Япония в XVII – XVIII вв.
Раздел
5. Япония в XVII – XVIII вв.
Понятийный аппарат
Буддизм |
самая древняя из трех мировых религий. |
Дайме |
богатый феодал. |
Конфуцианство |
китайское этико-политическое учение, приписываемое
Конфуцию (551—479 до н. э.). поставив
основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и
благоденствовать |
Кугэ |
аристократическое окружение императора в Киото. |
Микадо |
титул японского император. |
Политика закрытых дверей |
1) политика отчуждения. Запрет на приезд иностранцев в
страну. 2) политика изоляции от внешнего мира. |
Принцип |
принцип или начало (лат. Principium, греч. Αρχή) — в
теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности
известная совокупность фактов. |
Сёгун |
титул военно-феодальных правителей Японии, при которых
в 1192-1867 императорская династия была лишена реальной власти. |
Сёгунат Токугавы |
феодальное военное правительство Японии, основанное в |
Синтоизм |
религия, которая произошла из религиозных верований
японцев: поклонения силам природы, вера в сверхъестественные силы духов и во
множество богов. |
Синкретизм |
форма религии, сочетающая в себе элементы различных
других религий. |
Си-но-ко-сё |
социальная структура сёгуната. Си – самурайство, но –
крестьяне, ко – ремесленники, се – торговцы. |
Сословная система |
социальная прослойка, группа, члены которой отличаются
по своему правовому положению от остального населения. |
Основные
события
1603–1868 |
Правление династии сёгунов Токугава в Японии |
1644–1854 |
Закрытие Японии |
|
подписан договор между Японией
и США. |
|
подписаны англо-японские
соглашения. |
|
подписаны русско-японские соглашения. |
|
соглашение между Голландией
и Японией. |
|
подписано
французско-японские соглашения. |
|
падение сёгуната Токугава. |
Тема:
Япония XVII – XVIII вв.
1. Социально – политическое положение
Японии
А. Политическое
положение. Двоевластие
В. Социальная структура
XVII в. – период восходящего развития
феодализма. В Японии самый высокоорганизованный феодальный строй из государств
Азии. Основа – крестьянское хозяйство. У крестьянина – заинтересованность в
хозяйственной деятельности (4 части урожая - феодалу, 6 – земледельцу). Рост
числа культур. Новые типы удобрений. Поливное земледелие. Такая ситуация
вызвала у феодальной знати желание добиться большей управляемости
земледельцами. Это стремление выразилось в т.н. «охоте за мечами»
(изъятие оружия у крестьянских семей) в период правления Тоётоми Хидэёси
(1536-1598). «Охота за мечами» должна была способствовать
укреплению паразитического существования самурайского сословия за счет
крестьянства.
«Си» - самураи, наверху
социальной лестницы + самые богатые слои населения + сёгуны
«но» - крестьяне (80 %
населения занимались с/х)
«ко» - ремесленники
«сё» - торговцы, а так
же богатые феодалы (дайме), окружение императора - кугэ
Население 18 млн.
Крупные города: Нагасаки, Хаката, Эдо (500 тыс), Осака (270 тыс.), Киото (500
тыс)
К началу XVII в. в Японии было около 260 княжеств.
II.
Внешняя
политика сёгуна Токугавы
«Закрытые
двери»
Причина: держать в
повиновении весь народ, защищать государство от крестьянских восстаний, набегов
иноземцев, распространение христианских религий;
Факты:
Японцы постоянно следили
за новшествами в Китае, Западных странах.
С конца XVII в. утвердился принцип: «Восточная
мораль – западная техника»
Результат: XVII – XVIII вв. расцвет яп. культуры (создавались
музыкальные произведения, прикладное искусство, живопись и т.д. – основанные на
традиционной культуре)
III.
Роль
религии в Японии.
Синтоизм – религия, которая произошла из
религиозных верований японцев: поклонения силам природы, вере в
сверхъестественные силы духов и во множество богов;
Буддизм – сёгунат использовал для подчинения
себе народа, в XVIII в. стали
закрываться все буддийские храмы.
Конфуцианская теория – проповедуемая китайским
философом Чжу Си, получила широкое распространение в Японии т.к. согласно этой
теории прочность всего живого зависит от безоговорочного подчинения своему
правителю.
Синкретическая религия – синтоизм + буддизм,
основная часть населения.
В XVIII
в. в Японии прочно утвердились синтоизм
и конфуцианство.
Персоналии
Иэмицу (1632-1651) |
проводил политика контроля над классом феодалов. разделил самураев на несколько разрядов: |
Иэясу ( |
Начало новой династии в Японии, Токугава (1603-1867). |
Контрольные вопросы по теме
Япония.
1. Основным землевладением в Японии было-
А) дайме В) сёэн
С) буси Д) ронины Е) микадо
2. Японию объединил-
А) Ода Нобунага В) Тоётоми Хидэёси С) Хорошито Миномото Д)
Токугава Е) Мицуи
3. «Микадо»
в Японии называли:
А) Самураев. В) Крестьян. С)
Императора. D)
Чиновников.
Е) Городских
жителей.
4. Главная резиденция японских сегунов-город:
А) Киото. В) Хиросима. С) Нагасаки. D) Эдо. Е)
Осака.
5. К началу 17 века в Японии было:
А) 200
княжеств. В) 260 княжеств.
С) 300 княжеств. D) 360
княжеств. Е) 160 княжеств.
6. Подавив в 1637 году восстание на острове Кюсю, сегун
объявил Японию:
А) Закрытой для иностранцев.
В) Открытой для иностранцев.
С)
Демократической страной.
D)
Рабовладельческим государством.
Е) Независимым
государством.
7. «Си-но-ко-сё»-это
по Японски:
А) Ремесленный
центр.
В) Ювелирная
мастерская.
С) Титул
императора.
D) Аристократы.
Е) Название сословной системы.
8. Основная религия в Японии:
А)
Христианство. В) Ислам. С)
Синтоизм. D)
Конфуцианство. Е) Иудаизм.
9. Аристократическое
окружение императора называлось:
А) Дайме. В) Сегуны. С) СЕ D) Кугэ. Е)
Самураи
10. Обедневшие
самураи – это:
А) Ронины В) Ямасиро. С) Якудза D) Тайба Е) Буси
Задания
1. Дайте определения следующим словам:
Сёгунат____________________________________________________________
Си_________________________________________________________________
Дайме______________________________________________________________
Кугэ_______________________________________________________________
2.
3.Заполните таблицу.
Религии в Японии. |
Какие функции выполняла. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.