Философско-просветительские и религиозные взгляды деятелей духовной культуры Казахстана
Религиоведение 9
класса
Тема факультативного занятия: Философско-просветительские и религиозные
взгляды деятелей духовной культуры
Казахстана.
Знать:
гуманистические, познавательные, духовно-нравственные аспекты исламской
религии.
Иметь:
представление об основных идеях культурного наследия философов - просветителей
эпохи средневековья.
Уметь:
критически мыслить, анализировать, делать выводы о деятельности исторической личности и ее
взглядов.
Тип факультативного
занятия: Изучение нового материала.
Вид факультативного занятия: Урок-дискуссия.
Оборудование:
Материал о биографии Аль - Фараби,
Ахмеда Яссави, Юсуфа Баласагуни,
Махмуда Кашгари, Асана Кайгы. Отрывки произведений, интерактивное оборудование,
Интернет-ресурсы.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Определение целей занятия.
II. Изучение нового материала.
План.
1.Религизно-философские
взгляды Абу Насыр аль-Фараби.
2.Роль Ахмеда
Яссау
и в культуре
тюркских народов средневековья.
3. Юсуф
Баласагуни.
4. Махмуд Кашгари
5. Асан Кайгы
Проблемное задание: Что общего в религиозных взглядах
средневековых мыслителей, какие их взгляды актуальны в наше время?
1. Учащиеся дают
краткую историческую справку в виде презентации о биографии Аль - Фараби,
Ахмеда Яссауи, Юсуфа Баласагуни,
Махмуда Кашгари, Асана Кайгы.
2. Театрализованное представление в виде
обращение автора к слушателям.
Аль-фараби: "Первый Сущий есть первопричина существования
всех существ в целом... Он вечен, и вечно Его существование в Его субстанции и
сущности, не нуждаясь ни в чем ином, чтобы обеспечить себе существование” и
далее: "Первопричина... едина в своем существовании”
Ахмеда Яссауи: Пророка есть такое
завещенье:
Нечаянно
столкнувшись с иноверцем, зла не чини ему.
Людей с жестоким
сердцем не любит бог.
За гробом
наказанье жестоких ждет:
Им предстоит
томиться в темнице.
Такой совет я
слышал от мудрейших
Теперь его я вам
передаю.
Прежней щедрости в
народе нашем нет…
Правды шахов и
визиров стерся след…
Отвергает бог
дервишеский обет..
Для народа – время
страшных бед, о люди!
Благовоспитанность
покинула народ,
Изящных девушек
бесстыдство охватило.
«Где стыд – там
нравственность»,- сказал Пророк.
Бессовестность –
всеобщая могила
Юсуфа
Баласагуни:
И создал человека
Бог единый
Из воздуха, воды, огня и глины.
Бог человеку
зренье дал и руки,
Дал ум для постижения науки.
Создатель наш дал
человеку слово,
Чтоб он вершиной стал всего земного.
И разум дал, чтоб
постигать нам знанья,
Чтобы благие совершать деянья.
Бог дал нам
совесть, дал нам стыд, и все ж
Зло укрепилось в нас, вселилась ложь.
Какой избрать нам путь - от нас зависит.
Достойным будь - Аллах тебя возвысит.
Махмуда
Кашгари: "Я написал свою Книгу,
прося помощи у Аллаха Всевышнего, и назвал ее "Диван лугат ат-тюрк",
стремясь к тому, чтобы она стала Вечным Памятником и Непреходящей Ценностью,
для Его Превосходительства [продолжателя рода] святых и пророков,
имамов..." "Аллах Всевышний сотворил мир и высокий небосвод, придав
ему постоянное вращение, звезды, выстроенные в ряды, ночь и день, сменяющие
друг друга". "Днем и ночью молись Аллаху Всевышнему, не заносясь.
Будь перед Ним смирен и боязлив, но в смиренности и боязливости не играй перед
ним!".
Асана Кайгы:
Разумного встретишь,-
не унижай:
В краю нашем много ль
найдешь ты?
Сородича в грязных
словах не черни:
Смотри, одиноким и
жалким помрешь ты!
Напрасной не жди от
людей похвалы,
Но слово хвалителя в
тайне обдумай,
Не слушай врага – его
речи полны
Коварством и ложью в
беседах заумных.
Везучим батырам все –
нипочем,
За что ни взялись бы,
все смело доводят,
Растет и богатство из
изо дня в день,
И имя растет их, и
дело в народе.
