Главное меню

  • К списку параграфов

§ 3—4. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЭПОХИ БРОНЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА



Понятие о бронзовом веке и его особенности. Изменения в хозяйстве, наметившиеся еще в эпоху неолита, привели во 2 тысячелетии до н.э. к формированию скотоводческо-земледельческой экономики и развитой металлургии. В середине 2 тысячелетия до н.э. племена Казахстана освоили производство бронзовых изделий. По сравнению с медью бронза имеет ряд преимуществ: отличается твердостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Бронза становится основным материалом при изготовлении орудий труда и оружия. Бронзовые орудия труда и оружие коренным образом изменили общественно-хозяйственную жизнь племен, населявших территорию Казахстана. Оружие теперь применялось не только на охоте, но и в межплеменных схватках за плодородные земли и пастбища. Например, в Центральном Казахстане в местечке Балакулболды обнаружена могила человека, погребенного со стрелой, вонзившейся в его бедренную кость.

В начале 2 тысячелетия до н.э. у степных племен Поволжья, Приуралья, Казахстана и Алтая формируется комплексное ското­водческо-земледельческое хозяйство. В середине 2 тысячелетия до н.э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства, интенсивно развивается скотоводство. В конце 2 — начале 1 тысячелетия до н.э. большинство населения степных районов переходит к новой специализированной форме хозяйства — кочевому скотоводству. Развитие скотоводства было тесно связано с природно-

климатической средой.

Бронзовая стрела в бедренной кости человека

Происходят существенные измене­ния в общественном строе и семейно- брачных отношениях населения. Мат­риархальный родовой строй, унасле­дованный от неолита, теперь посте­пенно уступает место патриархаль­ному родовому строю.

Быстрое развитие скотоводства и металлургии привело к росту произ­водительных сил, усиливающейся спе­циализации общественного труда, к крупным изменениям в общественной жизни. Происходит обособление от­дельных семей, расширение семейной собственности, растет имущественное неравенство внутри родовой общины.

Исследование андроновской и бегазы-дандыбаевской культур.

В археологии под культурой понимаются общность происхождения и исторических судеб, способов хозяйствования и сходство материально­духовной жизни племен, населявших определенную территорию. К таким культурам относится и культура племен, населявших обширные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии.

Первый памятник этой культуры был открыт археологом А.Я. Тугариновым в 1914 г. у с. Андроново близ г. Ачинска и поэтому в науке носит условное название андроновская. Среди ученых идет дискуссия о происхождении андроновской культуры. Главной причиной этой дискуссии является недостаточная изученность памятников предшествующих эпох — неолита и энеолита.

В последние годы у языковедов - тюркологов, этнографов, историков появился ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюрко- язычности племен андроновской и бегазы-дандыбаевской культур.

Начало периодизации и классификации памятников андроновской культуры положили археологи С.А. Теплоухов, К.В. Сальников, М. Л. Грязнов. Археолог К.В. Сальников разработал хронологическую классификацию для андроновской культуры Зауралья, разделив ее на три этапа: федоровский (XVIII—XVI вв. до н.э.), алаколъский (XV— XII вв. до н.э.) и затараевский (XII—VIII вв. до н.э.). Данная классификация получила признание в научной среде и применяется при изучении памятников эпохи степной бронзы во всех регионах распространения андроновской культуры.

Неоценимый вклад в исследование памятников эпохи бронзы в Центральном Казахстане внес академик А.Х. Маргулан. В результате многолетних исследований ученый определил этот период как переходный от эпохи бронзы к железному веку и ввел в научный обиход термин Cu'.'d.ihi (кшдыбаевская культура (по месту первых раскопок памятников бронзы у аула Дандыбай близ г. Караганды и в урочище Пргпзм н Северном Прибалхашье).

Памятники племен Центрального Казахстана в эпоху бронзы. 11 ри родные богатства Центрального Казахстана были известны еще с древности. Этот регион является одним из основных центров проживания племен андроновской культуры. Археологические исследования в различных частях региона выявили множество поселений и стоянок, наскальных рисунков и других памятников древности.

