Главное меню

  • К списку уроков
Урок 10 ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК
28.10.2013 8265 0

 Эпиграф к уроку:

Каждое живое существо должно свык­нуться с тем, что оно - опытный экземп­ляр природы, а не окончательный вариант.

Вильгельм Швёбеяь — немецкий ученый, публицист, афорист

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: продолжить формирование у учащихся представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человече­ского общества.

Учащиеся должны знать, что:

1)   природа - это естественная среда обитания человека;

2)   ноосфера - область планеты, охваченная активностью чело­века, его разумной деятельностью;

3)   нормы морали стали регулировать отношения людей;

4)   человечество постепенно поднимается на новую ступень раз­вития.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1)   природа;

2)   биосфера;

3)   ноосфера;

4)   общество;

5)   моральные нормы.

Учащиеся должны уметь:

1)   раскрывать основные значения понятий;

2)   определять роль природы в жизни человека и общества;

3)   аргументировать свои ответы;

4)   определять значение моральных норм и запретов в жизни общества.

Ход урока

I.    Изучение нового материала.

1.                                  Работа с таблицей.

Задание. Запишите в таблицу, что вам известно по этой теме (в графу «Знаю»), вторую и третью колонки оставьте незаполнен­ными до тех пор, пока не будет изучен текст параграфа.

Знаю

Узнал

Хочу еще узнать

 

 

 

 

2.   Работа в группах.

Изучение данного учебного материала лучше всего провести с использовани­ем одного из приемов технологии критического мышления - модель Зиг­заг.

Условия. Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Для того чтобы каждый имел свой номер, можно либо рассчитаться на 1, 2, 3, 4, либо раздать карточки разного цвета.

Затем учитель обращает внимание на материал учебника и со­вместно с учениками ставится цель урока, кратко обсуждается те­ма. Учитель говорит о том, что к концу урока каждый член группы должен понять тему, но растолковывать ее ученики будут по час­тям, а потом из частей создается общее знание.

Весь материал разбивается на 4 части.

Первые номера отвечают за раздел «Что такое природа?».

Вторые - «Связь человека с природой».

Третьи - «Человек - венец природы?».

Четвертые - «Вершина пирамиды или звено в цепи?».

Когда все поняли, создаются новые группы, куда входят - только все первые номера, только все вторые номера, только все третьи номера, только все четвертые номера.

Их задача заключается в том, чтобы изучить материал, доско­нально разобраться, обсудить его, выбрать наиболее приемлемые методы и приемы для объяснения товарищам. Когда материал изу­чен, группы возвращаются в свое первоначальное состояние и на­чинают обучать своих друзей. Первые номера объясняют свою часть, вторые, третьи, четвертые - свою.

И теперь каждый ученик владеет всем объемом знаний по пара­графу.

Заполняется вторая колонка таблицы «Узнал».

II.    Закрепление.

Закрепление можно организовать как групповую работу, где учащиеся чита­ют дополнительный материал, анализируют его, отвечают на вопросы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Теория «Гея»

В конце 60-х годов появилась теория, которую решили назвать по имени древнегреческой богини Земли. Согласно этой теории живые существа - не пассивные жертвы среды обитания, они спо­собны воздействовать на нее. Иначе говоря, наша планета ведет себя как гигантский живой организм, в котором все живые сущест­ва взаимодействуют между собой, обеспечивая его устойчивость.

С позиции этой теории можно объяснить некоторые факты, от­носящиеся к зарождению жизни. В то время в атмосфере Земли содержалось 90 процентов двуокиси углерода. Это создавало сверхпарниковый эффект, благодаря которому на Земле поддержи­валась теплая температура. Но Солнце постепенно разогревапось. Почему же не произошло перегрева Земли? По мнению английско­го ученого Лавлока, одного из создателей теории «Гея», это объяс­няется наличием на Земле живых существ. Например, первые бак­терии потребляли двуокись углерода, что приводило к отсасыва­нию его из атмосферы и тем самым ограничивало способность этого газа создавать парниковый эффект. Позже, около 3,7 млрд лет назад, появились первые формы сине-зеленых водорослей, ко­торые стали использовать солнечный свет для производства пита­ния. Но одновременно они вырабатывали кислород. Со временем в атмосфере накопилось заметное его количество, что привело к ох­лаждению планеты и заложило первоосновы той жизни, которая известна нам сегодня.