Не распаляйся, свой
нос задрав,
Средь молчаливых
друзей терпеливых,
Знанием гордый,
смотри, не кичись –
Ищи у мудрых людей
совета,
Но, чтобы противника
убедить,
Лгать ни к чему:
попадешься на этом.
3. Организация дискуссии по вопросам: (анализ,
обобщение)
·
Чему больше всего уделял внимание Аль-Фараби в
трудах духовного содержания?
·
Каким проблемам посвящены труды Юсуфа
Баласагуни?
·
Какова роль М. Кашгари в укреплении ислама в
тюркской среде?
·
Что является по учению Яссауи главной целью
человека?
·
Как объясняется в хикметах Яссауи понятие
уважения к людям?
·
Почему, на ваш взгляд, идеологи ислама, современники Аль-Фараби, Ахмеда Яссауи часто называли еретиками,
отступниками от веры?
·
Какова взаимосвязь ислама и государства в трудах
Аль - Фараби, Ахмеда Яссауи, Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Асана
Кайгы?
III. Закрепление. Практическая работа с. 185
IV. Домашнее задание. Подготовьте конференцию о духовном
наследии мыслителей на тему «Немеркнущие звезды Востока»
Приложение
1.Религизно-философские взгляды Абу Насыр
аль-Фараби.
Аль-Фараби (870-950), знаменитый
ученый-энциклопедист, Второй (после Аристотеля) учитель, как называли его
арабы, автор многочисленных философских трудов, в одном из них – известном
"Трактате о взглядах жителей добродетельного города” получили отражение его
религиозно - философские взгляды. Он пишет о Первом Сущем: "Первый Сущий есть первопричина существования
всех существ в целом... Он вечен, и вечно Его существование в Его субстанции и
сущности, не нуждаясь ни в чем ином, чтобы обеспечить себе существование” и
далее: "Первопричина... едина в своем существовании”.
Поскольку
сочинение это писалось для публики и в качестве особого читателя имело в виду
правителя (или правителей), то в нем соблюдались принятые каноны – отдавать
должное учению ислама, вести разговор в соответствии с ним. Поэтому аль-Фараби
употребляет термин Первый Сущий – это может быть и Аллах, хотя его имя не
называется, а может быть и абстрактная Первая Сущность, Первопричина.
Ученый
немало рассуждает о значении разума в жизни человека и общества. Разум – это
божественный дар, который человек обязан употребить на познание пути
благочестия. Он позволяет человеку знать, что должно делать в земной жизни,
чтобы получить справедливое воздаяние после смерти. Разум как понятие
юридическое, связанное с вопросом об ответственности человека за поступки. В
человеке, учит аль-Фараби, образуется желание, исходящее от мыслительной
способности. "Это последнее называется
свободным выбором, оно присуще только человеку... И благодаря ему человек может
совершать похвальные и порицаемые, хорошие и плохие поступки и получать за это
воздаяние и наказание” Праведное поведение – обязанность человека зрелого,
обладающего разумом и знаниями, знанием религиозного закона. Следовательно,
разумность выражает обязанность человека перед самим собой и перед обществом,
является условием праведной жизни в обществе и спасения.
Арабо-исламскому
мыслителю были хорошо известны социально-политические сочинения Платона и
Аристотеля, их идеи об идеальном обществе. В своем "Трактате о взглядах жителей
добродетельного города” аль-Фараби – Добродетельный Город представляет как общество всеобщего счастья, но всеобщего не
как одинакового для каждого индивида в отдельности, а счастья совокупного.
Конечно, каждый человек стремится к нему, счастье составляет его цель. Но
содержание индивидуального счастья зависит от степени развития человека,
знания, которым он обладает: "Счастье
мнится каждым человеком именно таким, каковым оно является в его представлении”.
Цель организации общества – создание системы, при которой каждый человек займет
соответствующее его разуму (и определяемым им нравственным качествам) место в
социальной иерархии. Добродетельный Город есть не простое проявление мирового
Деятельного разума, а воплощение его деятельности, состоящей в актуализации,
развитии человеческого разума, в сближении его, через знание, с космическим
Мировым разумом.
