Конспект к уроку русского языка «Жанры сочинений. Рецензия» 11 класс
12.07.2015
3112
0
Гадун Елена Петровна
Тип урока: контрольно-обобщающий с использованием модульного
обучения (межпредметная связь – работа с текстом
А.Платонова «Маленький солдат».)
Задачи урока: 1. образовательные:
• овладение исследовательскими навыками при работе с текстом;
• углубление теоретических знаний в ходе практического использования.
2. воспитательные:
• развитие самостоятельности в использовании сведений урока;
• привитие любви к родному языку;
• активизация познавательного интереса к русскому языку.
3. развивающие:
• развивать умения и навыки анализа языковых единиц;
• развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к образцам текста.
Цели урока: М - О.
Дидактическая цель.
• Осмысление специфики содержания жанров сочинения на литературную тему. Усвоение композиционных и стилистических особенностей разных жанров сочинений на литературную тему.
• Обработка умений аргументировать свои мысли литературными фактами, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, научиться соотносить свое мнение с позицией автора. Результатом использования модульной программы должен быть сформированный навык написания сочинения-рецензии.
М-1. Интегрирующая цель.
• Изучить специфическую форму сочинения - рецензию, усвоить композиционные и стилистические особенности жанра; уметь использовать эти знания для написания сочинения.
• Совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, в условиях различных форм само- и взаимопомощи, самооценки, коммуникативный навык.
М-2. Обучение написанию сочинения-рецензии (ЕГЭ «С»).
М-3. Рефлексия.
Методы:
постановка проблемного вопроса;
организация обсуждения материала;
индивидуальная работа.
Оборудование:
• тест;
• памятка 1-3;
• карточка 1-3;
• текст А.Платонова «Маленький солдат»;
• таблица - схема (задание «С»);
• дополнительный информационный материал;
• перечень вопросов и примеров ответа при рефлексии;
• образец текста рецензии на рассказ А.Платонова «Маленький солдат», сделанный учителем.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Сообщение темы урока, цели и задач.
Мультимедийная поддержка. Слайд №1. Тема урока.
Мультимедийная поддержка. Слайд №2. Задачи урока.
Мультимедийная поддержка. Слайд №3. Цели урока.
Мультимедийная поддержка. Слайд №4. Наказ к уроку.
Учитель:
Сегодня у нас контрольно-обобщающий урок модульного типа по теме: «Жанры сочинений. Рецензия», т. е мы с вами должны привести в систему наши знания, иначе говоря «разложить все по полочкам». Выразить это мне хочется словами В.Марченко, которые станут наказом к нашему уроку.
Разложить все по полочкам,
Все расставить по клеточкам,
Направление по струнке задать,
Без качания, без хаоса,
Без излишнего пафоса,
Без свободы надуманной
Путь умей продолжать.
Итак, в путь за знаниями
На расстояние в 40 минут!
Успеха! Удачи!
М-О (вводный контроль).
• На первом этапе урока нам необходимо осмыслить и повторить различные жанры сочинений и их особенности;
• Уметь аргументировать свои мысли, факты, все это обобщить и соотнести свое мнение с позицией автора;
Результатом нашей работы должен стать сформированный навык написания сочинения-рецензии.
М-1:
• Сочинение-рецензия имеет свои особенности и структуру.
• Совершенствовать навык самостоятельной работы, что обязательно при выполнении задания «С» в ЕГЭ.
• Уметь работать в группах.
3. Повторение и обобщение знаний.
Цель:
• Актуализация знаний о разных жанрах сочинений: аннотация, отзыв, эссе.
• Особенности типов текста.
Мультимедийная поддержка. Слайд №№5-6.
Учитель озвучивает цель данного этапа урока (входной контроль), учащиеся выполняют тест, представленный на слайде №6
Входной контроль.
Учащимся предлагается тест.
1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста те, что относятся к типу речи рассуждение:
а) словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков;
б) рассказ о каком-то событии в его временной последовательности;
в) в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод;
г) имеет коммуникативное намерение - доказать.
2. Выберите то определение, которое подходит к понятию эссе:
а) один из основных жанров публицистического вида, характеризующийся постановкой проблемы, разработкой широкого значения выводов на основе анализа явлений одного или нескольких произведений, взятых в неограниченном масштабе, на основе теоретических посылок и обобщённых данных;
б) небольшое литературно-публицистическое произведение, близкое к рассказу, но отличающееся от него художественным воплощением таких лиц, эпизодов, явлений, событий, которые были в действительности и которые автор воссоздаёт на основе личного наблюдения;
в) прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с ней.
3. Выберите термин, соответствующий данному определению.
Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку":
а) отзыв;
б) эссе;
в) статья в газете;
г) аннотация.
Учитель:
Скажите, какова связь этого задания с темой нашего урока?
Достигнуты ли поставленные нами цели?
Мультимедийная поддержка. Слайд №7.
Актуализация знаний об аннотации, отзыве, эссе.
1.повторить жанровые особенности аннотации, отзыва, эссе (обращаемся к справочной литературе);
2. выбрать для повторения жанр (работа в парах).
3.составить вопросы для проверки усвоения вашей информации, поделиться ею с товарищем по паре.
Мультимедийная поддержка. Слайд №8.
Исследование особенностей жанра рецензии.
• Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинства.
• Рецензия: отзыв, оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение.
• Какова цель рецензии? Зачем пишу? (Эмоциональный отклик – анализ: о чем? Как? Что я об этом думаю).
Итак: прочитали à удивились –> задумались –> пишем …
Учитель обращает внимание детей обратитьтся к памятке № 1
Мультимедийная поддержка. Слайд №9.
4.Анализ композиции рецензии. М-2
Учитель:
Дома вы должны были выполнить задание – выписать предложения о своих впечатлениях о прочитанном произведении (учащиеся зачитывают по группам и записывают в «банк данных»).
С удовольствием, убедительно, редкие свойства, удивление, воздействие, заставил почувствовать, понять, актуально, страшно, урок мудрости, близость темы…
Что больше всего вызывает затруднение при написании - «начать» и «закончить».
Рассмотрим и обсудим несколько вариантов начала и финала рецензии (См. приложение (образцы).
Мультимедийная поддержка. Слайд №№ 10- 16.
Смотри карточки № 2-3; памятки 2-3; образцы.
5. Работа в группах.
• Проверьте умения применять на практике знания по написанию рецензии;
• Напишите этюд, поделитесь полученной информацией.
• Оцените уровень усвоения полученных знаний.
- на столы раздаются тексты А.Платонова «Маленький солдат»;
- текст перечитывается в парах, записываются впечатления, обмениваются ими;
- в группах обсуждают, что должно быть предметом исследования;
- свои наблюдения заносят таблицу-схему.
(обращаются к Карточке № 1, где представлен ряд вопросов по произведению)
- группы меняются таблицами, читают, изменяют, дополняют;
- в ходе написания можно использовать справочный материал, образцы, клише.
- учитель предлагает свой вариант рецензии, который также обсуждается.
6. М-3.
Итог урока.
РЕЗЮМЕ.
1.Обобщение полученных знаний.
2.Обобщение знаний путем тестового задания.
3.Оценка работы в группе.
Мультимедийная поддержка. Слайд №17.
РЕФЛЕКСИЯ.
• Оцените степень практической пользы урока;
• Оцените степень личного участия и степень комфортности на уроке;
• Какой вид деятельности был труден и почему?
• Что явилось новым?
• Что помогло прийти к самостоятельной работе?
Учитель:
На нашем уроке мы работали над художественными текстами, пользовались модульное обучение, способствующее развитию критического мышления и составлению связанных текстов.
Возможные трудности, которые могли испытываться вами, были предупреждены раздаточным, справочным, теоретическим материалом.
Подобная работа поможет вам успешно выполнить часть «С» задания ЕГЭ.
