Урок 51 С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»
Цели: сообщить об известном детском
писателе ХХ в. С. Я. Маршаке; информировать учащихся о новом виде
литературного произведения – пьесе-сказке; показать многогранность
человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных
обстоятельств.
Эпиграф:
Я
думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
С.
Я. Маршак
Ход урока
I.
Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Родился
Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Отцу приходилось
часто менять место работы. Трудно пришлось мальчику при поступлении в
Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге.
Судьба
свела Маршака с известным критиком В. В. Стасовым, который душевно отнесся к
мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта
с М. Горьким и Ф. Шаляпиным.
В 1912
г. Маршак уехал учиться в Англию. В это же время сотрудничал с разными
редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и
шотландских баллад, творений У. Блейка и Р. Бернса.
Тогда
же начинает писать для детей. После 1917 г. заведует рядом детских домов и
колоний в г. Краснодаре. Здесь впервые в стране был организован детский театр.
Первые сказки С. Маршак написал для этого театра.
Писать
для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги фантастики,
веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей.
В
течение жизни С. Я. Маршак очень ответственно относился к работе.
В 1964
г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году.
Литературное
наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное
наслаждение любителям чтения.
II.
Беседа о произведениях С. Я. Маршака.
В
процессе диалога ребятам с учителем нужно вспомнить такие известные
произведения, как «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Дети
нашего двора», пьесы «Терем-теремок», «Про козла», «Умные вещи» и другие.
Кратко рассказать содержание полюбившихся произведений или фрагментов из них.
«Путешествие» по иллюстрациям, созданным ребятами к произведениям
С. Я. Маршака.
III.
Работа над понятием «драматическое произведение».
Драма от греч. – действие –
произведение, предназначенное для постановки на сцене.
В
таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров,
декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.
Основу
действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют
действующими лицами.
Первое,
с чем встречается читатель, это афиша – список действующих лиц (экспозиция);
ремарки (фр. замечания) – пояснения автора к читателю. Пьеса делится на
акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).
Вопрос:
Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?
Пьеса-сказка
«Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой
Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась
нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья,
так и в мирное время.
IV.
Распределение ролей и чтение I действия сказки.
Вопрос и задание:
–
Почему Маршак назвал пьесу «Двенадцать месяцев»?
–
Попробуйте самостоятельно выбрать себе роль.
V.
Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».
Запись на доске:
взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая,
своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая,
приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая,
избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д.
Вопросы и задания:
–
Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку).
–
Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и
своенравная?
–
Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.
– Что
можно сказать о знаниях королевы?
Анализ 3-й картины.
Вопросы:
–
Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу
старуха-мать и дочь?
–
Объясните значение слова «мачеха».
–
Как дочь
и мать относятся
к падчерице? Из
каких слов сказки это видно?
Попробуем
сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах
сказки.
В
прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками,
девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы
подснежники. Только пропадешь,
увязнешь в сугробах». Но она не
осмеливается перечить мачехе – плачет, кутается
в рваный платок и идет.
А вот
этот же эпизод в пьесе:
Падчерица. Да
какие же теперь подснежники – ведь зима!
Мачеха.
Весною-то за подснежниками не золотом платят, а медью!
Падчерица. Не
пойду!
Дочка.
А что же – мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица. Да
ведь не мне золото нужно!
Вопросы:
– В
чем разница данных вариантов? (У героини появилась внутренняя твердость,
чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.)
Обобщая
проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы:
– Кто
из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла? (Королева,
дочка, мачеха.)
–
Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?
Домашнее
задание: прочитать
оставшиеся действия сказки.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.