Урок № 13 Лирический эпос «Кыз Жибек», «Козы Корпеш и Баян Сулу»
Урок № 13 |
Срок
проведения: октябрь |
Число |
||
ТЕМА
УРОКА: Героический эпос «Алпамыс». «Алпамыс, достигший исполнения желаний». ПОДТЕМА: Лирический
эпос «Кыз Жибек», «Козы Корпеш и Баян Сулу» |
||||
ЦЕЛЬ
УРОКА: Обобщить знания, полученные при
чтении эпоса «Алпамыс» и слушанье фрагментов из
оперы Еркегали Рахмадиева «Алпамыс» |
||||
ТИП
УРОКА: Урок обобщения темы |
||||
ЗАДАЧИ: Воспитательная: 1.Воспитывать
уважительное отношение к традициям и литературному наследию казахского народа 2.Воспитывать
поликультурную личность 3.На
примере главного героя эпоса воспитывать положительные качества личности Образовательная: 1.Закрепить
понятия «эпос», «жырау», «сарын» 2.Закрепить
содержание эпоса. Закончить его обсуждение и чтение. 3.Заполнить
кроссворд Развивающая: 1.Развивать
умение давать обобщённую характеристику героев эпоса 2.Проследить
за «музыкальным развитием» образов героев эпоса 3.Создать
литературную характеристику героев второго плана: Жадыгера, Карлыгаш, Кейкуата. |
||||
Оборудование: 1.фортепиано 2.учебник 3.магнитофон 4.фонохрестоматия 5.портрет
Е. Рахмадиева 6.видеомагнитофон |
Методы
музыкального обучения: 1.сравнения 2.наблюдения 3.обобщения 4.эмоционального
восприятия и сочувствия
|
|||
СОДЕРЖАНИЕ
УРОКА
|
Музыкальный
материал: 1.Фрагменты
оперы Рахмадиева по выбору учащихся. 2.Дунаевский
«Спой нам, ветер» - исполнение, определение основных музыкальных жанров. Художественный
материал: 1.Рассказ
о разных эпосах, лирический эпос «Кыз Жибек», «Козы Корпеш и Баян Сулу» 2.Картины
к эпосу «Алпамыс», диафильм. 3.Можно
показать фрагмент фильма «Кыз Жыбек» |
|||
ЭТАПЫ
УРОКА: 1.Организационный
момент, приветствие учителя, установление
рабочей обстановки. 2.Продолжение
эпоса, его завершающая часть-чтение, обсуждение. 3.Обобщение
по теме «эпос», повторение понятий. 4.Слушанье
фрагментов из оперы Еркегали Рахмадиева на выбор. 5.Иллюстративный
материал, обобщение 6.Исполнение
песни «Спой нам, ветер» 7.Обобщение. 8.Домашнее задание. |
||||
ЗНАНИЯ: 1.Знать,
что такое эпос, как называют исполнителей эпоса 2.Знать
героев эпоса, их литературную и
музыкальную характеристику УМЕНИЯ: 1.Уметь
давать словесное описание героев
разных планов 2.Уметь
применять знания в решение кроссворда 3.Уметь
давать характеристику героям, как положительных, так и отрицательных, героев
разного плана НАВЫКИ:
1.Навык
исполнения песни, передавая разные
музыкальные жанры 2.Навыки
работы с кроссвордами, творческими заданиями. |
||||
Домашнее
задание: с.8-25 повторить |
||||
Обобщение:
Эпические поэмы созданы гениальными поэтами казахского народа, не оставившими
своего имени в истории. Эти поэмы, изменённые и дополненные в разное время,
составляют драгоценное наследие прошлого. В этих поэмах народ выражает любовь
к своим верным сынам, боровшимся за независимость родины. Их высокий
патриотизм и героические дела народ ставит в пример будущим поколениям. Эти
поэмы рассказывают об историческом прошлом казахского народа, и они входят в список лучших произведений
мировой литературы. |
||||
P.S.Можно
использовать диафильм, литературный текст эпоса. |
||||
Дополнение
для учителя: «Алпамыс,
достигший исполнения желаний». Алпамыс
поскакал в аул, к юрте, где Ултан пировал. Байчубара
он осадил, песню дуаны затянул. Он
пел о том, что всё богатство Ултана не принадлежит ему, что он завладел чужим
достоянием, что хан ввёл народ в пучину бедствий и жестоко притесняет его. Алпамыс завершил
песню тем, что скоро наступят перемены, и Ултан лишится всего, что имеет. Свадьбу
празднуешь, хан Ултан! Ты свиреп, как дикий кабан. Есть
такая песня одна. Вам споет ее дуана! Ты,
Ултан, бережешь казну. Отвечай: это чья казна? Ты
сегодня берешь жену. Отвечай: это чья жена? Хан
Ултан говорит рабам: - Эта песня нам ни к чему. Дуану
гоните! Ему, ничего за песню не дам! А
прекрасную Гульбаршин эта песня бросила в дрожь. -Дай-ка
я на певца взгляну! Как на Алпамыса похож!.. Начал
дуана колдовать, начал в бубен бить, танцевать, Дуть
и через плечо плевать, не приедет ли на пир
Алпамыс - лихой батыр? Люди предложили: «Давайте
устроим состязание певцов». -Я
согласен, - сказал Ултан. - Только пусть все певцы прославляют меня! Но никто не хотел воспевать жестокого хана.