В
нарисованной аль-Фараби картине Добродетельного Города присутствует все, над
чем размышляли философы: определение первосущего, материи и формы, разумной
души и ее состояний, качеств; описание потребностей человека, которые приводят
к объединению людей; разъяснение понятий Добродетельного Города и противоположных
ему невежественных и заблудших городов; наставления Мудрецу-правителю Города.
Поэтому идеальный Город выступает в то же время и как символ устройства вполне
реальных, земных дел.
2.Роль Ахмеда Яссави в культуре тюркских
народов средневековья.
Среди
миссионеров ислама было немало представителей суфийского духовенства. Большой
вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного
Казахстана внес основатель суфийского ордена Ясавия уроженец города Сайрама (Испиджаба)
Ходжа Ахмет Ясави (умер в 1166-67 гг. в г. Туркестан). Своим учителем Яссави
считал пророка Мухаммеда. В возрасте 63 лет Яссави поселился в подземной келье и прожил там,
проповедуя, до конца дней. Не видевший
белого света с момента своего
добровольного заточения, Яссави и в темном подземелье распространял
вокруг себя Свет. Он был добрым, духовным, милосердным человеком, призывал людей
к добру, защищал бедных и угнетенных.
Могущий стать богатым, Ходжа Ахмед Яссави жил в своей келье на одном
хлебе и воде. Неподалеку от этого подземелья поселилась и вся семья святого,
многочисленные его ученики и последователи, внимавшие поучениям и наставлениям
Ахмед Яссави для
людей, исповедующих ислам в Казахстане, второй по святости после пророка
Мухаммеда человек. Ходжа Ахмед Яссави был не просто религиозным проповедником
ислама, он проповедовал одно из направлений в исламе - суфизм, который возник VIII в. Суфизм – течение
в исламе, отрицающее обрядность и проповедующее аскетизм, бедность. Яссави,
родным языком которого являлся тюркский, совершил простой и гениальный шаг. Он
не стал низвергать богов природы тюрков, но смог убедить кочевников, что они,
эти божества, есть разные проявления одного бога - Аллаха.
Сохранилось
его произведение "Диван-и-хикмет" ("Книга мудрости" - часто
сокращенно употребляется под именем "Хикметы").
А. Яссави вошел
в историю духовной культуры как большой мастер художественного слова,
понятного и близкого простому люду. Произведение Яссави - общее духовное
достояние всех тюркских народов, его стихи проповедовали величие бога и
необходимость смирения. До сих пор все тюрки могут
читать текст "Хикметов" без перевода, хотя он написан на кыпчакском
диалекте. В них - взгляды Яссави на нравственные устои своего времени.
Пророка есть такое
завещенье:
Нечаянно
столкнувшись с иноверцем, зла не чини ему.
Людей с жестоким
сердцем не любит бог.
За гробом
наказанье жестоких ждет:
Им предстоит
томиться в темнице.
Такой совет я
слышал от мудрейших
Теперь его я вам
передаю.
Прежней щедрости в
народе нашем нет…
Правды шахов и
визиров стерся след…
Отвергает бог
дервишеский обет..
Для народа – время
страшных бед, о люди!
Благовоспитанность
покинула народ,
Изящных девушек
бесстыдство охватило.
«Где стыд – там
нравственность»,- сказал Пророк.
Бессовестность –
всеобщая могила
О Яссави говорят как основателе
"тюркского" пути мистического познания в исламе. Признавая значимость
его идей о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождестве процесса
познания бога самосознанием, о необходимости собственного духовного опыта
на пути созерцания, общения, соединения с богом, Яссави приблизил эти идеи идей к народному
миросозерцанию. Самоопределение человека невозможно без духовного напряжения,
без искренней самоотдачи вплоть до готовности пожертвовать жизнью - таков
важнейший идейно-нравственный урок, который подсказывается жизнью и творчеством
Ахмета Ясави.
Ходжа Ахмед Яссави из
«Книги премудрости»
Я со
слов "Биссмилля" начинаю хикмат,
Жемчуга и брильянты дать инокам рад.
Ах, возможно ли горше стенать и страдать,
Я "Тетради второй" начинаю вступленье.
Для
любого пишу, кто захочет мне внять,
Я любого, как близкого, жажду обнять.
По головке всех сирых я глажу опять,
А от гордых бегу я, впадая в смятенье.
Вдруг
ворота любви отворил мне Аллах,
Он мне шею согнул и повергнул во прах.
От проклятий его я не встану никак,
Сам поднял я копье и вонзил себе в сердце.
