Классификация интерактивных игр по типу формирования детских компетентностей
Классификация интерактивных игр
по типу формирования детских компетентностей
I. Социальные игры, формирующие у детей важнейшие жизненные навыки,
необходимые для успешной социализации ребенка в коллективе, обществе, адаптации
к школе и быстроменяющимися условиями жизни
«Дочки -матери»
Самая
популярная на сегодняшний день игра, правила ее меняются в зависимости от
обстоятельств и количества детишек, возраст которых не ограничивается.
Рассмотрим
несколько вариантов игры:
Вариант 1.
Девочка играет с куклами дома или на улице. Она - мама, куклы - дочки. Ей
приходится самой спрашивать, самой отвечать, самой действовать и придумывать
различные ситуации, то есть - участие принимает только один ребенок.
Игра
развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть
справедливой и хозяйственной, а главное - самостоятельной.
Играя
с куклами, девочка старается скопировать действия и слова своей мамы, тети,
бабушки, старшей сестры или кого-то из родственников, кто ей наиболее
симпатичен, В зависимости от места действия, меняются ее настроение, голос,
прическа. Все выглядит правдоподобно и естественно, если никто из взрослых не
вмешивается и не поправляет ее. Необходимо в этой ситуации дать ребенку полную
свободу.
Вариант 2.
Девочки играют между собой. Каждая из них должна вообразить себя мамой,
бабушкой, дочкой, внучкой, сестрой. Хотя бывает, что девочка исполняет папину
роль. Тут необходимо научиться общаться друг с другом, понимать, доверять,
сочувствовать, помогать.
Очень
важны время и место действия. Как и в обыденной жизни, любая мелочь сначала
продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение. Сценарий
предлагают, как правило, старшие по возрасту девочки, но в процессе игры что-то
может измениться. Например, «мама» отводит «дочку» в садик или в школу, сама
идет на работу, дома хозяйничает «бабушка». Вечером они вместе собираются,
пьют чай, беседуют. Потом «мама» садится за рукоделие, «дочь» идет рисовать, а
«бабушка» включает ненастоящий телевизор, где как будто идет концерт, — поют,
читают стихи сами дети.
Когда
концерт заканчивается, с работы приходит «папа». Он рассказывает о том, что с ним произошло,
ужинает и предлагает «дочке» покатать ее на машине — это у него велосипед.
Итак, мы видим сцену из нашей жизни, только у детей все немного
приукрашивается, упрощается,
сглаживаются острые углы конфликтов.
Вариант 3.
Девочки играют с мальчиками. Здесь уже у «мамы» появляются «сыновья»,
«братья». Игра приобретает более оживленный характер, мальчишки - это непоседы
и любители спорить, поэтому от девочек требуется умение где-то уступать, не
обращать внимания на непослушание. Ребята стремятся к дружбе и сотрудничеству,
используя взаимовыручку и улыбку. Игра позволяет ребятишкам стать нужными и
значимыми в кругу сверстников, узнать характер и привычки своих друзей,
почувствовать себя взрослыми.
Вариант 4.
В игре принимают участие взрослые. Действие, например, происходит на улице. Взрослые
разговаривают, сидя на скамейке, или читают прессу, но теперь они - дети. А
сыновья и дочки «уходят на работу», потому что они стали «мамами» и «папами»,
все заботы перекладываются временно на их плечи. По возвращении они отвечают на
многочисленные вопросы своих «детей», говорят о правилах поведения и
накладывают запрет на какие-либо действия, старательно объясняя, почему нельзя
делать того или другого. Возникающие споры дают понять, насколько важны те или
иные поступки, и не секрет, что в спорах рождаются истины.
Такой
вид игры позволяет максимально приблизиться к волнующим проблемам «отцов» и
«детей». Да и каждому взрослому будет приятно видеть своего ребенка
размышляющим.
Во
время игры ребята и взрослые могут поведать друг другу веселые истории.
«Кино»
Для
проведения этой игры придется организовать «домашний кинотеатр» или приобрести
проектор. Ведущему необходимо заранее подобрать эпизоды из разных сказок, где
четко проявляются черты характера персонажей. Подойдет, например, эпизод,
когда волк прикидывается бабушкой, а Красная Шапочка интересуется: «А почему у
тебя такие большие ушки?» и т. д.
