Главное меню

  • К списку параграфов
Литература — художественное отражение жизни человека и общества


Если на каждой странице данного учебника написать назва­ния произведений русской литературы, оставивших вечный след в памяти людей и ставших достоянием мирового искусства, — этих страниц не хватило бы.

За свою тысячелетнюю историю русская литература обогати­лась выдающимися произведениями — замечательным миром образов, мыслей, идей. Изучить все произведения, получить о каждом полное представление невозможно. Но знать имена выда­ющихся поэтов и писателей, читать созданные ими творения необ­ходимо. Литература, как и любой другой вид искусства, обогащает нас, делая умнее, образованнее, воспитывает характер, доставляет наслаждение. Дорогу ко всему подлинно значимому и прекрасно­му в мире литературы открывают те произведения, которые мы называем классическими.

Творцом произведения, которому суждено стать классическим, может быть только особо выдающийся, гениальный художник. Если ему удалось в своем творчестве выразить то, что волнует всех, находит отклик у каждого читателя, то перед нами — великое тво­рение. Говоря о подобных произведениях, мы ставим вопрос и о том времени, когда они были созданы. Это время может совершен* но отличаться от современности. Казалось бы, и искусство опреде­ленной эпохи может представлять только исторический интерес. Но нет. Особенность классического произведения заключается в том, что оно типично для своего времени и вместе с тем раскры­вает общечеловеческие ценности. В нем отражается определен­ная эпоха со своими неповторимыми признаками и в то же время выражаются существенные и важные для человечества взгляды, мысли, идеи. При этом общечеловеческое начало в произведении становится наиболее важным.

Слово "литература” происходит от латинского littera, которое переводят как "буква”, "письмена”, т. е. письменность, все напи­санное.

Долгим был путь от рисуночного письма древнего человека к современной буквенной литературе. Были на этом пути иерогли­фы и клинопись, каменные плиты, обожженные глиняные таб­лички, дощечки, покрытые воском. Появление бумаги и печат­ного станка в средние века стало настоящим информационным взрывом. Рельефное изображение буквы на деревянном, металлическом, пластмассовом брусочке с тех пор и по сей день называ­ется литерой. Все напечатанное стало литературой. Так возникло первое, са мое общее значение этого слова. Литература -это вся совокупность письменных произведений того или иного народа, эпохи, всего человечества в целом.

Письменность как средство информации имеет две стороны: первая — умение писать, вторая — способность воспринимать текст. Может показаться, что чтение гораздо проще, чем овладение правилами правописания. На самом деле это не так. Подлинная образованность и культура человека определяются не только тем, сколько и каких книг он прочел, но и тем, как он умеет читать.

Человек может удовлетворять свою любознательность, обра­тившись к политической, публицистической, научно-популярной литературе. Средства массовой информации знакомят его с жиз­нью страны и планеты. Но совершенно особое место занимает ху­дожественная литература, с которой связано другое значение тер­мина "литература” как совокупности художественных словесных произведений. Именное этим значением связано название учебно­го предмета. В этом значении литература — это явление искусства, искусство слова.

Чтение художественных произведений имеет свои особенно­сти, здесь есть свои, порой весьма сложные "формулы”, разобрать­ся в которых весьма непросто.

Ответы на многие важные вопросы дает литературоведе­ние — наука, изучающая мир художественной литературы, закономерности развития, своеобразие как отдельных произведе ний. так и творческого наследия писателей, связь с традициями национальной и мировой литературы. Литературоведение изуча­ет теоретические понятия, необходимые для осмысления художе­ственного текста. С некоторыми из них вы уже познакомились в 7 классе и знаете, что такое система образов, образ-персонаж, автор-повествователь, художественное время и художественное пространство, пейзаж в искусстве и т. д. Вероятно, вы поняли, что постижение художественного произведения — это сложный процесс. Сложность его объясняется и тем, что литература на всем протяжении своей истории изменялась и прошла тысячелетний путь от устного народного творчества до современной, чрезвы­чайно многогранной системы, называемой литературным процес­сом.

Литература как специфический вид искусства, художественно отражающий жизнь человека и общества с древнейших времен и до наших дней, как и история, развивается по хронологическому принципу. В течение исторического пути в литературе развива­лись тенденции и направления, преемственность и традиции, фор­мировались основные этапы, давшие названия периодам и стилям в литературе. В 8 классе вам предстоит изучение с историко­хронологических позиций основных направлений, периодов и стилей в литературе: древней русской литературы, литературы средневековья, эпох Возрождения и Просвещения, классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма в русской литературе.

Что же такое направление и стиль?

Направление, или течение- это литературные понятия. обозначающие общность содержательных и эстетических принципов, жанрово-тематических и стилистических особен­ностей, характерных для творчества нескольких писателей, творческих групп и школ. Литературное направление характери­зуется общностью духовно-эстетических основ художественных произведений, обусловленной сходством социально-культурной ситуации и однотипного миропонимания писателей. Однако идеа­лы отдельных авторов, их отношение к поставленным проблемам и представление о путях и способах решения может быть различ­ным.

Так, в основе романтического миропонимания и романтизма как литературного направления лежат глубокое разочарование в действительности, жажда совершенства, страстное стремление к абсолютным идеалам. Однако конкретное содержание "разлада” и "мечты” у писателей-романтиков было неодинаковым: одни жаж­дали кардинального переустройства общественной жизни (на­пример, Байрон, Лермонтов), другие искали спасения в религии (Шатобриан, Жуковский), третьи — в слиянии с природой и воз­врате к народной старине.

