Главное меню

  • К списку уроков
Развлекательные упражнения
07.09.2011 13104 770

1. Развлекательные упражнения

Эти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применятся в самых разных аудиториях без предварительной разминки как для отдельных аттракционов а так же для эмоциональной разрядки и снятия напряжения.

«Кто остался без стула?»
По кругу расставлены стулья, на один стул меньше, чем количество участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен занять ближайший стул. Количество стульев и участников уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.

«Занять место»
Участники перемещаются со стула на стул по кругу. Чтобы стоящий в центре член группы не смог сесть на свободный стул.
Вариант: замена всех сидящих по команде лишнего, который использует данный момент, чтобы сесть самому (все блондины и блондинки меняются местами; все, кто ночью храпит— меняются местами и т. д.).

«Веревочка»
 Выбираются два участника, которые садятся спиной друг к другу на расстоянии 1-5 метров. Ведущий протягивает по полу веревку от одного участника к другому. Концы веревочки должны находиться между ножками стульев. Побеждает тот, кто по команде первым выдернет веревочку. Вариант: по команде встать, обежать и сесть на другой стул, дернув веревочку.

«Догонялки»
Ведущий предлагает догонялки с необычным заданием — например, поймать за ухо, за палец

«Третий лишний»
 Участники разбиваются по парам и встают в общий круг лицом к центру. Выбирается догоняющий и тот, кто будет убегать от него. Круг пересекать запрещается. Убегающий имеет право встать впереди какой-либо пары. В этом случае роль убегающего из пары выпадает тому, кто находится снаружи, третий — лишний.    Желательно, чтобы пары находились в поддерживающем контакте между собой.

«Мигалки»
Пары располагаются кругом таким образом, что- бы внутренний круг сидел на стульях, а внешний стоял за ними, лицом к центру. Один из участников стоит с пустым стулом. Осматривая сидящих, он старается незаметно подмигнуть кому- либо. Тот, кто получил этот сигнал, должен сесть на его стул. Стоящие сзади препятствуют этому. В случае удачи водящим становится тот, кто остался с пустым стулом.
 
«Луноход»
В кругу назначаются два наблюдателя. По условиям игры никто не должен смеяться или даже улыбаться. Кто первый не выдержит, идет, полуприсев, по кругу, повторяя: «Я — луноход «один». Следующий — «Я — луноход «два» и т, д. Выигрывает оставшийся последним участник.
 
«Осьминог-бол»
 Выбираются две команды по 6-8 человек. Оставшиеся зрители «болеют» за ту или иную команду. Каждая команда встает кругом, спиной к его центру, сцепив сзади руки друг с другом.
По правилам, руки не должны расцепляться. Задача игроков — забить гол в ворота противника- «осьминога».

«Жмурки — носильщики»
 Нужна длинная скамейка, два стула и десять предметов. Участники занимают места на стульях. От них на расстоянии 15-20 шагов расположена скамейка с десятью предметами. Им нужно перетаскать пять предметов с завязанными глазами на свои стулья.
Таким образом, необходимо сделать пять рейсов туда и обратно. Можно перепутать стулья, но выигрывает тот, на чьем стуле окажется пять предметов. Кем они доставлены — значения не имеет. Под повязку кладут полоску чистой бумаги. Ведущий смотрит, чтобы участники не сталкивались, и выводит их, если они заблудились. Победитель может вызвать на соревнование кого-либо опять.

 

2. Игры на знакомство

«Баранья голова»
Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. Сделаем это с помощью обычного клубка ниток: первый участник берет нитки, называет свое имя и кидает нитки второму, второй называет имя предыдущего и свое , кидает нитки третьему, третий – имя первого, второго, свое имя и кидает нитки четвертому и т.д. Если вы забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», имея в виду себя. Дополнительное условие: называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза. Можно предложить дополнять свое имя каким-нибудь словосочетанием: моя мечта, чем я горжусь ( что-нибудь хорошее) и т.п.

«Взаимная презентация»
Участники разбиваются на пары. Дается 10 минут на то, чтобы участники в парах рассказали друг о друге как можно подробнее. Можно обратить внимание на следующие вопросы: что я ценю в самом себе, предмет моей гордости, что я умею делать лучше всего. Ведущему лучше зафиксировать для себя, какие пары образовались (часто люди интуитивно выбирают тех, кто имеет с ним сходство).
«Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:
• чего я жду от учебы;
• что я ценю в самом себе;
• предмет моей гордости;
• что я умею делать лучше всего.»

