§ 43. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА В XVI-XYII ВЕКАХ
Кочевое животноводство.
В XVI-XVII веках главной отраслью хозяйства в
Казахском ханстве было кочевое и полукочевое скотоводство. Кочевое
хозяйствование давало возможность продуктивно использовать пастбища. У каждого
рода были свои традиционные маршруты кочевок. Кочевое хозяйство породило практику
посезонного выпаса скота. Вся территория выпасов делилась на четыре типа
сезонных пастбищ: зимние (кыстау), весенние (кок- теу (от слова «зеленеть»)),
летние (жайляу), осенние (кузеу).
Кочевые аулы казахов. У кочевых казахов, которые занимали
огромные просторы с запада на восток протяженностью в 3000 километров, с севера
на юг - в 2000 километров, было единообразное хозяйство. В XVI—XVII веках оно
развивалось в трех направлениях: первое — кочевое и полукочевое
скотоводческое, второе - полукочевое, незначительно занимающееся земледелием,
третье - в основном земледельческое. Полукочевое скотоводство в основном
преобладало на юге, юго-западе, юго-востоке и в центральной части Казахстана.
Это были солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. К ним
относятся Мангистауский полуостров, Устюртское плато, часть Каспийской
низменности, Мугод- жарские горы, Большие и Малые Барсукские пески, Приаральские
Каракумы, возвышенности в Тургайской степи, Голодная степь и пустыни Мойынкумы
и Кызылкумы. Эти районы составляли более половины всей территории Казахстана
и имели благоприятные условия для занятия полукочевым скотоводством.
Зимнее кочевье. Разделившись на мелкие группы,
казахские аулы осенью перекочевывали к подножиям гор с богатым разнотравьем,
где выпасали верблюдов, овец и коз. Очень удобны и благоприятны были зимние
пастбища в Кызылкумах, где росли ковыль, полынь, перекати-поле, верблюжья колючка,
низкорослые кусты саксаула и др. Между песчаными холмами в защищенных от
холодных ветров местах выпасали скот. Даже в зимние морозные месяцы он здесь
свободно пасся. Правильный выбор зимовки был залогом сохранения всего поголовья
скота. Зимовавшие в Кызылкумах кочевые аулы поили скот из глубоких колодцев.
Чтобы колодцы не забивались песком, внутри их делали сплетения из саксаула.
Откочевывая,покрывали их кошмой и оставляли свой родовой знак. Каждый аул имел
только ему принадлежащий колодец.
На зимние пастбища кочевые аулы
откочевывали глубокой осенью. Из-за знойной жары летом в Кызылкумах почти не
было кочевавших аулов. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали
каракульских овец и одногорбых верблюдов. Лошадей имели лишь богатые люди.
Кочевники использовали для утоления жажды молоко овец и коз, напитки из
кобыльего (кумыс) и верблюжьего молока (шубат). Кочевые аулы поставляли на
продажу в соседние Хивинское и Бухарское ханства скот, мясо, шерсть, пушнину,
курт, масло и т.д., а сами покупали или обменивали на свои товары ткани,
одежду, обувь, украшения, сахар, чай, предметы домашнего обихода.
Для защиты скота от воров и хищных
зверей в ночное время вокруг стойла забивали деревянные колы, устанавливали
сплетенные из кустарниковых растений сборные заборы. Иногда стойла для скота
строили из колючего тростника (чингиля) и камыша.
В целях содержания молодняка для ягнят
рыли землянки. Только с наступлением погожих дней молодняк вместе со всем скотом
выгоняли на пастбища.
Для кочующих зимой казахских аулов
основную угрозу представлял джут (массовый падеж скота). Джут обычно
начинался, когда истощались запасы кормов, стояла затяжная зима, наступали
крепкие морозы, выпадал обильный снег и поверхность земли покрывала гололедица.
Словом, для скота наступала бескормица, голод. В это время среди скота
распространялись различные заразные болезни: у коз — кебенек, овец — топалан,
коров - карасан, лошадей — жамандат, манка. У всех этих болезней в переводе на
русский язык было одно общее название - сибирская язва.
Весеннее кочевье. Весеннее кочевье совпадало со временем
окота, что создавало немало забот скотоводам. С учетом состояния молодняка
после окота весенняя перекочевка в день не превышала 8-10 километров. Самым
ответственным периодом скотоводческих работ в это время была весенняя кампания
окота. Скотоводы должны были регулярно кормить молодняк, поить и содержать в
теплых условиях. Доили дважды - обычно утром перед выгоном на пастбище и
вечером после загона в стойла. Пастухи ягнят и козлят на время оставляли у
матерей, затем к ночи - на привязи. Днем выгоняли на пастбище. Весной проводили
первую стрижку коз, овец, лошадей и верблюдов. Если у коз и овец стригли
шерсть, то у лошадей - кыл (гривы и хвост), верблюдов - шуда (лишнюю шерсть).
