Уроки 56–57 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ ПЛАТОНОВИЧА ПЛАТОНОВА (ОБЗОР). НЕОБЫЧНОСТЬ ЯЗЫКА И СТИЛЯ ПОВЕСТИ ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН»
Уроки
56–57
Жизнь и творчество Андрея Платоновича
Платонова (Обзор). Необычность языка
и стиля повести Платонова «Котлован»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Платонова;
определить авторские приемы создания литературного героя, раскрытия утопических
идей «общей жизни»; углубить понятия индивидуального стиля писателя.
Ход уроков
…Уникальный
творческий материал Платонова наконец всплывает во всем богатстве своих
контуров и извивов.
С. Г.
Семенова
Платонов
«как бы некий упрек нам – людям с обычным языком и обычными понятиями».
С. Залыгин
Творчество
Платонова прежде всего поэтично, в нем всегда есть несравненный осадок, который
не поддается рассудочному и деловому анализу, и этот осадок – самое дорогое.
С. Залыгин
I.
Вступительное слово учителя.
В нашей литературе
есть авторы, чье творчество, вроде бы вписываясь в общий процесс, все же стоит
особняком, как бы поодаль в стороне. К числу этих немногих можно отнести
писателя Андрея Платонова.
Платонов необычен и
притягателен одновременно. Читая этого автора, постепенно, шаг за шагом,
приходишь к выводу, что его произведения, его язык помогают глубже понять,
постичь самого себя, а значит, и окружающих. А ведь это то, к чему стремится в
жизни каждый.
В беседе с Андреем
Карауловым Д. С. Лихачев сказал, что А. Платонов для нас еще не разгаданный
писатель, писатель, который в таланте не уступит самому М. Булгакову, а может,
и наоборот. Такая высокая оценка творчества
этого автора заставляет
нас вернуться к
страницам его произведений.
II. Рассказ
учащихся о писателе.
Андрей
Платонович Климентов родился 1 сентября 1899 года. Фамилия Платонов –
псевдоним, образованный от имени отца в 1920 году.
Родился Платонов
в Воронеже, в
семье слесаря железнодорожных мастерских. С малолетства
познал бедность, нищету. Отец Платонова около
полувека проработал машинистом
паровоза, слесарем на
железной дороге.
Как вспоминает писатель,
он «дома только спал, а утром просыпался раньше всех, брал краюшку хлеба и
уходил». Мать занималась домашней работой. Семья была большая, Андрей – старший
ребенок. В неполные 14 лет он начинает трудовую деятельность.
В автобиографии
Платонов пишет: «Наступило для меня время ученья – отдали меня в
церковноприходскую школу… Потом я учился в городском училище. Потом началась
работа. Работал я во многих местах, у многих хозяев».
Эти «университеты» и
сформировали неравнодушие писателя к человеческим нуждам. Ненавидя страдание,
Платонов в юности дает клятву жить так, чтобы не оставить страданию места на
земле.
Он собирается посвятить
свою жизнь улучшению мира, утверждению счастья людей. В автобиографии Платонов
пишет: «И теперь исполняется моя долгая, упорная, детская мечта – стать самому
таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради
меня и ради всех людей».
Платонов работал
помощником машиниста,
инженером-электриком, занимался мелиорацией и электрификацией. и в годы гражданской войны, и в годы Великой Отечественной был на
фронте в качестве корреспондента.
В ноябре 1944 года
Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких.
5 января 1951 года он
скончался от этой болезни. Похоронен на Армянском кладбище в Москве.
III. Обзор
творчества Андрея Платонова.
1. Учитель. С 1927 года Платонов –
профессиональный литератор. Книги его – философские. Вечные вопросы смысла
человеческой жизни, размышления о месте человека в мире, одновременное
обращение и к душе отдельного человека, и ко всему мироустройству – все это мы
найдем у Андрея Платонова.
О чем же его произведения?
Прослушайте сообщения, чтобы определить тематику и проблематику творчества
этого писателя.
2. Сообщения учащихся. (Проверка
выполнения задания в группах.)
а) «Сокровенный человек» (на основе
прочитанного текста и материала учебника под ред. Журавлева, часть 2, с.
29–34).
Наблюдаем сюжетное развертывание
характера главного героя в потоке событий гражданской войны. Машинист Пухов,
платоновский скиталец, – независимый наблюдатель в цепочке происшествий.
