Уроки 51–52 А. П. ЧЕХОВ: «МОЕ СВЯТАЯ СВЯТЫХ...» ТРИЛОГИЯ. «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»
Уроки
51–52 А. П.
ЧЕХОВ: «МОЕ СВЯТая СВЯТЫХ...» ТРИЛОГИЯ. «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»
Цели урока:
вспомнить основные события жизни писателя, отметить, что запомнилось больше
всего, что показалось особенно важным; рассмотреть вопрос, который волновал
Чехова, – вопрос человеческой свободы; указать главную проблему трилогии;
рассмотреть, проанализировать рассказ «Человек в футляре».
I. Организационный
момент.
II.
Сообщение темы и целей урока.
III. Работа
по новой теме.
1. Аналитическая беседа по вопросам.
– Кого из
писателей, наряду с Тургеневым, вы бы назвали мастерами «малой прозы»?
Несомненно, прежде всего
Чехова!
Согласны ли вернуться к
нему? А как отнесетесь к мнению, что к Чехову отношение особенное?
– Какие страницы Чехова
сохранила ваша память? («Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон»,
«Злоумышленник», «Размазня», «Тоска»)
– Что вам особенно близко
и дорого на чеховских страницах?
– Можно ли говорить об
особом, «чеховском» языке?
– Как вы читаете Чехова?
– Мы сразу же сблизили его
страницы с тургеневскими «стихотворениями в прозе». а что их отличает?
– Почему рассказ стал
излюбленным жанром Чехова (все-таки не «стихотворение в прозе», как бы ни были
поэтичны и лиричны чеховские страницы, а рассказ)?
– Но рассказ бывает
разным. Мы уже отмечали, что чехов
любил рассказ-сценку. Попробуем воссоздать один из них.
(Индивидуальное задание:
инсценировка отрывка из рассказа Чехова «Хамелеон» или на выбор учащихся.)
– Менялся ли чехов и его рассказ? а менялось ли ваше отношение к
чеховским страницам? Что показалось вам особенно важным в его творчестве?
– Центральным вопросом,
который волновал Чехова, был вопрос человеческой свободы. А как вы понимаете,
что такое свобода? (Выслушиваются мнения учеников.)
А. П. Чехов писал: «Мое святая святых –
это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновенье, любовь и
абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни
выражались».
Запишем эти слова Чехова и
попытаемся объяснить, что они обозначают.
– Что значит
«абсолютнейшая свобода»? От чего может быть свободен человек? Что значит
«свобода от силы и лжи»? чьей
лжи? Кого перед кем?
2. Анализ рассказа «Человек в футляре».
Вы прочитали
трилогию Чехова: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Главная проблема
трилогии – это тема свободы человека, свободы в чеховском понимании.
– Согласны ли вы с этим?
Почему?
– Как вы считаете, почему
Чехов называет рассказ «Человек в футляре»?
Обратимся к главному
образу – образу Беликова; найдем его портрет, описание образа жизни, обсудим
историю неудавшейся женитьбы.
Выпишем наиболее яркие
фразы, характеризующие учителя греческого языка:
«Одним словом, у этого
человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя
оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил
бы его от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в
постоянной тревоге...».
«... как бы чего не вышло».
– Как вы думаете, в
существовании ли этого человека видит проблему Чехов – или проблема в другом?
«... однако же этот человечек, ходивший
всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать
лет!»
Значит, проблема не в том,
что существует один человек, который словно закован в футляр и всего боится.
Вероятнее всего, были вполне объективные психологические причины, в результате
действия которых сформировался именно такой характер. Проблема в том, что он
умел влиять практически на всех жителей города:
«Под влиянием таких
людей, как Беликов, за последние 10–15 лет в нашем городе стали бояться всего.
Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, бояться
помогать бедным, учить грамоте...»
Если он влиял практически
на всех жителей города, значит, в их душах тоже была эта струна страха перед
действительностью, которая резонировала в ответ его словам.
– Оценку влиянию Беликова
на городское общество дает рассказчик. Мы вновь встречаемся с формой рассказа в
рассказе. Итак, повествователь. Кто он? Что мы знаем о нем? Кто его собеседник?
(Перечитываем начало
рассказа.)
Автор выводит на сцену
двух героев, двух запоздавших охотников: это ветеринарный врач Иван Иваныч и
учитель гимназии Буркин. Историю Беликова рассказывает Буркин, но вторую
историю – о своем брате Чимше-Гималайском – рассказывает Иван Иваныч. Таким
образом, оба героя будут по очереди и собеседниками, и рассказчиками. В
произведениях Чехова нет ничего случайного, и часто всего одна фраза коренным
образом смещает акценты, словно переворачивая тему, придавая ей совершенно
новое звучание.
3. Самостоятельная работа (по группам): составление «досье» на двух
охотников.
Иван Иваныч
Чимша-Гималайский: ветеринарный врач (представитель интеллигенции).
«Его во всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на
конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом»; известен
всей губернии.
Внешность: «высокий худощавый старик с длинными усами».
Сначала «сидел снаружи у
входа и курил трубку; его освещала луна».