Казахи катали из шерсти кошмы, ткали ткани и продавали их. Когда молодняк
твердо становился на ноги, обычно в начале мая, перекочевывали на жайляу. До
жайляу приходилось преодолевать расстояние в 300-400 километров, за это время
молодняк уже набирался сил. Перед кочевкой на жайляу массивные,
крупногабаритные грузы закапывали в землю.
Летнее кочевье. Жайляу - это
лугопастбищные угодья, богатые растительностью, располагавшиеся между
полынными степями и высокими горами, с источниками чистой воды и прохладным
воздухом.
Аулы обычно находились на жайляу
полтора-два месяца. После перекочевки на жайляу они приступали к доению
кобылиц и приготовлению кумыса. Основной обязанностью пастухов был правильный
откорм и повышение упитанности скота. Сохранение поголовья напрямую зависело
от степени его упитанности. К концу июня ягнят купали в прудах. Казахи называли
такое купание «то- гыту» (промывание шерсти овец и ягнят, прогоняя их через
речку и пруд вплавь). Вслед за этим занимались стрижкой. Сезон, когда стригли
ягнят, носил название «козы кузем». Из стриженой шерсти ягнят катали кошмы. В
катании кошм принимали участие все женщины аула, несмотря на возраст. Кошмы
изготавливали различных размеров.
Женщины все лето чесали шерсть и пряли
из нее нити, затем ткали и шили шекпены (домотканые кафтаны) для мужчин. Выделывали
овечьи шкуры и из них шили тулупы, телогрейки, головные уборы.
На жайляу проходили празднества,
справлялись свадьбы, устраивались поминки, на которых проводились конные
скачки, борцовские состязания, выступления музыкантов, певцов и сказителей,
айтысы акынов. Молодежь веселилась всю ночь. Девушки и джигиты состязались в
айтысах, играли в игры: белая кость, слепой козел, прятки, алтыбакан (качели).
Словом, время пребывания на жайляу считалось среди кочевников самым привольным
и богатым интересными событиями.
Осеннее кочевье. С наступлением
холодов пастухи с жайляу перекочевывали на кузеу - в места осенних стоянок.
Существовал свой порядок такой кочевки. В первые дни кочевники, чтобы скот не
был изнурен дальними переходами и мог хорошо кормиться, двигались медленно.
Аулы кочевали группами, одна за другой, вереницей. Малолетних детей, женщин с
грудными детьми перевозили на верблюдах в своего рода кибитках, накрыв их
сверху кошмами. Находясь в них, они кормили младенцев. Осенняя кочевка была
обременительным делом, потому заготовленные летом и осенью на зиму продукты
питания, кошмы и другие предметы, вещи домашнего обихода, зимняя одежда
составляли для кочующих большой груз. Обычно аулы к перекочевке на зимовки
начинали готовиться в конце октября после выпадения снега, появления на реках
и озерах ледяного покрова. Несмотря на это, умело используя опыт прежних лет,
скотоводы благополучно добирались до зимовок без падежа скота.
С первым снегом мужчины с беркутами,
гончими и борзыми собаками выходили на охоту на диких зверей, которая являлась
для них и развлечением, и подсобной отраслью хозяйственной деятельности.
Земледелие. Жетысу и Южный Казахстан с древних времен были регионами развитой земледельческой культуры. В период создания Казахского ханства особенно бурное развитие переживали очаги традиционного земледелия. Поймы рек Сырдарья, Арысь, Чу, Талас и Или были регионами развития поливного земледелия. Для использования речных вод строились каналы, арыки и пруды, воду черпали при помощи чигирей, делали искусственные дамбы и озера. На берегах рек и озер, даже в пустынных и полупустынных местах население занималось обработкой земель и бахчеводством, возделывались сады. Хорошо было развито земледелие у подножий гор Каратау и Улытау, в поймах Иртыша и на берегах озера Зайсан. Бедняки, не имевшие скота, обрабатывали земли. Их называли Соха Борона жатаками (букв, лежащий). Земледельцы-казахи сеяли пшеницу, ячмень, просо и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для обработки земель использовались такие орудия труда, как кетмень, деревянная соха, борона, серп, лопата. Для очистки зерен и перемалывания их в муку использовались деревянные ступы и ручные мельницы. Землю вспахивали с помощью лошадей, волов и верблюдов. Для хранения зерна рыли специальные ямы (ура). В целях предохранения от отсырения зерно обжигали. Хлеб пекли в котлах, сковородах и тандырах. На масле пекли баурсаки и тонкие лепешки (шелпек). Просо для кочевников было особо ценным продуктом, так как могло долгое время храниться и не портиться.
