Уроки 54–55 Н. В. ГОГОЛЬ. «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»
Уроки 54–55
Н. В. Гоголь. «Петербургские повести»
Цели: расширить знания учащихся о творчестве Гоголя путем
знакомства с произведениями из сборника «Арабески»; выделить основные темы,
конфликты повестей «Невский проспект», «Шинель»; рассказать учащимся, что
нового внес писатель в изображение Петербурга, как развивается тема «маленького
человека» в произведениях Гоголя; сформировать представление о наиболее
характерных художественных приемах, своеобразной писательской манере Гоголя.
I. Вступительное слово
учителя.
В сборник
Н. В. Гоголя «Арабески» (1835) наряду с критическими статьями по
истории, литературе и искусству вошли произведения: «Невский проспект»,
«Портрет», «Записки сумасшедшего». Позже в журнале «Современник» появился
рассказ «Нос» (1836). Повесть «Шинель» впервые была опубликована в собрании
сочинений Гоголя в 1842 г.
Все эти произведения
объединяются в одно целое общей темой, определенной писателем как «столкновение
мечты с существенностью» (действительностью). События происходят в Петербурге –
столице Российского государства.
На этом основании
произведения Гоголя стали называться «Петербургскими повестями». (Такое
название появилось в критике уже после смерти писателя.)
Гоголь жил в Петербурге с
1828 г. «Петербург мне показался вовсе не таким, как
я думал», – сообщал он матери.
Гоголь вынужден был поселиться на Гороховой улице в одном из мрачных домов.
«Жить здесь не по-свински… несравненно дороже, нежели предполагал», – писал он
родным. Глубоко отрицательные
впечатления, вызванные жизнью
писателя на берегах Невы, в значительной мере сказались в «Петербургских
повестях».
II. Беседа по повести
«Невский проспект» (1835).
А. С. Пушкин: «Он
[Гоголь] издал "Арабески", где находится его "Невский
проспект", самое полное из его произведений… Гоголь идет… вперед».
В. Г. Белинский в
статье «О русской повести и повестях г.
Гоголя» (1835) отметил художественную глубину «Невского проспекта», повести,
«отразившей противоречия, контрасты и полярные противоположности русской
жизни».
Вопросы:
1. Чем привлекает Невский
проспект? Перечислите предметы и детали, с помощью которых определяется
положение человека в обществе. (Невский проспект – это место, где «пахнет
одним гуляньем», где движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава,
щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в
очаровательном башмачке, галстук…» [3, с. 6–8]. Торжествует
«овеществление человека». Бездуховный мир рассыпался на детали, на вещи.)
2. Какие контрасты можно
наблюдать «здесь в течение суток»? («Боже, какие есть прекрасные должности и
службы! Как они возвышают и услаждают душу!»
«О, не верьте этому
Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. Он лжет
во всякое время, этот Невский проспект…» [3, с. 39]. За внешним блеском
столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого
города.)
3. Расскажите о судьбах
художника Пискарева и поручика Пирогова. Какие чувства вызывают эти герои? (Перед
восторженным мечтателем Пискаревым предстала «вся низкая, вся презренная жизнь,
– жизнь, исполненная пустоты и праздности…»)
4. Чем можно объяснить
противоположность судеб Пискарева и Пирогова? Не представляет ли повесть
«Невский проспект» соединение двух произведений?
Композиция
повести, вероятно, должна выразить внутреннюю связь внешне разделенных сюжетных
линий.
Петербург. В мире такой
город единственный. Но как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет
рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает
досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.
Гоголь «вскрывает
социальный контраст сюжетных линий, что и является идейной основой
композиционного единства повести "Невский проспект"» [15, с. 609].
III. Рассказ о замысле
«Шинели».
Замысел, по-видимому,
возник в 1836 г. до отъезда Гоголя за границу. П. В. Анненков в своих
воспоминаниях рассказал об истории, которая стала «зерном» будущей повести.
«Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном
чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и
неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на
покупку хорошего… ружья рублей в 200 (ассигнациями). В первый раз, как на
маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив
драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному
уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув
на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником,
через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны.
Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку.
Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему
новое ружье, возвращен он был к жизни… Все смеялись анекдоту, …исключая Гоголя,
который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью
чудной повести его "Шинель", и она заронилась в душу его в тот же
самый вечер»*.
IV. Беседа по повести
«Шинель» (1842).
В. Г. Белинский: «Шинель»
– одно из
глубочайших созданий Гоголя».
Ф. М.
Достоевский: «Мы все вышли из "Шинели" Гоголя».
Беседа по вопросам:
1. Расскажите о Башмачкине
и его службе в канцелярии. (Гоголь в повести «Шинель» продолжает тему
«маленького человека», расширяет и усиливает социальное звучание этой темы.
Башмачкин – «вечный титулярный советник», готов всю жизнь переписывать бумаги.
В «переписываньи ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».
«Молодые чиновники
подсмеивались над ним… рассказывали тут же пред ним разные составленные про
него истории… сыпали на голову ему бумажки…» [15, с. 122].)
2. Как реагировал на
насмешки и унижения Башмачкин? («Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» [15,
с. 123].)
3. С какой целью Гоголь
ввел в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?
(«Я брат твой…» Идея
братства людей независимо от их социальной принадлежности – одна из чистых,
светлых идей.)
4. Расскажите о мечте
Башмачкина; о работе портного Петровича, еще одного «маленького человека».
5. Чтение эпизода
ограбления Башмачкина. (Наивысшая радость жизни героя – шинель –
оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.)
6. Почему Акакий Акакиевич
не нашел помощи у частного пристава, у «значительного лица»? (Автор говорит
о равнодушии и бесчеловечности, которые порождаются социальной системой.
«Значительное лицо» – ничтожество, но оно может распоряжаться судьбами людей, а
внимание и доброта – эти качества не предусмотрены служебными отношениями.)
7. Почему автор так
неожиданно и странно заканчивает произведение?
8. Кто же такой Акакий
Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный
сочувствия и уважения?
Воссоздавая
трагедию «маленького человека», Гоголь пробуждает к нему чувство сострадания.
Автор призывает к человечности, к социальному гуманизму. По словам А. И.
Ревякина, «дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать
недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего» Башмачкина [12].
Н. В. Гоголь, защищая
своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении
повести. Справедливость торжествует
в мечтах писателя.
Домашнее задание.
1. Чтение «Мертвых душ»
(1-я глава).
2. По первой главе.
Экскурсия по городу N.
3. Повторить материал из
биографии Гоголя. Какие общественно-поли-тические события в России оказали
влияние на Гоголя и его современников; взаимоотношения Пушкина и Гоголя.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.