Дополнительный информационный материал
Образец элемента сочинения с использованием клише
Писатели-публицисты в своих произведениях ставят такие проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей. К ним относятся проблемы войны и мира, экологии, а также проблема нравственности, неразрывно связанная с понятиями совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости... Религия и история, правда и ложь, любовь, предательство... Авторы пытаются найти ответы на такие вопросы, от разрешения которых невозможно уйти в сторону ни нашим родителям, ни нам, выпускникам, которым предстоит строить жизнь дальше.
Вот и в данном тексте известный отечественный публицист обращается к не менее важной проблеме музеев. Ф.И.О. пытается ответить на важные вопросы, как возродить любовь и уважение к музею, нужны ли они вообще (как сделать так, чтобы люди стали добрее, отзывчивее; почему люди продолжают воевать, хотя осознают губительность и бесчеловечность войн…).
Автор убеждает нас, что (не) нужно что-то делать, люди должны быть отзывчивыми (авторская позиция). Публицист настолько убедителен, что с ним невозможно не согласиться. Он умело использует художественные средства выразительности. В тексте прослеживается логическая последовательность, а свои мысли Ф.И.О. подтверждает конкретными примерами (из жизни, личного опыта).
Ежедневно мы убеждаемся, что (не) нужно что-то делать, люди должны быть отзывчивыми (авторская позиция).
В телепередачах и газетных статьях мы находим этому подтверждение.
В финале еженедельной программы «Времена» после обсуждения именно этой проблемы Владимир Познер сказал замечательные, на мой взгляд, слова: «Мы ничем не отличаемся от животных и не можем считать себя людьми, пока в нашем обществе нет любви к чему-то, взаимного уважения, не решена проблема...». И с этим нельзя не согласиться.
Мой любимый автор-фантаст Дмитрий Емец в своей книге «Возвращение» также задаётся подобным вопросом и выводит не менее однозначный ответ: «Музеи должны быть. Войне нет места на планете Земля».
Так давайте сделаем всё возможное, чтобы, будущие поколения не знали подобной проблемы, а наши дети могли бы назвать себя гордым именем Человек.
Языковые и речевые стандарты-клише
Компоненты содержания структуры текста,
смысловые отношения
Лексические средства
1. Тема текста (статьи), её общая характеристика, актуальность.
- Темой данного текста является описание...
- Текст посвящен теме (проблеме, вопросу)...
- В данном тексте затронуты важнейшие проблемы...
- Текст представляет собой обращение (изложение, описание, анализ, обзор)...
- Текст озаглавлен (носит название)...
- Текст написан в публицистическом (художественном) стиле...
- В тексте излагается (говорится о)...
- В тексте изложены взгляды автора на...
- В тексте представлена точка зрения...
- Автор текста рассказывает (излагает)...
- В предлагаемом тексте...
- В работе автора...
- Рецензируемый текст...
- В рецензируемой работе...
- В статье автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы:...
- Автор решает задачу (затрагивает проблему, говорит о)...
- Автор данной статьи останавливается (особо) на следующих вопросах (проблемах, фактах):
- Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов):
- Сущность проблемы сводится к (заключается, состоит в)...
- В тексте поднимается актуальная проблема,
- В начале текста автор даёт обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи)...
- Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что…;
- Тема статьи представляет большой интерес,
2. Композиция статьи.
- Статья делится на... (начинается с..., состоит из..., заканчивается...)
3. Характеристика авторского изложения информации, иллюстрация позиций автора.
- Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть), описывает, выдвигает (вопрос, гипотезу), останавливается, касается, отмечает, подчёркивает, утверждает, доказывает.
- Автор считает, полагает, стоит на точке зрения, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения...
- Автор сравнивает, сопоставляет, противопоставляет...
- Автор соглашается (согласен), возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражения, аргументы, доказательства...
- Автор ссылается, опирается, исходит, иллюстрирует, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду, видит причину этого в том, что...
- Для того, чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует особый стиль (разговорный, научный, официальный, художественный, публицистический), особую композицию и. специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка.
- Для того, чтобы привлечь внимание молодого поколения к исследуемой проблеме...
- Чтобы поддержать интерес к предмету разговора, автор использует некоторые изобразительно-выразительные средства языка, помогающие воздействовать не только на разум, но и на чувства читателя (собеседника)
- Автор анализирует (отмечает, доказывает, отмечает, сопоставляет, противопоставляет, описывает, разбирает, подчёркивает, отмечает важность, утверждает, поднимает проблему, считает; приводит пример того, как; подводит нас к выводу (мысли)...
- Сущность проблемы сводится к тому, что (чтобы)...
- Основная (главная) задача (цель) автора заключается (состоит) в том, чтобы...
- Важно отметить, что…
- Необходимо подчеркнуть...
- Обобщая сказанное…
- Особо следует выделить следующее…
- Из этого следует, что…
- В заключении следует сказать (отметить, подчеркнуть, остановиться)...
- Основная (главная) ценность содержания текста (состоит, заключается) в ...
- Автор данного текста предстаёт перед нами...
- Для того чтобы убедить читателей, автор использует языковые средства выразительности. Среди них особое место занимают...
- Яркая образная речь текста отражает личную позицию автора.
- Заслуга автора состоит (заключается) в том, что...
- Личная позиция автора...
- В данном тексте...
- Нельзя (не) согласиться с...
- Вызывают возражения (сомнения)...
- Оценивая текст в целом,...
- Проблема, поднятая автором, имеет...
- Таким образом, анализируемый текст...
- Реализация авторского замысла достигается...
- Безусловной заслугой автора является...
- Проблема текста, бесспорно, вызывает интерес...
- В тексте приводится аргументация (чего-либо против чего)...
- К сожалению, ...
- Нельзя не удивиться, как (что)...
- Вызывает восхищение...
- Радует то, что...
- Нельзя остаться равнодушным...
- Должен согласиться....
- Не могу во всём согласиться с автором…
- Несмотря на убедительность доводов (слов, мнения) автора, не могу с ним согласиться...
- Не во всём, как мне кажется, автор прав...
- Хочется поспорить с высказыванием (мыслью, идеей) автора...
- Позиция (мнение, слова) автора заставляет задуматься...
- Следует отметить (признать) достоинства...
- Автор решает вопрос оригинально, интересно...
- С удовольствием отмечаем...
- Убеждён...
- Автор убедительно доказывает, что...
- Я разделяю мнение (позицию, убеждения, мысли, идеи) автора...
- Мне близки (не близки) мысли (позиция, идеи, убеждения) автора...
- Разумеется, что...
- Нет сомнений в том, что...
- Автор отстаивает свою точку зрения, свою позицию и ...
- Поднятая нравственная проблема актуальна (злободневна)...
Позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление...
- Автора отличает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов...
- Манера изложения отличается краткостью точностью выбора слова (чувством слова)...
- Точка зрения автора не только оригинальна (эффектна), но и глубоко продумана, выстрадана»...
- Автор приводит пример (цитату, факты, данные)...
- Автор ссылается на...
- Автор иллюстрирует...
- В статье (тексте) приводится (даётся)...
2. Заключение, выводы автора статьи.
- Автор приводит (подводит нас) к выводу (заключению)...
- Автор делает вывод (заключение), подводит итог (говорит, утверждает)...
- В итоге делается вывод...
- В заключении говорится...
Рецензия
на рассказ А. Платонова
«Маленький солдат»
(вариант учителя)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая...
Б. Окуджава
Рассказ «Маленький солдат» был написан А. Платоновым во время Великой Отечественной войны. Судя по названию, можно подумать, что речь идет о маленьком человеке. Но оказывается, главный герой — десятилетний мальчик. В рас¬сказе рядом слова «ребенок» и «война». Платонов, для ко¬торого дитя наряду с Землей, Солнцем, Матерью — символ жизни, увидел в этом особую трагедию.
