Урок 21. Государство и граждане
Цели: рассмотреть роль государства в жизни его граждан; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.
Основные понятия: государство, гражданин, гражданство, суверенитет.
Оборудование: учебник; дополнительные материалы; плод каштана; лист исследователя, который должен включать научные понятия: «предмет исследования», «гипотеза», «цель работы», «методы исследования», «источники информации»; технические средства обучения.
План изучения нового материала
1. Что такое государство?
2. Что такое гражданство?
(Учитель может зачитать ряд афоризмов о политике, государстве, гражданстве, приведенных в дополнительном материале к уроку.)
Что такое государство?
Долгие тысячелетия существования человечества у людей теплится надежда на то, что когда-нибудь наступит время всеобщего благополучия и согласия: дети будут слушаться родителей, младшие уважать старших, не будет начальников и подчиненных, бедных и богатых, знатных и безродных, уйдут в прошлое преступления и ложь, зависть и нетерпимость, конфликты и войны. Верующие связывают свои надежды с Богом, политики — с созданием справедливого общества, многие рассчитывают на успешное развитие личности под влиянием культуры, воспитания, образования.
Однако, пока всеобщее благосостояние и согласие не достигнуты, пока в мире, в отдельных странах, в семьях очень часты столкновения противоположных интересов, конфликты и ссоры, необходима сила, которая регулировала бы эти отношения, спасая тем самым общество и отдельных людей от полного разлада и гибели.
Такой силой, регулирующей отношения в обществе, стало государство.
В науке выделилось несколько основных подходов к проблеме происхождения государства. Теологическая теория основывается на идее творения государства высшими силами,патриархальная теория развития государства строится из первичной общности людей — семьи, договорная теория видит исток государства в соглашении между людьми, теория насилия — в завоевании одного народа другим, ирригационная теория связывает происхождение государства с условиями хозяйствования в бассейнах великих рек, в основе биологической ипсихологической теории лежит органическая разница природных типов самих людей. Классовая, марксистская теория полагает, что государство возникает в результате имущественного расслоения общества на основе частной собственности на средства производства и как следствие этого раскола па враждебные классы. В данном случае государство выступает в качестве силы, призванной удерживать угнетенных в повиновении угнетателям. Каждая из теорий отмечает один из факторов, приведших к изменению общественной жизни, к появлению государств. Реальный процесс — это смешение, сочетание различных факторов, причем уникальное для каждого народа.
III. Работа с текстом параграфа
1. Просмотреть содержание учебного материала на с. 101 — 106.
2. Составить словарь новых понятий.
3. Выписать главные признаки государства.
Словарь понятий
Суверенитет — государственная независимость.
Демократическое государство — государство, в котором народ участвует в управлении им.
Недемократическое государство — власть находится в руках одного человека или группы людей.
Монархия — во главе государства стоит король или царь, власть которого передается по наследству.
Республика — верховную власть осуществляют органы, которые избираются народом на определенный срок.
Признаки государства:
1) единая территория;
2) суверенитет;
3) аппарат управления;
4) налоги;
5) наличие своих законов;
6) гражданство.
IV. Исследование понятия «гражданство»
(Учитель приглашает к доске одного ученика, завязывает ему глаза и вкладывает в ладонь неизвестный для учащихся предмет, например плод каштана.)
— (Имя ученика), подойди, пожалуйста, ко мне.
— Не волнуйся.
— Я завяжу тебе глаза этой повязкой и дам в руки предмет.
Постарайся определить, что это такое.
— Сложно выполнить задание?
— Какое испытываешь желание?
— Развяжем повязку.
— Посмотрите на предмет внимательно.
— Вы можете сказать, что это? (Плод каштана.)
(Часто ученики не могут определить название предмета даже с открытыми глазами, следовательно, урок может развиться по следующему сценарию.)
Я продемонстрирую вам самый простой путь к познанию — слово учителя. В моих руках плод каштана. Но есть и другой путь — это путь исследования, обращаясь к нему, вы должны были бы самостоятельно ответить на поставленный вопрос.
Внимательно прослушайте предложение: «В нашей стране действует Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации”». Вам все понятно в этом предложении?