В соответствии с этой теорией прогнозируют и будущее. Если начнется глобальное потепление климата, то Землю спасет планк­тон. Он станет выбрасывать в атмосферу больше определенного газа, в результате появятся частицы серы, что, в свою очередь, уве­личит образование капель воды, значит, и облаков. Облака будут сильнее затенять поверхность Земли и отражать обратно в косми­ческое пространство больше солнечного света. Таким образом, по этой теории, на разогревание Солнца Земля ответит деятельностью, обеспечивающей охлаждение среды обитания.

За годы своего существования теория привлекла на свою сто­рону самых разных сторонников. Так, промышленники и произво­дители довольны тем, что из нее вытекает вывод о способности нашей матери-природы пережить даже обильные промышленные загрязнения. Лавлок готов согласиться с этим, но добавляет, что тогда, быть может, на смену человеку придет более устойчивый к загрязнениям биологический вид.

Жизнь - высшая ценность

Вспомним знаменитую сказку о соловье Г. Андерсена. Именно перед лицом смерти император вновь пожелал увидеть живого со­ловья. И это исполнено глубокого смысла: ведь смерть - привиле­гия живого - позволяет ощутить единство с миром природы. Вот почему пение живой птицы отгоняет смерть, начинавшую одоле­вать императора, как только тот добавил к механическому при­дворному церемониалу еще и искусственного соловья.

В мире созданных человеком материальных вещей многое цен­но. Но живое более ценно. Этому выводу даются разные обоснова­ния. Одни считают, что живое - это творение Божье, которое все­гда выше созданного руками человека. Другие утверждают, что органическое превосходит искусственное прежде всего потому, что первому присуща внутренняя целесообразность, тогда как послед­нему - лишь внешняя (служить удовлетворению определенных по­требностей человека).

Из этого положения следует вывод о необходимости очень бе­режного отношения ко всему живому. Прервать естественный ripoцесс развития и эволюции живого, длящийся миллионы лет, допус­тимо лишь в том случае, если, к примеру, это способствует сохране­нию человеческой жизни (например, уничтожение болезнетворных микробов, мухи це-це и т. д.).

Вопросы и задания:

1.    Из теории «Гея» различные ученые делают противополож­ные выводы. Одни считают, что земная жизнь сознательно (то есть в соответствии с определенной целью) управляет своей средой. Другие убеждены, что природа действует в полном соответствии с дарвиновской теорией эволюции: бессознательно, без какого-либо разумного плана. Просто все дело в том, что при наличии в мире более 30 млн биологических видов жизнь обладает огромной спо­собностью к самосохранению. А как вы считаете? Свое мнение ар­гументируйте.

2.    Согласны ли вы с утверждением, что совершенно недопус­тимо, к примеру, во имя строительства автострады, увеличиваю­щей человеческую мобильность, заливать бетоном те участки, в которых только и могут выжить определенные виды живых су­ществ? Аргументируйте свою позицию.

3.    Обсудите возможности и перспективы следующего прогноза. Некоторые ученые считают, что можно высвободить силы «Геи», для того чтобы зародить жизнь на Марсе. Согласно этому предло­жению, для того чтобы разогреть планету, сделать так, чтобы по ее поверхности снова потекли реки, нужно выпустить в атмосферу Марса достаточное количество хлорфторуглерода, который даст начало парниковому эффекту. Затем надо будет внедрить на Марс стойкие микроорганизмы из сухих долин Антарктиды. Эти кро­шечные создания путем фотосинтеза будут создавать кислород. А поскольку им не будут мешать ни хищники, ни соперники, они смогут очень быстро размножиться и покрыть всю поверхность планеты. После этого можно будет приступить к заселению ее людьми. И тогда посев, произведенный с помощью космических кораблей, приведет к появлению в космосе первого потомка Земли.