Через десять минут дается дополнительная инструкция. Презентация будет происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Каждый говорит в течение одной минуты, строго одной, не больше и не меньше! После выступления, другие участники задают вопросы говорящему, называя его именем сидящего.  Сидящий не имеет право  говорить. Результаты (успешность, чувства одного и другого) обсуждаются.

«Какие мы?»
 Все садятся в круг, получив от ведущего небольшой листок. Каждый пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую отмечаем сверху знаком «плюс», правую — знаком «минус». Под знаком «плюс» участник игры перечисляет название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, название книги, то, каким образом легче всего доставить ему удовольствие, и т. п. В правой части листа под знаком «минус» каждый называет нелюбимый цвет и т. д.
Ведущий по очереди читает название каждого пункта, в общей сложности 10-12 минут. Ведущий пишет свои ответы и участвует в упражнении вместе со всеми.
По окончании все, прикрепив свой листок на видном месте на груди, молча, медленно ходят по комнате и читают то, что написано на листке у каждого.

«Карусели»
Большая группа делится на две подгруппы и встает «круг в круге» лицом друг к другу. Дается задание: один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. Например: улыбнуться каждому глазами, сказать комплимент или что-то приятное. Затем, под музыку, продолжаем.


«Выбор траектории»
Это так же один из необычных способов  поведенческой психодиагностики. Лучше включить фоновую музыку.
 У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу …(показать), кто-то совершает более резкие повороты, описывая квадрат или прямоугольник …(показать), кто-то – как будто шагает вдоль сторон треугольника…(показать),а некоторые движутся по зигзагу…(показать). У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все траектории( примерно 5-7 минут).
Затем предлагается разойтись по группам , выбравшим одну и ту же фигуру, и обсудить , в чем сходство между людьми, выбравшими круг, квадрат, треугольник или зигзаг (обсуждение длится 5 минут). Выслушав все группы, предлагается сравнить точки зрения групп с мнением психологов.

 

3. Сплочение группы и взаимодействие

«Печатная машинка»
 Каждому участнику даются определенные буквы. Затем ведущий произносит слово или фразу, которую группа должна «напечатать». Печать каждой буквы обозначается хлопком человека, которому она дана. Таким образом, а) тренер хлопает — «нажимает», б) участник отвечает — «отхлопывает» букву, в) все хлопают — пауза.
Вариантпы: возможно не раздавать буквы, а «печатать» так, что очередную букву «печатает» очередной человек по кругу. Можно вместо обозначения печати хлопком выкладывать написанную букву «рубашкой» вверх на стол (пол). Усложненный вариант предполагает совместное действие соседей для печати одной буквы — в этом случае буквы распределяются по соседним участникам (кладутся между ними), а печать буквы обозначается хлопками между ладонями соседей.
Тексты, отпечатанные на такой «машинке», прочно и долго сохраняют в памяти, ведущему следует уделять большое внимание «содержанию» строки.

 «Атомы и молекулы»
 Ведущий: «Сейчас каждый слегка сжимается в комок. Вы — одинокие атомы. Начинаете хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулы, число атомов в которой я назову». Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из «молекул», выбывают из игры. Затем — «десять», и т. д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы — выбывших и оставшихся на площадке".
Анализ: почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?

«Пальцы»
Участники в кругу. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа стремится к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими «незаконными» способами пытаться согласовать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели.
Анализ: можно выявить лидеров (те, кто постоянно «выбрасывает» свое число пальцев) и тех, кто под них подстраивается. Возможно появление «негативиста», упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие.

«Шеренга»
Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга лицом к одной из четырех стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. Поворот можно осуществить как в левую, так и в правую сторону, но обязательно таким образом, чтобы после приземления оказаться лицом к одной из стен (т. е. на 90, 180, 270 градусов и т. д.).
Задача участников — после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутым лицом в одну и ту же сторону. Прыжки продолжаются по команде ведущего до тех пор, пока не будет достигнута цель.