Задача
играющих — озвучить заданный эпизод так, чтобы эти черты были четко выражены и
сразу стало понятно, что это за герой. А затем команда соперников должна
воспроизвести эту сказку в виде небольшой сценки, стараясь озвучить ее так, как
это сделали ребята до них. Потом роли меняются. Побеждает команда, которая
справится со своей задачей лучше.
«Веселый поезд»
Детям
надо представить себя работниками железной дороги. Возраст игроков не
ограничен. Поезд собирается из стульев, скамеечек, больших коробок.
Главные
действующие лица: машинист, проводники, пассажиры, дорожный патруль, повар в
вагоне-ресторане.
«Машинист»
ведет состав и объявляет названия станций. «Проводники» проверяют наличие
билетов, рассаживают «пассажиров», разносят чай. «Дорожный патруль» следит за
порядком. Каждый ребенок в пути рассказывает какую-либо веселую историю или
исполняет песенку.
Играя,
дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в этой
игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание
помочь друг другу.
Игру
можно дополнить. Вместо билетов пусть ребята приобретут по купону «на одну
приятную услугу». Каждый, кто нуждается в посторонней помощи, должен поднять
купон вверх. Тогда остальные дети увидят этот сигнал и спросят, чем они могут
помочь. Тот, кто выполнит просьбу, получает купон от того, кто нуждался в
помощи. А ребенок, оставшийся без купона, в дальнейшем сам должен кому-нибудь
помочь.
Купоны
изготовьте из картона и на каждом надпишите: «За исполнение одного хорошего
поступка».
«Детский сад»
Возраст
и количество игроков не ограничиваются. Используются различные мягкие игрушки,
детская посуда, кроватки и коляски для кукол.
Девочки
распределяют роли «воспитателей» и «нянь», а кто-то будет «музыкальным
работником».
Кукол
озвучивают сами дети. Завтрак, прогулка, разучивание считалочек - все идет по
порядку. Игра развивает дисциплинированность, ответственность, доброжелательность.
События
развиваются как в обычном садике:
1. Утром зарядка или танцы под
веселую музыку.
2. Завтрак.
3. Занятия (веселый счет,
рисование, разукрашивание и т. п.).
4. Прогулка.
5. Обед.
6. Тихий час (для кукол).
Девочки исполняют колыбельные песенки, рассказывают сказки,
7. Подготовка к полднику — куклам необходимо
сделать прически, нарядить.
8. Полдник.
9. Различные игры в комнате
или на уличной площадке. Хорошо, когда в игре принимают участие взрослые (в
роли методиста или старшего повара).
«Хочу быть предприимчивым»
Цели. Учить мыслить нестандартно – быть предприимчивым,
инициативным, организованным. Дать ориентиры выбора будущей профессии.
Материалы. Иллюстрации к сказкам. Предметные картинки. Цветные
карандаши. Фломастеры. Бумага для рисования.
Алгоритм совместных действий.
Познакомить детей с
правилами предпринимателя:
l.
Хорошо знать самого себя.
(Познав
самого себя, никто не останется тем, кем он был. Т. Манн.,)
2. Уметь управлять собой.
(Самый сильный тот, у кого есть сила управлять
собой. Сенека.)
3. Делать добрые дела.
(Древнеримский император Тит, не сделав ни одного
доброго дела за день, сказал: «Друзья мои, я потерял день!»)
4. Развивать
волю.
5. Уметь уступать.
6. Не
бояться приступать к новым делам.
(Быть предпринимателем- значит решиться
исполнить новое дело. В. Даль.,)
7. Быть
смелым.
(Смелым помогает судьба. Теренций.)
8. Не
бояться ошибаться.
(Никто не спотыкается, лежа в постели. Японская
пословица.)
9. Соблюдать
во всем меру.
(Мудрый соблюдает меру и в достойных делах. Ювенал.,)
10. Постоянно действовать.
(Действие не всегда приносит счастье, но без него
счастья не бывает. Б. Дизраэли.,)
11. Думать о будущем.
(Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет.
Дж. Голсуорси.)
Игра «Учимся делать выбор». Выбрать из предложенных на картинке занятий
два наиболее интересных ребенку. Предложить нарисовать себе за этим занятием.
Игра «Дневник моих и чужих
ошибок». Какие ошибки
совершили эти сказочные герои? Как им следовало бы поступить. Вспомни свою
ошибку.