Платонов вложил в
жизнеощущения Пухова многое от своего восприятия революции как грандиознейшего
события XX века, изменившего всю историю. Но в эпохе торжества бюрократических
сил, корпуса всесильных чиновников герой, как и сам автор, увидел признаки
торможения, окаменения душ, опошления великой мечты.
Вопросы для домашней подготовки группы:
1. Как понимал
Платонов смысл слова «сокровенный»?
2. Почему автор избрал
сюжет скитальчества, странничества для раскрытия характера?
3. В чем отличие Шарикова
от одноименного персонажа из «Собачьего сердца» М. Булгакова? Кто из писателей
стоял ближе к своему герою?
б) «Третий сын».
Вопросы для обсуждения:
– Какова тема
произведения? (Отцы и дети, материнская любовь, жизнь и смерть, смена
поколений.)
– В чем символичность
произведения? (Умирает старуха. Проститься с ней приехало шестеро сыновей:
два моряка, физик, артист, студент (агроном), начальник цеха аэропланового
завода с орденом «за свое рабочее достоинство». Целый «строй», «гвардию»
подарила стране мать. С горечью говорит автор о том, что братья редко
собираются вместе. Материнская любовь оберегала единство семьи, теперь же она
потухла как «свет в ночном окне».
Символично название
рассказа. Именно третий сын напоминает братьям о чувстве любви. Именно он
привозит с собой ребенка, свое продолжение. Наверное, не случайно, что он
привез девочку. Когда-нибудь она станет матерью, станет «светом в ночном
окне».)
– Можно ли утверждать, что
рассказ пессимистичен? (Рассказ заканчивается похоронами и упоминанием о
том, что и отец братьев тоже умрет. Такова жизнь: родные уходят. Это горько… Но
отец, который в начале рассказа горевал, в финале «был доволен и горд тем, что
его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже». Любовь жива: и
братья опомнились, и есть внучка – символ будущего. Финал оптимистичен.)
3. Итог.
Запишите свой
вывод, к которому вы пришли в результате обсуждения произведения Платонова.
Свою работу закончите вашим пониманием высказывания Т. М. Вахитовой: «А.
Платонов – «почти единственный из советских писателей, который не изображал
народ, а жил внутри его».
IV.
Особенности языка и стиля повести Платонова «Котлован».
1. Слово учителя.
30-е годы...
Начиналась новая революция, революция индустриализации. «Второе поколение
революции шло на войну в уместном дыму. Танки экскаваторов расчищали ему путь,
артиллерия бетоньерок прикрывала его наступление, закрепляя цементом взятые
скопы», – писал в это время известный очеркист Борис Агапов.
По всей стране из каждого
радиоприемника раздавались слова песен, вдохновлявших на созидательный труд.
Слова «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и
простор» стали девизом всех и каждого. Эпоха была одержима духом энтузиазма.
Андрей Платонов как никто
другой должен был радоваться происходящим в стране переменам. Именно он еще в
1922 году в небольшой газетной заметке писал: «Страдания человечества от голода
смертельны. Умирающие рвут сердце живым… Эти живые должны массами отправляться
по русской стране с проповедью нового Евангелия-техники… Из этих вот тоскующих,
пустынных, раненных временем полей и должно подняться человечество…
Из глубокого колодца –
земли мы встаем и уже встали с железом в руках и сознанием!».
Именно он,
инженер-мелиоратор по специальности, должен был приветствовать индустриализацию как
путь к торжеству
человека над природой.
Но росла в душе писателя
«тревога за нечто любимое, потеря его равносильна разрушению не только
прошлого, но и будущего». Эта тревога заставила его в самый разгар «великого
перелома» взяться за перо. Так, в невероятно короткий срок, с декабря 1929 года
по апрель 1930, была написана повесть «Котлован». Однако увидеть свет ей
суждено было только в 1987 году.
2. Работа с текстом.
В чем же
особенность повести «Котлован»? Почему «чуткая цензура» стала на пути повести к
читателю?
1) В повести
высокий пафос сочетается с острой сатирой.