Только Бадамша и Мафия. И
вот две картавые певицы затянули свадебную песню: Наш
Ултан — великий хан, хан Ултан нам небом дан! Славьте
хана, станьте в круг! Ай-да, друг! Ай-да, супруг! Дай
нам денег, падишах! Осчастливь, Ултан, подруг! Ай-да, друг! Ай-да, супруг! Хан
Ултан — великан! Воздадим Ултану честь! У
такого, как Ултан, недостатки разве есть? Ценит
хан учтивых слуг! Ай-да, друг! Ай-да, супруг! Выйди
к хану, Гульбаршин, окажи ему почет! Обе
певицы были в восторге от своей песни. Громче
хана славь, дуана! Будет песня впрямь хороша- И
тебе поднесет вина, денег даст тебе Бадамша. Ай-да друг! Ай-да, супруг! Где
тот дуана, джигиты? — спросила картавая Бадамша.- Приведите его сюда, я буду
состязаться с ним в пении. И джигиты привели мнимого дуану. Алпамыс принял
вызов Бадамши и вступил с ней в состязание. Хорошо зная степные обычаи, он
приблизился к Ултану вплотную и начал распевать песню. Песня была очень
дерзкой, направленной против Ултана. И
правдивой песней своей Алпамыс
отвечает ей: -
Я в скитаньях годы провел, радости я там не обрел, Не
пойму, что творится тут. Дома трудно неправду терпеть. Так
о чем же мне песню петь? И
ответила Бадамша, эта льстивая душа: -Ты
пришел на свадебный той, так о свадьбе и песню пой! И
правдивой песней своей Алпамыс
отвечает ей: -Гульбаршин
поздравлять мне - с чем? Лучше стал бы я глух и нем, Не
глядел бы совсем на той и не пел на
свадьбе такой. Гульбаршин
попала в капкан, мечется голубка в плену, А
Ултан - свирепый кабан хочет взять чужую жену. -Ты,
картавая Бадамша, у меня топила очаг, А
Ултан ходил не дыша, пас моих скакунов косяк. Злая
баба, сухая жердь, я за все тебя накажу, Ждет
тебя позорная смерть, я на кол тебя
посажу! Закричала
Бадамша: -
Я не буду больше петь. Кто он, этот дуана? И ушла к себе, спеша. Дуана
остался один и тогда позвал: - Гульбаршин, Песню
я не сдержу в груди, мы с тобой споем, выходи! Гульбаршин
выходит, и вот песню ей дуана поет: —
Снова я на земле родной, здравствуй, мой Жидели-Байсын! Из
далеких краев домой возвратился твой бедный сын. Я
уехал семь лет назад, и скучал я семь лет подряд По
просторам родных равнин. Здравствуй, здравствуй племя Конрат! Спой
мне песню! Спой, Гульбаршин! Гульбаршин:
Этой песней я пронзена, точно в сердце моем - копье! Покажи
лицо, дуана, что ж ты прячешь лицо свое? Кто
же, кто стоит предо мной, притворяется дуаной? Дуана,
подыми свой взор, застрели меня им в упор! Алпамыс:
Гульбаршин, Гульбаршин, открой, как могло случиться, что тут |
||||
Происходит
свадебный той? Тот,
кого здесь ханом зовут, миловался ли он с тобой? Гульбаршин:
Пусть я тотчас в землю сойду, пусть я буду гореть в аду, Если
я пустила хоть раз зверя этого на
палас! Алпамыс:
Будь благословенна, жена, что до гроба мужу верна! Эту
тайну пока храни от своих гостей и родни! Молвил
так батыр Алпамыс Гульбаршин прекрасной своей, И
тогда они обнялись. Рассказала ему жена, Что
пошли все гости на луг в золотую тыкву
стрелять: Кто
три раза натянет лук и три раза в цель
попадет, Тот
себе прекрасную кыз за такую меткость возьмет. Поскакал
на луг Алпамыс, Байчубара торопит он, Вдруг
протяжный он слышит стон, приглушенный он слышит крик: -
Где ты, нежный ягненок мой, Алпамыс, верблюжонок мой! Некому
защитить меня, некому в беде поддержать! Слыша
голос, ему родной, Алпамыс придержал
коня. Видит
он - бредет его мать, престарелая Аналык; И
тяжел, и тих ее шаг: на спине у нее -
мешок, а в мешке у нее - кизяк. Алпамыс
прерывает путь и бросается ей на
грудь. Взор
ее уж давно потух, а теперь прояснился он; Притупился
у старой слух, а теперь возвратился он; Надломился
у бедной дух, а теперь распрямился он. Говорит
Алпамысу мать: - Сладко слезы мне проливать, И
на сердце стало легко. Ты со мной, надежда семьи! Молвит
матери Алпамыс: Матушка моя Аналык! С миром возвращайся домой. Я
сейчас напрямик поскачу на луг, Трижды
я натяну свой лук, трижды в цель попаду стрелой, Тыкву
