения определенное значение имело изучение татарского языка в
гимназиях Тобольска, Томска, Оренбурга, Саратова, Астрахани и других городов.
Отделы востоковедения Казанского и Петербургского университетов включились в
изучение Средней Азии и Казахстана.
Большую роль в
изучении истории Казахстана сыграли подотделы, отделы и отделения Русского
географического общества в Оренбурге, Семипалатинске, Омске и других городах.
Областные статистические комитеты, созданные во второй половине XIX в.,
собрали обширный материал по статистике, истории, этнографии, материальной
культуре казахского края. Он был опубликован в "Обзорах” областей.
Общественные
библиотеки также послужили делу просвещения народа. Политические ссыльные Е. П. Михаэлис,
А. В.
Леонтьев, Н. И. Долгополов, С. С. Гросс, А. М. Богомолец и другие часто бывали
среди казахов. Объезжая аулы, они знакомились с жизнью в Степи и знакомили казахов
с положением в России. Дружеские отношения русских политических ссыльных,
особенно Е.П.Михаэлиса, с Абаем — факт общеизвестный.
В середине XIX в.
создал свои научные труды выдающийся казахский ученый Шокан
Уалиханов (1835— 1865 гг.). Имя, данное ему при рождении, было
Мухам- мед-Канапия, а Шокан (Чокан) — так ласково назвала его мать. Родился
Шокан в 1835 г. в крепости Куему- рун (Кушмурун). Детские годы его прошли в
Куемуру- не, а затем в ауле его предков — Сырымбете. Это красивые места, широко
известные в Степи. Духовные качества будущего ученого формировались с малых
лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисовать. Уже в начальной
частной аульной школе в Кус- муруне Шокан овладел основами арабского,
персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков. С юных лет он
научился четко формулировать свои мысли, хо- 182
рошо и образно говорить и писать. На его воспитание оказала
влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как своих родителей.
Осенью 1847 г. 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и с помощью русских друзей отца был определен в Сибирский кадетский корпус, считавшийся лучшим учебным заведением Сибири. Здесь давали широкие и глубокие знания. Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также истории казахского народа. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали его преподаватели Н.Ф.Костылецкий и П. Лободовский. Уже в кадетском корпусе Шокан знал хорошо крупного востоковеда Н. И. Березина, труды которого побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник.
Свободолюбивые идеи Белинского и Герцена, поэзия Пушкина и Лермонтова пополнили духовный багаж Шокана. Он на память знал многие стихи своих любимых поэтов, с удовольствием читал произведения западноевропейских писателей, много времени отводил изучению трудов востоковедов. Находившийся в ссылке поэт Ф.Дуров, путешественник и ученый П.П.Семенов-Тян- Шанский, ученый, друг Шокана Григорий Николаевич Потанин отмечали его образованность, широкую эрудицию. В 1853 г. 18-летний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.
Обладая основательными научными знаниями и большой эрудицией, владея рядом европейских и восточных языков, Шокан занимается научными исследованиями. Приняв участие в 1855 г. в поездке генерала Г.Х.Гасфорта, он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью, проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийский Алатау.
Во время поездки
Шокан собрал важные для науки сведения, исторические предания, литературные
памятники. Участвуя в Иссыккульской экспедиции 1856 г., Шокан осуществляет
съемку бассейна озера Иссык-Куль, исследует историю и культуру киргизского
народа, пишет "Дневник поездки на Иссык-Куль” и "Записки о киргизах”. Во время
экспедиции знакомится с П.П.Семе- новым-Тян-Шанским, который посоветовал Шокану
совершить путешествие по всему Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856
г. Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении
торговых связей между двумя странами.
Путешествие в 1857 г.
в земли киргизов принесло Шокану много открытий. Будучи разносторонним исследователем,
Шокан уделяет внимание и такому сочинению киргизской народной литературы, как
эпос "Ма- нас”. Им записан большой отрывок этого огромного эпического творения.
В 1858—1859 гг. Шокан
совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, представлявший собой в то время
"белое пятно” в европейской науке, ознакомился с политическим и экономическим
устройством Восточного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии
этого региона, приобрел ряд важных для науки коллекций, рукописей, сделал
зарисовки. Его капитальный труд "О состоянии Алтышара...” содержит анализ
истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана и был
высоко оценен в научном мире.
В годы пребывания в
Петербурге (1859—1861 гг.) Шокан У а лиханов не только работает в нескольких
военно-политических и научных учреждениях, но и находится в тесной связи с
учеными-востоковедами и русскими писателями. Шокан поддерживал отношения с
востоковедами В. В. Григорьевым, В. П. Васильевым,
В. В. Вельяминовым-Зерновым, А. Н. Бекетовым, с ученым и дипломатом
И. И. Захаровым, критиком Н.Н. Страховым, поэтами А. Н. Майковым, Я. П. Полонским
и другими яркими представителями русской литературы.
Среди друзей Шокана
был выдающийся писатель Ф. М. Достоевский.
Дружба с писателем, зародившаяся в Омске, продолжалась в Семипалатинске и
Петербурге.
Весной 1861 г.
известный ученый Ш. Уалиханов тяжело заболел и вернулся на родину. Из-за
разногласий с родственниками Шокан вернулся обратно в Омск, где активно
включился в подготовку судебной реформы казахов. В 1864 г. Ш. Уалиханов
участвовал в военной экспедиции генерала М.Г.Черняева в Аулие-Атинскую
крепость. Разочаровавшись в справедливости действий генерала, в июне 1864 г.
вместе с другими противниками позиции М.Г.Черняева Шокан вернулся в Верный. В
1865 г. в газете "Русский инвалид” публикуется последний труд Шокана У а
лиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи.
В апреле 1865 г.
Шокан Уалиханов скончался и был похоронен в местности Кошен тоганы у подножья
Алтын Емеля (ныне — Кербулакский район Алматинской области), где располагался аул
султана Тезека — ага султана рода албан.
Научное наследие
великого казахского ученого многообразно. Такие его работы, как "Аблай”,
"Казахское родословие”, "О мусульманстве в Степи”, "Следы шаманства у
казахов”, "О кочевках казахов” и другие, послужили основой для глубокого
изучения истории и этнографии казахского народа. Своим творчеством Ш.Уали-
ханов внес огромный вклад в исследование жизни целого ряда народов Центральной
Азии, заслужив мировое признание.
0
Вопросы и задания
1.
Как
повлияла русская культура второй половины XIX в. на духовную жизнь казахского
народа?
2.
Какой
вклад в изучение истории казахского народа внесли русские исследователи?
3.
Как
повлияли на становление Шокана Уалиханова как ученого и путешественника его
среда и русская культура?
4.
Расскажите
о научных исследованиях Уа лиханова.
§. Какие произведения
о Шокане Уалиханове вы знаете?