Пафос переустройства мира
был близок и дорог Платонову, он ведь и сам был профессиональным
землеустроителем. Он мечтал о будущем «новостроящемся мире», как мечтает в
повести его герой инженер Прушевский (зачитать): «Прушевский тихо
глядел на всю туманную старость природы и видел на конце её белые спокойные
здания, светящиеся больше, чем было света в воздухе… Но не все было бело в тех
зданиях – в иных местах они имели синий, желтый и зеленый цвета, что придавало
им нарочную красоту детского изображения».
Автор разделяет со своим героем
веру в то, что все устраивается «не только для пользы, но и для радости». Он
мечтал, чтобы в мире царили свет и покой, не случайно в видении Прушевского все
время повторяются эти слова: белый, синий, желтый и зеленый – это цвета неба,
солнца, цветущих трав и деревьев. Но честность художника, способного быть не
только свидетелем, но и бескомпромиссным аналитиком и судьей происходящего,
помогала ему увидеть то, чего не увидели, не хотели увидеть, а может быть,
боялись увидеть другие.
Повесть поражает противоречивым
единством реального и фантастического.
– Как Платонову удалось
воссоздать приметы исторического времени? Найдите их в тексте.
Одновременно мы
сталкиваемся с мужиками, заготавливающими впрок гробы, дисциплинированными
колхозными лошадьми, идущими строем на водопой, ударником труда
медведем-молотобойщиком.
Это соединение реального и
фантастического рождает ощущение абсурда происходящего. Фантасмагорический
реализм – это способ художественно-документального изображения чудовищного.
Котлован стал «могилой» и Землекопов Мечты, и их идеалов», – пишет А. И.
Павловский в статье «Яма» («Русская литература». – 1991 г. – № 3).
2) Уже в
первой части повести разносторонне раскрываются образы всех центральных героев
произведения.
И. Ефимов указывал: «В
«Котловане» каждый персонаж пронизан какой-то одной главной жизненной линией,
одним устремлением, одной тоской, каждый имеет свой характер и свою судьбу,
«изменить» которой нельзя».
– Рассмотрим, какие
«главные жизненные линии» несут в себе персонажи повести.
Индивидуальные сообщения учащихся
Вопросы на карточках.
1. Вощев –
наиболее думающий и чувствующий герой повести, человек с «сердечной
озадаченностью». Докажите это.
– К какому
завершению приходит вощевский поиск истины в финале повести?
– Правильно ли, по-вашему,
утверждение одного критика, что «главный авторский персонаж повести – Вощев»?
Почему?
2. Чувствующие
герои повести – и Чиклин с Прушевским. По мнению некоторых исследователей, эти
герои объединены общим чувством «трагической отчужденности от смысла жизни, от
истины».
– Что
объединяет этих двух различных, но внутреннее близких людей? Покажите это на
материале текста повести.
– Почему их тоске и
внутренней неустроенности уделено в повести так много внимания?
3. Одной из
самых ярких и колоритных является фигура Жачева, безногого инвалида, фанатика
революции.
– Как
проявляются в образе Жачева свойственные повести Платонова неоднозначность,
противоречивость характеров и положений?
– Подумайте над сценой,
где Жачев «ликвидирует кулаков», отправляя, а вернее, провожая их по реке на
плоту «в море и далее»… что он
сам чувствует при этом?
– Как характеризует Жачева
его отношение к другим героям; почему он так привязан к Чиклину и Насте и
сторонится Сафронова?
4. Сафронов –
идейный антипод Вощева. Сатирический характер повести очень ярко выразился в
языке Сафронова.
«Поставим
вопрос, – говорил Сафронов, – откуда взялся русский народ? И ответим: из
буржуазной мелочи! Он был и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было.
А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла
шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра
классовой борьбы, и произошел бы энтузиазм!»
Проанализируйте
это высказывание Сафронова с точки зрения его содержания и словоупотребления.
Чего больше в его словах: смешного или трагического? Почему?
5. В дискуссии
об истине как правде жизни включаются почти все герои повести, в том числе и
такие, как профуполномоченный Пашкин и «главный в городе».
– Почему
писатель так пространно описывает дом Пашкина и детали его быта (в сценах с
Жачевым)?
– Как сцена разговора
Пашкина с «главным в городе» характеризует этих деятелей, если первый наполняет
в воображении землю цветущими женщинами и «семенящим детством», а второй
планирует в своем округе на будущий (голодный) год «сельхозпродукции на
полмиллиарда»?
– В каком соотношении
находятся их представления о жизни с самой реальной действительностью,
изображенной в повести?