на куски разнесу и сестру Карлыгаш спасу. Алпамыса
видя в кругу, хан Ултан говорит глумясь: -Дуана,
и ты на лугу? А лицом не ударишь в грязь? Тыква
так висит, посмотри! Что и не долететь стреле. Ах
ты, глупая голова! Алпамыс попадает - раз! Алпамыс
попадает — два! Алпамыс попадает - три! Глядь,
а тыква на земле, и кругом народ
говорит: -
Хорошо стреляет джигит! Алпамыс Ултану кричит: Отдавай
награду мою! Но не слышит хан, от похвал и хмельного пьян. Алпамыс
кричит: - Погляди, на кого дуана похож? Поглядел на него Ултан, Сердце
захолонуло в груди, хан схватился рукой за нож, Но
его сотрясала дрожь, он лицом был, как пепел, сер И
не мог ножа удержать, и пустился бегом бежать. Тут
его настиг Жадигер, закричав: Пусть злодей примет смерть от руки моей! Алпамыс
кивнул головой, и сказал: — Жадигер, он твой! Блещет
острое жало копья, и под ним, хрипя,
вопия, хан Ултан обретает конец! К
брату ластится Карлыгаш: Сокол наш! Избавитель наш! И,
любуясь на них, народ в умилении слезы
льет, Говорит:
- Спасибо, джигит! Вечной славы тебе венец! Пусть
опять над нами стоит Байбори, твой добрый отец! В
белом молоке кобылиц Алпамыс велел искупать И
отца своего и мать, и помолодели они,
избавились от морщин, И
в краю Жидели-Байсын потекли
счастливые дни. Мы
на этом закончим сказ, вы, друзья, не браните нас! Алпамыс
воздал по заслугам Ултану, который был осмеян народом, а Алпамыс
воссоединился со своей семьёй. Народ
узнал его и признал героем. Батыр
объединил страну, распавшуюся на множество родов, аулов. Вернул в родные края беженцев. Приставил джигитов к
полезному делу. Снова восстановил священные правила, которые испокон веков
утверждались в степи: младшие стали уважать старших, а старшие проявлять
заботу о младших. А
жырау заканчивает сказание так: «Рассеявшийся
народ собрал воедино Алпамыс. Привёл
в чувство зарвавшихся и беспомощных. Слушавший
меня народ, будь доволен. На
этом заканчивается мой рассказ».
|
||||
В
дополнение к теме эпос «Алпамыс» можно использовать рассказ Льва Николаевича Толстого
«Как боролся русский богатырь». При
князе Владимире напали на Россию печенеги. Подошли они с большим войском под
Киев. Князь Владимир вышел со своим войском навстречу. Сошлись они на реке
Трубеже и остановились. Князь печенежский подъехал к реке, позвал князя
Владимира и сказал: «Зачем нам много народа убивать. А сделаем вот как: ты
выпустишь своего силача, а я своего, и пускай они поборются. Если твой будет
сильнее моего, так я уйду, а если мой одолеет, то покорись ты со всей своей
землёю». Князь Владимир вернулся к своему войску и сказал: «А есть ли в нашем
войске такой силач, чтобы взялся бороться с печенегом?» Один старик сказал:
«Я пришёл сюда с сыновьями, а пятый меньшой сын Иван остался дома. Вели
послать за ним. Ему бог дал силу большую». Князь Владимир послал за Иваном.
Когда его привели, князь Владимир сказал ему: «Можешь ты бороться с
печенегом?» Иван сказал ему: «Я не знаю своей силы. Надо испытать». Князь
Владимир велел привести большого быка и сказал: «Ну, покажи над ним свою
силу». Иван велел раздразнить быка, и когда бык набежал на него, он схватил
его рукой за бок, вырвал кусок кожи с мясом,
а потом ударил его между рог и убил. Владимир послал сказать печенежскому князю, чтобы он высылал своего
силача. На другой день сошлись оба войска. В середине сделали чистое место.
От русских вышел Иван. Он был невелик ростом и лиц ом бел. От печенегов вышел
чёрный великан. Когда он увидел Ивана, сказал: «Зачем малого привели, я
раздавлю его». Когда силачи вышли на середину, на чистое место, они
схватились за кушаки, укрепились ногами и начали сжимать и ворочать друг
друга. Печенежский силач хотел поднять Ивана и перекинуть через себя, но Иван
так крепко сжал печенега, что он не мог дышать и захрипел. Тогда Иван
приподнял его, шмякнул об землю и расшиб до смерти. Печенеги испугались и
побежали, и русские побили их. |
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.