Итак, нам предстоит определить, что такое гражданство, используя различные источники.
Перед каждым из вас лежит лист исследователя, в котором указан предмет исследования. Предлагаю предположить, что такое гражданство, и записать предположение (гипотезу).
Вам необходимо изучить текст и окончательно дать определение понятию «гражданство» на вашем листе исследователя.
Пример
Лист исследователя
Предмет исследования: понятие «гражданство».
Гипотеза: гражданство — это...
Цель работы: дать определение понятию «гражданство».
Методы исследования: изучение литературы, обобщение.
Источники информации: фрагменты работ Аристотеля «Политика», Цицерона «О законах», Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
Определение понятия «гражданство»._________
Группа 1 пойдет по традиционному пути — изучит понятие по учебному пособию (с. 106 — 108), в котором найдет открытый ответ на вопрос.
Группа 2 изучит дополнительный материал и самостоятельно сформулирует определение (учащиеся изучают фрагменты работ Аристотеля «Политика», Цицерона «О законах»).
— Какой путь познания был наиболее простым?
— Какой более сложным?
Прочитать параграф нас. 101-110. Нескольким ученикам подготовить сообщения о государственных символах.
1. Государственный герб.
2. История государственного гимна.
3. История государственного флага.
4. История рубля.
Дополнительный материал Качества политического лидера (по опросам населения)
1. Профессионализм, подготовленность к исполнению политической должности.
2. Информированность в области политических знаний.
3. Умение и готовность проявлять инициативу в политических действиях, взять на себя ответственность.
4. Влияние, оказываемое лидером на политический процесс, должно быть не мнимым, а реальным и весомым.
5. Готовность и отсутствие боязни нести ответственность за своих последователей.
6. Способность воспринимать и выражать интересы широких народных масс.
7. Способность к политическому творчеству, выдвижению, совершенствованию и реализации новых идей.
8. Обладание политической интуицией и острым чувством политического времени.
9. Способность своими словами и действиями убеждать и увлекать за собой людей.
10. Обладание доверием людей. Лидер должен быть человеком честным, порядочным, не взяточником и не жуликом.
Черты и признаки политической партии
1. Добровольное объединение граждан.
2. Цель партии — участие в осуществлении политической власти.
3. Партия имеет общие политические интересы, на их основе разрабатывается программа, формулирующая стратегию и тактику партии, то есть цели и задачи борьбы, а также пути и средства их достижения.
4. Партия имеет свою организацию — численность, постоянство состава, формализованное членство, внутреннюю структуру (все эти вопросы находят свое освещение в уставе партии).
5. В партии четко выделяется руководящее ядро, лидеры.
6. Партия имеет свое имущество, финансовые средства, свои средства массовой информации — газеты, журналы, каналы телевидения и радиовещания.
7. Для многих политических партий характерно наличие определенных символов, значков, знамен, иногда даже формы.
Политика (афоризмы)
«Политика есть искусство возможного» (О. Бисмарк).
«Политика не есть искусство возможного; политика — искусство невозможного» (В. Гавел).
«Политика — это неустанный выбор из двух зол» (Д. Морлей).
«Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам» (Наполеон Г).
«В политике приходится делать много такого, чего не следует делать» (Т. Рузвельт).
«В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе» (Ш. де Голль).
«Что собственною волею избирает человек, то и любит он» (В. Ф. Малиновский).
«Заниматься политикой — все равно что сморкаться или писать невесте. Это надо делать самому, даже если не умеешь» (Г. Честертон).
«Политик — человек, который, увидев свет в конце тоннеля, начинает рыть другой тоннель» (Д. Куинтон).
«Легко быть терпимым к чужим убеждениям, если у тебя самого нет никаких» (Г.-С. Сэмюэль).
«Фанатизм во имя порядка готов внести анархию» (В.О. Ключевский).
«Политик не должен быть слишком умен. Очень умный политик видит, что большая часть стоящих перед ним задач совершенно неразрешима» (С. Лем).
«Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение» (У. Черчилль).
«Честный политик — тот, кому руководитель его избирательной кампании не говорит, как он выиграл выборы» (Д. Робинсон).
