Урок 30 ТЕМА «СТРАШНОГО МИРА» В ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
Урок 30
Тема «страшного мира»
в лирике Александра Блока
Цели: продолжить знакомство с
особенностями поэтического мира Александра Блока; проследить, как раскрывается
тема «страшного мира» в лирике поэта»; продолжить развитие понятия
образ-символ.
Ход урока
I.
Проверка домашнего задания. (Задания см. в предыдущем уроке.)
1. В чем особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о
Прекрасной Даме»?
2. В чем проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной
жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Индивидуальное
сообщение.)
3. Какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905–1908
годах?
Вывод: лирика 1905–1908
годов отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный
подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим
образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, чьей
философии всегда следовал в своем творчестве, от идеала мировой гармонии, но не
потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Философия Соловьева для
Блока была слишком категорична, устойчива и крепка. Но исторические катастрофы,
которые представлялись Соловьеву только в пророческих очертаниях, теперь были
пережиты Блоком. По словам Александра Слонимского, «ветер из «открытого в
будущее окна» для Блока превратился в ураган». В сознание поэта властно
вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает
их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой
Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий,
борьбы, в «страшный мир». «Как
человек, стоящий на рубеже двух эпох, Блок был полон постоянной, напряженной тревоги», – писал о нем А. Слонимский.
II. Работа над новым материалом.
1. Слово учителя.
Тема
«страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, ее часто трактуют
лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это
только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая,
глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его
тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные
страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам
лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной
греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.
Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы:
Миры летят.
Года летят. Пустая
Вселенная
глядит в нас мраком глаз.
А ты,
душа, усталая, глухая,
О счастии
твердишь, – который раз?
Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства.
Любовь – «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть»,
бунт «черной крови» (стихотворения «Унижение», «На островах», «Черная кровь».)
Послушайте стихотворение «В ресторане», в котором тоже отражена проблема
неспособности человека любить.
Подготовленный ученик читает наизусть.
Среди людей, окружающих лирического героя этого стихотворения, нет любви:
грубо звучат строки «...монисто бренчало, цыганка плясала и визжала заре о
любви». Но девушку, смутившую героя «взором надменным» и словами «И этот
влюблен», становится жаль.
Мы понимаем, что такое ее поведение только показное:
разговаривает она «намеренно резко», заметно «дрожанье руки», и уходит она
«движеньем испуганной птицы». Желание любить и быть любимой спрятано где-то в
глубине ее души:
Но из
глуби зеркал ты мне взоры бросала
И,
бросая, кричала: «Лови!..»
В этом мире потеряны
лучшие душевные качества. Герой, утративший душу, предстает перед нами в разных обличьях. То он
лермонтовско-врубелевский демон, страдающий сам и несущий гибель другим (два
стихотворения с одинаковым названием «Демон»), то «стареющий юноша» – двойник
лирического героя («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу и
трагически-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля». Это история человека,
который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил
сокровища своей души: «Пробудился: тридцать лет. // Хвать-похвать, – а сердца
нет». Печальный итог его жизни подводит сама
смерть («говорит смерть»):
Уж он –
не голос, только – стон,
Я отворю.
Пускай немного
Еще
помучается он.
2. Работа с текстом.
–
Рассмотрим еще одно стихотворение данной тематики, известное восьмистишие (раздаточный материал) «Ночь, улица, фонарь, аптека...»
– Какова
основная мысль стихотворения? (Это мысль о роковом круговороте жизни, о ее
безысходности.)
– Какие
поэтические приемы использует автор для выражения основной мысли? (Этому
способствует кольцевая композиция произведения, точные и емкие эпитеты
(«бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь
канала») и необычная
гипербола («Умрешь –
начнешь опять сначала»)
3. Углубление понятия образа-символа.
Прямым образом
с проблематикой «страшного мира» связано и стихотворение «На железной дороге».
Подготовленный ученик читает наизусть.
Это стихотворение интересно тем, что в нем сочетается реальное и
символическое.
– Найдите
в тексте приметы реальности. («Ров некошеный», «платформа», «сад с кустами
блеклыми».)
Обратите внимание на знаменитую строфу:
Вагоны
шли привычной линией,
Подрагивали
и скрипели;
Молчали
желтые и синие;
В зеленых
плакали и пели.
Она будто бы тоже совершенно реальна. Но как раз здесь мы видим не просто
реальные приметы идущего поезда (желтые, синие, зеленые – вагоны 2, 1 и 3-го классов), а символы по-разному
сложившихся человеческих судеб.
– Каким
представляете образ героини? (Это молодая женщина, испытавшая крушение
надежд на возможное счастье… «Так мчалась юность бесполезная, // В пустых
мечтах изнемогая...». И вот «она раздавлена». А чем – «любовью, грязью иль
колесами» – не суть важно: «все больно».)
Но давайте перечитаем первую строфу стихотворения:
Под
насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит,
как живая,
В цветном
платке, на косы брошенном,
Красивая
и молодая.
Невольно думается: не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия. Ведь
у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке.
Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого его прочтения.
Значит, и это произведение Блока наполнено образами-символами. Что для вас
значит это понятие?
Тему
«страшного мира» продолжают два небольших цикла – «Возмездие» и «Ямбы».
Возмездие, по Блоку, это осуждение человеком самого себя, суд собственной
совести. Расплата – душевная опустошенность, усталость от жизни. Поэма
«Возмездие» созвучна «городской» лирике Блока: в ней звучит тема «машинной
цивилизации», «неустанный рев машины, кующей гибель день и ночь», предостережения
против нее.
Город для Блока – обвинительный акт, предъявленный общественному
устройству:
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Все не смела в твоей отчизне... –
читаем в
стихотворении «Да. Так диктует вдохновенье...» (1911).
В цикле
«Ямбы» возмездие уже грозит не отдельному человеку, а всему «страшному миру».
Таким образом поэт утверждает торжество человеческого:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
О стихах данной тематики сам Блок говорил: «Очень неприятные стихи...
Лучше бы было этим словам остаться несказанными. Но я должен был их сказать.
Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».
В «ясный
день» для России продолжает верить поэт и посвящает лучшие стихи своей Родине.
О произведениях этой темы мы будем говорить на следующем уроке.
Домашнее задание.
1. Прочитать статью в учебнике «Страшный мир» на с. 198–199. Ответить на вопрос: Каким предстает «страшный мир» в
лирике?
2.
Задание 6, с. 210: Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море,
ветер, метель). Учащиеся выбирают один из образов, по которому будут готовить
ответ.
3.
Индивидуальное сообщение на тему «Стихотворение Блока "Россия".
Восприятие, истолкование, оценка».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.