Сюжет рассказа — порождение военного времени. На же-лезнодорожном вокзале майор, отправляясь на задание, пе¬редает ребенка-сироту другому человеку, Бахичеву, чтобы тот «поберег» его. Мальчик, Сережа Лабков, тяжело переносит расставание с майором Савельевым, к которому он привык. Все это наблюдает случайный попутчик — повествователь. Когда ребенок засыпает, майор Бахичев рассказывает пове¬ствователю его историю. Вскоре засыпают и взрослые. А про¬снувшись, обнаруживают, что Сережа исчез...
На первых страницах автор употребляет слова «ребенок» или «мальчик» практически в каждом предложении, что не¬характерно для писателя, умеющего справляться с повтора¬ми. Когда Сережа слышит удары зениток и шум самолета, в нем проявляется «возбужденный интерес». С этого момен¬та появляются словосочетания «маленький солдат» и «ма¬ленький боец», постепенно заменяющие прежнее обозначение ребенка. Оказывается, что мальчик понимает происходящие вокруг него военные события. Он даже получил медаль за то, что был разведчиком.
Однако уважение, которое вызывает в повествователе и в читателе ребенок,— это не главное чувство к нему. Пла¬тонов подчеркивает парадоксальное, странное противоречие между возрастом мальчика и тем, что ему приходится пере¬носить в жизни. Его речь напоминает речь маленькой Насти из «Котлована». Другой герой, о кото¬ром вспоминаем, читая рассказ,— Петруша из рассказа «Воз¬вращение», написанного позднее. Интонации Сережи Лабкова прорастут в речи Петруши. Читая эти рассказы, мы задумываемся о тяготах войны, корежащих детские судьбы. Повествова¬тель говорит, что на вид Сереже лет семь, а потом мы узнаем, что ему десять. И возраст детей, и отношение к жизни, жесто¬ко искажены обстоятельствами.
«Я тогда обождал»,— сказал Сережа о своем решении не умирать. Но как будто остался жить не для того, чтобы заменить отца на земле, а чтобы стать солдатом. Как же должна быть изранена детская душа, если он решил «обождать» умирать?
«...Сумрачное лицо, ...свет глаз, за которыми происходила тайная мучительная борьба с горем тоски по ушедшему че¬ловеку», такое состояние мальчика — важнейшая тема для Платонова. Вспоминаются еще два произведения о детях, ставших по вине войны сиротами: повести В. Катаева «Сын полка» и В. Богомолова «Иван», где герой погибает. Катаев же писал оптимистически радостно, по-видимому, в расчете на детское чтение. Для Вани Солнцева полк стал новой семь¬ей. А Платонов пишет больше об утратах. Майор Савельев, ставший мальчику «всем человеком», покидает его, пусть даже для того, чтобы сберечь ему жизнь. Не совершает ли майор при этом непоправимую ошибку, ведь сердце Сережи «боялось, что, оставшись одно, оно умрет»?
Слово «сердце» — мотив, звучащий на протяжении всего рассказа, «...слабость детского человеческого сердца, таящая за собой постоянное неизменное чувство, связываю¬щее людей в единое родство,— эта слабость означала силу ребенка...»
В рассказе оказываются два повествователя. На какое-то время им становится и сам мальчик. Из его речи мы узнаем, что он был разведчиком, что погибли его родители. Вторым повествователем является майор Бахичев. Часть сведений, рассказанных им, передана в третьем лице. Рассказывает же майор удивительную историю. Мальчик услышал однажды разговор отца с офицером о том, что боезапас их полка нахо-дится у немцев и что, уходя, они обязательно взорвут его. Тогда Сережа прополз ночью до склада, перерезал взрывной, замыкающий провод и оставался там еще какое-то время для того, чтобы перерезать вновь, если немцы исправят повреж¬дение. Позднее он снова пробрался в тыл противника, разве¬дал расположение командного пункта и трех батарей, а по¬том все точно указал на карте отцу-артиллеристу. Майор Бахичев рассказывает о мальчике с восхищением, а читатели видят, что история «маленького солдата» ужасна. Ребенок на войне — это великое горе.
Мальчик не случайно убежит. Он не только будет стре¬миться к близким людям. Сережа ощущает себя уже солдатом. Этому его научила сама война и взрослые люди вокруг. Но никто не заметит «маленького солда¬та» в «многолюдстве войны». Это словосочетание в конце рассказа звучит почти трагически. Мальчик, может быть, вернется, а может быть, потеряется или погибнет. Эта неиз¬вестность заставляет содрогнуться.
«Маленький солдат» звучит как укор миру взрослых, которые не могут уберечь ребенка.
Платонов показал преступность войны..
В параллель рассказу Платонова можно поставить «Судь¬бу человека» М. Шолохова. Там показан сирота Ванюша, ко¬торый все-таки обрел нового отца. Платонов, по сравнению с Шолоховым, писал менее подробно и в ту пору, когда еще нельзя было провидеть жизненный путь мальчика-сироты. Хотя у Шолохова рассказ тоже заканчивается не радостно, а тревожно...
Мне кажется, самое страшное из того, что рассказал о Се¬реже майор Бахичев своему случайному попутчику,— это то, как мальчик уговорил приставленного к нему отцом орди¬нарца, «и вдвоем они убили немца,— неизвестно, кто из них, а позицию нашел Сергей». Ребенок привыкает к смерти, к то¬му, что можно и нужно убивать. Юный разведчик, изображен¬ный здесь, вызывает странное, смешанное чувство у читате¬ля. Ведь история, которая таится за этими двумя строчками, ужасна, хотя она объясняется временем написания рассказа.
Саму эпоху и поведение людей проверяет Андрей Плато¬нов судьбой ребенка. Ведь главное желание русских писате¬лей — чтобы не плакали больше дети.
КАРТОЧКА № 1
Академическое начало
Рассказ «Возвращение» написан Андреем Платоновым в 1946 году. Отчасти поэтому, наверное, в нем будто чувству¬ется запах войны, а картина послевоенной жизни людей представляется особенно тяжелой. Неверное, с точки зрения властей, описание того, как возвращается с войны русский человек, привело к тому, что рассказ подвергся уничтожаю¬щей критике и долго не издавался...
Эмоциональное (или романтическое), образное начало.
Например, в начале рецензии, уже прочитанной се¬годня, раньше рассуждений появляется картина-воспо¬минание. Она может быть создана цитированием или пересказом элементов текста.
«Они поднимались все выше и выше, и все скоро внизу стало просто разноцветными квадратиками и пятнами. Шес¬типалый повернул голову к Затворнику.
- Куда? — прокричал он.
- На юг,— коротко ответил Затворник.
- А что это? — спросил Шестипалый.
- Не знаю,— ответил Затворник,— но это вон там». Финальный полет Затворника и Шестипалого к солнцу — самый яркий эпизод повести Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый». Напряжение в конце достигает апогея, и кажется, что трагический конец неизбежен, глаза по строч¬кам скользят все медленнее, чтобы как можно дольше сохра¬нить неведение. Но вдруг…
Неожиданное начало
(Иногда парадоксальное, вводящее читателя рецен¬зии в гущу вопросов, волнующих рецензента.)
...Но где же голос автора, его точка зрения? Читая повесть В. С. Маканина «Где небо сходилось с холмами», все время думаешь об этом. Впрочем, почти всегда этот писатель озада¬чивает, читаешь ли ранние его произведения или более позд¬ние...
Сначала показалось, что точка зрения автора «пря¬чется» в выделенных курсивом словах...
КАРТОЧКА № 2
РЕЦЕНЗИЯ № 1
...Я надеюсь, что живых больше, чем мертвых.
