Урок 20 Т е м а : «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?». ПРИРОДА В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Вид занятия: рисование
природы по памяти.
Цели и задачи:
изображение природы в различных состояниях; укрепление межпредметных связей
(литература, музыка); учить умению строить пейзажное пространство с учетом
знаний элементов перспективы; формирование чувства неразрывной связи человека
с природой, развитие творческого воображения, восприятия мира; рассказ о
творчестве выдающихся российских художников второй половины XIX века (И. Шишкин, И. Левитан и другие), традициях
реализма, реалистической школы живописи; освоение художественных материалов;
совершенствование изобразительных навыков, образного представления, зрительной
памяти, глазомера; воспитание аккуратности. Оборудование урока: для учащихся -
альбом, акварель, гуашь, другие графические материалы, банка с водой, кисти, тряпка,
большие листы бумаги (A3).
Зрительный ряд:
репродукции и слайды: И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», «Март»,
«После дождя. Плес», «Летний вечер», «Первая зелень. Май», «Вечер на Волге.
Плес», «Осенний день», «Сокольники», «Владимирка», «У омута»; В. Серов
«Домотканово», «Цветущие яблоки», «Вечерний звон»; И. Шишкин «Лес зимой»,
«Лесные дали», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Дубы. Этюд», «На севере
диком», «Перед грозой», «Полдень в окрестностях Москвы»; А. Саврасов «Грачи
прилетели», «Проселок», «Вид на Московский Кремль. Весна»; А. Куинд-жи
«Березовая роща», «Закат», «Облака», «Лунная ночь на Днепре», «Вечер на
Украине», «Солнечные пятна на инее»; Ф. Васильев «В крымских горах», «После
дождя», «Оттепель», «Мокрый луг»; Н. Ромадин «Река Керженец», «Цветущий бугор»,
«Весенний день», «Розовый вечер», «Зимняя луна», «Лесная деревня», «Ночная
тоска»; А. Герасимов «После дождя. Мокрая терраса»; И. Грабарь «Февральская
лазурь»; Г. Нисский «Подмосковье. Февраль»; А. Рылов «Трактор на лесных
просторах», «Зеленый шум», «В голубом просторе»; К. Юон «Троицкая лавра зимой»,
«Мартовское солнце», «Новая планета», «Купола и ласточки»; И. Айвазовский
«Девятый вал», «Радуга», «Черное море», «Буря на море ночью», С. Жуковский
«Лунная ночь», «Плотина»; В. Бакше-ев «Голубая весна»; М. Сарьян «Горы»; А.
Остроумова-Лебедева «Зимний день» и другие; рисунки детей.
Литературный ряд: сказки
А. С. Пушкина «О царе Сал-тане», «О рыбаке и рыбке», стихотворения по теме.
Музыкальный ряд: можно
использовать сочинения П. Чайковского из цикла «Времена года», А. Вивальди
«Времена года», К. Дебюсси, А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова фрагменты из
оперы «Садко» или начало сюиты «Шехеразада» или начало симфонической поэмы
«Море» М. Чюрлениса.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих,
готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Все, что делают Мастера
Изображения, Украшения и Постройки (братья художники), - все обращено к душе
человека, все говорит о человеческих чувствах. Не только люди и звери, но и
сама природа имеет всегда свой характер и свое настроение, которое художник
стремится увидеть, понять, выразить. Пейзаж может быть для нас грозным,
радостным, спокойным, грустным, бурным и нежным. Особенно удобно это увидеть на
примере цветовых решений при изображении моря (сравним репродукции).
Стихотворение:
РИСУНОК
Я карандаш с бумагой
взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево
сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят,
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой - дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой.
Так надо,
Чтоб на рисунке вышел
гром
И молния над садом.
Я чёрным точки
зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг
подул –
И яблок больше нету.
Ещё я дождик удлинил –
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне
чернил,
А карандаш сломался...
С. Михалков
- Ребята, давайте вспомним
времена года и состояние природы в каждом времени года. А также посмотрим на репродукции
картин в книгах или выставленных в классе.
- Какая погода бывает
осенью? Какие цвета преобладают в это время года? Это «теплые» или «холодные»
цвета?
- А какие цвета
преобладают в зимнем пейзаже? Это «теплые» или «холодные» цвета?