Чередование и определенная последовательность, хронологич­ность смены литературных направлений в разных странах позво­ляют рассматривать их как явление наднациональное, между­народное, как явление мировой литературы. Однако в каждой отдельно взятой стране и в национальной литературе литератур­ное направление имеет ряд специфических признаков. Так, для русского романтизма характерно сочетание собственно романтиче­ских начал с сентиментализмом (например, у Жуковского), клас­сицизмом (у Рылеева), анакреонтикой (у Батюшкова), реализмом (у Пушкина, Лермонтова, Гоголя).

При всем конкретно-историческом своеобразии националь­ных разновидностей литературных направлений они могут быть сближены по значению в литературном процессе. Такова, напри­мер. роль сентиментализма — "оппонента” классицизма и пред­шественника романтизма в литературном процессе Франции и России. Между национальными разновидностями литературных направлений, таким образом, существует внутренняя связь - вы­ражение закономерностей общелитературного порядка и основа взаимовлияний в литературе.

С содержанием понятий литературного направления, течения, периода тесно связано понятие стиль в литературе. Словом stylos древние греки называли деревянную, костяную или металличе­скую палочку, заостренную на конце и предназначенную для пи­сания на восковых дощечках. Но научное понятие стиль, конечно, гораздо сложнее и многограннее.

Литература, как и искусство в целом, обладает единством со­держания и формы произведения. Стиль обеспечивает эту проч­ную связь в самом процессе творчества. Первоначальное значение слова "стиль" помогает понять, что явление связано с творчеством, единым способом обработки того материала, которым располагал художник перед началом работы.

Характер отпечатка зависит от stylos, но не зависит от восковой дощечки; почерк зависит от нажима пера, но не от качества бума­ги. Иначе говоря, художественный стиль — это инструмент освоения и передачи действительности писателем.

Одна и та же тема (например, "маленького человека”) по- разному решается Пушкиным в "Станционном смотрителе”, Гоголем в "Шинели”, Достоевским в "Бедных людях” благодаря различию стилей, которыми реализуется различие художествен­ного сознания авторов. По-разному предстают в разных стилях одни и те же предметы, события, мысли. Да и такой материал, как язык, тоже преобразуется под воздействием стиля, поэтому мы го­ворим "язык Пушкина”, "язык Гоголя”, "язык Достоевского”.

Вот мир Достоевского: слово звучит с напряженностью, дохо­дящей до исступления, с постоянной интонацией вопроса, требу­ющего незамедлительного ответа. Детали и описания резко кон­трастны, события и отношения героев конфликтны, всякая идея находит заостренное выражение в сюжете. Отсюда можно заклю­чить, что напряженность, контрастность и гиперболичность — свойства стиля Достоевского, которые соответствуют трагическо­му образу мира, созданному им в своих романах и повестях.

Формирование литературных стилей, направлений, перио­дов - сложный исторический процесс, для понимания которого нужны знания теоретических понятий, чтение и анализ произве­дений разных писателей.

Каковы особенности классицизма, сентиментализма, роман­тизма, реализма в русской литературе, каким образом они пре­ломляются в творчестве отдельных писателей и поэтов; что такое историзм, цикличность, хронологичность по отношению к исто­рии словесности; каково место русской словесности в истории ми­ровой литературы?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете, вниматель­но изучив учебник, начиная от фрагментов из "Слова о полку Игореве” и "Повести временных лет” до произведений писателей XX в. Мировая литература представлена в 8 классе творчеством У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, Дж. Байрона, чьи произведения в определенной степени оказали влияние на развитие русской ли­тературы. В раздел учебника "Русская литература Казахстана” включены произведения И. Шухова и Ю. Герта.


1. Что такое литература: история, наука или искусство? Кокос определе­ние и почему вы считаете наиболее точным?

2.     В чем отличие литературы от других видов искусства: музыки, живопи­си, архитектуры, кино, театра, телевидения и т. п.?

3.     В чем, на ваш взгляд, заключается задача литературы — учить, воспи­тывать, убеждать, утешать, тревожить? Обоснуйте свой ответ примера­ми из прочитанных книг.

4.     Каково место и значение литературоведческого анализа в процессе постижения художественного текста?

5.     Прочитайте в рабочей тетради и перескажите текст "Совет поэта".

6.     Прочитайте в рабочей тетради текст "Доверяйте искусству” и выполни­те задания к нему.

7.     Прочитайте в рабочей тетради афоризмы н высказывания об искусстве и литературе. Выберите наиболее интересные, с вашей точки зрения, и поясните их смысл.

8.     Заполните в рабочей тетради таблицу о значении литературы в жизни человека цитатами из прочитанных книг и афоризмами.

9.     Выполните в рабочей тетради задание 1.

10. Расскажите о книге, прочитанной вами в последнее время и в определен­ной степени изменившей ваши взгляды на жизнь.


1. Что изучает литературоведение как наука?

2.     Что такое литературное направление?

3.     Что такое стиль в литературе? Каково первоначальное значение слова "стиль?

4.     Приведите примеры, характеризующие стиль писателя.

5.     Что обозначает хронологический принцип в литературе?

6.     Каковы хронологические рамки изучения литературы в 8 классе?