Игра «Учимся общаться». Общаться это интересно и весело. Продиктуй
вопрос, который ты хотел бы задать:
- известному клоуну;
- тому, кто изобрел компьютер;
- режиссеру мультфильма «Ну, погоди!»
- Хрюше, Каркуше, Кролику Сене;
- Э.Успенскому, автору книжки «Дядя Федор, Пес и Кот»
Игра «Знаешь ли ты…». Знаешь ли ты номера телефонов 01, 02, 03,
09? Зачем они нужны? Что надо говорить, если ты звонишь по этим номерам?
Игра «И в шутку и всерьез». Какие детские фирмы ты можешь открыть?
Нарисуй или расскажи о своих предложениях.
Продаю мыльные пузыри.
Меняю некрасивые имена
на красивые.
Обучаю езде на
велосипеде.
Оборудую собачьи
будки.
«Я хочу быть …»
Цели. Упражнять в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем, активизировать в речи слова -
название профессий. Учить понимать смысл образных выражений в пословицах.
Грамматика и словарь: активизировать в речи детей глаголы, учить
восстанавливать исходную форму от которой образовано название действующего
лица. Дать элементарные обобщающие предложения о способах образования, названии
действующего лица, сообщить знания о некоторых нормах словообразования,
обусловленных традиций.
Материал. Карточки, схемы.
Алгоритм совместных действий.
В нашей республике все
люди трудятся. Есть много разных интересных профессий. Какие профессии вы
знаете? А кем работают ваши родители? Когда
вы закончите школу
каждому из вас
нужно будет получать профессию. И сейчас мы с вами будем
составлять рассказ «Я хочу быть ...». Подумайте, кем по профессии вы хотели бы
стать? Послушайте рассказ, например, про
профессию воспитателя: «Я хочу быть воспитателем, потому что мне очень
нравится работать с детьми. Но, чтобы стать воспитателем, я должна хорошо
учиться, много читать, закончить институт. Я, думаю, буду добрым, справедливым воспитателем». Рассказы детей
(5-6 человек).
Вы составили интересные
рассказы, и я надеюсь, что вы будете хорошо трудиться, ведь труд кормит и
одевает. Как вы понимаете эту пословицу? А какие еще пословицы о труде или
работе вы знаете? (дети называют и объясняют).
•Счастливым и
красивым делает человека работа;
• Невыполнимой
работы не бывает;
•Скучен день до
вечера, когда делать нечего.
Работа в тетрадях. У вас
на столах лежат карточки, там задание: «Кому что нужно для работы». Вам нужно
соединить стрелочками, какой предмет необходим для данной профессии.
Следующее задание по
карточкам. У вас на столах лежат карточки. Рассмотрите их и назовите, кто это и
что он делает? Например, (показ картинки).
Врач лечит детей.
Мотоциклист едет на
мотоцикле.
Скрипач играет на
скрипке.
Балерина танцует.
Пианист играет на рояле.
Сапожник чинит сапоги.
Библиотекарь выдает
книги.
Хоккеисты играют в
хоккей.
Почтальон разносит
письма, газеты, журналы.
Машинист ведет поезд.
Экскурсовод проводит
экскурсию.
Регулировщик регулирует
уличное движение.
Шахтер добывает уголь.
Точильщик точит ножи.
Стекольщик вставляет
стекло.
Маляр красит дом.
Дрессировщик дрессирует
зверей.
Очень верим мы все
вместе, что настанет час,
И найдется очень много
важных дел для нас.
Золотыми могут стать
все на свете руки
Надо только не лежать,
не сидеть и не зевать,
Не зевать от скуки.
- Молодцы, ребята,
с заданием все справились. Сегодня на занятии мы составили рассказы, работали с
пословицами, работали по карточкам. Если вам занятие понравилось, расположите
фишку около солнца, а если нет, то около тучки.
«Мы - портные»
Цели. Формирование дифференцированного восприятия трудового процесса,
конкретизация представлений о труде портного.
Материал. Полоски
разной длины и 1 условная мерка.
Алгоритм совместных действий.
Ведущий говорит: Мы -
портные. Нам надо раскроить материал и сложить полотенца. У каждого из вас
есть кусок материала -полоска. Мерка - это одно полотенце. Нам надо измерить,
сколько таких полотенец можно сшить из этого куска материала.
