Ритмопластика
Ритмопластика.
Ритмопластика – предмет, обучающий девочек свободному владению телом. В нем органично соединены два компонента: полная подчиненность внутренним законам музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и легкость их практического исполнения.
Цель: Формирование целесообразного использования двигательного и импровизированного опыта; создание и закрепление позитивного психосоматического состояния девочки.
Задачи:
· Развивать интеграцию целенаправленных действий, интеграцию всех модально – специфических факторов развития девочки с ее двигательной системой.
· Формировать посредством движений пространственные, временные и энергетические представления, способствовать формированию психического равновесия, дифференцированного расслабления.
· Развивать творческую двигательную деятельность в сочетании с музыкой, выразительность образов, точность и координацию движений.
· Воспитывать двигательную культуру.
· Обогащать личный опыт девочки социокультурными представлениями, формировать оптимистическое мироощущение, осознание себя как части природы.
· Воспитывать автономию личности, адекватность и компетентность в отношении к окружающим, умение освобождаться от обид.
Тематический план.
№№ | Месяц | Тема | Кол-во занятий |
1 | Сентябрь | Степные напевы | 1 |
2 | Октябрь | Дельфины | 1 |
3 | Ноябрь | Звезды над степью | 1 |
4 | Декабрь | Снежная карусель | 1 |
5 | Январь | Солнечные зайчики | 1 |
6 | Февраль | Волшебная палочка | 1 |
7 | Март | Обезьянки – непоседы | 1 |
8 | Апрель | Детский мир | 1 |
9 | Май | Утро в заповеднике | 1 |
В основе ее лежит обучение управлять своим телом через работу всех мышц. Постигается это систематическими упражнениями, повторяющимися регулярно в течение всего учебного процесса. Но занятие ритмопластикой не должно сводиться к однообразному повтору движений и механическому запоминанию. Поэтому занятие должно строиться в увлекательной для детей форме, что дает возможность для самовыражения, развития фантазии и веры в свои силы.
Формирование мотивов, интересов, потребностей, ориентирующих на выполнение физических упражнений, осуществляется на занятиях сюжетно – игрового типа. Движение осваивается детьми не в готовом виде, а с позиции творчества, включающую в себя двигательную импровизацию, двигательное воображение, двигательное экспериментирование. Разные формы активной избирательной психической и физической деятельности у девочек и мальчиков имеют разную мозговую организацию и разную нейрофизиологическую основу. Более творчески, прогрессивно и дифференцированно к решению задач подходят не девочки, а мальчики. Девочки более склонны к шаблонности и стандартизации, поэтому формирование творческой активности у них - задача специального обучения.
Возможности для развития двигательной инициативы, для проявления творческого начала как раз и дают занятия ритмопластикой. Технология развития творческих двигательных способностей базируется на использовании метода психофизического (театрального) тренинга (погружение в атмосферу, среду, создание условий), а так же метода «детского экспериментирования». Метод театрального тренинга дает девочкам возможность через собственные движения передавать различное содержание разных ситуаций. Они как бы отождествляют себя с миром живой и неживой природы. На таких занятиях двигательный замысел реализуется спонтанно, без специальной подготовки. Процесс деятельности одновременно является и результатом. Девочки дополняют, изменяют, преобразуют знакомые движения, создают новые композиции из усвоенных ранее старых элементов.
«Детское экспериментирование» учит понимать, как строится движение, каким образом можно менять его форму и содержание. Оно порождает связь воображения и мышления в границах детского возраста. Эта связь сама по себе возникнуть не может, поэтому очень важно ее правильно сконструировать. Этот метод оказывает развивающее влияние на двигательные способности и в совокупности составляет основу двигательного творчества. Постепенно через умение управлять своим телом начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка.
Использование на занятиях ритмопластикой танцевальных композиций, в которых радостное и веселое соседствует с лирическим, спокойным, вырабатывает у девочек навык эмоционального регулирования своего состояния как в момент занятий, так и вне его. Эмоции играют важную роль в коррекции поведения девочки, активизации ее познавательной деятельности, формирования позитивного отношения к самому процессу познания нового, неожиданного, загадочного. Эмоции обеспечивают движение, внутреннюю динамику, стабилизируют, структурируют, направляют на достижение цели, на результат.
Эмоциональность девочек основана на высокой способности центров коры правого левого полушария вступать в функциональные межполушарные контакты. Эта особенность важна в формировании гендерного начала, направлена на освоение разных социально – половых ролей, свойственных женщинам в обществе. Ритмопластика способствует формированию позитивных эмоций, направленных на регуляцию поведения и деятельности.
Биологически взаимосвязаны эмоции и мимика. Манипуляция лицевыми мускулами, сопровождающими состояние радости, вызывает такую же активность, как и естественная радость. Существуют непосредственные внутренние связи между определенными движениями лицевых мускулов, функциональной независимой двигательной активностью и активностью мозга. Доброжелательное выражение лица возбуждает центры положительных эмоций, приводит в хорошее настроение. Радость является фоном, настраивающим психику на жизнеутверждающий лад, непосредственным компонентом здоровья. Хорошее настроение – это субъективное переживание, вызываемое не только благоприятными ситуациями, но и внутренним состоянием личности, зависящим от состояния здоровья и мироощущения.
Поэтому, важно научить детей радоваться жизни, солнцу, каждому новому дню, окружающему нас миру; видеть красоту в обычном и повседневном, передавать это движением тела. Выполняя программу ритмопластики, дети погружаются в мир необычных движений, музыки, ритма и эмоций; они как бы ассоциируют себя с миром растений, животных, игрушек, чувствуют себя частичкой мироздания. Необходимо внушать с раннего детства, что мы – неотъемлемая часть Природы, часть Космоса, учить стремиться к гармонии с природой и собой. Все движения выполняются мягко, плавно, с сохранением необходимых поз и жестов, они как бы растягиваются во времени; выполняются под музыку, которая наиболее соответствует теме занятия и способствует развитию двигательного стереотипа. Занятия ритмопластикой строятся по общепринятой структуре.
Вводная часть – акцентирует внимание и подготавливает организм к повышенной физической нагрузке. Основная часть развивает двигательные навыки и психофизические качества, тренирует функциональные возможности организма. Заключительная часть снимает общее возбуждение и приводит частоту сердечных сокращений к норме. Такой подход к построению занятия диктуется необходимостью строго дозированных физических и эмоциональных нагрузок, т.е. таких которые обеспечивают тренирующий эффект без вреда здоровью. Строго фиксированное время каждой части занятия не предусматривается, важно, чтобы каждая часть соответствовала своему назначению. Все позы в «пластик – шоу» горизонтированы:
- упражнения в позах лежа на спине;
- упражнения в позах лежа на животе;
- упражнения в позе на боку;
- упражнения в переворачивании со спины на живот и наоборот;
- упражнения в упоре лежа;
- упражнения в упоре сзади;
- упражнения в ползании по-пластунски;
- упражнения в ползании на низких, средних и высоких четвереньках;
- упражнения в позе сидя;
- упражнения в позе на низких и высоких коленях.
Специальные позы ритмопластики способствуют насыщению детского организма дополнительными квантами энергии, так как на кончиках пальцев рук, особенно большого пальца, находятся входы энергетических каналов, связующих организм ребенка с энергией Космоса. Ритмопластика, кроме всего, еще и эстетическая составляющая двигательной активности детей, не требующая много места и специального оборудования.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.