Э. Лимонов
(НАЧАЛО)
Лимонов — писатель плохой, но талантливый. Доказательством талантливости служит запоминаемость его текстов — прочтешь, а из головы не вытрясешь: и детство в железобетонном Харькове, и муки ранней сексуальности, и юную жену с фиалковыми глазами, превращающуюся в толстую седую шизофреничку. (...) А почему плохой — так потому, что изо всего этого (и многого другого, о чем ниже) у него в голове полная каша. В частности, идеологическая. Обида на весь мир соединяется с обидой на всех других — но никаких счетов к самому себе: сам герой выше всех, лучше всех, одареннее всех, умнее всех...
(ФИНАЛ)
Есть ли нечто способное привести Лимонова в восхищение? В экстаз?
Это «нечто» должно непременно припахивать — кровью, дерьмом, скандалом, извращением — например, Дмитрий Шостакович-внук, сочиняющий «Походный марш» для на¬ционал-большевистской партии. Конечно, Лимонов считает, что в крови с дерьмом большее жизни, чем в регламентиро¬ванной покойницкой. Но слишком он шустрит, отправляя в личную анатомичку не таких уж простых и понятных смертных. Боюсь, что апломба в Лимонове все-таки больше, чем таланта.
Очень грустная книга.
РЕЦЕНЗИЯ №2
(НАЧАЛО)
Татьяну Толстую у нас не любят. Не любят не только «патриоты» за ее издевательства над святынями. Не очень любят, честно говоря, и либералы: где пропадала, пока мы боролись? почему не поклонилась, когда приехала? зачем обо всем прямо судит, высказывается? почему в Америке преподает письмо художественное? В тусовку не ходит. Глаз крупный, черный, блескучий. Рот большой, зубов много, голос громкий, волосы могучие. Ведь и пожалеть такую нель¬зя. Можно только посторониться, чтоб место освободить. А мест у нас мало, и освобождать никто ничего не хочет. Новую книгу Татьяны Толстой ждали так долго, что уже и глаза прищуривали, и носами поморщивали, и ушами качали: мол, нет у нее никакой рукописи! все врет; стыдно признаться, что не пишется. Да и то: все обещала, обещала, вот и в «Знамя» определила анонсом название, короткое, непонятное,— «Кысь». «Знамя» роман объявило, а вдруг он и выйди отдельным изданием! Медлила-медлила, а то и зато¬ропилась, да так, что растерявшиеся критики не успели про¬честь и вставить в какие нужно премиально-упоминательные листы. Нерасчетливо поступила писательница Толстая. А что за книжка! Боги мои, что за издание! Бумага — газет¬ный срыв. Обложка картонная, такая в советское время шла на школьные учебники.
(ФИНАЛ) ...
Поэтика романа Толстой исключает правдо¬подобие и психологизм, а не следует им. Чем буйнее фанта¬зия, тем лучше. Правым-левым рукавом махнет — чудеса и посыпались. Несмотря на то, что история очень невеселая, книга получилась искусная, нарядная, артистичная. Вот это напряжение — между скорбью и гневом внутреннего посла¬ния и узорочьем исполнения — и делает
роман Толстой осо¬бенным словом в новой русской прозе. Да и не только в но¬вой.
__________________________________________________________
КАРТОЧКА № 3
1. Почему мальчик стал «маленьким солдатом» и где при¬знаки этого превращения?
2. Что открывает автор в героях, изображая сцену проща¬ния?
3. Как «память о горе делает сердце человеку»?
4. Как изменяется психология ребенка в страшных услови¬ях? Каковы возможные последствия таких изменений?
5. Каков смысл авторских метафор?
6. Как оценить рассказ А. Платонова на фоне повестей В. Катаева «Сын полка» и В. Богомолова «Иван» (ср. фильм А. Тарковского «Иваново детство»)?
7. В чем неожиданность финала для взрослых героев? А для читателя?
8. Как соотносится рассказ «Маленький солдат» с другими произведениями А. Платонова (в том числе — военной поры)?
__________________________________________________________
Рефлексия
1. Что оказалось значительным, а без чего на уроке можно было обойтись?
2. Какой вид деятельности был труден и почему? Что оказалось ново?
3. Что помогло прийти к самостоятельным выводам? Было ли что-либо неожиданное на занятии? Какие вопросы остались?
Из высказываний учеников, работавших на уроке:
1. К самостоятельным выводам помогает прийти коллектив¬ная
работа, общение.
2. После занятия хочется прийти домой и начать писать.
3.Удачно построено занятие, потому что понятия прораба-¬
тываются поэтапно.
4. Почувствовала, что мастерская — зарядка для ума.
5. Думаю, что есть смысл работать со сложными, но талант¬ливо написанными рецензиями.
6. Оказалось, что и выслушивать, и дописывать имеет смысл.
7. Несмотря на то, что материалов о рецензии сама собрала много, в сознании сложилась новая глубокая картина.
Памятка № 1
Задача рецензента – оценить достоинство книги. Причём достоинство здесь следует понимать как положительные качества произведения. Очевидно, рецензировать стоит только те книги, которые действительно заслуживают того, чтобы с ними познакомился как можно более широкий круг людей. Соответственно, с одной стороны, тот, кто оценивает достоинства книги, свободен в своей оценке, а с другой стороны, зачем разбирать произведение, которое не достойно того, чтобы быть рекомендованным широкому кругу читателей?
Кому адресована ваша рецензия? Попытаемся внимательнее вглядеться в облик предполагаемого адресата. Существуют два вида рецензии: рецензия для тех, кто читал текст, и для тех, кто этот текст не читал. К возможному читателю, как и к рецензируемому тексту, нужно отнестись уважительно, а не панибратски. Доброжелательный рецензент вступает в уважительный диалог с автором. Вместе с автором читатель пытается размышлять над проблемами художественного произведения.
Рецензент должен представить, что ему предстоит обсудить прочитанную книгу с уважаемым человеком, который эту книгу не прочитал. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них. Хорошо сформулированные вопросы заставляют задумываться, учиться прогнозировать ситуацию, отслеживать причинно-следственные связи, оценивать отношения между предметами и явлениями.
Памятка № 2
Как работать над рецензией на книгу (произведение).
I. Внимательно прочитайте или перечитайте книгу.
II. Подумайте над вопросами.
• Как книга читалась? Как будет она восприниматься другими читателями?
• Какова тема произведения? Какова его главная мысль? В чём убеждает нас автор?
• Как писатель приводит нас именно к этим выводам?
• Кто герои книги? Каковы их стремления, дела, характеры?
• В чём художественное своеобразие книги? Как она построена?
• Каков язык книги? Что в языке вам показалось необычным, ярким?
• Какова ваша общая оценка книги? Что в этом произведении особенно ценного, нового? А что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно?
Памятка № 3
Примерный план рецензии.
1. Краткие библиографические сведения о книге.
2. Смысл названия. Личные впечатления о прочитанном.
3. Особенности сюжета и композиции.
4. Актуальность проблематики.
5. Язык и стиль произведения.
6. Мастерство автора в изображении характеров героев.
7. Основная мысль рецензии.
ТЕСТ
1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста
те, что относятся к типу речи рассуждение:
а) словесное изображение какого-либо явления действительности
путём перечисления его характерных признаков;
б) рассказ о каком-то событии в его временной последовательности;
в) в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод;
г) имеет коммуникативное намерение - доказать.
2. Выберите то определение, которое подходит к понятию эссе:
а) один из основных жанров публицистического вида, характеризующийся постановкой проблемы, разработкой широкого значения выводов на основе анализа явлений одного или нескольких произведений, взятых в неограниченном масштабе, на основе теоретических посылок и обобщённых данных;
б) небольшое литературно-публицистическое произведение, близкое к рассказу, но отличающееся от него художественным воплощением таких лиц, эпизодов, явлений, событий, которые были в действительности и которые автор воссоздаёт на основе личного наблюдения;
в) прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с ней.
3. Выберите термин, соответствующий данному определению.
Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.
а) отзыв; б) эссе; в) статья в газете; г)аннотация.
обучения (межпредметная связь – работа с текстом
А.Платонова «Маленький солдат».)
Задачи урока: 1. образовательные:
• овладение исследовательскими навыками при работе с текстом;
• углубление теоретических знаний в ходе практического использования.
2. воспитательные:
• развитие самостоятельности в использовании сведений урока;
• привитие любви к родному языку;
• активизация познавательного интереса к русскому языку.
3. развивающие:
• развивать умения и навыки анализа языковых единиц;
• развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к образцам текста.
Цели урока: М - О.
Дидактическая цель.
• Осмысление специфики содержания жанров сочинения на литературную тему. Усвоение композиционных и стилистических особенностей разных жанров сочинений на литературную тему.
• Обработка умений аргументировать свои мысли литературными фактами, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, научиться соотносить свое мнение с позицией автора. Результатом использования модульной программы должен быть сформированный навык написания сочинения-рецензии.
М-1. Интегрирующая цель.
• Изучить специфическую форму сочинения - рецензию, усвоить композиционные и стилистические особенности жанра; уметь использовать эти знания для написания сочинения.
• Совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, в условиях различных форм само- и взаимопомощи, самооценки, коммуникативный навык.
М-2. Обучение написанию сочинения-рецензии (ЕГЭ «С»).
М-3. Рефлексия.
Методы:
постановка проблемного вопроса;
организация обсуждения материала;
индивидуальная работа.
Оборудование:
• тест;
• памятка 1-3;
• карточка 1-3;
• текст А.Платонова «Маленький солдат»;
• таблица - схема (задание «С»);
• дополнительный информационный материал;
• перечень вопросов и примеров ответа при рефлексии;
• образец текста рецензии на рассказ А.Платонова «Маленький солдат», сделанный учителем.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Сообщение темы урока, цели и задач.
Мультимедийная поддержка. Слайд №1. Тема урока.
Мультимедийная поддержка. Слайд №2. Задачи урока.
Мультимедийная поддержка. Слайд №3. Цели урока.
Мультимедийная поддержка. Слайд №4. Наказ к уроку.
Учитель:
Сегодня у нас контрольно-обобщающий урок модульного типа по теме: «Жанры сочинений. Рецензия», т. е мы с вами должны привести в систему наши знания, иначе говоря «разложить все по полочкам». Выразить это мне хочется словами В.Марченко, которые станут наказом к нашему уроку.
Разложить все по полочкам,
Все расставить по клеточкам,
Направление по струнке задать,
Без качания, без хаоса,
Без излишнего пафоса,
Без свободы надуманной
Путь умей продолжать.
Итак, в путь за знаниями
На расстояние в 40 минут!
Успеха! Удачи!
М-О (вводный контроль).
• На первом этапе урока нам необходимо осмыслить и повторить различные жанры сочинений и их особенности;
• Уметь аргументировать свои мысли, факты, все это обобщить и соотнести свое мнение с позицией автора;
Результатом нашей работы должен стать сформированный навык написания сочинения-рецензии.
М-1:
• Сочинение-рецензия имеет свои особенности и структуру.
• Совершенствовать навык самостоятельной работы, что обязательно при выполнении задания «С» в ЕГЭ.
• Уметь работать в группах.
3. Повторение и обобщение знаний.
Цель:
• Актуализация знаний о разных жанрах сочинений: аннотация, отзыв, эссе.
• Особенности типов текста.
Мультимедийная поддержка. Слайд №№5-6.
Учитель озвучивает цель данного этапа урока (входной контроль), учащиеся выполняют тест, представленный на слайде №6
Входной контроль.
Учащимся предлагается тест.
1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста те, что относятся к типу речи рассуждение:
а) словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков;
б) рассказ о каком-то событии в его временной последовательности;
в) в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод;
г) имеет коммуникативное намерение - доказать.
2. Выберите то определение, которое подходит к понятию эссе:
а) один из основных жанров публицистического вида, характеризующийся постановкой проблемы, разработкой широкого значения выводов на основе анализа явлений одного или нескольких произведений, взятых в неограниченном масштабе, на основе теоретических посылок и обобщённых данных;
б) небольшое литературно-публицистическое произведение, близкое к рассказу, но отличающееся от него художественным воплощением таких лиц, эпизодов, явлений, событий, которые были в действительности и которые автор воссоздаёт на основе личного наблюдения;
в) прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с ней.
3. Выберите термин, соответствующий данному определению.
Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку":
а) отзыв;
б) эссе;
в) статья в газете;
г) аннотация.
Учитель:
Скажите, какова связь этого задания с темой нашего урока?
Достигнуты ли поставленные нами цели?
Мультимедийная поддержка. Слайд №7.
Актуализация знаний об аннотации, отзыве, эссе.
1.повторить жанровые особенности аннотации, отзыва, эссе (обращаемся к справочной литературе);
2. выбрать для повторения жанр (работа в парах).
3.составить вопросы для проверки усвоения вашей информации, поделиться ею с товарищем по паре.
Мультимедийная поддержка. Слайд №8.
Исследование особенностей жанра рецензии.
• Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинства.
• Рецензия: отзыв, оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение.
• Какова цель рецензии? Зачем пишу? (Эмоциональный отклик – анализ: о чем? Как? Что я об этом думаю).
Итак: прочитали à удивились –> задумались –> пишем …
Учитель обращает внимание детей обратитьтся к памятке № 1
Мультимедийная поддержка. Слайд №9.
4.Анализ композиции рецензии. М-2
Учитель:
Дома вы должны были выполнить задание – выписать предложения о своих впечатлениях о прочитанном произведении (учащиеся зачитывают по группам и записывают в «банк данных»).
С удовольствием, убедительно, редкие свойства, удивление, воздействие, заставил почувствовать, понять, актуально, страшно, урок мудрости, близость темы…
Что больше всего вызывает затруднение при написании - «начать» и «закончить».
Рассмотрим и обсудим несколько вариантов начала и финала рецензии (См. приложение (образцы).
Мультимедийная поддержка. Слайд №№ 10- 16.
Смотри карточки № 2-3; памятки 2-3; образцы.
5. Работа в группах.
• Проверьте умения применять на практике знания по написанию рецензии;
• Напишите этюд, поделитесь полученной информацией.
• Оцените уровень усвоения полученных знаний.
- на столы раздаются тексты А.Платонова «Маленький солдат»;
- текст перечитывается в парах, записываются впечатления, обмениваются ими;
- в группах обсуждают, что должно быть предметом исследования;
- свои наблюдения заносят таблицу-схему.
(обращаются к Карточке № 1, где представлен ряд вопросов по произведению)
- группы меняются таблицами, читают, изменяют, дополняют;
- в ходе написания можно использовать справочный материал, образцы, клише.
- учитель предлагает свой вариант рецензии, который также обсуждается.
6. М-3.
Итог урока.
РЕЗЮМЕ.
1.Обобщение полученных знаний.
2.Обобщение знаний путем тестового задания.
3.Оценка работы в группе.
Мультимедийная поддержка. Слайд №17.
РЕФЛЕКСИЯ.
• Оцените степень практической пользы урока;
• Оцените степень личного участия и степень комфортности на уроке;
• Какой вид деятельности был труден и почему?
• Что явилось новым?
• Что помогло прийти к самостоятельной работе?
Учитель:
На нашем уроке мы работали над художественными текстами, пользовались модульное обучение, способствующее развитию критического мышления и составлению связанных текстов.
Возможные трудности, которые могли испытываться вами, были предупреждены раздаточным, справочным, теоретическим материалом.
Подобная работа поможет вам успешно выполнить часть «С» задания ЕГЭ.