– Каково место Пашкина и
«главного в городе» в дискуссии об истине в повести?
6. Образ и
судьба девочки Насти приобретают в повести некое символическое, решающее
значение; она становится участницей и комментатором важнейших сюжетных ситуаций
повести.
– Какую роль в
жизни строителей котлована играет девочка-сиротка?
– Как в
поведении Насти отразилась
общественная атмосфера времени?
– Почему писателю так
важны образ девочки и ее судьба, что всю повесть он заканчивает именно ее
похоронами?
– Почему со смертью Насти
завершается поиск Вощевым истины?
3) Самые
страшные страницы повести посвящены раскулачиванию.
Мужики, заготовившие
впрок гробы, инстинктивно
чувствуют неизбежность гибели: и
физической, и духовной. Найдите подтверждение в тексте.
4) Стиль
повести Платонова «Котлован».
– Раскройте
смысл понятия «индивидуальный стиль писателя».
Проследите, каков он в
повести «Котлован».
– О языке Андрея Платонова
писали много: то как о своеобразном эстетском языке, то как о языке – маске,
языке – кривлянье. Но чаще всего им восторгались, его красотой, гибкостью,
выразительностью. Большинство пишущих отмечало сложность, загадочность фразы
писателя.
Исследователи творчества
А. Платонова подчеркивают неповторимость, «особый язык», непохожесть его ни на
какой другой: «У Платонова – свои слова, лишь ему присущая манера соединять их,
своя неповторимая интонация.
Вслушиваясь и вникая в
смысл платоновских метафор, образов, символов, вглядываясь в мир платоновских
утопий, сатирических картин, перечитывая страницы его удивительных книг, глубже
и полнее через диалог с его временем начинаем понимать время собственное.
Безусловно, эпоха Андрея
Платонова – это эпоха, которая отнюдь не способствовала выражению мысли в
прямом авторском слове, так как слово это не совпадало с официальной
идеологией. У Платонова, как справедливо заметил Л. Шубин, мысли героя и мысли
автора совпадают.
џ Наблюдение.
Обратимся к
началу повести: «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с
небольшого механического завода, где он добывал средства для своего
существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с
производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего
темпа труда».
– Обратимся к первой
фразе: чем она вас поразила? (Корявость, неуклюжесть фразы дальше
усиливаются.)
– Нет ли лишних слов в
этой фразе в плане смысловой точности? (Словосочетание «личной жизни» и
придаточное предложение «где он добывал средства для своего существования».)
– Попробуем убрать эти
части фразы, как она будет выглядеть?
– Сделайте небольшую
редакторскую правку, чтобы фраза звучала привычно для нашего слуха. («В день
тридцатилетия Вощева уволили с небольшого механического завода».)
Вывод. В результате проделанного нами
эксперимента исчезла могучая сила, самобытность платоновской речи. Фраза
угасла. Ведь ее магическая сила именно в том, что после слов «в день
тридцатилетия личной жизни» Вощеву дали не премию за добросовестный труд, а
расчет, что Вощев не работал, а добывал средства» не на жизнь, а «для своего
существования». В этой фразе уже содержится нечто такое, что в следующей
буквально заставляет оцепенеть.
Горько-иронический эффект
погружает нас в то время, которое рождало чудовищную бюрократическую систему,
подавляющую личность, превращающую людей в безликую массу.
Платонов отразил тот этап,
когда идеологическим штампом, бюрократической стерилизацией ломался живой язык
народа. Отсюда шершавость, корявость, соединение в одно целое несоединимых
разностильных слов и выражений.
Слово Платонова –
слово-предупреждение, слово-пророчество.
Итак, с первой же фразы
повести Платонова перед нами предстает образ человека, не утратившего своей
личности, не растворившегося в массе.
V. Итог уроков.
1. И. Ефимов писал:
«Котлован» – одна из самых страшных русских книг, но одновременно – одна из
самых смешных». Согласны ли вы с этим утверждением?
2. О чем заставила вас
задуматься книга Платонова?
3. В чем особенность
писательской позиции Платонова?
Домашнее задание.
Попробуйте распространить
(или продолжить) размышления героя повести «Котлован» Вощева: «Не убивают ли
люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? Дом человек построит, а
сам расстроится. Кто же жить тогда будет?
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.