Я в
невежестве тверд, злоязычен, лукав,
Не доступен мне смысл коранических глав,
Я быть жертвой хочу, но я грешен и слаб,
От раскаянья, верьте, мне некуда деться.
Не
испил я вина под названьем "Любовь",
Не покинул семьи, не оставил я кров,
С самим чертом в грехе состязаюсь я вновь,
В Судный День, я уверен, мне будет не сладко.
Я стал
дервишем, зикры шепча день и ночь,
Кроме Бога я гнал остальное все прочь.
Мотылек, я не мог жар любви превозмочь,
И летел на огонь, чтоб сгореть без остатка.
Соблюдая
молитвы, стал божьим рабом,
В подземельи теперь просветленный мой дом.
Я стал суфием, мне не мечтать об ином,
Упованья копьем я пронзил вожделенье.
Раб Ходжа
Ясави, был невеждою я,
Слеп и глох во грехе, в сердце горечь тая,
В сожаленьях прошла жизнь лихая моя,
Что же делать, кочевье веду к восхождению.
3. Юсуф Баласагуни
Выдающийся поэт, мыслитель и общественный деятель Юсуф Баласагуни (около 1018-1086) родился в
г. Баласагуне. Образование получил в г.Кашгаре.. Свою знаменитую поэму «Кутадгу
билиг» («Благодатное знание») он сочинил, когда ему было уже за пятьдесят.
Поэма Юсуфа «Кутадгу Билиг» - значительное явление в мировой культуре.
Она является одним из выдающихся литературных памятников в культурном наследии
тюркских народов. В «Кутадгу билиг» разрабатываются общефилософские,
социальные, юридические, политические, этические и эстетические проблемы.
В
мировоззрении выдающегося мыслителя отчетливо проявляется его взгляд на мир. В
поэме «Кутадгу билиг» он исходит из того, что Бог является первопричиной
мироздания. Поэт полагал: «Аллах «создал велением своим все земное», вертящийся
он сотворил небосвод». Как и аль-Фараби, Юсуф выдвигает концепцию о том, что,
возникнув по воле Аллаха, мир существует самостоятельно и развивается по своим
собственным законам. Говоря о модели мира и его гармоническом развитии, он
высказал ряд интересных идей. Продолжая традиции древних мыслителей, Юсуф
считал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел
(земля, вода, воздух и огонь), которые являются основой мира и жизни на земле.
Он полагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырех
стихий. Поэт утверждает, что все явления природы и общества развиваются и
изменяются закономерно. Особое внимание своих современников Юсуф обращает на
то, что познание невозможно без знания: чтобы глубже познать мир, необходимо
систематически пополнять свое образование и знания.
И создал человека
Бог единый
Из воздуха, воды, огня и глины.
Бог человеку
зренье дал и руки,
Дал ум для постижения науки.
Создатель наш дал
человеку слово,
Чтоб он вершиной стал всего земного.
И разум дал, чтоб
постигать нам знанья,
Чтобы благие совершать деянья.
Бог дал нам
совесть, дал нам стыд, и все ж
Зло укрепилось в нас, вселилась ложь.
Какой избрать нам путь - от нас зависит.
Достойным будь - Аллах тебя возвысит.
Баласагуни подчеркивает: человек отличается
от животных такими качествами, как ум и знания, что мудрость, учение и знания
являются основой уважения и ценности людей, что знания - богатство, без них
бесплодны как речь человека, так и его разум. Мыслитель глубоко верил в
возможность совершенствования общественной жизни и управления государством,
опираясь на просвещение и науку. Он полагает, что единственным путем
установления гармонических отношений между социальными группами и классами,
утверждения социальной справедливости является выработка гуманного закона
управления государством. Поэт размышляет также над проблемами нравственного
воспитания людей и его социальной ролью. В центре внимания мыслителя находятся
вопросы воспитания молодежи, подготовка лиц, преданных государству, служащих
интересам народа:
А пользы желай не себе, а народу,
Тебе самому его благо - в угоду.
Ю. Баласагуни исследовал
общечеловеческие, нравственные принципы, которые не потеряли своего значения и
сегодня. Наследие мыслителя оказало большое влияние на дальнейшее развитие
культуры тюркских народов. Своим творческим гением Юсуф доказал, что
тюркоязычные народы могут внести свой вклад в развитие общемировой культуры.