Состояние городов.
Причины их застоя. Сыгнак. Город
Сыг- нак в Присырдарье был расположен на границе с кочевой степью. Он находился
в удобном для торговли месте. Кочевые племена пригоняли свой скот, завозили
животноводческую продукцию, пушнину. Сыгнак являлся для Дешт-и-Кыпчака
основным местом торговли. Он сыграл огромную роль в истории казахского народа.
Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн между Узбекским и
Казахским ханствами. В период правления хана Касыма в конце XVI он стал ханской
ставкой - ордой. Сыгнак был важным центром оседлости, развитого земледелия.
Туркестан (Йасы). Во второй половине XVII века Туркестан
был присоединен к Казахскому ханству. Превратившись в столицу Казахского
ханства, он оказывал большое влияние на развитие экономики. Караванные пути с
Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его
ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных
мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Жители города
наряду с торговлей и ремеслами занимались земледелием. Мавзолей Ходжа Ахмеда
Йасауи стал святым местом паломничества мусульман.
Сауран. За овладение Саураном между Узбекским
и Казахским ханствами кровопролитные войны длились около 100 лет. В XVI веке
он окончательно вошел в состав Казахского ханства. Основными причинами
заинтересованности сторон в захвате Саура- на были такие факторы, как: а)
Сауран находился на выгодном
Туркестанская
крепость.
торговом пути; б) в зоне Саурана было
хорошо развиты земледелие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана
Тауекела он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр,
который оказывал важное влияние на развитие экономики.
Сайрам. В XVI-XVII веках он играл значительную роль в общественной
и социально-экономической жизни Казахского ханства, был важным торговым и
хозяйственным центром Южного Казахстана. Город быстро развивался и рос. Как и
другие города, в войнах с Узбекским ханством переходил из рук в руки. Наконец
после внушительных побед Казахского ханства Сайрам был превращен в сильную
крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Однако в конце XVI века Сайрам
подвергся нашествию джунгар, что привело к разорению его экономики и упадку
жизни в самом городе.
Отрар (Фараб) - один из среднеазиатских крупных
городов средневековья. В исторических письменных источниках он был известен с
VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также называли Турарбанд, Турар,
Фараб. В V-XV веках город являлся центром торговли с
кочевыми племенами. Отрар находился на торговом пути из Ирана, Средней Азии в
Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город
был разрушен, Отрар возродился и просуществовал до XVII века. При правлении
ханов Белой Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество
мечетей и медресе. Вблизи Отрара расположен мавзолей Арыстан-Баба, духовного
наставника Йасауи. Он считается священным местом паломничества мусульман.
В XVI-XVII веках города Южного Казахстана
разносторонне способствовали созданию Казахского ханства, его социально-
экономическому и политическому развитию. Саукеле.
В результате усиления внутренних
междоусобиц, джунгарских нашествий и грабительских походов среднеазиатских
ханов в XVI- XVII веках южные города пришли в упадок. Это нанесло значительный
ущерб экономике всего Казахского ханства. Феодальные распри и междоусобицы
привели к упадку городской культуры, кризису земледелия. В этом определенную
роль сыграл и рост удельной доли кочевого скотоводства в экономике ханства.
Некогда известный всему миру Великий Шелковый путь потерял свое важное
значение. Открытие морского пути на Восток катастрофически сказалось на
ослаблении торговли в южных городах Казахстана.
1. С чем было связано
кочевье в хозяйстве кочевого скотоводства?
2. С чем связано
различие типов сезонных кочевий и пастбищ?
3.
Назовите
четыре вида скота, выращиваемых казахскими скотоводами. Какие названия
болезней скота вы знаете?
4. В каких регионах
преимущественно развивалось земледелие?
5.
Покажите
на карте позднесредневековые южные города Казахстана.
6. Каковы причины застоя
этих городов?
Вопросы для
самопроверки
1. Сколько типов
сезонных пастбищ существовало в кочевом животноводстве казахов?
A.
два
С. пять
B.
три
D. четыре
2. Как казахи называли
бедняков, не имевших скота и занимавшихся земледелием?
A.
караша
С. егинши
B.
жатаки
D. толенгутами
3. Какой город являлся
ханской ставкой хана Касыма?
A.
Сайрам
С. Туркестан
B.
Сыгнак
D. Сауран