Дополнительный информационный материал
Образец элемента сочинения с использованием клише
Писатели-публицисты в своих произведениях ставят такие проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей. К ним относятся проблемы войны и мира, экологии, а также проблема нравственности, неразрывно связанная с понятиями совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости... Религия и история, правда и ложь, любовь, предательство... Авторы пытаются найти ответы на такие вопросы, от разрешения которых невозможно уйти в сторону ни нашим родителям, ни нам, выпускникам, которым предстоит строить жизнь дальше.
Вот и в данном тексте известный отечественный публицист обращается к не менее важной проблеме музеев. Ф.И.О. пытается ответить на важные вопросы, как возродить любовь и уважение к музею, нужны ли они вообще (как сделать так, чтобы люди стали добрее, отзывчивее; почему люди продолжают воевать, хотя осознают губительность и бесчеловечность войн…).
Автор убеждает нас, что (не) нужно что-то делать, люди должны быть отзывчивыми (авторская позиция). Публицист настолько убедителен, что с ним невозможно не согласиться. Он умело использует художественные средства выразительности. В тексте прослеживается логическая последовательность, а свои мысли Ф.И.О. подтверждает конкретными примерами (из жизни, личного опыта).
Ежедневно мы убеждаемся, что (не) нужно что-то делать, люди должны быть отзывчивыми (авторская позиция).
В телепередачах и газетных статьях мы находим этому подтверждение.
В финале еженедельной программы «Времена» после обсуждения именно этой проблемы Владимир Познер сказал замечательные, на мой взгляд, слова: «Мы ничем не отличаемся от животных и не можем считать себя людьми, пока в нашем обществе нет любви к чему-то, взаимного уважения, не решена проблема...». И с этим нельзя не согласиться.
Мой любимый автор-фантаст Дмитрий Емец в своей книге «Возвращение» также задаётся подобным вопросом и выводит не менее однозначный ответ: «Музеи должны быть. Войне нет места на планете Земля».
Так давайте сделаем всё возможное, чтобы, будущие поколения не знали подобной проблемы, а наши дети могли бы назвать себя гордым именем Человек.
Языковые и речевые стандарты-клише
Компоненты содержания структуры текста,
смысловые отношения
Лексические средства
1. Тема текста (статьи), её общая характеристика, актуальность.
- Темой данного текста является описание...
- Текст посвящен теме (проблеме, вопросу)...
- В данном тексте затронуты важнейшие проблемы...
- Текст представляет собой обращение (изложение, описание, анализ, обзор)...
- Текст озаглавлен (носит название)...
- Текст написан в публицистическом (художественном) стиле...
- В тексте излагается (говорится о)...
- В тексте изложены взгляды автора на...
- В тексте представлена точка зрения...
- Автор текста рассказывает (излагает)...
- В предлагаемом тексте...
- В работе автора...
- Рецензируемый текст...
- В рецензируемой работе...
- В статье автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы:...
- Автор решает задачу (затрагивает проблему, говорит о)...
- Автор данной статьи останавливается (особо) на следующих вопросах (проблемах, фактах):
- Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов):
- Сущность проблемы сводится к (заключается, состоит в)...
- В тексте поднимается актуальная проблема,
- В начале текста автор даёт обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи)...
- Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что…;
- Тема статьи представляет большой интерес,
2. Композиция статьи.
- Статья делится на... (начинается с..., состоит из..., заканчивается...)
3. Характеристика авторского изложения информации, иллюстрация позиций автора.
- Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть), описывает, выдвигает (вопрос, гипотезу), останавливается, касается, отмечает, подчёркивает, утверждает, доказывает.
- Автор считает, полагает, стоит на точке зрения, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения...
- Автор сравнивает, сопоставляет, противопоставляет...
- Автор соглашается (согласен), возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражения, аргументы, доказательства...
- Автор ссылается, опирается, исходит, иллюстрирует, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду, видит причину этого в том, что...
- Для того, чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует особый стиль (разговорный, научный, официальный, художественный, публицистический), особую композицию и. специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка.
- Для того, чтобы привлечь внимание молодого поколения к исследуемой проблеме...
- Чтобы поддержать интерес к предмету разговора, автор использует некоторые изобразительно-выразительные средства языка, помогающие воздействовать не только на разум, но и на чувства читателя (собеседника)
- Автор анализирует (отмечает, доказывает, отмечает, сопоставляет, противопоставляет, описывает, разбирает, подчёркивает, отмечает важность, утверждает, поднимает проблему, считает; приводит пример того, как; подводит нас к выводу (мысли)...
- Сущность проблемы сводится к тому, что (чтобы)...
- Основная (главная) задача (цель) автора заключается (состоит) в том, чтобы...
- Важно отметить, что…
- Необходимо подчеркнуть...
- Обобщая сказанное…
- Особо следует выделить следующее…
- Из этого следует, что…
- В заключении следует сказать (отметить, подчеркнуть, остановиться)...
- Основная (главная) ценность содержания текста (состоит, заключается) в ...
- Автор данного текста предстаёт перед нами...
- Для того чтобы убедить читателей, автор использует языковые средства выразительности. Среди них особое место занимают...
- Яркая образная речь текста отражает личную позицию автора.
- Заслуга автора состоит (заключается) в том, что...
- Личная позиция автора...
- В данном тексте...
- Нельзя (не) согласиться с...
- Вызывают возражения (сомнения)...
- Оценивая текст в целом,...
- Проблема, поднятая автором, имеет...
- Таким образом, анализируемый текст...
- Реализация авторского замысла достигается...
- Безусловной заслугой автора является...
- Проблема текста, бесспорно, вызывает интерес...
- В тексте приводится аргументация (чего-либо против чего)...
- К сожалению, ...
- Нельзя не удивиться, как (что)...
- Вызывает восхищение...
- Радует то, что...
- Нельзя остаться равнодушным...
- Должен согласиться....
- Не могу во всём согласиться с автором…
- Несмотря на убедительность доводов (слов, мнения) автора, не могу с ним согласиться...
- Не во всём, как мне кажется, автор прав...
- Хочется поспорить с высказыванием (мыслью, идеей) автора...
- Позиция (мнение, слова) автора заставляет задуматься...
- Следует отметить (признать) достоинства...
- Автор решает вопрос оригинально, интересно...
- С удовольствием отмечаем...
- Убеждён...
- Автор убедительно доказывает, что...
- Я разделяю мнение (позицию, убеждения, мысли, идеи) автора...
- Мне близки (не близки) мысли (позиция, идеи, убеждения) автора...
- Разумеется, что...
- Нет сомнений в том, что...
- Автор отстаивает свою точку зрения, свою позицию и ...
- Поднятая нравственная проблема актуальна (злободневна)...
Позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление...
- Автора отличает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов...
- Манера изложения отличается краткостью точностью выбора слова (чувством слова)...
- Точка зрения автора не только оригинальна (эффектна), но и глубоко продумана, выстрадана»...
- Автор приводит пример (цитату, факты, данные)...
- Автор ссылается на...
- Автор иллюстрирует...
- В статье (тексте) приводится (даётся)...
2. Заключение, выводы автора статьи.
- Автор приводит (подводит нас) к выводу (заключению)...
- Автор делает вывод (заключение), подводит итог (говорит, утверждает)...
- В итоге делается вывод...
- В заключении говорится...
Рецензия
на рассказ А. Платонова
«Маленький солдат»
(вариант учителя)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая...
Б. Окуджава
Рассказ «Маленький солдат» был написан А. Платоновым во время Великой Отечественной войны. Судя по названию, можно подумать, что речь идет о маленьком человеке. Но оказывается, главный герой — десятилетний мальчик. В рас¬сказе рядом слова «ребенок» и «война». Платонов, для ко¬торого дитя наряду с Землей, Солнцем, Матерью — символ жизни, увидел в этом особую трагедию.