«Коллективный счет»
Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. Три условия: никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число; нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Если группа начинает говорить цифры по кругу, то ведущий хвалит их за находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

«Исполнение желаний»
Один из членов группы высказывает свое желание. Группа обсуждает способ удовлетворения этого желания — здесь, в данной обстановке и затем реализует этот способ (в воображении, пантомиме, реальных действиях).
Затем исполняется желание другого участника. Если группа сумеет преодолеть первоначальный психологический барьер, упражнение начнет работать в полную силу, как мощное средство сплочения.


«Путанка»
 Определяется запутывающий и водящий. Водящий выходит из помещения. Остальные участники берутся за руки, образуя окружность. Запутывающий запутывает цепь. Затем приглашается водящий и пытается ее распутать.
Вариант: цепь может запутаться сама. Можно предложить в качестве наказания исполнять задание.

«Неожиданный предмет»
 Перекидывание мяча друг другу, сопровождая данное движение словами: «Мяч — вещь (яблоко, кирпич)». Поймавший его человек должен обходиться с ним как с обозначенным предметом.

«Волшебное кольцо»
Участники становятся кругом. Один из участников становится в центр круга. Участники в круге берутся за руки. «Волшебное кольцо» закрыто. Участник в центре должен «уговорить» кого-либо выпустить его. Анализ: обратить внимание на проблему индивидуального подхода в общении, поиска «ключика» к человеку.

 

4. Доверие

«Падение спиной»
Группа становится в полукруг возле возвышения (стол, подоконник). На него по очереди должен подняться каждый из участников и спиной упасть на руки остальных участников группы.
Анализ: кто упал сразу? Кто медлил? Кто вообще не падал и почему? Кого сколько держали на руках?
Связать готовность к падению с уровнем доверия к группе каждого участника.

«Воздушная карусель»
Участники делятся на две равные группы. Каждая группа выстраивается так, чтобы образовать два концентрических круга — внешний и внутренний, оба круга встают лицом к центру. Ведущий говорит внутреннему кругу: «Сейчас, не оборачиваясь, вы должны падать на руки того, кто стоит позади вас. Задача падающего — довериться рукам партнера, его задача — принять на руки надежно и нежно». После падения, по хлопку ведущего внутренний круг сдвигается, образуя новые пары.
Вариант: каждый участник по очереди встает в центр круга, участники стоящие в круге передают его друг другу с помощью рук.

 

5. Невербальное общение

«Рукопожатие»
Участники становятся в круг. В центре — водящий с закрытыми (завязанными) глазами. Все вытягивают руки. Водящий должен поздороваться за руку и определить, кто перед ним — мужчина или женщина. В зависимости от этого произнести: «Здравствуй, Оля!», «Здравствуй, Миша!». Если он угадал, водит тот, кого он узнал.

«Узнать через прикосновение»
Участники сидят по кругу. В центре круга стоит пустой стул. Ведущий: «Один из вас сейчас выйдет в центр круга, сядет на стул, положит руки на колени ладонями вверх и закроет глаза. Мы все в произвольном порядке будем подходить к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз я буду говорить «да», если подошедший будет назван правильно, и «нет» в случае ошибки. Напоминаю, что подходить мы будем в произвольном порядке, и может оказаться так, что кто-то подойдет несколько раз, а кто-то — ни разу».
Анализ: чье прикосновение и как ощущалось? Кто как угадывал?

«Сколько рук?»
Один из участников встает в центр круга и поворачивается к остальным спиной, закрыв глаза. Тренер приглашает несколько человек встать у него за спиной. Тренер: «Сейчас они будут класть свои руки на его спину. Каждый раз число рук будет разным. Определять это число буду я, показывая столько пальцев, сколько рук вы должны будете положить. Задача стоящего в центре — почувствовать, сколько рук прикоснулось к его спине».

«Найти пару»
Участники, разбившись по парам, молча рассматривают и запоминают друг друга. Затем расходятся и с закрытыми глазами передвигаются по комнате, совершенно потеряв связь с партнером. Ведущий: «Найдите своего партнера, не говоря ни слова». Участники дотрагиваются друг до друга, стараясь отыскать своего партнера. Когда считают, что нашли его, открывают глаза и проверяют это. Затем меняются партнерами и повторяют действие.
Варианты: а) партнер с закрытыми глазами знакомится с другими, а затем находит его также с закрытыми глазами; б) каждый, сидя на своем месте и молча, выбирает себе пару. Все закрывают глаза, встают и находят себе пару. Открыть глаза можно только после команды тренера.
Анализ: все ли оказались в паре с тем, кого выбрали?