В районе Жезказгана эти памятники представлены многочислен­ными горными выработками. Самым крупным памятником является Милыкудук.

Эта огромная территория была заселена племенами эпохи бронзы неравномерно. Наиболее освоенными районами в то время были бассейны рек Нуры, Шерубай-Нуры, Атасу с их многочисленными притоками; межгорные долины Бугулы, Бегазы, Кызыл-Арай, Кент, Карка- ралинского, Баянаульского, Кокчетавского горных массивов и др.

В Центральном Казахстане к настоящему времени открыто около 50 поселений и 150 крупных могильников. В своем развитии племена андроновской культуры Центрального Казахстана прошли два последовательных этапа: ранний — нуринский, средний — атасуский (условные названия по рекам Нура и Атасу).

Нуринский этап культуры еще недостаточно изучен, он известен пока лишь по материалам погребальных сооружений. Для древних нуринцев характерен погребальный обряд трупосожжения. Кремация производилась недалеко от сооруженного склепа, затем прах переносился в могилу, а место сожжения заваливалось каменными плитами. Существовал также обряд захоронения усопших. Вокруг могильников сооружалась круглая или прямоугольная ограда из вкопанных вертикально или положенных плашмя в виде каменных ящиков плит. К концу нуринского этапа обряд трупоположения начинает постепенно вытеснять ритуал кремации. Это видно на примере ряда памятников, в частности северо-восточных районов Центрального Казахстана.

Культуру племен нуринского этапа особенно ярко характеризует глиняная посуда с плоским дном, на которую наносились геомет­рические или лепные узоры. Орнамент в виде треугольников, парал­лельных каннелюр наносился гребенчатым и гладким штампом. В погребениях нуринского времени бронзовых изделий найдено очень мало. Наиболее известными из исследованных могильников являются Бугылы-1 и Аксу-Аюлы-1.

Культура андроновского периода на атасуском этапе является прямым продолжением и развитием культуры ранней бронзы. Остатки костей животных в могильниках и на поселениях дают представление о видах животных, разводившихся населением атасуского времени. Здесь большую роль играли крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Увеличение стад и рост населения явились стимулами к хозяйственному освоению полупустынь, где люди стали рыть колодцы.

В атасуское время возросли масштабы горных работ, повысились добыча и производство меди и олова, значительно расширилось производство медных и бронзовых орудий труда, предметов быта и украшений. Все найденные орудия и вещи были изготовлены техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования и полирования.

Для атасуских андроновских племен характерен устойчивый погребальный обряд. Умерших хоронили в скорченном положении, на левом боку, с согнутыми в локтях руками, головой на запад, иногда с небольшими отклонениями к северу или югу.

На атасуском этапе преобладают горшки с уступом, отделяющим шейку от плечика, и посуда простой баночной формы, а также переходные формы. Орнамент располагается по трем зонам: венчику, верхней части тулова и у дна. Преобладающим мотивом рисунков на венчике становится цепочка из прямоугольных или равнобедренных треугольников вершинами вверх. Зона у дна украшалась треуголь­никами вершинами вверх или опоясывающими параллельными линиями.

Памятники атасуского этапа в целом широко представлены в Центральном Казахстане — это группы захоронений Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие в Коунрадском районе, погребальные комплексы долины реки Шерубай-Нура — Басбалдак, Аксу-Аюлы, могильники Елшибек, Беласар на северной окраине Бетпакдалы. Материалы, найденные на этих могильниках, однотипны с материалами Атасу. Поселения обычно располагались в горных ущельях или в защищенных от холодных ветров и суховеев местах, по берегам степных рек и озер.

Группа малых и хозяйственных сооружений (от 10 до 20—30) строилась по кругу с таким расчетом, чтобы в центре имелась открытая внутренняя площадка для скота. Жилище обычно представляло собой полуземлянку, стены которой возводились из камней. О планировке поселений и интерьере жилшц можно судить по раскопкам поселения в долине горной речки Мнибасай, впадающей в Атасу.