«Пропаганда — это монолог, который ищет не ответа, но эха» (У. Оден).
«Ложь пропаганды говорит правду о государственном строе» (Л. Кумор).
«Правитель должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять» (Еврипид).
«Представительное правление — инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен» (К. Меттерних).
«Если вы в меньшинстве — говорите; если в большинстве — голосуйте» (Р. Шерман).
«Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время; но нельзя дурачить все время весь народ» (А. Линкольн).
«Обсуждать надо часто, решать — однажды» (Сир Публий).
«В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах» (Конфуций).
«Вера — то, ради чего умирают, идеология — то, ради чего убивают» (А. Бенн).
«Народы так же падки на лесть, как и тираны» (А де Ламартин).
Аристотель «Политика»
(Аристотель рассматривает государство как естественное образование, существующее ради «лучшей жизни» своих граждан. Граждане у Аристотеля — свободные люди, они занимаются только военными делами, законотворчеством и судопроизводством. Сельское хозяйство и ремесло — удел рабов. Аристотель не выделяет государства из гражданского общества. Правильными формами государства он считал монархию, аристократию и политию (умеренную демократию), а неправильными — тиранию, олигархию, тимократию, где признается только личное благо правителя.)
Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага... причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение называется государством или общением политическим.
Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство — продукт естественного возникновения, как и первичные общения.
Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек... Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, и т. п. А совокупность всего этого и создает семьи и государства. Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части.
Природа желает, чтобы и физическая организация свободных людей отличалась от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни.
Государственный строй в его целом является не демократией и не олигархией, но средним между ними — тем, что называется политией; полноправны при ней только те, кто носит тяжелое вооружение... В «Законах» же говорится, что наилучшее государственное устройство должно заключаться в соединении демократии и тирании; но эти последние едва ли кто-либо станет вообще считать видами государственного устройства, а если и считать их таковыми, то уж наихудшим из всех. Итак, правильнее суждение тех, кто смешивает несколько видов, потому что тот государственный строй, который состоит в соединении многих видов, действительно является лучшим.
Ввиду того что государство представляет собой нечто составное, подобно всякому целому, но состоящему из многих частей, ясно, что сначала следует определить, что такое гражданин (Polites), ведь государство есть совокупность граждан. Итак, кого следует называть гражданином и что такое гражданин... Гражданин — это тот, кто имеет участие в законосовещательной и судебной власти. Отсюда мы можем утверждать, что он и является гражданином данного государства. Государством же мы и называем совокупность таких граждан.
Остается еще одно затруднение в определении понятия «гражданин»: является ли гражданином действительно только тот, кому можно принимать участие в управлении, или же гражданами нужно считать также и ремесленников? Если считать также и тех, кто не имеет доступа к должностям, то, выходит, добродетель начальствующего не может быть свойственна всякому гражданину, потому что в указанном случае гражданином оказывается и этот... Разумеется, он не метек и не иноземец... Государство есть общение свободных людей.
Цицерон «О законах»
Итак, государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью людей. Первой причиной для такого соединения людей является не их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе.
Что такое государство, как не достояние народа? Итак, достояние общее, достояние, во всяком случае, гражданской общины. Но что такое гражданская община, как не множество людей, связанных согласием? У римских авторов мы читаем: «...вскоре множество людей, рассеявшихся по земле и скитавшихся по ней, благодаря согласию превратилось в гражданскую общину»(Августин).
Осуществление (управления) следует поручать либо одному человеку, либо нескольким выборным, или же его должно на себя брать множество людей, т. е. все граждане... Когда власть находится в руках одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью.
Когда власть находится в руках выборных, то... эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же... является такая община, в которой все находится в руках народа... При царской власти все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия решений, да и при государстве оптиматов народ едва ли может пользоваться свободой, будучи лишен какого бы то ни было участия в совместных совещаниях и во власти, а когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это несправедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении.
Ты с полным основанием спрашиваешь, какой из трех видов государственного устройства наиболее одобряю я, ведь ни одного из них самого по себе, взятого в отдельности, я не одобряю и предпочитаю каждому из них то, что как бы сплавлено из них всех, взятое вместе. Но если понадобится выбрать какой-нибудь один строй в чистом виде, то я одобрил бы царскую власть (и поставил бы ее на первое место).