Юсуф Баласагуни «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»)
Напомню слово опытных людей:
"Знай, знающий; разумный, разумей!"
Умом постигнешь ты искусство чтенья,
Потом писать к тебе придет уменье.
Болезнь невежд не вылечат врачи:
Познанием невежество лечи.
Ум - та веревка, что в тяжелый час
Над пропастью удерживает нас.
Быть мудрым и скупцу прямой расчет:
Он выгоду из знаний извлечет.
Мы только с помощью ума и знанья
Осуществим заветные желанья.
4. Махмуд Кашгари.
Последователем
Ходжи Ахмеда Яссави, младшим современником Юсуфа Баласагуни является
Махмуд Кашгари. Он родился в правление династии Караханидов и происходил из высших кругов караханидской знати.
Его отец управлял городом Баласагун. Кашгари работал в основном в Багдаде. Знаменитая книга Махмуда ал-Кашгари «Диван лугат
ат-турк» («Словарь тюркских наречий») представляет собой тюркскую энциклопедию
в полном смысле этого слова. В ней собран и обобщен обширный
историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. «Диван»
Кашгари — памятник тюркской культуры, запечатлевший этические ценности и
нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов в XI в.,
впитавшее в себя все предшествующее наследие предков. В книге наряду с древним зороастрийско - шаманистским
миропредставлением запечатлены элементы новой идеологии — ислама и такой
его ветви как суфизм. «Словарь» Кашгари состоит из двух частей. В первой части
своей работы он рассказывает о цели своей книги, приводит сведения о племенах и
родах, говорящих на тюркских языках. Во второй части его труда дается словарь
тюркских наречий, приводятся крылатые выражения, образцы устного народного
творчества. В словарь включено до трехсот народных четверостиший и столько же
пословиц и поговорок, многие из которых до сих пор используются в современном
казахском языке.
Весь трактат и в
особенности его предисловие - очевидное свидетельство высочайшего духовного и
эмоционального подъема автора, представляющего миру тюрок как народ, избранный
самим Всевышним для управления миром. С первых же строк "Диван"
становится очевидно, что в мировоззрении его автора особое место занимали
ценности ислама и арабской культуры. В предисловии Махмуд Кашгари указывает,
что его труд посвящен аббасидскому халифу аль-Муктади, воплощавшему в глазах
большинства мусульман высочайший духовный авторитет: "Я написал свою Книгу, прося помощи у Аллаха Всевышнего, и назвал ее
"Диван лугат ат-тюрк", стремясь к тому, чтобы она стала Вечным
Памятником и Непреходящей Ценностью, для Его Превосходительства [продолжателя
рода] святых и пророков, имамов...". Посвящая "Диван"
халифу, Кашгари придавал своему труду особый духовный статус: в этой
перспективе изучение языка тюрок становилось в ряд общемусульманских
приоритетов.
Ислам не принуждал тюрок к отречению
от глубоко укоренившейся системы прежних духовных ценностей. Тюрки продолжали
поклоняться Тенгри, а в общении с мусульманами переводили его имя на арабский
язык как "Аллах". Содержание "Диван" ясно свидетельствует о
том, что для Кашгари не существовало конфликта между исламом и доисламской
верой тюрок. Многочисленные тюркские цитаты, с упоминанием имени бога Тенгри, Кашгари абсолютно естественно переводит на
арабский, заменяя Тенгри на Аллах.
"Аллах Всевышний сотворил мир и высокий небосвод,
придав ему постоянное вращение, звезды, выстроенные в ряды, ночь и день,
сменяющие друг друга". "Днем и ночью молись Аллаху Всевышнему, не
заносясь. Будь перед Ним смирен и боязлив, но в смиренности и боязливости не
играй перед ним!".
"Диван лугат ат-тюрк"
является богатым источником сведений о пересечении во времени и
пространстве мусульманской цивилизации и тюркской культуры.
Махмуд Кашгари «Дивани лагат-ат тюрк»
«Дни времени торопят, истощают силы человека,
лишают мир мужей… Таков ведь его (времени) обычай, кроме (этого) здесь — равный
удел (всех). Если мир, прицелясь, пускает стрелу, рассекаются вершины гор».
«Мой сын, я оставляю тебе в наследство наставления в
добродетели. Найдя доброго мужа, следуй ему (букв.: смотри на него)».
«Ночи (и) дни мира проходят (как) странники. Того, с
кем пересекутся (их пути), они лишают сил».