Поселение Атасу размещено на возвышенной площадке и представляет собой серию неглубоких западин, по краям которых выступают каменные плиты. Отдельные жилища соединялись узкими, длинными ходами, у каждого находился большой зольник со скоплением в нем золы и костей мелкого рогатого скота. По всем признакам было видно, что древние атасусцы жили здесь очень продолжительное время.

На поселении было обнаружено жилище, по всей видимости, мастерская по выплавке меди и два зольника. Жилая полуземлянка имела прямоугольную форму. В ней сохранились два культурных слои. 1C (U'lK'i я к >му углу жилища примыкали три небольшие землянки, с( и'дшнч 111 ые коридором. В северо-восточном углу жилища обнаружен очаг из гранитных плит, состоящий из трех специализированных специй. Одна, самая большая ячейка очага обогревала помещение, другая служила для приготовления пищи, третья выполняла роль I [давильной печи. У очага лежали слитки меди, медный шлак, обложки каменных и глиняных ячеек тиглей, литейная форма. Здесь находились каменные рудодробильные орудия.

Бегазы-дандыбаевская культура (X—VIII вв. до н.э.). Племена этой культуры в своем эволюционном развитии прошли три последовательных этапа: переходный, развитый и поздний.

К переходному от атасуского к бегазы-дандыбаевскому этапу относится группа памятников Атасу - Иртыш, в том числе Аксу-Аюлы-2. Он состоит из однотипных земляных курганов, обрамленных по основанию кольцевыми оградами из крупных гранитных плит, вкопан­ных на ребро. Трупы погребены в вытянутом положении на спине. Появление подобного типа захоронений с обширными внутренними сооружениями свидетельствует о возникновении в период позднего андрона (XIII—XI вв. до н.э.) имущественного неравенства. Внутренние ограды большинства сооружений переходного и развитого периода бегазы-дандыбаевской культуры сохранили остатки деревянного покрытия из бревен. Слой древесного угля и золы от бревен указывает на ритуал предания огню деревянных конструкций перекрытия. Такой поминальный обряд сожжения деревянных построек был широко распространен среди племен эпохи поздней бронзы на территории Казахстана.

Погребальный обряд бегазы-дандыбаевской культуры не типичен для андроновской культуры. Наряду с обычными, скорченными, встречаются вытянутые трупоположения на спине. Сочетание двух обрядов захоронения в одном могильнике объясняется по-разному. Согласно одному из них, это связано с переселением в эту местность представителей другого рода, принадлежащего к этому племени; согласно второму — с переходом одних и тех же племен от одного этапа развития к другому.

Бегазы, Аккойтас, Дандыбай и другие известные памятники характеризуют развитый этап бегазы-дандыбаевской культуры. Эти могильники и поселения отличаются законченностью архитектурно- строительных форм жилых и культовых сооружений, разнообразием новых видов шаровидной керамики. Особенно примечательны в этом отношении плиточные ограды Бегазы, расположенные в отрогах одноименной горы. В этой группе памятников всего шесть однотипных оград. Одна из особенностей бегазинских могильников — это специальные алтарные устройства для ритуальных предметов и жертвоприношений. Там же сохранились следы жертвоприношений и трапезной пищи в виде большого скопления бараньих костей.

Глиняная посуда, найденная в комплексе Аксу-Аюлы, соответствует переходному периоду от среднего этапа эпохи бронзы к позднему. Там были найдены крупные гребешкообразные формовки, которые свойственны бегазы-дандыбаевскому этапу эпохи бронзы в Центральном Казахстане.

Жители горной зоны Центрального Казахстана в период бегазы- дандыбаевской культуры продолжали строить помещения в виде землянок и полуземлянок. Очаги сооружали в виде округлых ям в полу, устланных каменными плитами.

Данные археологических исследований свидетельствуют о том, что племена эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана развивались в тесной взаимосвязи с родственными племенами Южного Зауралья, Алтая и Енисея. Все археологические находки, характеризующие материальную культуру этих областей, отдаленных друг от друга на огромные расстояния, весьма близки, что подтверждает тесную экономическую и культурную связь между древними племенами.