Герб
Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» — наследство. Гербом называется изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели также дворянские роды и отдельные лица.
Гербы появились очень давно. Они найдены на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Так, гербом шумерских государств, существовавших более четырех тысяч лет назад, был орел с львиной головой, гербом Древнего Египта — змея, Персии — орел, Армении — лев, увенчанный короной, Афин — сова, Коринфа — крылатый конь, острова Родос — роза. На шлеме Александра Македонского был изображен морской конек. Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражает красоту и величие, зеленый — изобилие, красный — мужество и храбрость.
Вот герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазоревом плаще. Привстав в стременах, он вонзает длинное копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Этот герб появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо-татарскими полчищами на Куликовом поле. Он показывает в условной форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.
Этот герб чеканился и на монетах. Некоторые историки считают, что такие монеты Московского княжества могли по всаднику с копьем называться «копейными деньгами», а позже — просто «копейками». Впрочем, есть и другие мнения о происхождении слова «копейка».
Позже, при Иване III, Москва становится центром Русского государства. Иван III женится на племяннице византийского императора. Вскоре Византия — центр Восточной Римской империи — гибнет под ударами завоевателей — турок. И тогда Иван III принимает в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла. В гербе Византии две головы орла показывали два центра Римской империи: восточный (Византию) и западный (Рим). В гербе Московии (так тогда называлась Россия) двуглавый орел стал означать, что Москва пришла на смену Византии, сделалась «третьим Римом». Но на груди орла появляется щит с рисунком воинственного всадника — неизменный герб Москвы.
В различные исторические периоды российский герб несколько видоизменялся. Менялись отдельные детали: появлялись скипетр, держава и корона (знаки императорской власти), а также цепь ордена Андрея Первозванного и гербы присоединенных к России земель. В XVIII в. были установлены цвета герба — черный орел на желтом фоне, всадник на красном поле.
После Октябрьской революции у нашей страны был другой герб, но сейчас Россия вернулась к своим прежним символам.
Флаг
Флаги мы видим часто. Большие — над зданиями, где размещаются власти, например над Кремлевским дворцом. Маленькими флажками машут встречающие, когда приезжают почетные гости. Флаг несут перед воинской частью на параде, поднимают его на каждом корабле, а значки с изображением флага многие носят на лацкане пиджака.
Самые первые флаги были военные. Появлялись они тогда же, когда появлялись большие армии и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется — свой или вражеский. Для этой цели и стали воины привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и появлялись настоящие флаги.
У древних римлян флагов еще не было. Но у воинских подразделений Древнего Рима — легионов были свои значки, изображавшие орлов на высоком древке, под которыми крепились таблички с названиями легионов. Зато у древних кочевников скифов были уже настоящие флаги. Их шили в виде длинного мешка, изображающего дракона с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру дракон раздувался, и вид получался очень впечатляющий. Интересно, что еще в начале XX в. почти такие же знамена существовали у горских общин в Сванетии (Грузия), только они изображали не дракона, а льва.
Но надутые флаги все же редкость. Обычный флаг бывает в виде прямоугольного полотнища. Уже в начале Средних веков в Европе каждый рыцарь, не говоря уже о баронах, графах и другой знати, имел свой герб, который изображался на щите и на флаге, прикрепленном к копью.
Так флаг (и герб) арагонских королей (Арагон — область на севере Испании) изображал пять красных полос на желтом фоне. Легенда говорит, что дон Педро, первый король Арагона, после долгой и кровавой битвы с арабами вытер окровавленную правую руку о свой позолоченный щит, и на щите осталось пять красных полос. Отсюда и рисунок на флаге. А от арагонского флага произошел и современный государственный флаг Испании. Правда, на нем не пять красных полос, а только две — по верхнему и нижнему краям желтого поля.
Флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины, вертикальных, горизонтальных, даже диагональных (косых). Синий, белый, красный — самые распространенные цвета государственных флагов. Из государств — членов ООН более 30 стран имеют флаги, составленные из этих трех цветов. Флаг нашего государства, России, — бело-сине-красный горизонтальный. А флаг Франции — сине- бело-красный вертикальный. В российском флоте по первым буквам цветов издавна российский флаг сокращенно называли «бесик», а французский — «сибек».
Каждый цвет имеет свое символическое значение, хотя в разных случаях оно различно. Желтый (золотой) чаще всего обозначает богатство страны, зеленый — плодородие ее полей,красный — героизм народа или кровь, пролитую в борьбе за свободу.
Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к ее флагу - ведь под ним совершено так много подвигов. В бою знамя воинской части оберегают как самую большую ценность; если враг сумеет захватить знамя, часть расформировывается как опозоренная. Наоборот, когда политические демонстранты хотят выразить свое неодобрение действиями другого государства,они нередко сжигают его флаг.
Трехцветный флаг России учрежден первым российским императором — Петром I. Петр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе, и многое заимствовал у нее, в том числе идею флага, изменив лишь порядок цветов (голландский флаг — красно-бело-синий). Придавал ли он сам цветам флага какое-либо символическое значение, мы не знаем, но в ту эпоху эти цвета чаще всего трактовались как выражение трех основных сословий общества; белый обозначал духовенство, синий — служилое дворянство, красный — трудовой народ. Позднее эти цвета стали истолковывать по-другому: белый считался выражением чистоты устремлений, синий обозначает волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
Гимн
Слово «гимн» образовано от греческого «гимное» — восхваление, торжественная песня. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев. В Древней Греции, например, слагались гимны богам и героям мифов (миф — по-гречески «предание», «сказание»). Известным создателем гимнов был древнегреческий поэт Гомер. Например, Гомер славит бога огня и кузнечного дела Гефеста за то, что он научил людей многим ремеслам.
Муза, Гефеста воспой,
Знаменитого разумом хитрым!
Вместе с Афиною он светоокою
Славным ремеслам
Смертных людей на земле обучил...
Многие поэты разных стран посвящали торжественные стихотворения своей родине. Например, французский поэт XVII в. Г1. Ронсар написал «Гимн Франции». В 1792 г. во время Великой французской революции в городе Страсбурге офицер Рейнской армии поручик Руже де Лиль сочинил слова и музыку революционного гимна. Автор назвал его «Боевой песней Рейнской армии», но, быстро распространившись, он стал особенно популярен в городе Марселе и получил название «Марсельеза». В 1887 г. «Марсельеза» была утверждена официальным гимном Франции и является им до сих пор.
Долгое время гимном России служила мелодия полонеза «Гром победы, раздавайся!». В 20-е гг. XIX в. композитор князь А.В. Львов и поэт В.А. Жуковский написали новый гимн — «Боже, царя храни...». Он исполнялся в России до февраля 1917 г. Во времена революции 1905—1907 гг. рабочие на баррикадах пели «Марсельезу», которую еще в 1875 г. участник Парижской коммуны революционер П.Л. Лавров перевел на русский язык.
Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног.
Нам не надо златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог...
После Октябрьской революции 1917 г. в России государственным гимном стал «Интернационал». Текст песни написан во Франции рабочим поэтом Э. Потье в 1871 г., а музыка — композитором П. Дейге- ром в 1888 г. В русском переводе слова припева «Интернационала» были опубликованы в первом номере газеты «Искра», а полностью он был распечатан в 1902 г. в Лондоне. «Интернационал» звал всех трудящихся к объединению в борьбе за справедливость на земле.
«Интернационал» был государственным гимном страны до 1944 г. В декабре 1943 г. был утвержден новый гимн СССР. Его впервые исполнили по радио в ночь на 1 января 1944 г. По конкурсу прошли два варианта поэтов - С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана на музыку композитора А.В. Александрова. В 1977 г. текст гимна был обновлен. В 1991 г. был принят новый гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М.И. Глинки. В 2001 г. принят обновленный текст гимна на стихи С.В. Михалкова, музыку А.В. Александрова.
Государственный гимн страны исполняется при подъеме государственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушается стоя.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.