«Вещи (и) имущество человека — его враги. Собрав
(скопив) богатство, думай, что (это) неизвергся поток воды — словно валун,
катит оно своего обладателя вниз. Все мужи испортились из-за вещей. Увидев
имущество, они кидаются (на него), словно гриф на добычу. Они держат свое
имущество, заперев (его), сами не пользуются, плача от скупости, они собирают
(копят) золото. Из-за имущества, не памятуя о боге, сыновей (своих),
родственников они в самом деле душат».
«Стремись к добродетели, (а) приобретя (ее), не будь
гордым».
5.Асан Кайгы
Асан Кайгы (Асан
Печальный) - настоящее имя - Хасан Сабитулы. Казахский жырау, поэт-философ,
родился во 2-й половине XIV в. в Поволжье, скончался в 60-е гг. XV в. Период
его жизни совпал с процессом сложения казахского народа. Его звали и Асан ата,
благодаря высокому авторитету. Он был вещим певцом, певцом
импровизатором-жырау, углубленным в коренные проблемы казахского бытия, потому
основное место в его творчестве занимают философско-дидактические жанры:
толгау, терме, шешендiк создер (крылатые слова), назидания и афоризмы. Асан
Кайгы был очень влиятельным сановником хана Золотой Орды, впоследствии во
времена политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кыпчаке был сторонником султанов
Керея и Жанибека, противников хана Абудхаира, основавших. казахское ханство.
Был идеологом этого ханства, сторонником объединения всех казахских родов в
одно государство. Асан Кайгы чувствовал сильную зависимость кочевого
скотоводческого быта от природных условий, джутов, стихийных бедствий. Отсюда
легенда о поисках Асаном Кайгы обетованной земли - Жер Уюк с обильными
пастбищами и полноводными реками, мягким климатом и множеством зверей и рыб,
где люди живут без нужды и горя, вражды и угнетений. На верблюде Жермая он
объездил все стороны света, но нигде не нашел обетованной земли, где все люди
жили бы счастливо и царило бы равноправие.
Разумного встретишь,-
не унижай:
В краю нашем много ль
найдешь ты?
Сородича в грязных
словах не черни:
Смотри, одиноким и
жалким помрешь ты!
Напрасной не жди от
людей похвалы,
Но слово хвалителя в
тайне обдумай,
Не слушай врага – его
речи полны
Коварством и ложью в
беседах заумных.
Везучим батырам все –
нипочем,
За что ни взялись бы,
все смело доводят,
Растет и богатство из
изо дня в день,
И имя растет их, и
дело в народе.
Не распаляйся, свой
нос задрав,
Средь молчаливых
друзей терпеливых,
Знанием гордый,
смотри, не кичись –
Ищи у мудрых людей
совета,
Но, чтобы противника
убедить,
Лгать ни к чему:
попадешься на этом.
Асан Кайгы
считал, что Обетованная земля должна стать местом счастья и равноправия людей.
И независимо от условий жизни человек должен быть искренним и честным, боясь
как огня "ложных показаний", "дурного слова", потому что
именно с ними связано "зло" на земле. Потому он и вошел в народную
память как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель чаяний людей.
Отсюда и прозвище "печальный", связанное с его мироощущением и с
личной жизнью жырау.
Из-за идеи
любви и сострадания акына Ч.Ч.Валиханов называет его "кочевым
философом".
6. Роль ислама в
становлении казахской государственности.
В процессе
возникновения и становления государственности заметную, определяющую роль
играют различные факторы. К числу таких факторов способствующие появлению и
формированию того или иного государственного образования исследователи
относят религию.
Одна из таких
функций или свойств религии состоит в том, что она способна интегрировать, т.е.
объединять, сплачивать различные слои, группы людей, населения под единой
идеологии, религиозной доктрины ради достижения общей цели. Именно такой базой
стал ислам, основой, идеологией или цементирующим началом создания единого,
централизованного Арабского халифата, а также в последующем многих других
государств на Востоке.
История
исламизации казахов прошла несколько ключевых этапов, повлиявших на масштабы и
степень распространения исламской религии в этой части Центральной Азии.
Процесс проникновения ислама не был единовременным актом, а растянулся на
несколько столетий, вплоть до XVI века, когда образовавшаяся казахская
общность, осознала себя и как мусульманская (суннитского толка, ханифитской
школы). В то же время, утверждение ислама в степи продолжалось и дальше.