Археологические памятники племен Северного и Западного Казахстана. Во 2 тысячелетии до н.э. территорию Северного и Западного Казахстана населяли племена алакольского этапа андроновской культуры. Основными занятиями этих племен были скотоводство и земледелие. Племена этих регионов развивались в тесном взаимодействии друг с другом. Из-за ограниченности земельных площадей, удобных для хозяйствования, жилые площадки в местах плодородных почв долго не пустовали. На смену одним племенам приходили другие, они селились в традиционных местах, часто используя для постройки своих жилищ остатки старых, покинутых сооружений.

На территории этих областей открыто более 150 поселений и свыше 200 могильников эпохи бронзы. Археологическими исследованиями охвачено около 350 погребений. Особенностью жилищ Северного Казахстана является использование в качестве строительного материала березовых бревен. Из-за отсутствия леса в Западном Казахстане жилища в основном строились из камня.

Всего на территории Северного и Западного Казахстана исследовано свыше 60 жилищ, относящихся к этому времени. Все они представляют собой полуземлянки или наземные строения. Несмотря на отдельные местные особенности, археологические материалы дают основания утверждать, что общественно-хозяйственная и культурно-духовная жизнь этих регионов развивалась в рамках закономерностей эпохи бронзы.

Памятники эпохи бронзы племен Восточного Казахстана.

Культура эпохи бронзы данного региона делится на три этапа: ранний, средний и поздний. Из них лучше всего исследованы памятники средней бронзы. К наиболее ранним относятся могильники у села Канай, озера Сарыколь, урочищ Каражал и Малый Койтас, Нурманбет, где найдено парное захоронение. Такой обряд погребения свиде­тельствует об усилении роли патриархального родового строя.

Археологические данные, полученные при изучении поселения у с. Трушниково, поселения и могильника у с. Малокрасноярка,

Зевакинского могильника, относящихся к периоду поздней бронзы, свидетельствуют о переходе пастушеских племен к кочевому ското­водству.

Археологические памятники племен Южного Казахстана и Семиречья. Памятники эпохи бронзы на территории этих областей исследованы очень мало. Так, в Южном Казахстане известны могильник Таутары, несколько разрозненных захоронений и случайных находок. Больше памятников найдено в Семиречье. Это могильник Каракудук, каменные ящики и оградки около сел Капал и Бигаш.

В 60-х годах прошлого столетия ученые Хорезмской археологи­ческой экспедиции под руководством С.П. Толстова на восточном побережье Аральского моря исследовали стоянки близ холма Уйгарак и некрополь Тегискен, относящиеся к развитому этапу бронзового века.

На территории Северо-Восточного Семиречья обнаружен ряд могильников, относящихся к развитому и позднему этапам эпохи бронзы и переходному времени от бронзы к раннему железному веку: Капал, Мышпункъир-З и др.

В результате планомерных исследований в 80-х годах XX в. на территории Алматинской, Талдыкурганской и Жамбылской областей выявлено значительное количество могильников и поселений. На территории Жамбылской области могильники располагались в

Предметы, найденные на местах древних стоянок с. Канай в Восточном Казахстане

широкой долине между хребтами Анракай и Чу- Илийскими горами. Кроме того, в районе расположения крупных могильников обна­ружены местонахождения петроглифов, которые дают ценные сведения о жизни пле­мен, живших в ту эпоху.

Материалы, обнаружен­ные на памятниках эпохи бронзы на территории Юж­ного Казахстана и Семиречья, свидетельствуют о том, что население этого региона дос­тигло в своем развитии выс­шего для того времени уровня и стояло на пороге перехода от бронзового века к новому этапу развития — железному веку.

? Вопросы и задания

1.   Что вы знаете об эпохе бронзы и ее особенностях?

2.    В чем состоит историческое значение бронзы в истории человека?

3.    Что вам известно об андроновской культуре?

4.    Расскажите о бегазы-дандыбаевской культуре.

5.    Расскажите о памятниках эпохи бронзы Центрального Казахстана.

6.    Каковы специфические черты памятников Северного и Западного Казахстана?

*7. Пользуясь дополнительными материалами, подготовьте рассказ об исследовании памятников Восточного Казахстана, Южного Казахстана и Семиречья.