- Какие изменения
происходят в природе в марте, апреле, мае? Каких цветовых сочетаний больше в
каждом месяце весны?
- А какие краски, цветовые сочетания преобладают в
летнем пейзаже?
- Какое время года тебе
ближе и почему?
Многие художники
стремились показать природу в разное время суток, передать настроение утра,
вечера, ночи. Посмотрим, к примеру, на репродукции картин... (Учитель,
показывая репродукцию или картину, называет вслух автора, кратко рассказывает
о творчестве художника, о картине.)
Настроение природы в картине
и свое настроение можно передать по-разному, например, с помощью цвета.
- Вы помните, как можно превратить цвет в нежный,
тревожный, тихий? В этом помогают белая, черная и серая краски.
Настроение в картине во
многом зависит и от того, как художник положил краску на бумагу или холст.
Краска может ложиться густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко. И тогда
можно рассмотреть форму мазков. Они могут быть похожи и на точки, полосочки,
волны, запятые (П. Синьяк «Марсельский порт», К. Моне «Скалы в Бель-Иль»).
Красоту природы, ее
состояний в разное время года и дня с любовью и мастерством передают русские
пейзажисты XIX-XX вв. Когда внимательно смотришь на эти изумительные по красоте полотна,
возникает ощущение, что ты это видел уже, что ты находился рядом с художником
и чувствовал то, что стремился передать живописец. Реалистический пейзаж
правдиво передает характер местности и выражает эмоциональное отношение
человека к природе. Русские художники XIX-XX вв. славились своей реалистической школой. Тревожное настроение в
природе перед грозой и ливнем, во время дождя или, наоборот, покой,
умиротворение после грозы мастерски, со знанием различных состояний природы
переданы в следующих картинах художников (показ имеющихся репродукций).
- Какие цвета преобладают
в пейзажах художников?
- Объясните, почему в
картинах разное время суток так различается по цветовому решению? Что изменяет
цвет всего, что окружает нас в природе? (Освещение.)
III. Работа над заданием.
Самостоятельная работа
учащихся.
Изобразить контрастные
состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.)
индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.
Дополнительное задание может быть дано на разные состояния природы: «Страшная буря», «Грустный вечер», «Светлые дожди», «Солнечное лето», «Утренний дождь весной», «Ураган»,
Прочти композиционные схемы пейзажей
Если ребята были
внимательны на прогулках, то они наверняка заметили, что стволы деревьев по-особому
нежны, что их никак нельзя изображать грубыми, жесткими цветами (черным,
темно-коричневым). Для сравнения - смотрим в окно на деревья. Поможет всем
цветам стать нежными, певучими белая гуашь или краска, разбавленная большим
количеством воды. А черная - для «утяжеления» цвета, большей его мрачности и
напряженности.
Учитель рисует на доске
расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет действия
примерно так:
1)Делим горизонтально расположенный лист линией
примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть
волнистой - изображать холмы.
Экспериментируй с
акварельными красками и цветными карандашами. Подбери цветовую гамму к
картинам, которые ты видишь в учебнике. Помни об изменении цвета по мере
приближения к горизонту.
2) Рисуем слева, в
середине, справа по 1-2 дерева, справа в небе - солнце, слева - тучу.
3) Сначала выполняются в
цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалёвок) - деревья. Живопись
выполняется в технике мазка. Направление мазков (в одну сторону: слева-вниз или
справа-вверх) может задать движение живописи, придать рисунку воздушность.
4) Так как слева мы
нарисовали тучку, то в цвет деревьев, земли, неба левой части рисунка вводим
«холодные» цвета. Середина - без изменений.
Упражнение.
- Теперь попробуйте сами
получить возможные оттенки цвета снега (ведь в природе он только неопытному
глазу кажется белым). Для этого добавьте белила в яркие краски. Полученные
цвета используйте, рисуя свой зимний пейзаж.
IV. Итоги урока.
Экспресс-просмотр
выполненных работ. Требования к работам:
- компоновка в листе,
пропорциональность, соразмерность, соответствие;
- колорит, живописность в
образном решении работы, владение материалом, аккуратность исполнения;
- проработка,
завершенность, общая выразительность, обобщение работы;
- наличие названия работы
(на обороте рисунка, карандашом). Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: найти в иллюстрациях к детским книжкам изображения разных
настроений в природе.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.