«Поиск по руке»
Ведущий дает инструкцию: «Всем с закрытыми глазами найти самую приятную руку!» Гасится свет, все ходят и берут друг друга за руки. Через некоторое время свет включается.
Кто как действовал? Кто старался выбрать приятную руку? Кто старался сделать свою руку приятной?

 

6. Я в чужих глазах

«Мой портрет глазами группы»
Ведущий: Есть ли среди вас желающие получить свой психологический портрет?
Желающий садится ближе к центру. А все остальные становятся художниками (нужна бумага и фломастеры). Предлагается не стремится к внешнему сходству, а создать именно психологический портрет с метафорическим смыслом и тонким подтекстом. Разговаривать запрещается. Рисование продолжается в течение 10-15 минут. Затем можно высказаться художникам и натурщику.
А можно все осложнить. Ведущий предлагает натурщику, осмотрев рисунки, сгруппировать их по каким-либо признакам. Возле каждой пачки собираются их авторы, они обсуждают их портреты, ищут общее и пытаются создать обобщенный портрет ( на это уходит 10-15 минут).

«Дискуссия в ролях друг друга»
Каждый участник получает карточку с именем одного из участников. Ведущий задает тему дискуссии, например: «Нужны ли дома животные?», « Есть ли в жизни настоящая любовь?» В ходе дискуссии, каждый играет одного из участников. В конце групп пытается определить роль каждого.

«Ответы за другого»
Участники делят лист на 3 столбца: Над средним столбцом напишите свое имя, над левым имя челоека, сидящего через человека слева то вас, и аналогично поступите с правыфм столбцом. Ведущий читает вопросы, а участники записывают ответы за себя и за 2-ух других участников. Достаточно 5-10 вопросов.
Примерные вопросы:
1. Ваш любимый цвет?
2. Ваше любимое женское имя?
3. Ваше любимое мужское имя?
4. Как вы относитесь к домашним животным?
Каких домашних животных предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то еще?
5. Смотрите ли какой-либо телевизионный сериал?
6. Самая неприятная для вас человеческая черта?
7. Ваше любимое времяпрепровождение?
8. Книги какого жанра вы предпочитаете?
Затем сравниваются ответы и подсчитываются совпадения.

«Молчащее и говорящее зеркало»
Выбирается доброволец, который будет смотреть в зеркало. Он выбирает себе говорящее и молчащее зеркало. Зеркала встают у стены, доброволец перед ними, к стене лицом, все остальные участники стоят у противоположной стены. Участники по одному бесшумно подходят к смотрящему. Сначала работает молчащее зеркало, с помощью мимики и жестов, кроме того не стоит акцентировать внимание чисто на внешних особенностях людей и тем более подчеркивать какие0-то физические характеристики (Обязательно заострить на этом внимание, так как подростка как правило не щадят друг друга и могут легко обидеть.). Если смотрящий не может угадать, то вступает говорящее зеркало и произносит только ОДНУ фразу. Если смотрящий опять не угадывает, то все повторяется т.д.


«Ассоциации»
Один участник выходит. В группе выбирается кто-то из участников. Задача вышедшего — по возвращении угадать, кого выбрала группа. Отгадывается методом ассоциации. Он называет тему (деревья, мебель, и т. д.) любому из участников.

«Сборный портрет»
Ведущий говорит: «Я допускаю, что среди присутствующих нет того молодого человека или той девушки, которая бы вам казалась идеальной. Но сейчас вы пройдете и будете внимательно смотреть на лица. Попробуйте составить сборный портрет, из 5-6 человек, идеальной девушки. Выбранных вами девушек попросите выйти сюда и объясните, кого и за что вы выбрали (черты характера). 
Например: красивая как Галя; веселая как Света; нежная как Лена, и т. д.