Сюжет рассказа — порождение военного времени. На же-лезнодорожном вокзале майор, отправляясь на задание, пе¬редает ребенка-сироту другому человеку, Бахичеву, чтобы тот «поберег» его. Мальчик, Сережа Лабков, тяжело переносит расставание с майором Савельевым, к которому он привык. Все это наблюдает случайный попутчик — повествователь. Когда ребенок засыпает, майор Бахичев рассказывает пове¬ствователю его историю. Вскоре засыпают и взрослые. А про¬снувшись, обнаруживают, что Сережа исчез...
На первых страницах автор употребляет слова «ребенок» или «мальчик» практически в каждом предложении, что не¬характерно для писателя, умеющего справляться с повтора¬ми. Когда Сережа слышит удары зениток и шум самолета, в нем проявляется «возбужденный интерес». С этого момен¬та появляются словосочетания «маленький солдат» и «ма¬ленький боец», постепенно заменяющие прежнее обозначение ребенка. Оказывается, что мальчик понимает происходящие вокруг него военные события. Он даже получил медаль за то, что был разведчиком.
Однако уважение, которое вызывает в повествователе и в читателе ребенок,— это не главное чувство к нему. Пла¬тонов подчеркивает парадоксальное, странное противоречие между возрастом мальчика и тем, что ему приходится пере¬носить в жизни. Его речь напоминает речь маленькой Насти из «Котлована». Другой герой, о кото¬ром вспоминаем, читая рассказ,— Петруша из рассказа «Воз¬вращение», написанного позднее. Интонации Сережи Лабкова прорастут в речи Петруши. Читая эти рассказы, мы задумываемся о тяготах войны, корежащих детские судьбы. Повествова¬тель говорит, что на вид Сереже лет семь, а потом мы узнаем, что ему десять. И возраст детей, и отношение к жизни, жесто¬ко искажены обстоятельствами.
«Я тогда обождал»,— сказал Сережа о своем решении не умирать. Но как будто остался жить не для того, чтобы заменить отца на земле, а чтобы стать солдатом. Как же должна быть изранена детская душа, если он решил «обождать» умирать?
«...Сумрачное лицо, ...свет глаз, за которыми происходила тайная мучительная борьба с горем тоски по ушедшему че¬ловеку», такое состояние мальчика — важнейшая тема для Платонова. Вспоминаются еще два произведения о детях, ставших по вине войны сиротами: повести В. Катаева «Сын полка» и В. Богомолова «Иван», где герой погибает. Катаев же писал оптимистически радостно, по-видимому, в расчете на детское чтение. Для Вани Солнцева полк стал новой семь¬ей. А Платонов пишет больше об утратах. Майор Савельев, ставший мальчику «всем человеком», покидает его, пусть даже для того, чтобы сберечь ему жизнь. Не совершает ли майор при этом непоправимую ошибку, ведь сердце Сережи «боялось, что, оставшись одно, оно умрет»?
Слово «сердце» — мотив, звучащий на протяжении всего рассказа, «...слабость детского человеческого сердца, таящая за собой постоянное неизменное чувство, связываю¬щее людей в единое родство,— эта слабость означала силу ребенка...»
В рассказе оказываются два повествователя. На какое-то время им становится и сам мальчик. Из его речи мы узнаем, что он был разведчиком, что погибли его родители. Вторым повествователем является майор Бахичев. Часть сведений, рассказанных им, передана в третьем лице. Рассказывает же майор удивительную историю. Мальчик услышал однажды разговор отца с офицером о том, что боезапас их полка нахо-дится у немцев и что, уходя, они обязательно взорвут его. Тогда Сережа прополз ночью до склада, перерезал взрывной, замыкающий провод и оставался там еще какое-то время для того, чтобы перерезать вновь, если немцы исправят повреж¬дение. Позднее он снова пробрался в тыл противника, разве¬дал расположение командного пункта и трех батарей, а по¬том все точно указал на карте отцу-артиллеристу. Майор Бахичев рассказывает о мальчике с восхищением, а читатели видят, что история «маленького солдата» ужасна. Ребенок на войне — это великое горе.
Мальчик не случайно убежит. Он не только будет стре¬миться к близким людям. Сережа ощущает себя уже солдатом. Этому его научила сама война и взрослые люди вокруг. Но никто не заметит «маленького солда¬та» в «многолюдстве войны». Это словосочетание в конце рассказа звучит почти трагически. Мальчик, может быть, вернется, а может быть, потеряется или погибнет. Эта неиз¬вестность заставляет содрогнуться.
«Маленький солдат» звучит как укор миру взрослых, которые не могут уберечь ребенка.
Платонов показал преступность войны..
В параллель рассказу Платонова можно поставить «Судь¬бу человека» М. Шолохова. Там показан сирота Ванюша, ко¬торый все-таки обрел нового отца. Платонов, по сравнению с Шолоховым, писал менее подробно и в ту пору, когда еще нельзя было провидеть жизненный путь мальчика-сироты. Хотя у Шолохова рассказ тоже заканчивается не радостно, а тревожно...
Мне кажется, самое страшное из того, что рассказал о Се¬реже майор Бахичев своему случайному попутчику,— это то, как мальчик уговорил приставленного к нему отцом орди¬нарца, «и вдвоем они убили немца,— неизвестно, кто из них, а позицию нашел Сергей». Ребенок привыкает к смерти, к то¬му, что можно и нужно убивать. Юный разведчик, изображен¬ный здесь, вызывает странное, смешанное чувство у читате¬ля. Ведь история, которая таится за этими двумя строчками, ужасна, хотя она объясняется временем написания рассказа.
Саму эпоху и поведение людей проверяет Андрей Плато¬нов судьбой ребенка. Ведь главное желание русских писате¬лей — чтобы не плакали больше дети.
КАРТОЧКА № 1
Академическое начало
Рассказ «Возвращение» написан Андреем Платоновым в 1946 году. Отчасти поэтому, наверное, в нем будто чувству¬ется запах войны, а картина послевоенной жизни людей представляется особенно тяжелой. Неверное, с точки зрения властей, описание того, как возвращается с войны русский человек, привело к тому, что рассказ подвергся уничтожаю¬щей критике и долго не издавался...
Эмоциональное (или романтическое), образное начало.
Например, в начале рецензии, уже прочитанной се¬годня, раньше рассуждений появляется картина-воспо¬минание. Она может быть создана цитированием или пересказом элементов текста.
«Они поднимались все выше и выше, и все скоро внизу стало просто разноцветными квадратиками и пятнами. Шес¬типалый повернул голову к Затворнику.
- Куда? — прокричал он.
- На юг,— коротко ответил Затворник.
- А что это? — спросил Шестипалый.
- Не знаю,— ответил Затворник,— но это вон там». Финальный полет Затворника и Шестипалого к солнцу — самый яркий эпизод повести Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый». Напряжение в конце достигает апогея, и кажется, что трагический конец неизбежен, глаза по строч¬кам скользят все медленнее, чтобы как можно дольше сохра¬нить неведение. Но вдруг…
Неожиданное начало
(Иногда парадоксальное, вводящее читателя рецен¬зии в гущу вопросов, волнующих рецензента.)
...Но где же голос автора, его точка зрения? Читая повесть В. С. Маканина «Где небо сходилось с холмами», все время думаешь об этом. Впрочем, почти всегда этот писатель озада¬чивает, читаешь ли ранние его произведения или более позд¬ние...
Сначала показалось, что точка зрения автора «пря¬чется» в выделенных курсивом словах...
КАРТОЧКА № 2
РЕЦЕНЗИЯ № 1
...Я надеюсь, что живых больше, чем мертвых.