Ш Словарь

Биосфера - нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и часть метосферы Земли, населенная живыми организмами; самая круп­ная экосистема Земли.

Ноосфера - «мыслящая оболочка», высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и развитием человечества, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.

Природная система - совокупность элементов живой и (или) неживой природы, находящихся в определенной связи и отноше­ниях между собой и образующих относительно устойчивое единст­во и целостность.

К разделам «Человек - венец природы?» и «Вершина пирамиды или звено в цепи?»

Понимание человеком своего места и роли в природе историче­ски изменчиво. Так, архаическим культурам было свойственно по­нимание человека как части великого природного организма, боже­ственного и живого. Единство человека и природы отражалось в мифах. В ритуалах человек также пытается символически выразить свою общность с природой.

С началом оседлого образа жизни, развитием земледелия, вы­делением социальных групп, возникновением городов и госу­дарств, появлением ремесленной техники, начатков наук отноше­ние человека к природе меняется. Хотя наука пока не теряет связи с мифом, но начинают применяться количественные методы при изучении природы, появляются астрономия и геодезия. В Древней Греции зарождается дедуктивная наука, выводящая теоремы из ак­сиом. Так, и греческой, и индийской наукам издавна был известен закон, получивший имя Пифагора, однако в индийских текстах он лишь приводится, тогда как Евклид его доказывает. Вместе с тем многие древнегреческие мыслители наделяли душой природные явления. Например, Платон и Аристотель даже звезды считали одушевленными.

В эпоху средневековья в европейских странах господствовало христианское вероучение. Природа здесь уже не есть нечто суще­ствующее само по себе, ее бытие порождено Богом.

При этом человеку в природе отводится центральное место.

Постепенно зарождалась идея о безграничных возможностях человека в познании и преобразовании природы. Так, еще в сред­ние века появилась идея о том, что человек творит математические сущности.

В новое время вместе с идеями французского философа Декар­та стало утверждаться отношение к человеку как высшей ценности и единственно разумному и одухотворенному началу в мире. По сути, растения и животные стали рассматриваться как машины, не имеющие внутреннего мира. Это в дальнейшем помогло преодо­леть все сомнения по поводу проводимых над животными опытов. Вместе с тем отдельные мыслители нового времени хотя и не оду­шевляли природу, но все-таки наделяли ее достоинством. В ее су­ществовании и развитии видели проявление истинного, доброго и прекрасного, что человек обязан почитать и любить.

Но не эти воззрения определяли общественное сознание людей индустриальной эпохи. Все более утверждалась идея главенства активного, творческого человека, стоящего над враждебной ему и косной природой, которую предстоит полностью преобразовать с учетом потребностей людей. Такие представления станут в даль­нейшем одним из источников экологической опасности.

Принадлежность к двум мирам

Сущность человека двойственна. С одной стороны, он порож­ден природой и поэтому, безусловно, является ее частью. Но с дру­гой - он - единственное существо, способное постигать принципы существования самого себя и природы. Таким образом, человек есть отличное от всего царства природы. Помимо природного, че­ловек включен также и в мир общества. Как социальное существо человек входит в определенные социальные группы и общности, живет и действует в системе определенных общественных отноше­ний, создает искусственную среду обитания - «вторую природу». Как живое существо человек подчиняется общим законам развития биосферы, имеет определенную совокупность видовых признаков; биологически обусловлены половые различия людей, продолжи­тельность детства, зрелого возраста и старости. Передается по на­следству, то есть биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности, например, в музыке, мате­матике ит. п.

Ряд ученых считают, что от далеких предков люди восприняли и некоторые инстинктивные программы поведения, которые с ге­нами передаются из поколения в поколение. Так, по мнению зна­менитого австрийского врача и исследователя 3. Фрейда, в основе войн лежат древние инстинкты агрессии и разрушения.