После
того как дети выполнят задание, то есть решат, сколько раз мерка уложилась в
измеренной полоске, и тем самым сосчитают, сколько полотенец получится, можно
разрезать полоску по отметкам, а полотенце попросить «вышить» (разрисовать
карандашами или сделать узор из геометрических фигур).
Научившись
измерять протяженные предметы, дети могут использовать освоенный способ
измерения с помощью условной мерки для сравнения двух объектов.
Игра «Ремонт кукольной комнаты»
Цели. Предоставить
детям возможность упражняться в измерениях с помощью условной меры, применяя
разные способы измерения.
Материал. 9 рулончиков
обоев (разных) и мерки (одинаковые), кукольная комната.
Алгоритм совместных действий.
1 вариант игры.
Группа разбивается на три бригады, внутри
которых распределяются роли. Каждой бригаде дается по 3 рулона обоев и мерка.
Надо
подобрать тот рулон обоев, которым можно оклеить кукольную комнату.
Мерка-брусок показывает, сколько обоев необходимо на одну стену. Решая
проблемную ситуацию, дети должны определить, что в кукольной комнате четыре
стены, значит, мерка должна уложиться не менее четырех раз.
Затем
они измеряют обои, подводят итог. Получается, что в одном рулоне мерка
укладывается 3 раза, в другом - 4 раза, в третьем - 5 раз. Следовательно, если
мерка уложилась 4 или более раз, то этот рулон подходит для ремонта кукольной
комнаты. Если мерка уложилась меньше, чем 4 раза, то эти обои не могут быть
использованы.
2 вариант игры,
Педагог
говорит детям: «Представьте, что мы захотели передвинуть мебель в нашем
кабинете. Сначала нам надо решить, сможет ли эта мебель разместиться так, как
нам хочется. Можем ли мы заранее, не начиная передвигать мебель, узнать об
этом? Проблемная ситуация обсуждается всеми вместе. Учитель руководит поисковой
деятельностью детей. Известный способ измерения они должны перенести в новую
ситуацию.
Дети приходят к следующему решению: сначала
надо измерить предмет, который решили передвигать, а потом - то место в
комнате, на которое будет передвигаться этот предмет. Детям дается
разнообразный измерительный материал: лента, бечевка, брусок. Нужно обратить
внимание детей на то, что можно применять разные способы измерения: можно
взять ленту или бечевку и из нее сделать мерку, равную измеряемому предмету, а
затем соизмерить эту мерку с простенками, куда будет переставляться мебель;
можно взять брусок, измерить сколько раз он уложится в предмете мебели и
сколько раз - в простенке. Результаты сравнивают, и тогда становится ясно,
можно ли делать перестановку.
Ситуации
Никогда не унывай. Кто
нас лечит? Магазин. Собери урожай. Где я живу. Где ты живешь. Узнай возраст
людей по картине (фотографии, скульптуре). Лото настроений. Угадай эмоцию.
Испорченный телефон. Дорожные знаки. Азбука голубых дорог. Что в корзину мы
берем. Как поступить. На воде, на земле, в воздухе. Определи, детям какого
возраста и пола нужны эти школьные принадлежности, игрушки, вещи. Снимается
кино. Что было бы, если бы... Кот Матроскин варит суп, компот (с использованием
картинок или муляжей). Незнайка в гостях у Мальвины (действия наоборот).
Посылка из деревни. На чем я путешествую. Узнай, кто это (по частям одежды,
другим вещам: дедушка, бабушка, мужчина, ребенок). Подарок на всех
(цветик-семицветик).
Уроки вежливости и этикета
Давайте познакомимся. Я
покупаю билет в кассе. Я еду в трамвае. Мое имя. Давайте поздороваемся. Мое
настроение. Если заболел друг (бабушка, воспитатель, мама)... Я умею
пользоваться столовыми приборами. Я передаю деньги на талон в автобусе. Я прошу
разрешения пройти к выходу в автобусе. Портрет самого лучшего друга. Руки
знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся.
Игры
Кондитерская фабрика.
Магазин (овощной, хлебный). Семья. Поликлиника. Жатва. Пароход (труд речников).
Зоопарк. Транспорт (сухопутный, водный, воздушный). Подготовка к открытию
детского сада. Магазин (кондитерский, хлебный). Животноводы. Столовая. Магазин
(игрушки, кондитерский, хлебный, овощной). Детский сад. Путешествие на другую
планету.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.