 

7. Измерение психологической дистанции

В процессе общения партнеры поддерживают между собой определенную дистанцию, которая зависит от характера их взаимоотношений. Классификация дистанций — от интимной (общение происходит с помощью сенсорных каналов, возможно, только с самыми близкими людьми) до публичной (например, с аудиторией, до 7 метров). Выбор дистанции часто происходит бессознательно.
Чем более дружественное, положительное мнение о себе хочет составить человек, тем меньшую дистанцию он выбирает. В зависимости от характера взаимоотношений человек должен точно чувствовать оптимальную дистанцию.

«Внутреннее движение»
Делает возможным измерить персональное пространство каждого. В парах, на расстоянии 10 метров, один участник стоит. Другой начинает медленно приближаться к нему. Он должен приближаться до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться тяжело. Тот, к кому приближаются, должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать «стоп».
Анализ: кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал? Кто, кого, на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто — дальше, и почему?

«Мостик-диагностик»
Выбирается несколько пар. Пары разводятся в разные стороны лицом друг к другу. Им задается игровая ситуация: горы, тонкий мостик, по которому может спокойно пройти только один человек. Их задача — одновременно пойти навстречу друг другу и встать на противоположные концы мостика.
Упражнение на готовность поддерживать и принимать поддержку от другого.
Анализ: какая связь между тем, каким образом разошлись участники и их взаимоотношениями? Насколько был интенсивным физический контакт (предполагается, что если хорошие отношения, то должна быть сильная поддержка, если падают — не готовы, не умеют оказывать поддержку).

«Групповая социометрия»
 а) каждый участник, в порядке свободной очередности, встает в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует психологическую «дистанцию» по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, затем «построение» разрушается;
б) после этого участник открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться в отношении к нему;
в) и, наконец, член группы занимает место, на которое он сам себя первоначально поставил.
Анализ: процедура дает возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения взаимоотношений в группе, в частности, собственного места в ней. Кого он поставил правильно, а с кем ошибся, и почему?
Возможно неоднократное применение.

 

8. Другие упражнения.

«Надувная кукла»
Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности участников группы, на тренировку мышечного расслабления. Ведущий играет роль "насоса": он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением "насоса" "резиновые куклы" начинают "надуваться": участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий "выдергивает затычку" у "куклы", и игроки с шипением ("ш-ш-ш!") расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить два-три раза. Обсуждения игра не требует.

«Спутанные цепочки»
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается "проворачивание шарниров" – изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.


«Шестерка»
Очень простая и веселая игра, помогающая участникам потренировать внимание и сообразительность. Все игроки встают в круг. Каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков. Понятно, что вместо шестерки можно использовать другие цифры.
Встреча взглядами
Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

«Рекламный ролик»
— Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что мы здесь собрались для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться... конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Подумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородным дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку – десять минут.
Упражнение, как обычно, завершается обсуждением и рефлексией собственных переживании каждого из игроков но поводу представления его в рекламном ролике.

«Сломанный телефон»
Цель: Показать важность точной передачи информации.
Для игры требуется 6 человек: 1 из участников будет директором, а остальные 5 - заместителями (1ый заместитель, 2ой заместитель, 3ий заместитель, 4 заместитель, 5ый заместитель). Все заместители выходят на коридор. Директору дается следующая инструкция: «Вам нужно по цепочке передать информацию 2ому заместителю, 2ой 3ему, 3ий 4ому, 4ый 5ому, чтобы он выбрал 5 человек из аудитории и построил их в шеренгу по именам в алфавитном порядке. Оказавшийся последним в шеренге должен ее перестроить по любому выбранному им признаку. А последний в этой шеренге должен подойти к ведущему и сказать: «Задание выполнено»».

«Анализ»
- Какие моменты задания выпали из рассказа раньше всего?
- Как можно было не потерять информацию?
- К чему может привести неточность передачи информации?


«Передай эмоцию»
Цель: Показать разнообразный спектр эмоций и способы их выражения.
Каждому участнику тренинга ведущий выдает карточку с названием какой-либо эмоции (радость, восторг, гнев, восхищение, ярость, грусть и т.д.) Каждый из участников по очереди старается показать эту эмоцию невербально. А остальные участники должны отгадать, что это была за эмоция.
Анализ:
- По каким признакам вы догадывались, что это за эмоция? Что вам показалось наиболее трудным или легким? Почему?
- Чему это упражнение научило нас?