Буркин:
учитель гимназии в губернском городе, «не естественник» (тоже представитель
интеллигенции). «Каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже
был своим человеком».
Внешность: в начале рассказа об этом
ничего не говорится. Мы видим только: «Буркин лежал внутри на сене, и его не
было видно в потемках».
Именно Буркин рассказывает
историю о Беликове, дает оценку его поступкам и поведению горожан. Мы слушаем
эту историю, и у нас возникает вопрос:
– Каким же человеком
является сам рассказчик?
– Как он выглядит?
– Можно ли верить его
оценкам?
Но Буркин лежит на сене, и
его не видно. (Это драматургический прием. Повествователь, описывающий
пребывание двух охотников в сарае, знает, как выглядит Буркин, но почему-то не
описывает его в начале. Почему?)
И вот Буркин появляется:
«Учитель гимназии вышел из
сарая. Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной
бородой чуть ли не по пояс...»
– Таким ли вы представляли
себе Буркина? Чего добивается таким описанием автор? (Вместо красивого и
умного человека средних лет с интеллигентными чертами лица (как обычно ученики
судят по рассказу о Беликове) перед нами – толстый и лысый – это обескураживает
учеников.)
– Как вы думаете, кто
первый «человек в футляре», о котором идет речь в рассказе? (Читаем абзац
про Мавру, которая нигде, кроме своего села, не была и последние десять лет
выходила на улицу только по ночам.)
– Как вы думаете, кто
рассказывает про Мавру? Вероятно, Буркин: он хорошо знает эту местность и ее
жителей.
– Как герои оценивают
жителей города?
Буркин:
«Чего только не делается у нас в провинции от скуки, сколько ненужного,
вздорного! И это потому, что совсем не делается то, что нужно».
Иван Иваныч (реплика
во время рассказа о Беликове):
«– Да. Мыслящие,
порядочные, читают и Щедрина, и Тургенева, разных там Боклей и прочее, а вот
подчинились же, терпели... то-то вот оно и есть».
– Какое чувство испытали
преподаватели гимназии после похорон Беликова?
«Когда мы возвращались с
кладбища, то у нас были скромные, постные физиономии; никому не хотелось
обнаружить этого чувства удовольствия, – чувства, похожего на то, какое мы
испытывали давно-давно, еще в детстве, когда старшие уезжали из дому, и мы
бегали по саду час-другой, наслаждаясь полною свободой. Ах, свобода, свобода!
Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда
ли?»
Герою, вероятно, казалось,
что со смертью Беликова изменится вся жизнь.
– Как видите, мы
действительно вернулись к вопросу о свободе, поставленному в начале работы.
Итак, свобода тайком, украдкой, пока взрослые уехали. Можно ли ее назвать
истинной, «полною» свободой?
Буркин сам дает ответ на
этот вопрос: «Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же
суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не
разрешенная вполне; не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а
сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет».
– Буркин видит
пассивность, страх в других людях, в жителях своего города. Но что же обращает
внимание Ивана Иваныча?
Иван Иваныч словно
подводит итог рассказу Буркина:
«– То-то вот оно и
есть, – повторил Иван Иваныч. – а
разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги,
играем в винт – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди
бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор –
разве это не футляр?»
– Что означают эти слова?
Футляр – считает Иван Иваныч – в нас самих, в каждом из нас.
– Прочитайте описание
природы в заключительной части рассказа. Какова его роль? Какие слова вы
считаете ключевыми?
«Когда в лунную ночь
видишь широкую сельскую улицу... кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и
с умилением и что зла уже нет на земле и все благополучно».
– Как завершает автор
композицию рассказа?
Чехов повторяет одну
деталь, которая словно подводит своего рода итог, «окольцовывает» рассказ: это
«легкие шаги», которые раздаются недалеко от сарая.
– Это Мавра ходит, –
сказал Буркин.
Шаги затихли».
И тут же, как протест
против этих шагов, звучащих в душе практически каждого человека, шагов,
порожденных страхом перед жизнью, звучат слова Ивана Иваныча:
«– Видеть и слышать,
как лгут, – проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, – и тебя же
называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не
сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому
лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за
какого-нибудь чинишка, которому грош цена, – нет, больше так жить невозможно!»
– Слышит ли Ивана Иваныча
собеседник?
Мы видим, что Буркин
расхожей фразой закругляет беседу и засыпает, а Иван Иваныч «все ворочался с
боку на бок и вздыхал, а потом встал, опять вышел наружу и, севши у дверей,
закурил трубку».
IV. Подведение итогов урока.
– Что же не дает уснуть
Ивану Иванычу?
– Вспомним еще раз его
слова о «футляре»: «Ненужные бумаги... игра в винт... жизнь среди бездельников,
сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не
футляр?» Что значат эти слова?
«Футляр» страха перед
жизнью и перед свободой выбора. «Футляр», по мнению Ивана Иваныча, в каждом из
нас, в нас самих.
А вы как считаете? Какова
наша жизнь? Каков наш выбор, наша свобода?
Домашнее
задание: перечитать рассказ «Крыжовник»; прочитать рассказ «О любви»
(учебник), составить план характеристики Алехина.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.