Урок 53 РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «О ЛЮБВИ»: «ФУТЛЯР» ЛОЖНО ПОНИМАЕМОГО ДОЛГА
Урок 53 РАССКАЗ А. П.
ЧЕХОВА «О ЛЮБВИ»: «ФУТЛЯР» ЛОЖНО ПОНИМАЕМОГО ДОЛГА
Цели урока: работая
над рассказом, рассмотреть проблему отношений между мужчиной и женщиной;
отметить (подчеркнуть), что любовь является своеобразной проверкой свободы
человека от лжи перед самим собой.
I. Организационный
момент.
II. Работа
по новой теме.
1. Объявление темы и целей урока.
2. Слово учителя, аналитическая беседа.
Во второй раз
мы встречаем Ивана Иваныча и Буркина в рассказе «Крыжовник».
– Где они находятся в начале
рассказа? Откуда возвращаются? Какие чувства испытывают? («Иван Иваныч и
Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика,
как прекрасна наша страна».)
– Что помешало Ивану
Иванычу начать свой рассказ?
– Какой увидели усадьбу
Алехина охотники? (Рассказы учащихся.)
– Итак, во 2-м рассказе
трилогии Чехов вводит новое лицо. Кто это?
(Алехин:
дворянин, помещик, самостоятельно ведущий хозяйство; человек с университетским
образованием.)
(«...Алехин, мужчина лет
сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или
художника, чем на помещика. На нем была белая, давно не мытая рубаха с
веревочным пояском, вместо брюк кальсоны, и на сапогах тоже налипли грязь и
солома. Нос и глаза были черны от пыли».
В купальне.
Алехин:
«– Да, давно я уже не
мылся, – говорил он, раздеваясь. – Купальня у меня, как видите, хорошая, отец
еще строил, но мыться все как-то некогда.
Он сел на ступеньке и
намылил свои длинные волосы и шею, и вода около него стала коричневой.
– Да, признаюсь... –
проговорил Иван Иваныч, – значительно глядя на его голову.
– Давно я уже не мылся...
– повторил Алехин конфузливо и еще раз намылился, и вода около него стала
темно-синей, как чернила».)
– Какое значение,
по-вашему, имеет этот эпизод в купальне? Зачем автор вводит этот эпизод в свое
повествование?
Обратимся к записи,
сделанной на первом уроке: «Мое святая святых – это человеческое тело,
здоровье...»
– Почему Чехов начинает
перечисление главных ценностей жизни со здорового человеческого тела?
Психологи знают, что один
из стойких страхов человека – это страх перед осознанием своего телесного
существования, а закрепощенное вялое тело, в свою очередь, способствует
психическому неблагополучию. Вы уже прочитали рассказ «О любви» и знаете, что
Алехин любил женщину и боялся в этом ей признаться. Его чувство не было только
платоническим. Он много лет заглушал в себе голос природы, и это непременно
должно было отразиться на его отношении к своему телу. Алехин не мылся
несколько месяцев – это говорит о том, что он боится признать необходимость
уделять внимание своему физическому состоянию, боится признать сам факт наличия
у себя тела.
В сознании современного
человека чистота тела тесно связана с понятием о чистоте души. Алехин моется:
он наконец обращает внимание не себя.
– А что же Иван Иваныч?
Что можно сказать о нем, о его отношении к своему телу?
«Иван Иваныч ... бросился
в воду с шумом и поплыл под дождем, широко взмахивая руками, и от него шли
волны, и на волнах качались белые лилии; он доплыл до самой середины плеса и
нырнул, и через минуту показался на другом месте и поплыл дальше, и все нырял,
стараясь достать дна. «Ах, боже мой... – повторял он, наслаждаясь. – Ах, боже
мой...»
Как видим, Иван Иваныч
плавает самозабвенно. Он ветеринар, он имеет дело с животными, которые свои
физиологические потребности не опутали сетью условностей, в отличие от людей.
Он, соответственно, ближе к природе, умеет наслаждаться той радостью, которую
дарит человеку ощущение здорового тела.
Может, именно этим,
близостью к природе, так отличается Иван Иваныч от Алехина и Буркина.
Встреча с братом заставила
его переоценить свою жизнь, по-новому увидеть окружающих его людей и самого
себя.
Чтение монолога Ивана Иваныча с
последующей записью в тетради учащимися.
«Надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и
напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь
рано или поздно покажет ему свои коготки, стрясется беда – болезнь, бедность,
потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит
других».
– Можем ли мы сказать, что
в этих словах Ивана Иваныча Чехов выразил свои собственные взгляды?
«То, что страшно в жизни,
происходит где-то за кулисами» – эта фраза во многом объясняет смысл пьес
Чехова, которые мы будем изучать в дальнейшем.
– И вновь мы обращаемся к
вопросу о свободе. Анализируя прошедшую жизнь, Иван Иваныч с горечью говорит:
«Свобода есть благо... без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да,
я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать?»
– О каком ожидании говорит
Иван Иваныч?
Мы часто говорим себе:
сейчас я не буду говорить искренне (бороться против несправедливости, работать
добросовестно, делать зарядку и т. п.) еще не время. Вот с понедельника (с
начала мая, с начала года и т. п.) начну изменяться. Мы ждем чего-то, что якобы
поможет измениться. Но «во имя чего ждать»?
– С какими словами Иван
Иваныч обращается к Алехину? Можем ли мы считать это обращением Чехова к
каждому из нас?
«...Не успокаивайтесь,
не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать
добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни смысл и цель, то смысл
этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом.