Вопрос о том, какое из двух начал - биологическое (природное) или социальное (общественное) - является определяющим в фор­мировании способностей, чувств, поведения человека, остается и сегодня предметом острого спора. Одни исследователи и филосо­фы считают, что решающая роль принадлежит биологическим фак­торам. Именно благодаря им произошло становление и развитие биологического вида. Другие выдвигают на первый план влияние на человека общества и общественных отношений. Лишь с их по­мощью человек овладевает языком, сознанием, культурой, навыка­ми общественного поведения, способностью трудиться.

Теория, о которой спорят

Есть виды живых существ, вооружения которых сокрушитель­ны, а приемы их применения молниеносны (ядовитые насекомые, змеи). Боевая стычка между соперниками в данном случае неми­нуемо закончилась бы смертью одного из них, а то и обоих. У по­добных видов естественный отбор вырабатывает запрет применять оружие во внутренних стычках. Эту систему инстинктивных запре­тов биологи назвали естественной моралью. Она тем сильнее, чем сильнее от природы вооружено животное.

Человек и его ближайшие предки были слабо вооруженными животными, даже укусить и то толком не могли. Поэтому у него изначально слабы инстинктивные запреты, слаба естественная мо­раль. Но впоследствии человек начал создавать и совершенствовать искусственное оружие и стал самым вооруженным видом на Земле. Мораль же почти не изменилась. Иначе говоря, беда человека не в его высокой агрессивности, а в его недостаточной моральности.

Вопросы и задания:

1.  Наука утверждает, что увеличение сложности системы ведет к ее неустойчивости. Например, при разрушении транспортной се­ти, газо-, водо- и электроснабжения город погибает. А хутор при таком же воздействии выживет ( у каждого свой огород, колодец). Отсюда следует, что простейшие, способные питаться множеством веществ, не съедобных для высших существ, выживут при любых потрясениях. Человек же наиболее уязвим.

Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Свою позицию обоснуйте.

2.  Какие из перечисленных характеристик и свойств человека и особенностей его жизни можно отнести к биологически обуслов­ленным, а какие к социально заданным:

-     способность овладеть речью;

-умение пользоваться столовыми принадлежностями при еде;

-     перенесенные в жизни заболевания;

-     членораздельная речь;

-     способность мыслить.

3.    Существует точка зрения, согласно которой многие живот­ные, чем они генетически ближе друг к другу, тем более друг другу противны, тем более, так сказать, карикатурны друг для друга. Тот же механизм срабатывает и в людях. Проиллюстрировать это мож­но отношением к языкам. Если чужой язык очень далек от родного (для русский - эстонский или китайский), то нам он просто непоня­тен. Более близкий язык (например, немецкий, литовский) уже вы­зывает неприятие в употреблении знакомых корней и слов, и, на­конец, близкие языки (болгарский, украинский) воспринимаются просто как смешные, как пародия на русский (вспомним творчест­во Гоголя, Шолохова).

Разделяете ли вы данную точку зрения? Следует ли из приве­денного утверждения, что наиболее враждебно друг к другу могут относиться именно близкие по культуре и духу народы?

Ш Словарь

Естественная среда обитания человека - та часть природы, с которой общество взаимодействует в процессе своего развития и жизнедеятельности. На первых этапах становления человечества естественная среда его обитания охватывала лишь небольшую часть земной поверхности. Теперь же она включает не только всю поверхность Земли, но и ее недра, Мировой океан, околоземное воздушное пространство, а также часть нашей Солнечной системы.

Искусственная среда обитания человека - это та часть окру­жающей среды, которая создана человеком в процессе историче­ского развития, является продуктом жизнедеятельности человека и общества и не существует сама по себе как природа. В состав ис­кусственной среды входят созданные человеком жилища, города, села, дороги, транспортные средства, орудия труда и многое другое.

Домашнее задание: § 8.