Э. Лимонов
(НАЧАЛО)
Лимонов — писатель плохой, но талантливый. Доказательством талантливости служит запоминаемость его текстов — прочтешь, а из головы не вытрясешь: и детство в железобетонном Харькове, и муки ранней сексуальности, и юную жену с фиалковыми глазами, превращающуюся в толстую седую шизофреничку. (...) А почему плохой — так потому, что изо всего этого (и многого другого, о чем ниже) у него в голове полная каша. В частности, идеологическая. Обида на весь мир соединяется с обидой на всех других — но никаких счетов к самому себе: сам герой выше всех, лучше всех, одареннее всех, умнее всех...
(ФИНАЛ)
Есть ли нечто способное привести Лимонова в восхищение? В экстаз?
Это «нечто» должно непременно припахивать — кровью, дерьмом, скандалом, извращением — например, Дмитрий Шостакович-внук, сочиняющий «Походный марш» для на¬ционал-большевистской партии. Конечно, Лимонов считает, что в крови с дерьмом большее жизни, чем в регламентиро¬ванной покойницкой. Но слишком он шустрит, отправляя в личную анатомичку не таких уж простых и понятных смертных. Боюсь, что апломба в Лимонове все-таки больше, чем таланта.
Очень грустная книга.
РЕЦЕНЗИЯ №2
(НАЧАЛО)
Татьяну Толстую у нас не любят. Не любят не только «патриоты» за ее издевательства над святынями. Не очень любят, честно говоря, и либералы: где пропадала, пока мы боролись? почему не поклонилась, когда приехала? зачем обо всем прямо судит, высказывается? почему в Америке преподает письмо художественное? В тусовку не ходит. Глаз крупный, черный, блескучий. Рот большой, зубов много, голос громкий, волосы могучие. Ведь и пожалеть такую нель¬зя. Можно только посторониться, чтоб место освободить. А мест у нас мало, и освобождать никто ничего не хочет. Новую книгу Татьяны Толстой ждали так долго, что уже и глаза прищуривали, и носами поморщивали, и ушами качали: мол, нет у нее никакой рукописи! все врет; стыдно признаться, что не пишется. Да и то: все обещала, обещала, вот и в «Знамя» определила анонсом название, короткое, непонятное,— «Кысь». «Знамя» роман объявило, а вдруг он и выйди отдельным изданием! Медлила-медлила, а то и зато¬ропилась, да так, что растерявшиеся критики не успели про¬честь и вставить в какие нужно премиально-упоминательные листы. Нерасчетливо поступила писательница Толстая. А что за книжка! Боги мои, что за издание! Бумага — газет¬ный срыв. Обложка картонная, такая в советское время шла на школьные учебники.
(ФИНАЛ) ...
Поэтика романа Толстой исключает правдо¬подобие и психологизм, а не следует им. Чем буйнее фанта¬зия, тем лучше. Правым-левым рукавом махнет — чудеса и посыпались. Несмотря на то, что история очень невеселая, книга получилась искусная, нарядная, артистичная. Вот это напряжение — между скорбью и гневом внутреннего посла¬ния и узорочьем исполнения — и делает
роман Толстой осо¬бенным словом в новой русской прозе. Да и не только в но¬вой.
__________________________________________________________
КАРТОЧКА № 3
1. Почему мальчик стал «маленьким солдатом» и где при¬знаки этого превращения?
2. Что открывает автор в героях, изображая сцену проща¬ния?
3. Как «память о горе делает сердце человеку»?
4. Как изменяется психология ребенка в страшных услови¬ях? Каковы возможные последствия таких изменений?
5. Каков смысл авторских метафор?
6. Как оценить рассказ А. Платонова на фоне повестей В. Катаева «Сын полка» и В. Богомолова «Иван» (ср. фильм А. Тарковского «Иваново детство»)?
7. В чем неожиданность финала для взрослых героев? А для читателя?
8. Как соотносится рассказ «Маленький солдат» с другими произведениями А. Платонова (в том числе — военной поры)?
__________________________________________________________
Рефлексия
1. Что оказалось значительным, а без чего на уроке можно было обойтись?
2. Какой вид деятельности был труден и почему? Что оказалось ново?
3. Что помогло прийти к самостоятельным выводам? Было ли что-либо неожиданное на занятии? Какие вопросы остались?
Из высказываний учеников, работавших на уроке:
1. К самостоятельным выводам помогает прийти коллектив¬ная
работа, общение.
2. После занятия хочется прийти домой и начать писать.
3.Удачно построено занятие, потому что понятия прораба-¬
тываются поэтапно.
4. Почувствовала, что мастерская — зарядка для ума.
5. Думаю, что есть смысл работать со сложными, но талант¬ливо написанными рецензиями.
6. Оказалось, что и выслушивать, и дописывать имеет смысл.
7. Несмотря на то, что материалов о рецензии сама собрала много, в сознании сложилась новая глубокая картина.
Памятка № 1
Задача рецензента – оценить достоинство книги. Причём достоинство здесь следует понимать как положительные качества произведения. Очевидно, рецензировать стоит только те книги, которые действительно заслуживают того, чтобы с ними познакомился как можно более широкий круг людей. Соответственно, с одной стороны, тот, кто оценивает достоинства книги, свободен в своей оценке, а с другой стороны, зачем разбирать произведение, которое не достойно того, чтобы быть рекомендованным широкому кругу читателей?
Кому адресована ваша рецензия? Попытаемся внимательнее вглядеться в облик предполагаемого адресата. Существуют два вида рецензии: рецензия для тех, кто читал текст, и для тех, кто этот текст не читал. К возможному читателю, как и к рецензируемому тексту, нужно отнестись уважительно, а не панибратски. Доброжелательный рецензент вступает в уважительный диалог с автором. Вместе с автором читатель пытается размышлять над проблемами художественного произведения.
Рецензент должен представить, что ему предстоит обсудить прочитанную книгу с уважаемым человеком, который эту книгу не прочитал. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них. Хорошо сформулированные вопросы заставляют задумываться, учиться прогнозировать ситуацию, отслеживать причинно-следственные связи, оценивать отношения между предметами и явлениями.
Памятка № 2
Как работать над рецензией на книгу (произведение).
I. Внимательно прочитайте или перечитайте книгу.
II. Подумайте над вопросами.
• Как книга читалась? Как будет она восприниматься другими читателями?
• Какова тема произведения? Какова его главная мысль? В чём убеждает нас автор?
• Как писатель приводит нас именно к этим выводам?
• Кто герои книги? Каковы их стремления, дела, характеры?
• В чём художественное своеобразие книги? Как она построена?
• Каков язык книги? Что в языке вам показалось необычным, ярким?
• Какова ваша общая оценка книги? Что в этом произведении особенно ценного, нового? А что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно?
Памятка № 3
Примерный план рецензии.
1. Краткие библиографические сведения о книге.
2. Смысл названия. Личные впечатления о прочитанном.
3. Особенности сюжета и композиции.
4. Актуальность проблематики.
5. Язык и стиль произведения.
6. Мастерство автора в изображении характеров героев.
7. Основная мысль рецензии.
ТЕСТ
1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста
те, что относятся к типу речи рассуждение:
а) словесное изображение какого-либо явления действительности
путём перечисления его характерных признаков;
б) рассказ о каком-то событии в его временной последовательности;
в) в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод;
г) имеет коммуникативное намерение - доказать.
2. Выберите то определение, которое подходит к понятию эссе:
а) один из основных жанров публицистического вида, характеризующийся постановкой проблемы, разработкой широкого значения выводов на основе анализа явлений одного или нескольких произведений, взятых в неограниченном масштабе, на основе теоретических посылок и обобщённых данных;
б) небольшое литературно-публицистическое произведение, близкое к рассказу, но отличающееся от него художественным воплощением таких лиц, эпизодов, явлений, событий, которые были в действительности и которые автор воссоздаёт на основе личного наблюдения;
в) прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с ней.
3. Выберите термин, соответствующий данному определению.
Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.
а) отзыв; б) эссе; в) статья в газете; г)аннотация.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.