«Тух-тиби-дух»
Цель: эмоционально разрядиться, восстановить силы.
«Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по аудитории, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово – «тух-тиби-дух». В это время другой должен стоять и слушать, как вы произносите волшебное слово. Но если он захочет, он может ответить вам тем же.»
Анализ:
- Как вы сейчас себя чувствуете?
- Что вам понравилось, что не понравилось?


«Все мы чем-то похожи…»
Цели: В ходе этой игры очень красиво проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем—то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительных детей.
Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что Вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки, и, возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.
Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.
Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "У каждого из нас есть мягкая игрушка...", "Любимый цвет каждого из нас — синий...", У каждого из нас мама ходит на работу...", "Мы все очень любим макароны...", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает", "В каникулы мы все любим ездить на море..." и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Анализ упражнения:
— Узнал ли ты что—нибудь интересное о ком—нибудь из других детей?
— Есть ли что—нибудь такое, что объединяет всех детей в классе? — Есть ли что—нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
— Как вы работали в своей команде?
— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
— Какими должны быть твои друзья — похожими на тебя или совсем другими?

«Пчелы и змеи»
Цели: Детям очень нравится эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы. В то же время пчелы и змеи соревнуются друг с другом, что делают игру еще более увлекательной.
Материалы: Губка и карандаш.
Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив... Каждая группа должна выбрать своего короля.
А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ' ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.
Анализ упражнения:
— Твоя группа хорошо помогала королю?
- Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?
- Как пчелы взаимодействовали друг с другом?
- Как змеи взаимодействовали друг с другом?
- Как ты чувствовал себя в роли короля?
- Что для тебя было самым трудным в этой роли? Ты остался доволен своими подданными?
- Как вы считаете, губку и карандаш искать было одинаково легко?
 
«Двое с одним мелком»
Цели: В этой игре партнеры не должны разговаривать друг с другом. Общение между ними может быть только невербальным. Для того, чтобы сделать атмосферу более приятной, в ходе игры должна звучать музыка — та, которая нравится детям.
Материалы: Каждой паре нужны один большой лист бумаги (формат A3) и один восковый мелок; в качестве сопровождения должна звучать популярная или классическая музыка (в зависимости от музыкальных вкусов учеников класса).
Инструкция: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом со своим партнером. Положите на стол лист бумаги. Сейчас вы — одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одновременно одним и тем же мелком. При этом строго следуйте правилу, запрещающему говорить друг с другом. Вы не должны договариваться заранее о том, что будете рисовать. Оба человека в паре должны постоянно держать мелок в руке, не выпуская его ни на мгновение… Постарайтесь понимать друг друга без слов. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. А вдруг он хочет нарисовать что—то совсем другое? Чтобы подбодрить вас, я приготовила небольшой сюрприз — вы будете рисовать под красивую музыку. У вас три—четыре минуты времени. (Подберите музыкальную композицию соответствующей длины.) Как только закончится музыка, завершайте свою работу и вы.
По завершении игры попросите команды показать получившиеся у них изображения.
Анализ упражнения:
— Что ты нарисовал, работая в паре со своим партнером? — Сложно ли было вам рисовать молча?
— Пришел ли ты со своим партнером к единому мнению?
— Трудно ли было тебе оттого, что изображение постоянно изменялось?

«Сиамские близнецы»
Цели: Чтобы дети смогли по—настоящему насладиться этой игрой, надо, чтобы у них было развито терпение, необходимое при любом тесном сотрудничестве. Им поможет в этом знакомство с более простыми играми на кооперацию из начала этой главы.
Материалы: Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата АЗ) и восковые мелки.
Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово "сотрудничать"? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем—то сотрудничали?
Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Остальные пока будут смотреть.
В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели "вприглядку" учатся и пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.
Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.
Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разною цвета так, чтобы они держали их связанными руками.
Когда вы будете рисовать, помните правило — рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким—то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.
Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимодействовать.
Дайте парам примерно 5—6 минут времени на каждую картину и предложите рисовать следующей группе.
У этой игры есть несколько более сложных вариантов, которые могут оживить игру еще больше. Одному из партнеров завязывают глаза, и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки "слепого" игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.

 

 

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.