Признаки государственности у казахов явственно
выступают начиная c VI в. н. э., т.е. с образования Тюркского каганата.
Мусульманизированная система государственного управления или элементы
исламского влияния и заимствований встречается начиная с эпохи Караханидов.
Подобное произошло во многом благодаря принятию ислама и объявлению его
государственной религией каганата. Первым из караханидских правителей принял
ислам в 940 году легендарный Сатук Богра-хан. В Караханидском каганате начался
процесс консолидации тюркоязычных племен в рамках единого государства под
влиянием исламской религии, который был продолжен в период Кыпчакского
государства.
Основную
роль в обращении кочевников в ислам на раннем этапе сыграли суфийские
миссионеры таких братств как накшбандийа, ясавийа, кадирийа, направлявшихся в
степи из оседлых городских центров Мавераннахра, в основном, Бухары. Это и
предопределило преобладающее влияние в кочевой среде неортодоксального ислама,
в котором органично соединились элементы традиционных доисламских и суфийских
представлений. В отличие от ряда других мусульманских регионов, суфийские
братства здесь не считались еретическими, а значит, не было четкого деления
между официальным и "народным” исламом.
В
крупных государствах послемонгольского периода, включавших различные части
нынешнего Казахстана (Золотая Орда, Могулистан) темпы исламизации даже поначалу
замедлились, зато сама она стала приобретать новые аспекты. Пришельцы
постепенно интегрировались в местную тюркскую среду, и в результате сложился
своеобразный элитный слой тюрко-монгольской знати.
В
более поздний период, с образованием казахской народности в ХVI в. внедрение
ислама способствовало укреплению верховной власти ханов и слиянию различных
казахских племен в единую этническую общность. Таким образом, дальнейшее
проникновение ислама в регион и его влияние на политическую жизнь происходили в
неразрывной связи с домусульманскими, а с приходом монгольских войск, и с
монгольскими идеологиями. Эти процессы не были результатом борьбы идей, а
скорее, гибкой аккультурации и адаптации различных идей. К тому времени казахи
уже считали себя мусульманами-суннитами (ханифитского толка), то есть с
определившейся религиозной идентичностью.
В
то же время, сильные элементы анимизма, шаманизма, поклонения предкам по-прежнему
входили в религиозные представления и обряды, распространенные в степи в форме
народного ислама, включавшего в себя элементы доисламских верований.
Соответственно, хотя и сложилась прослойка всеми признаваемых представителей
исламам в лице имамов, кади, мулл, мударрисов и других, организационно
оформленные структуры мусульманского духовенства были, вес же развиты слабо.
Дальнейшая исламизация Казахской
степи происходит в колониальный период.
Положение самого ислама во многом
определялось отношением к нему российских властей, которое не отличалось
постоянством. Так, на начальном этапе колонизации (XVIII в.) новые правители не вмешивались в религиозную
жизнь казахов. Более того, исламизация в некоторой степени даже поощрялась
практическими мерами. В частности, выделялись государственные средства на
строительство мечетей и выплату жалования муллам. Присутствовал расчет на то,
что с помощью лояльного мусульманского духовенства легче будет держать под
контролем социально-политические процессы в степи. С конца XIX века упрочение позиций ислама в
казахской степи уже не отвечало задачам российской колониальной политики,
опасавшейся к тому же распространения "мусульманского фанатизма” и
"сепаратизма”. В результате, любые попытки религиозной активности стали
интерпретироваться как пропаганда "панисламизма”. В его основе лежала идея
единства мусульман, вне зависимости от места проживания, с подчинением единому
духовному правителю мусульман, османскому султану, ставшая популярной в
определенных кругах мусульманских реформаторов на Востоке в начале XX века. В
рамках борьбы с панисламизмом были предприняты действия, как на законодательном
уровне, так и практические действия, призванные ограничить религиозную свободу
мусульман.
Современные взгляды на ислам
не имеют единого мнения, это напрямую связано с последними событиями в мире –
террористическими актами, локальными войнами и другие деструктивные акции,
совершаемые экстремистскими религиозными группами. Это придает негативную
окраску исламу. Поэтому важно знать специфику исламской религии, особенности её
различных направлений. Любое
правительство в своей политике должно учитывать интересы социума в вопросах
вероисповедания с целью консолидации
общества.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.