Делайте добро!»
– Дошли ли слова Ивана
Иваныча до души Алехина?
«Умно ли, справедливо
ли было то, что только что говорил Иван Иваныч, он не вникал»: ему был важен
сам разговор, позволяющий хоть на время выйти за пределы того круга, который он
сам себе очертил.
3. Работа с текстом рассказа «О любви».
– Какие чувства вызвал у
вас рассказ Алехина о своей любви?
– Какие черты характера вы
отметили в своих планах характеристики Алехина? (Проверка домашнего
задания.)
Итак, Алехин закончил
университет. Тогда людей с университетским образованием было сравнительно мало.
Например, на факультет, куда поступал Иван Сергеевич Тургенев, было принято
всего 25 человек. Конечно, у Чехова речь идет о более поздних временах, но в
основном положение было такое же.
– Почему на имении Алехина
был большой долг?
Отец задолжал отчасти
потому, что много тратил на образование сына. Алехин решил, что выкупить имение
– его долг. Но для того ли тратил силы и деньги отец, чтобы сын, получив
образование, вопреки своим наклонностям, не реализовал полученные знания, а
превратил себя в управляющего имением? Алехин начал заниматься работой, которая
не радовала его. Он ложно понял свой долг перед умершим отцом и потратил силы
на освобождение имения от долгов. Работа в имении вызывала
в нем отвращение.
– Расскажите, как
постепенно опускался Алехин.
(«В первое время мне
казалось, что эту рабочую жизнь я могу легко помирить со своими культурными
привычками...»
«Я мало-помалу
перебрался вниз, стал обедать в людской кухне...»)
– Как развивались
отношения между Алехиным и Анной Алексеевной?
– О чем беспокоились
Лугановичи?
(«Они беспокоились, что
я, образованный человек, знающий языки, вместо того, чтобы заниматься наукой
или литературным трудом, живу в деревне...» – это вопрос самореализации
личности. В результате – ложно понятый долг, нереализованные способности,
несостоявшаяся любовь.
«Мы боялись всего, что
могло бы открыть нашу тайну нам же самим. Я любил нежно, глубоко, но я
рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не
хватит сил бороться с ней...»)
– Какие слова Беликова
напоминают эти рассуждения Алехина?
(«Как бы чего не
вышло». По сути такое поведение – это выражение страха перед жизнью,
неуверенности в себе. Любовью Чехов словно проверяет, насколько свободен
человек во лжи перед самим собой. Алехин, увы, оказался несвободен.)
– Какую роль играл Алехин
в доме Лугановичей?
(«Все видели во мне
благородное существо. И взрослые, и дети чувствовали, что по комнате ходит
благородное существо...»)
– Когда же Алехин понял
свою ошибку?
(«Я понял, что когда
любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, более
важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле,
или не нужно рассуждать вовсе».)
– Героя какого
литературного произведения напоминает нам Алехин? (Вспомним «Асю» Тургенева.
И в первом и во втором произведении людей сковывают социальные отношения, оба
героя лгут сами себе.)
– Заставило ли осознание
Алехина изменить свою жизнь?
(К сожалению, нет. Рассказ заканчивается сожалением Ивана Иваныча и Буркина
о судьбе Алехина, судьбе, которую он не смог изменить.)
III.
Подведение итогов урока.
1. Главные герои трилогии.
– Кого же мы
можем назвать главными героями трилогии? (Главные герои трилогии – не только
Беликов, Николай Иванович Чимша-Гималайский и Алехин, но и учитель гимназии
Буркин, и ветеринарный врач Иван Иваныч – представители русской интеллигенции,
такие же, как и читатели рассказов А. П. Чехова. Осознают ли они смысл своей
жизни? готовы ли они изменить
жизнь, насытить ее стремлением к высокой цели?
– «Мое святое святых – это
...»?
Сопоставим высказывание с
трилогией. Жизнь в «футляре» противопоставлена свободе. О какой свободе говорит
Чехов?
О внутренней свободе
человека от иллюзий, с чем бы они не были связаны. Но свобода в понимании Чехова
сочетается с нравственной высотой: «Делайте добро!»
– Как жил Чехов? Выполнил
ли он это требование в своей жизни?
Современники восхищались
не только произведениями Чехова, но и тем светом, который он нес в жизнь
окружающих его людей. Корней Иванович Чуковский, описывая его жизнь, писал:
«Когда он умер, после него осталось не только двадцать томов всемирно
прославленной прозы, но и четыре деревенские школы, да шоссейная дорога на
Лопасню, да библиотека для целого города, да памятник Петру, да посеянный на
пустоши лес, да два замечательных сада».
2. Работа с толковым словарем Ожегова.
(Ожегов, С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984. – С. 611.)
(На экран
проецируется толкование слова «свобода».)
Свобода –
1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания
законов развития природы и общества. Свобода воли. 2. Независимость,
отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-поли-тическую жизнь
и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов. Свобода
печати. 3. Вообще – отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в
чем-нибудь. Дать детям больше свободы. 4. Состояние того, кто не
находится в заключении, в неволе. Выпустить на свободу.
– О каких из этих свобод
говорил Чехов?
– Какое понятие свободы у
Чехова связано с понятием «футлярности»?
Домашнее
задание: пользуясь записями в тетрадях, написать сочинение на одну из тем:
«Образы «футлярных» людей в рассказах Чехова», «Мое святое святых...»; индивидуальное
задание: подготовить выразительное чтение рассказов Бунина «Кавказ» и
«Муза» из цикла «Темные аллеи».
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.